Методическая разработка первого урока "Первый раз - в первый класс!" для 1 класса
Методическая разработка первого урока в 1 классе.
Тема: «Первый раз - в первый класс! Что нас ждет в школе?»
Цель: ввести первоначально детей в школьную жизнь и учебную деятельность, вызвать у них познавательный интерес, желание учиться.
Сфера назначения материала: классному руководителю, учителю начальных классов
Предназначение материала: для учащихся 1 класса
Автор материала: Максимова Марина Александровна
Название ОУ: муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области
Должность: учитель начальных классов
Квалификационная категория: высшая
Наличие наград: Почётная грамота департамента образования и науки администрации Костромской области за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся
Источники информации:
Цукерман Г.А., Поливанова Н.К.. Введение в школьную жизнь. – Томск: «ПЕЛЕНГ», 1996
Бетенькова Н.М. Первый раз – в первый класс!. В помощь учителю начальной школы. – Иваново, 1992
Как провести первый урок в 1 классе?
Первое сентября! Для первоклассников и их родителей это день ожидания и надежды. Состояние ожидания знакомо всем. По мнению Г.А. Цукерман, Н. К. Поливановой это состояние, когда кончается важная часть жизни, предстоит что-то очень значительное, притягательное, но пока ещё неопределённое. На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение неизвестности – всё так перепутано, трудно. То перевозбуждение, то полная апатия, то вдруг живот болит, то голова, то плакать хочется, то на месте не усидеть, всё из рук валится… Ребёнок находится на перепутье своей жизни: в промежутке между дошкольным и школьным детством.
Запись в школу, примерка формы, приобретение портфеля, пенала и прочих школьных принадлежностей придаёт положительный момент в душевной сумятице ребёнка.
Открыть будущее и повернуть судьбу ребёнка в новое русло, как считает Н. М. Бетенькова, должен первый школьный урок. Этот урок вводит детей в новый вид учебной деятельности, которая постепенно, с течением времени, займёт ведущее место в жизни и развитии детей.
Как провести первый урок в 1 классе? Каким он должен быть?
Традиционно 1 сентября предписывалось проводить уроки Мира; уроки, посвящённые Дню знаний. В настоящее время тематика первосентябрьского урока определяется общепринятыми свыше установками. Как правило, данные установки не связываются с потребностью шести-семилетнего ребёнка. Поэтому содержание урока детей интересует мало, он часто носит формальный характер.
Большинство учителей проводят первый урок в 1 классе в форме путешествия, игры, где дети знакомятся только с внешней стороной новой своей ученической «должности». Но для успешного начала обучения представлений после таких уроков недостаточно. По меткому выражению Г.А. Цукерман, Н. К. Поливановой, в таком слишком поверхностном образе детских надежд таится серьёзная опасность – и для ребёнка и для его будущего учителя. Через несколько дней ребёнок сочтёт себя обманутым, а учителя – обманщиком, с которым надо было, оказывается, играть совсем в другие игры.
По мнению многих авторов, первый урок в 1 классе должен стать не только уроком удивления и праздника, но и уроком введения в настоящий учебный труд. Он должен открыть каждому ребёнку перспективы будущей школьной жизни.
Составить такой урок – нелёгкая задача для учителя. В данной разработке предлагается один из таких вариантов. На этом уроке учитель должен одинаково заинтересовать всех детей, пришедших в школу. Хорошо подготовленным – дать пищу для ума и творческих переживаний. (Вместе с учителем дети читают настоящие слова, письменно работают со словосочетаниями). Слабо подготовленных к школе детей необходимо незаметно привлечь к работе путём хорового проговаривания слов и словосочетаний, путем постоянной помощи и подбадривания. Урок должен ввести первоначально детей в школьную жизнь и учебную деятельность, вызвать у них познавательный интерес, желание учиться (материал не преподносится в готовом виде, используются схемы и модели, дети должны постоянно додумываться, разгадывать, догадываться).
Технологическая карта урока.
Этап урока |
Время |
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Приветствие |
|
Организация. Мотивация. |
1. Учитель рассаживает детей за парты, декламируя: - Прозвенел звонок весёлый, Мы вошли с цветами в школу. Первый раз, первый раз В наш любимый первый класс!
2. Говорит приветственное слово: - Дорогие, ребята, уважаемые взрослые! Я очень рада приветствовать Вас в нашем первом классе. |
Приветствуют учителя улыбкой, вниманием. |
2. Знакомство с классом, рабочим местом |
|
Рассмотрение класса: вещи и предметы вокруг, их место и порядок. Организация рабочего места. |
1. Предлагает рассмотреть класс: - Ребята, оглянитесь вокруг. Вам нравится наш класс? Почему? Что есть в нашем классе, на что вы обратили внимание? Для чего нужны в классе доска, парты и др. 2. Обращает внимание детей на то, что у каждого предмета в классе своё место, все вещи находятся в определенном порядке и это не случайно. В качестве образца показывает свой стол: -Для чего на учительском столе я расположила свои принадлежности в таком порядке? Можно ли их трогать без разрешения?
3. Обращает внимание на организацию рабочего места на партах: - Своё рабочее место вы тоже сами будете готовить к каждому уроку, но сегодня, в ваш первый школьный день, позаботилась об этом я. Какие принадлежности вы видите на своем столе и как они расположены? Запомните этот порядок. |
Рассматривают школьную мебель: стол, доску, парты и др. Определяют, для чего нужны эти предметы.
Осознают необходимость порядка в предметах и вещах. Например, на учительском столе всё приготовлено к уроку, на нём ничего нельзя трогать без разрешения учителя.
Выделяют особенности организации своего рабочего места, расположения принадлежностей на парте (учебники, листочки с заданиями, карандаши), запоминают порядок. |
3. Знакомство с нормами и правилами школьного взаимодействия. |
|
Введение правил школьного взаимодействия. Регуляция и саморегуляция нормативного поведения знаками, схемами, жестами.
Моделирование новой для детей предметности: нормы школьного взаимодействия, режим школьника
|
Предлагает разгадать «школьные секреты»: - В нашем классе есть праздничные плакаты. Кто на них изображён? Что они делают? Что необходимо ученику, чтобы учиться в школе? Привлекает внимание детей к праздничной коробочке «школьные секреты», предлагает детям (читающим) прочитать название. - В школе знание и соблюдение этих секретов будет очень важным. Как водители должны знать и соблюдать все правила дорожного движения (иначе будет…авария), так и настоящие школьники (вывешивает надпись « школьник» должны знать «школьные секреты». Но эти секреты зашифрованы, вы готовы их разгадать?
Задание №1 (секрет №1) - Выполнив первое задание, вы узнаете 1 секрет: по моей команде мы попробуем сейчас познакомиться. После слов три, четыре вы все вместе крикните своё имя….. - Смогли ли мы сейчас что-то разобрать? Почему? Догадайтесь, что делают настоящие школьники, чтобы ответить на вопрос учителя? Показывает обозначение данного секрета знаком (достает из праздничной коробочки и размещает рядом с надписью «школьник»)
Знак «Я»
Организует тренинг: загадывает загадки, указывает при ответе на знак «Я» всякий раз, когда возникают выкрики. Поздравляет детей с тем, что они уже научились отвечать как настоящие школьники.
Задание №2 (секрет №2) - Ребята, следующий секрет вы попробуете разгадать сами. Для разгадывания этого секрета предлагает детям достать из коробочки следующий знак и попытаться объяснить его. Размещает его рядом с надписью «школьник» и знаком «Я»
Знаки «Согласен», «Не согласен»
Учителю приятно, что дети активно говорят, высказывают интересные мнения, но среди детских догадок он не находит ответов, задуманных этим знаком. Предлагает выслушать правильный ответ: - Настоящий ученик – это прежде всего внимательный ученик. Знаки, которые вы видите – это знаки внимания. Во время ответа в классе одного из учеников, остальные дети внимательно его выслушивают и показывают знаки: «плюс» - в случае согласия с ответом, «минус» - в случае несогласия (на пальцах). Организует тренинг: предлагает выполнить задание на листочках по инструкции, затем внимательно проверить ответ ученика, выполнявшего это же задание в соседнем классе (ответ размещается на доске) , используя только знаки «плюс» и «минус». Инструкция: учитель с детьми зачитывает надписи: «убрать форму», «поиграть», «сделать уроки», «порисовать», «сложить портфель», «лечь спать», предлагает настоящие школьные дела отметить в квадратике (путем закрашивания) В процессе проверки размещает таблички с надписями настоящих школьных дел рядом с надписью «школьник» и разгаданными знаками.
Поздравляет детей с тем, что они уже умеют не только по - школьному отвечать, но и быть как настоящие школьники внимательными.
- Ребята, вы не заметили, что только что мы обнаружили ещё один школьный секрет? Настоящие школьные дела: «убрать форму», «сделать уроки», сложить портфель» Учитель снова поздравляет детей: ведь они уже знают школьные дела, умеют отвечать и быть внимательными как настоящие школьники. Сообщает, что на следующих уроках продолжим раскрывать тайны школьных секретов, а пока совершим путешествие в 1 класс.
|
Отвечают на вопросы учителя, проявляют интерес к «школьным секретам».
Выполняют первое задание. Осознают: когда каждый говорит своё, никто ничему не научится. Так можно только похвастаться, пошуметь. Кто хочет сказать что-то другим так, чтобы его послушали, должен поднять руку (как знак «Я»)
Дети учатся слушать, реагировать на ответ, выражать своё мнение, объяснять.
Дети выполняют задание на листочках.
Закрашивают квадратики с настоящими школьными делами. Сверяют свой ответ с ответом на доске, используя знаки «плюс» и «минус».
Выделяют особенности организации поведения настоящего школьника: соблюдение режима («убрать форму», «сделать уроки», «сложить портфель») Подводят итог, используя модель:
Школьник:
« убрать форму», «сделать уроки»,
«сложить портфель»
|
4. Физпауза. |
|
Разминочные упражнения. |
Проверка готовности к путешествию: проводит с детьми физкультминутку, предлагая им выполнить движения:
Помолчите, пошепчите, Попищите, покричите, Все замрите, отомрите, Встаньте прямо, улыбайтесь, Быть весёлыми старайтесь. А сейчас за парту сели Кашу вкусную поели. А сейчас мы все в полёте, Все летим на самолёте. Встаньте! Сядьте! Встаньте! Сядьте! Плечи, грудь свою расправьте. Как приятно мне сейчас Посмотреть, друзья, на вас!
|
Встают из-за парт, выполняют действия, которые называет учитель. |
5. Знакомство со школьными предметами. |
|
Определение по картинкам содержания обучения в 1 классе, чтение названий предметов, первичное знакомство с учебниками по данным предметам. |
Учитель подходит к доске и объявляет: - А сейчас, а сейчас! Открываем… первый класс! (открывает картинки с атрибутами, демонстрирующими содержание предметов в 1 классе)
математика физкультура
технология музыка
изобраительное искусство
О бучение грамоте Окружающий мир
- О чем здесь идет речь? Учитель просит по рисункам определить названия предметов в 1 классе. После определения предмета открывает табличку с его названием, прочитывает его с учениками. Учитель просит детей найти на парте учебники по данным предметам, подержать их в руках, беседует о правилах обращения с книгой.
|
Дети рассматривают картинки, определяют по их содержанию названия предметов, которые они будут изучать в 1 классе; прочитывают их название вместе с учителем, находят на своём рабочем месте учебники по данным предметами. |
6. Итог урока. Рефлексия. |
|
Создание ситуации по формированию положительного мотива «хочу стать школьником»
|
Учитель благодарит детей за сегодняшнюю работу, старание. Просит взять на партах карточки с их именами. Обращает внимание ребят на написание имён с большой буквы в знак особого уважения к человеку. Призывает прочитать имена друг друга так, как это делают настоящие школьники: громко, четко, уважительно. Обращает внимание на необходимость уважения не только в чтении имён, но и в обращении друг к другу по имени. - Ребята, поднимите сейчас вот такой знак (учитель сам задумывает условный знак) те, кому захотелось сегодня стать настоящим школьником. А кому захотелось завтра снова в школу? Учитель прощается и сообщает детям информацию о следующем школьном дне. |
Каждый ребёнок поднимает свою карточку, показывая другим детям, и хором, вместе с учителем читает своё имя и имена других учеников в классе. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Максимова Марина Александровна
→ блог 23.08.2010 8 26772 6040 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.