Статья "Школьная библиотека компонент педагогической системы"


Селиванова Антонина Петровна

Библиотекарь

МОУ СОШ № 2 г. Ноябрьск ЯНАО


Школьная библиотека как компонент педагогической системы.


Библиотека образовательного учреждения на сегодня является центром информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся, а сотрудники библиотеки являются партнерами учителей в решении этой важнейшей педагогической задачи. Школьная библиотека рассматривается как приоритетное место для педагогического процесса, как компонент педагогической системы. Библиотека совместно с учителями применяет различные формы и методические приемы, педагогические и информационные технологии. Создание совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможности библиотеки.

Школьная библиотека – это структурное подразделение образовательного учреждения, и развивается оно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» [10, с. 6].

Школьная библиотека является информационным центром. Она помогает учителям, предоставляя в их распоряжение материалы для подготовки уроков (информацию, книги, статьи программные средства); она помогает ученикам, предоставляя им материалы для знаний. Все свои ресурсы современная школьная библиотека предоставляет пользователям в целях поддержки учебной деятельности и расширения ее возможностей.

Развитие современного общества все больше и больше зависит от того,

насколько в нем развита и эффективно функционирует информационная среда. Нельзя не согласиться с Л. А. Василенко в том, что информация представляет собой главный движущий фактор самоорганизующихся систем любой природы [3, с. 43]. Становление «информационного общества все более проявляет информацию как важнейший продукт общественной практики, один из факторов развития не только материального производства, но и социальных отношений, культуры коммуникации, практически всех эволюционных процессов, радикально изменяя содержание деятельности человека». Это значит, что система образования должна быть такой, чтобы уже с первых шагов обучения формировать умение критически мыслить и постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж [3, с. 44]. Современное образование призвано решать важные и сложные задачи по отношению как к молодому поколению, к отдельному гражданину, так и к обществу в целом.

В федеральном законе об образовании сказано, что основная задача образования – создание условий для развития гармоничной, социально активной, профессионально компетентной личности [10, с. 5]. Образованность, умение ориентироваться в огромном информационном потоке становятся для человека значимыми ценностями на протяжении всей его жизни. Достижение качества образования во многом зависит от уровня библиотечно – информационного обслуживания в библиотеке образовательного учреждения. В связи с этим особое значение приобретает деятельность современной школьной библиотеки как института содействия образованию. Поэтому современную школьную библиотеку надо рассматривать не только как структурное подразделение образовательного учреждения, организующее обслуживание учащихся, педагогов, но и как компонент педагогической системы, как библиотечно-информационный центр способствующий повышению знаний учащихся образовательного процесса [приложение № 1].

В стандарте основного общего образования декларируется тезис об общих учебных информационных умениях, навыках и способах деятельности, которые должны быть сформированы у выпускника школы являются следующими:

- адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного адаптация;

- осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров;

- проведение информационного смыслового анализа текста;

- использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое;

-умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

-составление планов, тезисов, конспектов;

-умение самостоятельно работать с документом, формулировать выводы;

-отражение в устной или письменной формах результатов своей деятельности;

-умение перефразировать мысль и др. Таким образом, сегодняшний выпускник общеобразовательной школы должен обладать тем уровнем грамотности, без чего невозможно становление информационной культуры личности.[7, с. 11].

Следовательно, из выше сказанного, современная школьная библиотека способна решать сложные педагогические, и очень важные, задачи. Деятельность школьной библиотеки в повышении образовательного уровня учащихся школы, создает благодатную среду для формирования новой информационной культуры личности.

На основе Федерального закона «Об образовании» политика государства в области образования основывается на следующих принципах, без которых деятельность библиотеки образовательного учреждения просто невозможна:

-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-единство Федерального культурного и образовательного пространства.

-общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся [10, с. 4].

Школьная библиотека – это особая педагогическая среда, и библиотекарь в своей профессиональной деятельности выступает как источник информации, организатор индивидуальной и коллективной деятельности, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает, т.е. библиотечными формами и методами осуществляет педагогическую деятельность. Изменения, происходящие в современном общем образовании, заставили и библиотечных работников, и педагогов по иному взглянуть на деятельность школьной библиотеки. Вместе с тем, школьная библиотека имеет значительный педагогический потенциал: персонал, умеющий работать с учащимися, фонды ориентированные на учебные потребности, справочно-библиографический аппарат, способствующий самообразованию, помещения и оборудование, предназначенные для индивидуальной и групповой самообразовательной работы, возможность постоянного партнерства учителей и библиотекарей в целях совершенствования обучения – и способна вести достаточно эффективную педагогическую деятельность.

Библиотека – это сердце обучающегося процесса, в школе она несет педагогические функции. Вместе – учитель – дети – библиотека – родители – решают сложные педагогические задачи. Умный, хороший учитель заинтересованный в образовании и воспитании детей, непременно приведет их в библиотеку, а за детьми и их родители [1, с. 23]. Педагогическая деятельность – это практическая деятельность по обучению (передача знаний), воспитанию (формирование качеств и убеждений) и образованию (накоплению и преобразованию в органическое единство знаний и навыков и умений и нравственных качеств личности). Роль школьной библиотеки может быть значительной в реализации таких прямых функций образования, как формирование речевой деятельности учащихся (слушание, говорение, чтение, помощь учащимся в освоении возрастного пространства и переходе от одного возрастного пространства к другому, наконец, в формировании гражданской грамотности, понимаемой как совокупность способностей и включающей грамотность речи, письма, способность критически мыслить, обдуманно действовать в условиях плюрализма и др. Являясь важной частью пространства образования, школьные библиотеки осуществляют все это библиотечными формами и методами [2, с. 22].

Основываясь на Государственный стандарт образования современная школьная библиотека ставит цели выбирать педагогические формы и методы работы и их достижения [7, с. 12]. Сегодня необходимо помочь школьной библиотеке решать с педагогических позиций специфические именно для нее задачи:

-активно влиять на общую стратегию школы, в соответствии с которой все учителя и библиотекари формируют навыки работы с информацией и помогают учащимся применять их по мере необходимости,

-эффективно сочетать традиционные для школы формы работы (уроки внеклассного чтения, занятия по привитию навыков пользования книгой, библиотекой, практикумы по обучению школьников пользовательским информационным технологиям, специальные факультативы, кружки и пр.) с богатым арсеналом библиотечных форм и методов, позволяющим ей эффективно реализовывать свой педагогический потенциал.

Образовательные функции библиотеки стали сейчас темой самой широкой дискуссии. Действительно, современные социальные условия, вызванные информационным и образовательным бумом еще в 90-х годах, как никогда повысили роль библиотек в образовательном учреждении. Выступления участников научно – практической конференции в г. Озерске подтвердили, что школьными библиотеками накоплен богатый опыт библиотечных педагогических технологий поддержки школьного образования (Санкт – Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Озерск, Салават, Новоуральск, Лесной, Зеленогорск, Трехгорный, Миасс) [2, с. 7]. Библиотека нашла свою нишу в образовательном процессе, разрабатывая аспекты информационной культуры учащихся и творческого чтения.

Обновляются формы сотрудничества библиотеки и школы на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов библиотеки;

-актуализация роли школы и педагогов в формировании информационной культуры школьников, переориентация их взаимоотношений с библиотекой с пассивного потребления библиотечных услуг на деятельное сотрудничество;

-реализация научно – исследовательских проектов прогностического типа, психолого-педагогических экспериментов, способствующих выработке долгосрочных стратегий развития библиотек;

-реализация совместных школьных и библиотечных воспитательных программ направленных на использование их в образовательном процессе.

Школьная библиотека для большинства российских детей является первой библиотекой в их жизни, именно школьные библиотеки создают читателей для всех остальных типов библиотек. Школьные библиотеки являются необходимым ресурсом образования, поэтому библиотекарь – педагог. Только школьный библиотекарь способен приобщить учеников к информационной культуре, указать ему путь в информационное общество и общество знаний [9, с. 19].

Школьная библиотека – это учебный центр образовательного учреждения, поэтому ни одна предметная неделя, ни один месячник, посвященные знаменательным датам, важнейшим историческим событиям, не проходят без участия в них школьной библиотеки. Это и выставки, и обзоры литературы, и занимательные литературные игры. Школьная библиотека выполняет одну из главных своих задач – учить читать, воспитывать творческого читателя, привлекать к чтению подрастающее поколение.

Современная школьная библиотека – это «кровеносная» система образовательного учреждения. Без развития современной школьной библиотеки, невозможно представить цвилизационное развитие страны, создание общего культурного пространства. Школьная библиотека является самой массовой библиотечной сетью в стране. Она насчитывает 63 тысячи школьных библиотек, которые признаны обеспечить поддержку начальной и средней ступеней обучения [4, с. 14].

Основываясь на принципы государственной политики в области образования, важнейшей задачей школы является создание условий для полноценного развития личности ребенка и его самореализации [10, с. 4]. Строя свою работу на принципах гуманности демократичности и научности, школа стремится создать систему воспитания обладающую гуманистического типа с сетью кружков и секций, позволяющих школьнику найти себе занятие по душе. Центром школы в вопросах воспитания подрастающего человека является библиотека, которая аккумулирует в себе возможность приобщения к ценностям и традициям своего народа, воспитывает чувство прекрасного формирует средствами литературы представления об общечеловеческих ценностях.

Школьная библиотека является компонентом педагогической системы образовательного учреждения. Педагогическая система, сложный объект, который можно рассматривать на уровне общества отдельного образовательного учреждения, педагога. Педагогическая система обязательно включает в себя совокупность взаимосвязанных элементов. Элементы эти выстраиваются в систему, если: функционируют по определенным законам, обладают общими качествами. Проанализировав и сопоставив основные правовые и нормативные акты, регулирующие деятельность школы и школьных библиотек, с целью выявления общего законодательного поля, приходим к выводу, что в основе деятельности и школы, и библиотеки, по большому счету и с определенными уточнениями, лежит единая законодательная база. Международные документы: «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.), «Декларация прав ребенка», «Декларация о школьных библиотеках», Конституция Р Ф, Законы Р Ф, «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ (1998 г.), «Об образовании», (1996 г.), «О библиотечном деле» ( 1994 г.), Государственные образовательные стандарты федерального и регионального значения. Без знания и применения документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, школьные библиотеки своего предназначения выполнить не могут. Во всех перечисленных документах прослеживаются общие тенденции. Законы признают, что государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности государственной власти РФ. Целью государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ. Констатируют единство культурного и образовательного пространства, приоритет в области образования, общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека трактуют библиотечную деятельность как социально значимый вид деятельности, библиотеку как образовательное учреждение [10, с. 6].

Правовые документы в Федеральном законе «Об образовании», и в Федеральном законе «О библиотечном деле» исключают какое бы то ни было «верховенство», существуют на равных и только дополняют, а не противоречат друг другу [11, с. 60]. На основе выше изложенных документов школа и школьная библиотека преследуют единую цель: формирование обшей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности.

Профессиональные интересы педагогов и библиотекарей школ

пересекаются в одной плоскости, именуемой «ребенок» (т.е., согласно Конвенции о правах ребенка - человек до 18 лет) [5, с. 10]. В педагогической сфере деятельности школьные библиотеки не теряют своей самобытности и решают свои специфические задачи, которые обозначены в положении о школьной библиотеке образовательного учреждения: сохранения историко-культурного наследия, обеспечение доступа к информации, развитие медийной компетенции обучающихся, документальное обеспечение учебного процесса [8, с. 4]. В ГОСТах федерального уровня, в Концепции и программе развития образования отражена система педагогических норм и ценностей, которая является ориентиром в работе, как для учителей так и для школьных библиотек именно личностно-ориентированный, гуманистический, демократический характер образования, признание уникальности личности, ее права на уважение [6, с. 28].

Таким образом, именно личность – цель, субъект, результат и главный критерий педагогического процесса. Концептуальная основа развития школьной библиотеки базируется на соответствующих этому принципах: партнерства и приоритета интересов пользователей; личностно-ориентированного, диалогового стиля обслуживания, проецирующего самореализацию, самоутверждение, творчество обучающего; формирование ценностных ориентаций, а отсюда – поискового поведения учащихся, осознанного читательского вкуса.

Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от

библиотекаря как педагога владения методами межличностного общения,

речевой культуры, педагогической компетенции. Диалог является средством реализации предметно – информационной и ценностно–ориентированной составляющих качеств образования (возможность поделиться знаниями, быть услышанным и понять реакцию на высказанное). Диалог способствует коммуникативной деятельности, т.к. формирует навыки обмена мнениями, согласования точек зрения. Диалогический подход в единстве с личностным составляет сущность гуманистической линии в образовательном процессе.

Из всего, выше сказанного, считаю, что школьная библиотека представляет информацию и идеи, оказывает огромную помощь в воспитательном процессе образовательного учреждения. Использование разнообразных форм и методов педагогической деятельности в библиотеке образовательного учреждения позволяет отметить, что школьная библиотека является компонентом педагогической системы. Школьная библиотека и образовательное учреждение на сегодняшний день – это единое педагогическое пространство, которое сегодня просто необходимо нашему современному обществу.







Список использованной литературы


1.Елтышова, В. П. Современная школьная библиотека [Текст] / В. П. Елтышова // Школьная библиотека. – 2002. – № 4. – С. 23-24

2. Зуева, Е. М. Педагогическая деятельность школьной библиотеки [Текст] / Е. М. Зуева Библиотека и образование школьников: проблемы информационной поддержки. Научно-практическая конференция. 20-22 июня 2000г., Озерск-Челябинск, 2000.-140 с.

3. Крук, Н. В. Библиотека образовательного учреждения в информационном пространстве [Текст] / Н. В. Крук // Библиотека. – 2008. – № 1. – С. 43-46

4. Миронов, С. М. Библиотеки в национальных проектах России [Текст] / С. М. Миронов // Школьная библиотека. – 2006. – № 2. – С. 14-17

5. Михальченко, Е. П. Школьная библиотека как компонент педагогической

системы [Текст] / Е. П. Михальченко // Школьная библиотека. – 2002. – № 8. – С. 10-12

6. О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации [Текст] // Вестник образования России. – 2006. – № 18. – С. 20-33

7. Проект федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализации программы общего образования [Текст] // Вестник образования. – 2004. – № 5. – С. 9-14.

8. Положение о школьной библиотеке общеобразовательного учреждения: [Текст] // Школьная библиотека. – 2004. – № 5. – С. 3-8

9. Соколов, А. В. Опыт библиотечной демократии. Размышление после первого съезда школьных библиотекарей [Текст] / А. В. Соколов // Библиотечное дело. – 2008. – № 7. – С. 19-22

10. Федеральный закон: [Текст] Выпуск 9(433). Об образовании. – М.: ИНФРА-, 2008. – 78 с.

11. Федеральный закон «О библиотечном деле» // Библиотека. – 1995. – № 3. – С. 41-45
















Полный текст материала Статья "Школьная библиотека компонент педагогической системы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Селиванова Антонина Петровна  Tonja
23.02.2011 4 9933 1152

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК