Библиотечный урок-викторина "Сказка о потерянном времени"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №130»









Библиотечный урок-викторина

«Сказка о потерянном времени»








Подготовила:

Зав.библиотекой

Саулина С.В.












г.Казань, 2013г.

Сказка о потерянном времени.

Беседа, викторина, обзор, видеопросмотр


Цель:

  1. Познакомить читателей с жизнью и творчеством Е.Л. Шварца;

  2. Дать возможность читателям показать начитанность;

  3. Акцентировать внимание на жанровых особенностях литературной сказки;

  4. Формировать нравственный багаж ребенка;

  5. Закрепить понятия: «периодические издания», «газета».


Форма урока: беседа, викторина, видеопросмотр.


Ход занятия

Давным-давно (в 1896г.) на свет появился ребенок. Кажется, ну что в этом необыкновенного – мальчик как мальчик. И никто не догадывался, что именно в этот октябрьский день родился волшебник, а точнее, сказочник, который жил среди людей под именем ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ.

Родился он в семье врача. Семье пришлось много скитаться по городам.

В 1914г., когда началась Первая мировая война, отца забрали на фронт. Нужно было помогать семье. Евгений учился в реальном училище (наряду с общеобразовательными предметами изучали основы естественных, физических, математических наук, новые языки). До 1888 г. выпускники поступали в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но в университет не принимались. После 1888 г. реальные училища были преобразованы и давали право поступать в университет на физ.-мат. и мед. факультет) и подрабатывал в театре.

Театр он любил всегда. В своих воспоминаниях Шварц писал: «Я в первый раз в жизни смотрю спектакль, днем. Как мне сказала впоследствии мама, это – «Гамлет». По сцене ходит человек в короне и в длинной одежде и кричит: «О духи, духи!» Это я запомнил сам, а с маминых слов я знаю следующее. После спектакля я вежливо попрощался со всеми стульями, со сценой, с публикой. Потом подошёл к афише. Как называется это явление – я не знал. Но, подумав, поклонился и сказал: «Прощай, писаная».

Актером он был не долго. У Шварца множество знакомых и приятелей в литературном мире, он даже работал несколько месяцев секретарем у Чуковского. Позднее знакомится с Маршаком и целых шесть лет трудится под его руководством. Публикует развеселые детские стихи, сочиняет пьесы для детей. Еще в раннем детстве он твердо решил, что станет писателем.

Шварц вспоминает:

«На вопрос: «Кем ты будешь?» мама обычно отвечала за меня: «Инженером, инженером! Самое лучшее дело». Не знаю. Что именно привлекло маму к этой профессии, но я выбрал себе другую. Однажды мы ходили взад и вперед по большому залу и я вдруг признался, что не хочу идти в инженеры. «А кем ты будешь?» Я от застенчивости лег на ковер, повалялся у маминых ног и ответил полушепотом: «Романистом!. В смятении своем я забыл, что существует более простое слово «писатель».

Е.Л. Шварц был удивительно веселым, ярким человеком, выдумщиком и шутником.

….однажды два совсем юных неопытных автора пришли в одно очень солидное издательство, чтобы впервые повстречаться со знаменитыми редакторами. Вступают в огромный пустой коридор, буквально замирают от волнения и вдруг видят, как из глубины этого коридора, не спеша, выходят им навстречу два солидных взрослых дяди, но почему-то… на четвереньках! Бедные авторы чуть с ума не сошли от изумления, а «четвероногие» подходят к ним, ни капельки не смущаясь, и прямо так, «с четверенек», спрашивают как ни в чем не бывало: «Вам что угодно, юноши?»…

Ну кто теперь поверит, что это вполне официальные сотрудники госучреждения Шварц и Олейников, устав от редакторской работы, просто играли в верблюдов?

Большой, веселый, остроумный и жизнерадостный Евгений Львович Шварц был неустанным работником. Он работал каждый день, он торопился высказать всё, что думал, что хотел передать людям.

Вероятно, поэтому была написана «Сказка о потерянном времени».

«Сказка о потерянном времени написана в жанре литературная сказка. А что такое сказка? Чем отличается литературная сказка? (Сказка-повествование о том, чего не бывает в действительности. Литературная сказка (отличительные особенности) –постоянный текст, созданный одним человеком, особый художественный мир, герои, придуманные автором.)

Б: Хотелось бы начать нашу викторину словами А.С. Пушкина

Сказка – ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

  1. «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…. И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик 3-го класса? Мне даже и … не дадут». Что не дадут? (пенсии)

  2. Он любил повторять в конце каждой четверти… (успею)

  3. А звали этого третьеклассника… (Петя)

  4. Третьеклассник в зеркале увидел высокого худого бледного старика. Морщины покрыли всё лицо». Это кривое зеркало? Почему автор превратил школьников в стариков? Что он хотел этим сказать?

  5. Где Петя отыскал разгадку волшебства? (В лесу)

  6. Ситуация, в которую попал Петя, была малоприятной. Он даже всплакнул. Слезы он вытер… Чем вытер слезы? (бородой).

  7. «Старушка достала из кармана газету «…правда». Как называлась газета? (Пионерская правда)

  8. Что такое периодические издания? (Периодические издания – это издания, выходящие через определённые промежутки времени постоянным для каждого года номеров, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое название и, как правило, одинаковые объем и формат. К периодическим изданиям относятся газеты, журналы, периодические сборники, бюллетени. Газета – периодическое листовое издание, содержащее официальную и оперативную информацию о самых разных событиях в мире.)

  9. Что такое газета? Как Петя определил, что перед ним заколдованная девочка? (Газета детская)

  10. Где нашелся 4-и старичок? (Катался на трамвае)

  11. И фамилия у него была подходящей? (Зайцев)

  12. К чему подходящей? (Он сидел на «колбасе», т.е. ехал на трамвае «зайцем»)

  13. Чем занималась Наденька Соколова, когда ее увидели ребята? (Прыгала)

  14. Для учета полученных лет злые волшебники использовали большие, окованные медью… (счеты)

  15. Маруся Поспелова вдруг что-то увидела в снегу. Наклонилась и схватила…? (мяч)

  16. Подошла, не спеша, к дереву и давай играть в …? (Трешки) Как играют в «трешки»? (это игра с мячом. Мяч бросают о стену и ловят руками. Пока мяч летит, нужно сделать определенное движение – хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя и т.п. Каждое движение повторяют по три раза.)

  17. И вот тот самый дом. Над столом висит лампа. Не совсем обычная. (керосиновая)

  18. Осталось только повернуть стрелки…? (ходиков). (77 раз назад. И успеть сделать это до полуночи)

  19. Найдите, пожалуйста, главные слова этой сказки? («…человек, который теряет понапрасну время, сам не замечает, как стареет»).

Чтобы попасть в дом ребятам пришлось написать правильно фразу. Я предлагаю вам выполнить несколько заданий.

  1. Вставьте пропущенные буквы «Д…лу время, пот…хе час». (буква е)

  2. Разгадай метаграмму:

Со звуком [С] я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С [М] – берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто. (соль, моль)

  1. Помогите исправить ошибки: Сел кашу. Пю чай. Проходит сёмка филма.

Замечательный писатель Евгений Львович Шварц оставил потомкам в наследство замечательные сказки. Многие из этих сказок вы знаете: «Сказка о храбром солдате», «Обыкновенное чудо». По его сценариям сняты фильмы "Золушка", "Первоклассница", "Дон-Кихот", "Обыкновенное чудо" и др. Сегодня мы посмотрим мультфильм, созданные по сказке Е.Л. Шварца «Два брата».

Просмотр мультфильма.

Задание: нарисуйте понравившихся героев из сказок Е.Л. Шварца.


































Используемые ресурсы:

1. Биография писателя:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E2%E0%F0%F6,_%C5%E2%E3%E5%ED%E8%E9_%CB%FC%E2%EE%E2%E8%F7


2. Портреты:

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A8%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%86%20%D0%B5%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8&stype=image&lr=43&noreask=1&source=wiz


3. Картинки к сказке: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8&uinfo=ww-1349-wh-540-fw-1107-fh-448-pd-1


4. Аудиокнига: http://www.litres.ru/pages/biblio_search/?q=crfprf+j+gjnthzyyjv+dhtvty


5. Мультфильм «Новогодние приключения двух братьев» http://youtu.be/0sQ4h65ehV4

Слайд 1
Викторина по произведению Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» Подготовила: Зав.библиотекой Саулина Светлана Владимировна МБОУ «Школа №130» Московского района г.Казани
Слайд 2
Слайд 3
9 октября (21 октября) 1896 г.
Слайд 4
Мария Федоровна Лев Борисович
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
«Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…. И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик 3-го класса? Мне даже и … не дадут». Что не дадут?
Слайд 10
Что он любил повторять в конце каждой четверти?
Слайд 11
Успею
Слайд 12
Как звали этого третьеклассника?
Слайд 13
Петя
Слайд 14
Третьеклассник в зеркале увидел высокого худого бледного старика. Морщины покрыли всё лицо». Это кривое зеркало? Почему автор превратил школьников в стариков? Что он хотел этим сказать?
Слайд 15
Где Петя отыскал разгадку волшебства?
Слайд 16
Слайд 17
Ситуация, в которую попал Петя, была малоприятной. Он даже всплакнул. Слезы он вытер… Чем вытер слезы?
Слайд 18
Бородой
Слайд 19
«Старушка достала из кармана газету «…правда». Как называлась газета?
Слайд 20
Слайд 21
Что такое периодические издания? Что такое газета? Как Петя определил, что перед ним заколдованная девочка?
Слайд 22
Периодические издания – это издания, выходящие через определённые промежутки времени постоянным для каждого года номеров, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое название и, как правило, одинаковые объем и формат.
Слайд 23
Газета – периодическое листовое издание, содержащее официальную и оперативную информацию о самых разных событиях в мире.
Слайд 24
Где нашелся 4-и старичок?
Слайд 25
И фамилия у него была подходящей? К чему подходящей?
Слайд 26
Зайцев
Слайд 27
Чем занималась Наденька Соколова, когда ее увидели ребята?
Слайд 28
Слайд 29
Для учета полученных лет злые волшебники использовали большие, окованные медью… Что?
Слайд 30
Слайд 31
Маруся Поспелова вдруг чтото увидела в снегу. Наклонилась и схватила…?
Слайд 32
Слайд 33
Подошла, не спеша, к дереву и давай играть в …? Как играют в «трешки»?
Слайд 34
Трeшки В эту игру могут играть дети с 5-6 лет. Подойдет мяч размером с теннисный или чуть крупнее, чтобы его удобно было ловить одной рукой; в упрощенную версию можно играть и волейбольным мячом. Как играть. играть Игрок выполняет упражнения каждого этапа по 3 раза (поэтому игра и называется «трешки») и переходит с этапа на этап до тех пор, пока не ошибется. После ошибки мяч переходит к следующему игроку. В следующий раз игрок повторяет тот этап, на котором «застрял» и продолжает дальше до следующей ошибки. Выигрывает тот, кто первым выполнит все этапы.
Слайд 35
И вот тот самый дом. Над столом висит лампа. Не совсем обычная. Какая?
Слайд 36
Слайд 37
Осталось только повернуть стрелки…?
Слайд 38
Слайд 39
Найдите, пожалуйста, главные слова этой сказки?
Слайд 40
«…человек, который теряет понапрасну время, сам не замечает, как стареет»
Слайд 41
Д…лу время, пот…хе час. Делу время, потехе час.
Слайд 42
Со звуком [С] я не вкусна, Но в пище каждому нужна. С [М] – берегись меня, не то Я съем и платье, и пальто.
Слайд 43
Слайд 44
Сел кашу. Съел кашу. Пю чай. Пью чай. Проходит съёмка Проходит сёмка филма. фильма.
Слайд 45
МОЛОДЦЫ!
Слайд 46
Слайд 47
Слайд 48
Слайд 49
Ссылки на используемые ресурсы: Биография писателя: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E2%E0%F0%F6,_%C5%E2%E3%E5%ED %E8%E9_%CB%FC%E2%EE%E2%E8%F7 Портреты: http://images.yandex.ru/yandsearch?text= %D0%A8%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%86%20%D0%B5%D0%B2%D0 %B3%D0%B5%D0%BD %D0%B8%D0%B8&stype=image&lr=43&noreask=1&source=wiz Картинки к сказке: http://images.yandex.ru/yandsearch?text= %D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE %20%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%BD %D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC %D0%B5%D0%BD%D0%B8&uinfo=ww-1349-wh-540-fw-1107-fh-448-pd-1 Аудиокнига: http://www.litres.ru/pages/biblio_search/? q=crfprf+j+gjnthzyyjv+dhtvty
Слайд 50
Викторина по произведению Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» Подготовила: Зав.библиотекой Саулина Светлана Владимировна МБОУ «Школа №130» Московского района г.Казани

Полный текст материала Библиотечный урок-викторина "Сказка о потерянном времени" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Саулина Светлана Владимировна  Salatochka
29.01.2014 2 19878 3011

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Tatyana_1975 • 15:51, 30.06.2015
Спасибо большое за интересную разработку
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 KIO-pnpu • 23:54, 25.09.2014
Здорово! Дети, да что дети, взрослые тоже, очень часто не понимают ценность каждой минуты.
[Материал]