Выступление "Библиотечная реклама как эффективный инструмент продвижения чтения"


Выступление на РМО зав. библиотекой МБОУ СОШ № 4 г. Красноярск

Кузовенковой Е.В.


Библиотечная реклама как эффективный инструмент продвижения чтения


Детское чтение – тема, которая, как мне кажется, не может не волновать. «Что читают нынешние дети? И читают ли?» - такой вопрос уже не раз поднимался на уровне школы, города, края, России. Вот и сегодня мы собрались здесь, чтобы еще раз понять какова картина чтения детей в сегодняшней ситуации и что нам нужно делать. Чтобы ответить на вопрос: читают ли наши дети, я предлагаю рассмотреть модель детского чтения.


Слайд 2:

Модель детского чтения чаще всего складывается из учебного, досугового, делового, познавательного и чтения "для души".


Учебное, иногда его называют изучающим. Оно выполняется по заданию учителя и составляет по данным исследований почти половину всего репертуара чтения школьников. Поддерживая энтузиазм ребенка к учению, мы поддерживаем тем самым и его программное чтение.

Определенное место в жизни современного школьника занимает прагматичное, или деловое чтение. Его функция прикладная — научиться мастерить своими руками или проверить свои способности. Некоторые в свободное время любят разгадывать кроссворды, заполнять тесты.

Большой удельный вес в структуре свободного времени учащихся занимает познавательное чтение. Здесь на первое место в последние годы вышли энциклопедии и справочники. Опросы детей показывают, что книга для них, главным образом, источник знаний. "Читаю, чтобы больше знать", — говорят дети.

Другое назначение детского чтения — чтение для досуга: развлечение, релаксация, отдых. Психологи установили: критерий "смешная книга" часто олицетворяется у младшего школьника с любимой книгой.

Духовным экстрактом культуры является художественная литература. Чтение ее является глубоко личностным процессом. Именно чтение художественных произведений чаще всего дети называют чтением для души.

Судя по модели детского чтения можно сделать вывод - наши дети читают! Читают в той или иной степени.

Новые информационные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Дети и подростки наиболее подвержены их влиянию. В этой связи родители, педагоги, библиотекари выражают тревогу по поводу того, что печать проигрывает в соревновании за читательское внимание экрану - телевизионному или компьютерному. Именно поэтому, обществом осознается необходимость защиты и поддержки детского чтения. Особую роль в этой поддержке имеют школьные библиотеки.

Слайд 3: Одним из путей поддержки и развития детского чтения может стать библиотечная реклама (определение).



Слайд 4: Целью библиотечной рекламы является повышение популярности библиотеки и спрос на ее ресурсы и услуги. 
Функции библиотечной рекламы и ее направления рассчитаны на привлечение внимания к услугам и ресурсам библиотеки.

В рекламной практике библиотек используются разнообразные средства наглядной, устной, печатной и комплексной рекламы.


Слайд 5: Можно выделить рекламу: 
·        Массовую, рассчитанную на широкие круги пользователей, на массовое использование ресурсов и услуг библиотеки; 
·        Групповую, ориентированную на определенный сегмент потребительского рынка; 
·        Персональную, индивидуальную. 

Слайд 6: Рекламная деятельность библиотек осуществляется по следующим направлениям: почтовая реклама; реклама в средствах массовой информации; реклама на радио и телевидении; видеореклама; выставки; печатная реклама; наружная реклама; фирменный стиль библиотеки; компьютерная реклама. 

Мы сейчас рассмотрим некоторые из них более подробно, но вначале обратим внимание на требования к любому виду рекламы: Слайд №7.


Слайд 8: Библиотечная реклама подразделяется на внутрибиблиотечную, предназначенную для читателей, и внешнюю, ориентированную на потенциальных пользователей.


Слайд №9. Уникальной интеграцией внешней и внутренней рекламы является имидж библиотеки.

Фирменный стиль библиотеки способствует закреплению положительной установки на библиотеку, формирует ее имидж и вызывает доверие. 
Оптимальный набор деловой документации библиотеки может включать: 

- фирменный бланк; 
- визитную карточку; 
- деловой конверт; 
- пригласительный билет 
- фирменную папку; 
- бейджи для сотрудников.



