Конспект классного часа "Моя малая Родина"; 3 класс
МБОУ г. Иркутска СОШ №28
Подготовила учитель начальных классов: Ленская Татьяна Гавриловна
Классный час на 1 сентября
Тема:
Цель: воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному городу, сопричастности к судьбе области, бережного отношения к его культурно-историческим и природным богатствам.
Задачи:
-
Выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;
-
развитие творческих способностей;
-
усвоение информации познавательного характера об объекте, ценность которого необходимо выявить, поскольку нельзя ценить того, чего не знаешь.
-
Удивить, поразить, заинтересовать учащихся, постараться создать такие ситуации, при которых знакомые с детства памятники истории и культуры предстали бы перед школьниками в новом ракурсе.
-
Обогащать и систематизировать знания детей об Иркутске.
-
Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего города.
Ход урока
В моем сердце уголок найдётся
Для тебя, любимый край родной,
Ведь не зря ты малой родиной зовёшься,
Ты в душе всегда, всегда со мной!
I.Организационный момент
Учитель: Дорогие ребята! Поздравляю Вас с началом учебного года! Сегодняшний день и радостный и грустный. Радостный, потому что вы снова встретились со своими школьными друзьями, со школой, и немного грустный, потому что начинается пора домашних заданий. Итак, давайте начнем наш первый урок!
Расшифруй слово. Н И Р А Д О (РОДИНА)
Р1А (Р ОДИН А)
Если скажут слово родина
Сразу в памяти встаёт
Ветхий дом, в саду смородина
Старый тополь у ворот….
- Что такое Родина? (Родина – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём)
Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия располагается сразу и в Европе и в Азии.
Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.
-Знаете ли вы как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.
-Кем для вас являются мама и папа? - родители)
-Как зовут группу людей, объединённых кровным родством? (родня, родственники, родные)
-Как называется перечень поколений одного рода? (родословная)
-Назовите общую часть этих слов. Как называются такие слова? (Однокоренными)
-Почему? (ответы детей) (Имеют одинаковый корень «РОД»)
Учитель: Верно, ребята»! Слово Родина произошло от древнего слова "РОД", которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.
Учитель: Посмотрите на карту. (Показывает на карте Россию)
Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы - моря и реки не замерзают.
- А как называется главный город нашей страны? (город Москва.)
Москва - столица России. Столица - главный город государства. В Москве есть здание – которое является символом столицы. Это Кремль.
В Кремле работает правительство нашей страны.
Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.
Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.
Ещё одним символом нашего государства является флаг.
Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл:
Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.
Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране. Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков (Звучит Гимн)
Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина.
Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. Кто догадался Как она звучит? ( ответы детей)- Правильно
Тема нашего урока: Моя малая Родина. Для многих это МОСКВА
Учитель: - На берегах какой реки стоит город Москва? (Древние города возводили по берегам рек. Город Москва возник на высоком берегу Москвы - реки при слиянии ее с речкой Неглинкой. По имени реки Москвы и был назван город.
Учитель: Кто помнит что означает слово "Москва"?
На одном из языков фино -угорской языковой семьи, "МОСК" переводится, как" корова", однако, вскоре после выдвижения, эта гипотеза потеряла популярность, зато появилась новая: "МОСК" переводилось, как "медведь", а "ва " как "мать, жена", то есть все слово "Москва" переводилось, как "медведица". Существуют также версии о происхождении слова "москва" от славянского диалекта. Согласно одной из них, "моск" означало "вязкий, топкий". Это довольно правдоподобная гипотеза, так как когда-то верховья Москвы-реки были очень топкими, а сама река вытекала из топкого болота, называвшегося "Московская Лужа", и сейчас это одна из наиболее правдоподобных версий.
- Прочитайте слова. Почему эти слова написаны рядом?
- У русского народа есть такая поговорка: "Москва всем городам мать". Почему так говорят? (Москва - столица нашей Родины. Когда-то, много - много лет назад, Москва объединила вокруг себя другие города, и стала главным городом русской земли.
Физминутка:
Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова - это «два»,
Руки вбок, вперед смотри это «три».
На «четыре» – поскакать.
Две руки к плечам прижать - это «пять».
Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».
Есть на широких просторах России, с одной стороны, небольшой, с другой – относительно крупный город – город Ирку́тск — называют его середина Земли. Административный центр Иркутской области и Иркутского района, образует Иркутский городской округ, шестой по величине город Сибири.
Расположен в Восточной Сибири, на берегах Ангары при впадении в неё Иркута (отсюда название города), в 66 км к западу от Байкала. Климат резко континентальный со значительными перепадами температур. Из-за близости к сейсмически активному Байкальскому рифту регулярны слабые землетрясения.
Крупный научно-образовательный центр, в котором обучается свыше ста тысяч студентов. Среди отраслей промышленности — авиастроение, гидроэнергетика и производство продуктов питания. Транспортный узел на Транссибирской магистрали и федеральной автодороге «Байкал».
Старинный сибирский город, основан как острог в 1661 году. В пожаре 1879 года был сильно разрушен. Отнесён к историческим поселениям России; исторический центр внесён в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
До Октябрьской революции был купеческим городом, долгое время процветавшим на российско-китайской торговле, а позднее на золотопромышленности; местом политической ссылкиидекабристов.
Наша школа расположена в районе, который носит название Маршала Конева. Вы многие здесь родились и живёте, ходите в нашу красивую школу, где получаете знания, находите друзей, участвуйте в различных школьных и классных мероприятиях. И куда бы Вы не уехали, всё равно Вас будет тянуть в свой родной город, где вы родились, на свою улицу, где вы жили, в сою родную школу, где вы учились, к своим учителям, которые вложили в Вас знания, которые пригодятся вам на всю оставшуюся жизнь.
Для многих из вас наш район и есть Малая Родина.
Итог урока
Наш урок мне хочется закончить такими строчками:
Моя Родина – родной Иркутск.
Здесь живёт моя семья.
Всё так близко и знакомо.
Здесь мой дом, ребята, школа.
Молодцы! Сегодня за урок я всем говорю спасибо.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ленская Татьяна Гавриловна
→ Публикатор 08.11.2020 0 2179 278 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.