Самоанализ урока литературы в 9 классе
Самоанализ урока литературы в 9 классе.
Учитель "ХХХХ СОШ", Нефтеюганский район
Окулова Екатерина Викторовна.
Урок проведен в 9 классе. В классе 19 человек (из них 9 мальчиков и 10 девочек). Всех учащихся можно поделить на три группы: учащиеся с высоким, средним и низким уровнем мотивации. Согласно диагностике уровня обученности (по П.И. Третьякову) в классе 5 учеников имеют 5 уровень обученности, 7 учащихся - 4 уровень обученности, 4 ученика - 3 уровень и 3ученика - 2 уровень. Большинство учащихся способно работать в хорошем темпе в течение всего урока. Психологический климат в классе хороший, на уроках атмосфера взаимопонимания и доверия.
Тема урока: «Чацкий в системе образов комедии»
Это 6 урок из 8 запланированных по теме А.С. Грибоедов «Горе от ума». Содержание темы в большей степени связано с художественным восприятием учащимися комедии «Горе от ума» и обращением к их жизненному опыту. В этом-то и особенность, которая позволяет реализовать важнейший дидактический принцип связи урока с жизнью. На последующих уроках запланирована работа с критической литературой и подготовка к написанию сочинения. Таким образом, каждый последующий урок опирается на ранее усвоенные знания.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса обобщения и систематизации:
ЦЕЛИ УРОКА: Раскрыть влияние героев комедии на художественный образ Чацкого через
активизацию раннее полученной информации о героях комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
приемы новаторства А.С. Грибоедова в области литературного языка
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
- формирование навыков работы с драматическим произведением;
- создать условия для формирования ключевых компетенций:
-коммуникативной (устной) компетенции;
-учебно-познавательной (планирование познавательной деятельности; нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач);
-информационной (поиск и сбор информации, ее переработка и передача).
Развивающие:
- развитие навыков анализа и синтеза;
- развитие умения выделять главное;
- развивать культуру речи при выступлениях;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
- развивать мышление, связную речь, внимание, память;
- выдвигать гипотезы, искать доказательства, проверять правильность решения проблемы;
- навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи, артистические умения.
Воспитательная:
- совершенствование уважительного отношения к русской литературе;
- формирование эстетического вкуса;
- воспитание организованной личности;
- формирование культуры речи.
Проведенный урок изучения художественного текста соответствует всем современным программным требованиям. Он спроектирован с учётом содержания примерной программы и обязательного минимума содержания общего образования по литературе. Важнейшей задачей организации такого урока являлось усвоение, систематизация и обобщение знаний через анализирование художественного текста. Основным источником систематизации и обобщения знаний для учащихся был учебник, текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», различные средства наглядности и дидактические раздаточные материалы.
В соответствии с типом урока была выбрана следующая структура:
Организационный момент (1 мин);
Актуализация и целеполагание (12 мин);
Обобщение и систематизация (26 мин);
Рефлексия (5 мин);
Постановка домашнего задания (1 мин).
Этапы урока логически связаны между собой. На всех этапах использовалась компьютерная презентация.
Исходя из темы урока «Чацкий в системе образов комедии» - на этапе актуализации учащиеся были распределены на 4 команды. С целью систематизации полученных ранее знаний каждой команде по очереди задавались вопросы мини-игры на знание текста комедии «Горе от ума». Для оценки своих знаний ребятам был предложен «Маршрутный лист», в котором отражены основные этапы деятельности учащихся на уроке. Учащимися совместно с учителем были выделены цели урока. Каждый ученик определил собственные цели и записал их к себе в тетрадь.
Чтение учащимися наизусть монологов (монолог Чацкого «А судьи кто?», монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…») помогало развитию монологической речи и артистических умений.
На начальном этапе обобщения и систематизации учащиеся совместно с учителем с помощью приема КЛАСТЕР систематизировали имеющиеся знания о центральном герое комедии. Далее учащимся были предложены задания на карточках, которые способствовали развитию следующих умений:
- умения выделять главное;
- умения обобщать информацию;
- выдвигать гипотезы, искать доказательства, проверять правильность решения проблемы;
- делового партнерского общения;
- умения точно и кратко высказываться о личности героя, используя как простые, так и сложные синтаксические конструкции.
Таким образом, знания не сообщались в готовом виде, а приобретались учащимися в ходе самостоятельной работы.
Схожесть заданий для групп помогала выработать целостное представление о героях произведения, на основе разных точек зрения критиков и выступающих у учащихся сформировалось свое отношение к комедии и её героям.
После выполненной кропотливой работы группы поочередно выступали с краткими ответами на поставленные вопросы, приводя аргументы и выражая свое отношение по данному вопросу. Происходило обсуждение. Другие группы задавали вопросы по методике приёма «Толстые и тонкие вопросы», высказывали свое мнение, что в свою очередь помогало отработке навыка:
- аналитического цитирования (введение цитат в высказывания);
- применению знаний в измененной ситуации;
- умению строить высказывания и соотносить их с жизнью.
На этапе рефлексии учащиеся обсудили и обобщили главные проблемы и мысли о героях в сравнении с современностью. Также им было предложено составить синквейн. Таким образом, учащиеся поделились своими впечатлениями от произведения и проделанной ими работы. В течение данного этапа учащиеся слушали интересные мысли товарищей, формировали окончательное представление о произведении.
Этап постановки домашнего задания содержал в себе разъяснения по содержанию и способу выполнения домашнего задания. Оно состояло из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая - составить кроссворд по творчеству А.С. Грибоедова (не менее 15 слов). Практическая - инсценировать один из эпизодов комедии «Горе от ума».
Структура урока построена с учётом использования активных форм организации познавательной деятельности – групповой работы, которая позволяет обеспечить активное участие каждого в продвижении материала.
Формирование коммуникативной компетенции выполнялось через использование следующих методов и приемов: публичное выступление, групповая форма работы, учебный диалог, обмен мнениями, обсуждение проблемной ситуации, анализ текста.
Формирование учебно-познавательной компетенции: метод гипотез, проблемная ситуация, целеполагание, рефлексия.
Формирование информационной компетенции: работа со справочной литературой
Разнообразие видов деятельности и формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная, способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.
Все задания давались в деятельностной форме. Использование разнообразных заданий способствовало развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию проблемной ситуаций, сотрудничества с учениками.
Итак, по итогам урока поставленные цель и задачи были выполнены следующим образом:
- обучающая: было дано представление о комедии, взгляды критиков на произведение ученики обсуждали сначала в группах, а потом при межгрупповом общении, что способствовало выработке своей точки зрения на произведение. Позиция учеников была осмыслена в ходе урока. Таким образом, каждый ученик, поработав на уроке в группе или выполняя индивидуальные задания, выступая с ответом, усвоил тему.
- развивающая: в ходе урока ученики по предложенным заданиям работали в группах, общались как внутри групп, так и осуществляя межгрупповое общение. Они выдвигали и отстаивали свою точку зрения, слушали мнение других, задавали вопросы, вступали в диалог, развивая диалогическую речь, достигая умения инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками. Выступая с ответами, ученики развивали монологическую речь. Таким образом, каждый ученик либо выступал с устным ответом, либо готовил индивидуальное задание, либо активно работал в группе.
- воспитательная: толерантность складывается из терпимого доброжелательного отношения к другим людям и их труду, умения прислушиваться и уважать мнение других, даже если оно противоположно вашему. Этому на уроке, научились ребята, работая в группах, осуществляя межгрупповую работу, выполняя творческие задания. Перед учащимися ставилась цель общаться культурно, слушая друг друга.
Таким образом, все поставленные цели и задачи выполнены, у каждого ученика проверена степень их достижения в индивидуальном порядке – это зафиксировано в их индивидуальных маршрутных листах.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Окулова Екатерина Викторовна
→ КДС 20.08.2017 1 18632 585 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.