Родная эмблема, знакомый слоган на стендах или буклетах, обязательно привлечет внимание читателя и, именно к вашей информации, он отнесется с большим доверием. Например, на доске объявлений может располагаться информация «Прочти - это интересно!» или «Читал сам - рекомендую вам!».


Теперь рассмотрим наружную рекламу.

Слайд 10:

Привлекательный образ библиотеки создают ее витрины. При этом учитывается, что витрина (сквозная) соединяет внешнюю среду с внутренним пространством библиотеки. Например, можно у окна разместить большую игрушку. Рекламным ходом будет то, что в руках этой игрушки – книга! Дети по своей природе любопытны, и им обязательно захочется посмотреть, что же читает этот герой. Или большой грузовик может везти в своем кузове красочную книгу. Ну как в нее не заглянуть? Причем как со стороны улицы, так и с внутренней стороны.


Рекламные щиты и ширмы могут располагаться как внутри самой библиотеки, так и в здании образовательного учреждения. Они удобны тем, что информацию на них легко размещать и можно часто менять. Например, ширма «Сказки книжного шкафа» может содержать информацию о книге или ее авторе, а может пригласить читателя на определенной книжной полке найти интересную книгу.


Слайд 11:

Стендовые библиотечные выставки. Они могут относиться, как к внешней, так и внутренней рекламе. На стендах помещаются разнообразные текстовые материалы: книги, распечатки текстов из электронной информации, диски, дискеты, схемы, таблицы, слайды, магнитные ленты, фильмы и т. д.

Эффективной формой рекламы в библиотеке является стенд с постерами/распечатанными слайдами/.  


Наиболее апробированными формами стендовой рекламы в школьных библиотеках являются книжные иллюстративные выставки.

Выделим основные группы: 

Слайд 12: Первая группа  книжные выставки информационного характера. К ним относятся выставка новинок и выставка "забытых", редко или совсем не спрашиваемых книг. 
Выставка новинок литературы (новые поступления).

Настенные (стендовые) 

Выставка новых журналов 

Выставки-просмотры 

Особые функции выполняют выставки-книжные развалы (когда создается на столе имитация, что книги только принесли и они не успели еще занять свое место на полках), выставки-аукционы и т. д. 
Выставка "забытых" книг — экспонирование литературы, которая по тем или иным причинам совсем или почти совсем не пользуется спросом у читателей, хотя по своему содержанию представляет значительную ценность и требует актуализации. Особая разновидность библиотечных экспозиций — выставки книжных памятников — редких и ценных изданий из коллекций библиотек, музеев книги или частных собраний.



Слайд 13: Второй вид библиотечных экспозиций — тематические выставки, включающие документы и материалы по определенной теме.  Эти виды выставок достаточно успешно используют наши библиотеки.



Слайд 14: Не часто мы еще используем интерактивные выставки. Эта такие формы выставок, которые побуждают читателя к действию. Например, на выставке словарей может лежать задание – найди синонимы к словам….

Или «Если хочешь быть здоров, то…» и раскладывается ряд литературы с рекомендациями по здоровому образу жизни.

Выставка-путешествие поможет простроить логику исторического события. Выставка-диалог- это возможность читателям обменяться мнением о прочитанной книге. Выставка-квест поможет читателю не только найти нужную книгу в библиотеке, но и выполнить ряд интересных заданий.


Слайд 15:

Компьютеризованная реклама


 Компьютерная реклама библиотеки – принципиально новое средство распространения информации. Сегодня, когда большая часть информационной продукции и рекламных материалов создается и тиражируется с помощью персонального компьютера, это сделать несложно. Например, можно сделать рекламу книги в виде закладки и вкладывать ее в книгу каждому читателю. А часто ли мы используем внутреннюю сеть и проводим форумы, конференции по обсуждению книг? Выставляем ли мы рекламу и презентации на страницы сайта? Обмениваемся ли мы мнениями в интернет-сообществах?

Привлекаем ли мы учителей-предметников к рекламе школьного чтения? Это не сложно сделать. Например, на уроках информатики учащиеся старших классов могут делать рекламу книг с помощью презентаций, видеофильмов, радиоминуток и пр.


Слайд 16. Таким образом, мы выяснили, что библиотечная реклама имеет большие возможности в поддержке и развитии детского чтения.


Детская книга — это особый мир, который ребенок воспринимает и умом, и сердцем. Основная цель проводимых библиотекой мероприятий — заинтересовать, увлечь ребенка, приобщить его к миру книг. И очень важно, чтобы книга вошла в его жизнь как можно раньше. Этому способствует ежедневная индивидуальная работа с каждым читателем и проведение различных рекламных и массовых мероприятий.







Слайд 1
Автор: Кузовенкова Е.В., зав. библиотекой МБОУ СОШ № 4 г. Красноярска
Слайд 2
 Головко, С.И. Реклама – предмет увлекательный// Библиотека.– 2004.- №6.– С.76-79.  Матлина, С.Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама: Практич. пособ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЛИБЕРИЯ, 2000.- 128с.  Матлина, С.Г. Книжные выставки – обычные и необычные / С.Г. Матлина.- М.: Чистые пруды, 2008.-27с.  Слайковская, Н. В вывеске ли дело?// Библиотека.– 2002.№5.– С.4247.  Справочник библиотекаря/ Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. – СПб: Профессия, 2000. – 432с. – (Библиотека).  Цесарская, Г. реклама – удовольствие дорогое// Библиотека.– 1997.-№10.– С.19-20.  Шрайберг. Я.Л. Интернет-ресурсы и услуги для библиотек/ Я.Л. Шрайберг, Гончаров М.В., О.В. Шлыкова; Мин-во культуры РФ, ГПНТБ МГУКИ. – М., 2000. – 140с.: ил.
Слайд 3
УЧЕБНОЕ  ДОСУГОВОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ ДУШИ ДЕЛОВОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬН ОЕ
Слайд 4
 – реклама библиотечных ресурсов, услуг и продукции, осуществляемая библиотекой, комплекс мероприятий и средств, которые воздействуют на потребителя информации в желательном для библиотеки направлении
Слайд 5
    формирование престижного образа библиотеки информирование о новых библиографических услугах, введенных библиотекой и сохранение популярных существующих библиографических услуг воздействие на потребителя информации с целью его ориентации на рекламируемый товар или услугу; информирование о новых услугах, ресурсах и продукции библиотеки.
Слайд 6
 Массовая, рассчитанная на широкие круги пользователей, на массовое использование ресурсов и услуг библиотеки;   Групповая, ориентированная на целевую категорию читателей;   Персональная, индивидуальная. 
Слайд 7
        почтовая реклама; реклама в средствах массовой информации; реклама на радио и телевидении; видеореклама; выставки; печатная реклама; фирменный стиль библиотеки; компьютерная реклама. 
Слайд 8
       адресность, доступность, учет психологических особенностей восприятия информации детьми, эмоциональная включенность ребенка в информацию, красочность, яркость, образность, необычность, лаконичность живой язык, запоминаемость, регулярность и повторяемость информации
Слайд 9
 1. внутрибиблиотечная реклама, предназначенная для читателя  2. внешняя – ориентированная на потенциальных пользователей
Слайд 10
            фирменный знак;         логотип;          слоган; фирменная атрибутика. 
Слайд 11
   Рекламные щиты Витрины/вывески Ширмы
Слайд 12
     книги, буклеты распечатки текстов, диски, дискеты, схемы, таблицы, слайды, магнитные ленты, фильмы и т. д Стендовая реклама должна представлять собой целостную систему логически выстроенных актуальных, социально и профессионально ориентированных документов. Композиция призвана быть привлекательной по своей цветовой гамме, шрифтам, организации материалов. 
Слайд 13
        Выставка новинок литературы Выставка новых журналов Столы новинок Выставки-просмотры  Выставки-книжные развалы Выставки-аукционы  Выставка "забытых" книг  Выставка книжных памятников
Слайд 14
     Выставка, посвященная актуальным проблемам Выставки к памятным и знаменательным датам Выставки-персоналии, выставки-портреты Выставка одной книги Жанровые выставки 
Слайд 15
       Выставкавикторина Выставка-диалог Выставкасравнение Выставка-вопрос Выставкапутешествие Выставка-ситуация Выставкарекомендация
Слайд 16
     Web-сайты /страницы Электронная почта Форумы Чаты Интернет площадки/сообщества
Слайд 17

Полный текст материала Выступление "Библиотечная реклама как эффективный инструмент продвижения чтения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузовенкова Елена Викторовна  Murli
06.06.2011 4 13909 2904

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК