Статья "Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г. РОСТОВА
Районный конкурс программных и методических материалов по экологическому образованию и просвещению детей
Номинация: «Экологическое просвещение и гуманитарно-экологическая, эколого-краеведческая и эколого-эстетическая тематика»
«Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности»
Выполнила:
учитель начальных классов
МОУ СОШ №4 г. Ростова
Дегтярёва Надежда
Александровна
Ростов, 2023
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, что привело к необходимости пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Реалии сегодняшнего времени диктуют необходимость приобретения человеком совершенно новых умений и качеств: человек должен быть функционально грамотным.
Функциональная грамотность - это совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Таким образом, ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности - способность человека самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [2, с. 351].
На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования - оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27-го места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности, не означая, однако, что наши школьники мало знают или, что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что необходимо современному человеку. Российская школа, верная своим традициям, наполняет головы своих учеников большим объемом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.
Теоретической основой исследования выступили положения, представленные в работах Л.И. Божович, Л. Венгера, В.В. Ветровой, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, В.П. Кашириной, М.И. Лисиной, Г.С. Никифорова, А.Е. Ольшанниковой, С.Л. Рубинштейна, В.И. Селиванова, В.А. Сластенина, Г.А. Цукерман, С.Г. Якобсон и других авторов, в которых выявляется сущность функциональной грамотности обучающихся, приводится характеристика ее форм и компонентов.
Процесс формирования функциональной грамотности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности нашел отражение в фундаментальных работах А.Г. Асмолова, Р.Н.Бунеева, А.А. Вахрушева, А.В. Горячева, Д.Д. Данилова, Д.И. Фельдштейна.
Все авторы отмечают, что процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности.
Педагогами современных школ в образовательной деятельности должны применяться такие методы обучения как научные кружки, факультативы, предметные недели, индивидуальные и групповые проекты, участие в школьных олимпиадах, конкурсах, викторинах, поисковая работа (историко-краеведческая, литературоведческая, этнографическая), походы и экскурсии по родному краю, выставки достижений и изобретений, художественных произведений учащихся, подготовка рефератов и сообщений по темам, вынесенным для самостоятельного изучения - методы, способствующие формированию функциональной грамотности детей.
Таким образом, проблема формирования функциональной грамотности детей разрабатывается в отечественной науке давно и сейчас актуальность вышеперечисленных исследований также велика.
Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» на первый план наряду с общей грамотностью (в это понятие входит усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося) выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач», а также личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие, что обусловлено изменением общей парадигмы образования [3, с. 116].
В начале 70-х годов ХХ в. широкое распространение получает термин «функциональная грамотность». В трактовке этого понятия подчеркиваются связи между грамотностью, производительностью труда и социально[1]экономическим развитием в целом. Такая трактовка грамотности в практике работы школы была связана с широким внедрением активных способов обучения.
Авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» (Р. Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.В. Горячев и др., научный руководитель Д.И. Фельдштейн) определяет ее целью «выращивание» функционально грамотной личности [1, с. 13]. Выбор этой цели объясняется тем, что только функционально грамотная личность сможет оценить сложившуюся в обществе ситуацию, выбрать востребованную на сегодняшний день профессию, принять правильное решение, адаптироваться в любом социуме, овладеть современными информационными технологиями. Функциональная грамотность рассматривается как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые авторы именуют обще учебными умениями или ключевыми компетенциями [6, с. 95].
Функциональная грамотность младших школьников может быть оценена, как способность организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений.
При оценке функциональной грамотности младших школьников анализируются такие ее формы как:
1. Общая грамотность.
2. Компьютерная грамотность.
3. Информационная грамотность.
4. Коммуникативная грамотность.
5. Грамотность при овладении иностранными языками.
6. Бытовая грамотность.
7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
8. Общественно-политическая грамотность [6, с. 95].
В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности. На рисунке 1 выделены четыре параметра функциональной грамотности.
Является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма |
|
Связана с решением стандартных, стереотипных задач |
|
Функциональная грамотность |
|
Направлена на решение бытовых проблем |
|
Обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации |
Рис.1. Параметры функциональной грамотности
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
Средствами формирования и развития навыков мышления являются предметные задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода заданий в компетенции, т.е. в функциональную грамотность. Как отмечалось выше, составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные.
Для успешного формирования и развития функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:
- обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе –формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);
- учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы обучающихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);
- обучающиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
- учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
- школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников - инструмент, развивающий навыки функциональной грамотности детей и рассматривается как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире. Обучающиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала. Учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Дети младшего школьного возраста должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике.
В основе проектно - исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся (умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения; а также развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности [5, с. 56].
Этот подход сочетается с групповым подходом к обучению. Собственно, обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектно-исследовательской деятельности. От успеха каждого ученика зависит успех всего проекта. Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации.
Типы проектов и их характеристика отражены в таблице 1.
Таблица 1. Типы проектов, их характеристика
Тип проекта |
Характеристика типов проектов |
Исследовательские |
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: проекты по познанию мира «Вода - источник жизни», «Что у нас под ногами» и др. |
Творческие |
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: «Если бы я встретил Хоттабыча». |
Игровые |
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: кроссворды по всем предметам, Литературное чтение «Чудеса у меня», диафильм «Синдбад- мореход» ( придуманное путешествие) и др. |
Информационные |
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: Познание мира : цикл мини - проектов по строению человека «Путешествие гуппи - пузырика внутри меня», «Я дышу» и др. |
Практико-ориентированные |
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: наглядное пособие по русскому языку «Слова, которые надо запомнить», «Имя существительное», «Глагол» и др. |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального уровня общего образования предусматривает вовлечение педагогическими работниками обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность уже с начальной ступени обучения:
в 1–2 классах — это доступные творческие задания, выполняемые на уроках (мини-проекты) и во внеурочной деятельности («Моя родословная», в котором дети не только исследуют свои корни (происхождение), но и находят происхождение и значение фамилии, имени, создают свой родовой герб и флаг), эту работу дети выполняют вместе со взрослыми (родителями);
в 3–4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные как индивидуальные, так и коллективные исследования.
Функция наставника заключается в организаторской, стимулирующей и корректирующей роли, то есть главное для педагогического работника — увлечь детей предметом исследования, показать значимость их исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет детям раскрывать свои индивидуальные особенности, реализовать свои знания в ходе учебного исследования и показать публично достигнутый результат. Очевидно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий, но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.
Организуя проектно-исследовательскую деятельность обучающихся начального уровня общего образования, необходимо следовать методологии исследования. Независимо от типа проекта или предметной направленности он имеет определенную структуру. Это план действий для учителя и учащегося, который позволяет разработать проект поэтапно.
Алгоритм действий в проекте:
- выбор темы проекта (исследования);
- постановка цели. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?);
- выдвижение предположения - гипотезы;
- выбор метода. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?);
- сбор данных (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага);
- пучение результатов (Если что-то не удалось - это тоже результат);
- анализ результатов (Сравниваем полученные с данной гипотезой);
- выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
Под руководством педагогического работника ребенок определяет проблему учебного исследования и намечает пути ее решения. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными, интересными, личностно значимыми для юного исследователя, работа должна выполняться им добровольно с обязательным обеспечением необходимого комплекса вспомогательного материала, оборудования и средств. Учитель направляет мысли и работу ученика, а ребенок самостоятельно пытается находить ответы, проверять их правильность и правдивость при помощи уже имеющихся знаний, старается делать выводы. Полученную информацию дети могут применить при решении уже новой задачи, сравнивая и собирая в единое целое. Но результат этой деятельности возможен лишь только при внимательном отношении педагога, опирающегося на особенности развития младшего школьника.
Итогом исследовательской работы и одним из значимых для юных исследователей этапом обучения является выступление на конференции. Выступления на конференциях дают возможность учащимся научиться отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать других, вести конструктивный диалог. В отличие от конференции для взрослых, на детской конференции необходимо создать для каждого участника «ситуацию успеха». В качестве примера, приведем проекты обучающихся 3 «В» класса «Хлеб – всему голова» и «День Земли».
Проект «Хлеб – всему голова». Детьми была поставлена цель: узнать о ценности хлеба и необходимости бережного отношения к нему.
В результате работы над проектом дети узнали историю появления хлеба (когда появился, каким был; норму и состав блокадного хлеба); выяснили, как хлеб приходит на стол (беседа с хлеборобом, экскурсия на пекарню); изучили пищевую ценность хлеба (состав, количество витаминов, норма потребления); приготовили хлеб в домашних условиях (расчет всех ингредиентов для выпечки одной булки хлеба, замер потраченного времени, потребленного газа или электроэнергии).
По результатам такой работы детьми были изготовлены буклеты для обучающихся начальной школы о бережном отношении к хлебу и его пользе, которые дети раздали на итоговой конференции по результатам проекта.
Проект «День Земли». Это был экологический проект, приуроченный к празднику «День Земли». Целью данного проекта было выявление экологических проблем города, путей и способов их решения, привлечение взрослых и детей к решению данных проблем.
В рамках проекта дети подготовили театрализованное представление на экологическую тему для обучающихся начальной школы «День Земли», организовали и провели конкурс рисунков «Земля – наш общий дом», изготовили скворечников (используя сведения о размере птицы, ее повадках, расчета расходного материала на изготовление скворечника), убрали свой пришкольный участок (соблюдение техники безопасности, распределение территории и обязанностей среди участников) и посадили цветы на клумбах (определиться с дизайном клумбы, количеством семян для посадки, организацией полива и прополки).
Опыт применения методов проектов обеспечивает создание положительной мотивации, активизацию познавательной деятельности, стимулирование инициативы, отрабатывает навыки социального взаимодействия. Использование данного метода даёт высокие результаты обучения учащихся по предметам разного цикла, развивая у них комплекс навыков функциональной грамотности.
Включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь, формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Таким образом, хочется отметить, что проектно-исследовательская деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Самым главным результатом проектной деятельности является формирование у детей умения решать учебную задачу за определенный отрезок времени, не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний - он учится учиться.
Таким образом, подводя итог настоящему исследованию, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, функциональная грамотность рассматривается как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей.
Во-вторых, при компетентностном подходе к оценке результатов обучения в понятие «функциональная грамотность» вкладывается следующий смысл:
- читательская грамотность — способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;
- математическая грамотность — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
- естественнонаучная грамотность — способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
В-третьих, проектно-исследовательская деятельность младших школьников является инструментом, развивающим навыки функциональной грамотности детей и рассматривается как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире.
1. Варавина, О. С. Формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста // Педагогический поиск. -2020. - № 3. - С. 13-16.
2. Жумабаева, А. Е. Проблемы формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов и пути их решения / А. Е. Жумабаева, А. Б. Ы. Ы. Тоқан // Образование в XXI веке : сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Москва, 2020. - С. 351-356.
3. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. - С. 116-125.
4. Лысова, О. В.Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов XXI века / О. В. Лысова, А. Ш. Абдуллина, Л. К. Нуримхаметова // International Journal of Medicine and Psychology. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 22-27.
5. Ушакова, М. А. Развитие функциональной грамотности школьников посредством проектной деятельности в начальной школе / М. А. Ушакова // Научно методическое обеспечение оценки качества образования. - 2019. - № 1 (9). - С. 56-59.
6. Царегородцева, Е. А. Формирование когнитивного опыта как основы функциональной грамотности младших школьников / Е. А. Царегородцева // Детство, открытое миру : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2020. - С. 95-98.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дегтярёва Надежда Александровна
→ Публикатор 26.08.2024 0 243 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.