Урок литературы «По страницам пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"»
По страницам пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
Урок русской литературы в 5 классе
Урок подготовила и провела: учитель русского языка и литературы первой категории Кулевич Е.Е.
Цели урока:
1.Углубить и продолжить работу по выяснению характеров героев, вырабатывать умение аргументировать свои суждения ссылками на текст;
2. Развивать навыки выразительного чтения, связную речь, умение работать с иллюстрациями и соотносить их с содержанием;
3. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
Оборудование: выставка рисунков-«обложек» и иллюстраций к произведению; декорация к кукольной постановке, кроссворд.
Эпиграф:
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин
Опережающие задания:
1-ой группе – нарисовать обложку к произведению;
2-ой группе – инсценировать эпизод «Урок королевы»;
3-ей группе – выразительное чтение отрывка по ролям (1 д., 2 к.);
4-ой группе – составить советы артистам, играющим в этой сцене;
5-ой группе – составить рассказ о зимнем лесе с т.з. очевидца;
6-ой группе – нарисовать костюмы братьев месяцев,
7-ой группе – составить викторину «Угадай героя по высказываниям».
Ход урока
Вступительное слово учителя. Обсуждение рисунков-«обложек».
- Наверное, вы согласитесь, что лицо книги – это её обложка. Скажите, какою должна быть обложка, чтобы книгу захотелось взять в руки? (Интересная, яркая, красивая.)
- Чем же можно заинтересовать читателя? Что изобразить? (Портреты главных героев, иллюстрацию к интересному эпизоду, отразить идею.)
- Давайте посмотрим, какие обложки создали ребята к сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Ученики представляют свои работы. Экспертная группа оценивает, выбирает лучшую обложку.
Объявление темы урока.
Вот эту книгу нам захотелось взять в руки. Мы открываем её. Но что это? Пустые странички. Заполним их. Воссоздадим сказку. Мы отправляемся в путешествие «По страницам сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Викторина «Угадай героя по высказываниям».
- Кого же мы повстречаем на своём пути? Кто населяет страницы? (Герои, которые в пьесе называются действующими лицами.)
- Проверим, как хорошо вы знаете их. Дома вы готовились к викторине. (Ребята друг другу читают цитаты, отгадывают, о ком идёт речь.)
4. Кукольная инсценировка «Урок королевы».
- А как мы узнаем о характерах персонажей? Ведь в пьесе нет авторской характеристики. (О характе6рах персонажей мы узнаём по их по поступкам и действиям.)
- Вспомним ключевые сцены, где проявляются как нельзя лучше характеры действующих лиц. Первая наша остановка «Классная комната королевы во дворце». Смотрим кукольное представление.
- Докажите, что во время «королевского урока» всё происходит как бы наоборот.
- Каковы результаты такого «ученья»? (Королева издаёт сумасбродный приказ: доставить во дворец подснежников из зимнего леса. И кто-то должен стать жертвой королевского каприза. Ясно, что человека, отправляющегося в лес для выполнения этого приказа, ждёт гибель. Поэтому старуха с дочерью отправляют падчерицу. Да и как отправляют!)
- Прочитаем по ролям эту сцену.
5. Выразительное чтение по ролям.
Но прежде прослушайте советы артистам: как они должны держаться, каким голосом и с какой интонацией читать? (Проверка индивидуального домашнего задания.)
Старуха говорит с падчерицей сурово, властно, в её голосе нет сострадания, жалости. Тон приказной, угрожающий. С дочкой она ласкова, уступчива.
Дочка обращается к своей сестре грубо, требовательно, она не терпит пререканий, насмехается над бедняжкой, пускается в слёзы, чтобы её послушали.
Падчерица говорит ласково, приветливо, пытается по-доброму переубедить.
После прочтения:
- Убедительны были наши актёры, использовали они советы?
- В отношении каких героинь верна пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает»? Обоснуйте свою точку зрения. (У старухи и её дочки много общего. Они подлые, бездушные, привыкли думать о себе, своей выгоде, ненавидят падчерицу, завидуют ей.)
6. Словарная работа.
- На доске записаны слова, соотнесите их с образами трёх девочек: падчерицей, дочкой, королевой.
Кроткая, послушная, грубая, злая, дерзкая, капризная, добрая, жестокая, весёлая, бессердечная, своенравная, решительная, трудолюбивая, жадная, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, ленивая.
7. Словесное рисование. Описание зимнего леса с точки зрения очевидца.
По прихоти жестоких людей падчерица оказывается в зимнем лесу. Как отнесётся к девочке Природа? Ведь лес – это дикий, суровый бор. То наглухо запирается стеной падающего снега от непрошеных гостей, то посылает на них метелицу, то щедро открывает простому и трудолюбивому человеку свои несметные богатства. Лес со всеми обитателями - это равноправный персонаж пьесы Маршака. И недаром в Японии, где пьеса была экранизирована, её хорошо знают под названием «Лес живёт».
- Каким вы видите лес, куда попала падчерица? Домыслите, дорисуйте картину из немногословной ремарки. (Проверка индивидуального домашнего задания.)
Просмотр иллюстраций учащихся.
8. Работа с эскизами. Описание костюмов двенадцати месяцев.
В лесу Природа оказалась более милостивой к падчерице, чем её близкие. Ворон, белка оберегают сироту, на помощь к ней приходят и двенадцать месяцев.
- Догадайтесь по костюмам, кто его владелец, какой месяц.
Авторы эскизов подробно знакомят со своими работами.
- Почему месяцы-братья помогают девочке? (Из-за уважения к её трудолюбию, скромности, выдержке.) Подтвердите свой ответ текстом.
9. Разгадывание кроссворда.
Наша книга почти готова. Есть обложка, иллюстрации, охарактеризованы персонажи, проанализированы основные события. Но без чего немыслима книга? Это слово зашифровано в кроссворде. Зачитываются отрывки из пьесы, а нужное слово пропускается.
« А пока вот тебе этот… Не с пустыми же руками возвращаться тебе от братьев-месяцев». (Сундук)
«Как же я её … буду? Я ещё никого никогда ни о чём не…. Я только умею приказывать. Ведь я королева!» (Просить)
«Пусть… у тебя три года поживут, дом и двор посторожат. А через три года, если станут посмирнее, приводи под Новый год сюда». (Собаки)
« А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе … на память. Смотри на него и вспоминай меня. Если случится беда, брось его на землю, в воду или в снежный сугроб и скажи…» (Колечко)
|
с |
у |
н |
д |
у |
к |
|
|||
|
п |
р |
о |
с |
и |
т |
ь |
|||
с |
о |
б |
а |
к |
и |
|
||||
к |
о |
л |
е |
ч |
к |
о |
|
10.
10. Подведение итогов. Рефлексия.
Обращение к эпиграфу урока. (Зло наказывается, добро торжествует.)
- Чему учит сказка? Какие качества осуждаются?
- Чья работа на уроке понравилась? Какие будут пожелания?
Выставление отметок.
- Кому понравился урок, прикрепите цветок к корзине, нарисованной на доске. (На парте у каждого лежит бумажный цветок подснежника.)
11. Домашнее задание
Составить кроссворд или викторину по сказкам, предложенным для внеклассного чтения.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кулевич Елена Евгеньевна
→ Публикатор 16.05.2016 2 14113 695 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы