Самоанализ урока литературы в 9 классе


Самоанализ урока литературы в 9 классе.

Учитель "ХХХХ СОШ", Нефтеюганский район

Окулова Екатерина Викторовна.


Урок проведен в 9 классе. В классе 19 человек (из них 9 мальчиков и 10 девочек). Всех учащихся можно поделить на три группы: учащиеся с высоким, средним и низким уровнем мотивации. Согласно диагностике уровня обученности (по П.И. Третьякову) в классе 5 учеников имеют 5 уровень обученности, 7 учащихся - 4 уровень обученности, 4 ученика - 3 уровень и 3ученика - 2 уровень. Большинство учащихся способно работать в хорошем темпе в течение всего урока. Психологический климат в классе хороший, на уроках атмосфера взаимопонимания и доверия.

Тема урока: «Чацкий в системе образов комедии»

Это 6 урок из 8 запланированных по теме А.С. Грибоедов «Горе от ума». Содержание темы в большей степени связано с художественным восприятием учащимися комедии «Горе от ума» и обращением к их жизненному опыту. В этом-то и особенность, которая позволяет реализовать важнейший дидактический принцип связи урока с жизнью. На последующих уроках запланирована работа с критической литературой и подготовка к написанию сочинения. Таким образом, каждый последующий урок опирается на ранее усвоенные знания.

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса обобщения и систематизации:

ЦЕЛИ УРОКА: Раскрыть влияние героев комедии на художественный образ Чацкого через

  1. активизацию раннее полученной информации о героях комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

  2. приемы новаторства А.С. Грибоедова в области литературного языка

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:

- формирование навыков работы с драматическим произведением;

- создать условия для формирования ключевых компетенций:

-коммуникативной (устной) компетенции;

-учебно-познавательной (планирование познавательной деятельности; нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач);

-информационной (поиск и сбор информации, ее переработка и передача).

Развивающие:

- развитие навыков анализа и синтеза;

- развитие умения выделять главное;

- развивать культуру речи при выступлениях;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

- развивать мышление, связную речь, внимание, память;

- выдвигать гипотезы, искать доказательства, проверять правильность решения проблемы;

- навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи, артистические умения.

Воспитательная:

- совершенствование уважительного отношения к русской литературе;

- формирование эстетического вкуса;

- воспитание организованной личности;

- формирование культуры речи.

Проведенный урок изучения художественного текста соответствует всем современным программным требованиям. Он спроектирован с учётом содержания примерной программы и обязательного минимума содержания общего образования по литературе. Важнейшей задачей организации такого урока являлось усвоение, систематизация и обобщение знаний через анализирование художественного текста. Основным источником систематизации и обобщения знаний для учащихся был учебник, текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», различные средства наглядности и дидактические раздаточные материалы.

В соответствии с типом урока была выбрана следующая структура:

  1. Организационный момент (1 мин);

  2. Актуализация и целеполагание (12 мин);

  3. Обобщение и систематизация (26 мин);

  4. Рефлексия (5 мин);

  5. Постановка домашнего задания (1 мин).

Этапы урока логически связаны между собой. На всех этапах использовалась компьютерная презентация.

Исходя из темы урока «Чацкий в системе образов комедии» - на этапе актуализации учащиеся были распределены на 4 команды. С целью систематизации полученных ранее знаний каждой команде по очереди задавались вопросы мини-игры на знание текста комедии «Горе от ума». Для оценки своих знаний ребятам был предложен «Маршрутный лист», в котором отражены основные этапы деятельности учащихся на уроке. Учащимися совместно с учителем были выделены цели урока. Каждый ученик определил собственные цели и записал их к себе в тетрадь.

Чтение учащимися наизусть монологов (монолог Чацкого «А судьи кто?», монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…») помогало развитию монологической речи и артистических умений.

На начальном этапе обобщения и систематизации учащиеся совместно с учителем с помощью приема КЛАСТЕР систематизировали имеющиеся знания о центральном герое комедии. Далее учащимся были предложены задания на карточках, которые способствовали развитию следующих умений:

- умения выделять главное;

- умения обобщать информацию;

- выдвигать гипотезы, искать доказательства, проверять правильность решения проблемы;

- делового партнерского общения;

- умения точно и кратко высказываться о личности героя, используя как простые, так и сложные синтаксические конструкции.

Таким образом, знания не сообщались в готовом виде, а приобретались учащимися в ходе самостоятельной работы.

Схожесть заданий для групп помогала выработать целостное представление о героях произведения, на основе разных точек зрения критиков и выступающих у учащихся сформировалось свое отношение к комедии и её героям.

После выполненной кропотливой работы группы поочередно выступали с краткими ответами на поставленные вопросы, приводя аргументы и выражая свое отношение по данному вопросу. Происходило обсуждение. Другие группы задавали вопросы по методике приёма «Толстые и тонкие вопросы», высказывали свое мнение, что в свою очередь помогало отработке навыка:

- аналитического цитирования (введение цитат в высказывания);

- применению знаний в измененной ситуации;

- умению строить высказывания и соотносить их с жизнью.

На этапе рефлексии учащиеся обсудили и обобщили главные проблемы и мысли о героях в сравнении с современностью. Также им было предложено составить синквейн. Таким образом, учащиеся поделились своими впечатлениями от произведения и проделанной ими работы. В течение данного этапа учащиеся слушали интересные мысли товарищей, формировали окончательное представление о произведении.

Этап постановки домашнего задания содержал в себе разъяснения по содержанию и способу выполнения домашнего задания. Оно состояло из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая - составить кроссворд по творчеству А.С. Грибоедова (не менее 15 слов). Практическая - инсценировать один из эпизодов комедии «Горе от ума».

Структура урока построена с учётом использования активных форм организации познавательной деятельности – групповой работы, которая позволяет обеспечить активное участие каждого в продвижении материала.

Формирование коммуникативной компетенции выполнялось через использование следующих методов и приемов: публичное выступление, групповая форма работы, учебный диалог, обмен мнениями, обсуждение проблемной ситуации, анализ текста.

Формирование учебно-познавательной компетенции: метод гипотез, проблемная ситуация, целеполагание, рефлексия.

Формирование информационной компетенции: работа со справочной литературой

Разнообразие видов деятельности и формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная, способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.

Все задания давались в деятельностной форме. Использование разнообразных заданий способствовало развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию проблемной ситуаций, сотрудничества с учениками.

Итак, по итогам урока поставленные цель и задачи были выполнены следующим образом:

- обучающая: было дано представление о комедии, взгляды критиков на произведение ученики обсуждали сначала в группах, а потом при межгрупповом общении, что способствовало выработке своей точки зрения на произведение. Позиция учеников была осмыслена в ходе урока. Таким образом, каждый ученик, поработав на уроке в группе или выполняя индивидуальные задания, выступая с ответом, усвоил тему.

- развивающая: в ходе урока ученики по предложенным заданиям работали в группах, общались как внутри групп, так и осуществляя межгрупповое общение. Они выдвигали и отстаивали свою точку зрения, слушали мнение других, задавали вопросы, вступали в диалог, развивая диалогическую речь, достигая умения инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками. Выступая с ответами, ученики развивали монологическую речь. Таким образом, каждый ученик либо выступал с устным ответом, либо готовил индивидуальное задание, либо активно работал в группе.

- воспитательная: толерантность складывается из терпимого доброжелательного отношения к другим людям и их труду, умения прислушиваться и уважать мнение других, даже если оно противоположно вашему. Этому на уроке, научились ребята, работая в группах, осуществляя межгрупповую работу, выполняя творческие задания. Перед учащимися ставилась цель общаться культурно, слушая друг друга.

Таким образом, все поставленные цели и задачи выполнены, у каждого ученика проверена степень их достижения в индивидуальном порядке – это зафиксировано в их индивидуальных маршрутных листах.


Полный текст материала Самоанализ урока литературы в 9 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Окулова Екатерина Викторовна  КДС
20.08.2017 1 18632 585

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК