Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
КОМПОНЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования.
Вместе с тем по своей социально-педагогической сути данный стандарт - это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.
1. Государственный стандарт общего образования
Государственный стандарт общего образования - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению)1.
Назначением государственною стандарта общего образования является обеспечение:
равных
возможностей для всех граждан
в
получении качественного
образования;
единства
образовательного простран-
ства
в
Российской Федерации;
защиты
обучающихся от перегрузок и
сохранение
их психического и
физическо-
го
здоровья;
преемственности
образовательных
программ
на разных ступенях общего об-
разования,
возможности получения про
фессионального
образования;
социальной
защищенности обучаю-
щихся;
социальной
и профессиональной за-
щищенности
педагогических работников;
прав
граждан на получение полной
и
достоверной
информации о государствен-
ных
нормах и требованиях к содержанию
общего
образования и
уровню
подготовки
выпускников
образовательных учреждений;
основы
для расчета федеральных нор-
мативов
финансовых затрат на предостав-
ление
услуг в области общего образова-
ния,
а также для разграничения образова-
тельных
услуг в сфере общего образова-
ния,
финансируемых за счет средств бюд-
жета
и за счет средств потребителя, и
для
определения
требований к образователь-
ным
учреждениям, реализующим государ-
ственный
стандарт общего образования.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
- разработки
федерального базисного
учебного
плана, образовательных про
грамм
начального общего, основного об
щего
и среднего (полного) общего образо-
вания,
базисных учебных планов субъек-
тов
Российской Федерации, учебных пла-
нов
образовательных учреждений, при
мерных
программ по учебным предметам;
объективной
оценки уровня подготовки
выпускников
образовательных учреждений;
объективной
оценки деятельности об
разовательных
учреждений;
определения
объема бюджетного фи
нансирования
образовательных услуг, ока
зание
которых гражданам на безвозмезд-
ной
основе гарантируется государством
на
всей
территории Российской Федерации;
установления
эквивалентности (но-
стрификации)
документов
об общем обра-
зовании
на территории Российской Феде
рации;
установления
федеральных требова-
ний
к образовательным учреждениям в ча-
сти
оснащенности учебного процесса,
обо
рудования
учебных помещений.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией;
региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации;
компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.
В настоящем документе представлен федеральной компонент государственного стандарта общего образования.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр - начальная и основная школа, второй - старшая школа.
2. Федеральный компонент
государственного стандарта общего
образования в контексте модернизации
российского образования Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (далее - федеральный компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:
- переход
к 4-летнему начальному обра-
зованию;
- введение
профильного обучения на
старшей
ступени школы;
нормализация
учебной нагрузки
уча-
щихся;
устранение перегрузок, подрываю
щих
их
физическое
и психическое здоровье;
соответствие
содержания образова-
ния
возрастным закономерностям разви-
тия
учащихся, их особенностям и возмож-
ностям
на каждой ступени образования;
личностная
ориентация содержания
образования;
деятельностный
характер образова-
ния,
направленность содержания образо-
вания
на формирование общих учебных
умений
и навыков, обобщенных способов
учебной,
познавательной, коммуникатив-
ной,
практической, творческой деятельно-
сти,
на получение учащимися опыта
этой
деятельности;
усиление
воспитательного потенциа-
ла и
социально-гуманитарной
направлен
ности содержания
образования, способст-
вующего
утверждению ценностей граж-
данского
общества и правового демокра-
тического
государства, становлению лич-
ности
ученика:
формирование
ключевых компетен-
ции
- готовности учащихся использовать
усвоенные
знания, умения и способы Дея-
тельности
в реальной жизни для решения
практических
задач;
обеспечение
вариативности и свободы
выбора
в образовании для субъектов
обра-
зовательного
процесса (учащихся и их ро-
дителей,
педагогов и образовательных уч-
реждений);
усиление
роли дисциплин, обеспечи-
вающих
успешную социализацию учащих
ся,
- экономики, истории, права, литерату-
ры,
русского, родного и иностранного
язы
ков,
улучшение профессиональной ориен-
тации
и трудового обучения;
обеспечение
всеобщей компьютерной
грамотности;
повышение
удельного веса и качества
занятий
физической культурой и т.д.
В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации образования внесены следующие основные изменения в содержание отдельных учебных предметов (по сравнению с Обязательным минимумом содержания общего образования, утвержденного приказом Минобразования России в 1998 г.):
- Русский
и Иностранный языки –
су-
щественное
изменение концепции обучения
с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Значительно увеличен удельный вес предметов: введено обязательное изучение Русского языка в старшей школе и Иностранного языка со 2-го класса начальной школы.
Литература
-
значительно усилена
духовно-нравственная
и эстетическая
функции
предмета, существенно обновлен
перечень
изучаемых литературных произ-
ведений.
Математика
-
впервые
введены эле-
менты
теории вероятности и статистики
Информатика
и информационные
технологии,
призванные
обеспечить все
общую
компьютерную грамотность, вво-
дятся
с 3-го класса как учебный
модуль,
с
7-го
класса — как самостоятельный учеб-
ный
предмет.
Естествознание
-
усилена приклад-
ная,
практическая
направленность всех
учебных
предметов данной образователь-
ной
области {Физика,
Химия, Биология).
На
базовом уровне старшей школы в каче-
стве
варианта изучения предложен интег-
ративный
курс Естествознание.
Биология
-
значительно
расширено
содержание
раздела «Человек» (проблемы
физического
и
психического
здоровья,
здорового
образа жизни, экологической
грамотности).
География
-
реализована
новая кон-
цепция
содержания
географического обра-
зования
с
переходом от раздельного изуче-
ния
физической и
социально-экономичес-
кой
географии к интегрированному курсу.
История
-
полнее раскрываются ис-
торико-культурные
аспекты, причинно-
следственные
связи, роль человеческого
фактора,
цивилизационная составляющая
исторического
процесса.
- Обществоведение
-
направлено на
утверждение
ценностей гражданского, де-
мократического
общества и правового го-
сударства;
впервые его изучение становит-
ся
непрерывным на
протяжении
всего
школьного
образования; одновременна на
базовом
и профильном уровнях старшей
школы
вводятся самостоятельные учеб-
ные
курсы
Экономика
и
Право.
- Искусство
-
увеличен
удельный вес
данной
образовательной
области,
предус-
матривается
ее
обязательное изучение в 9 классе, и по
выбору - в старшей школе.
- Впервые
на всех ступенях обучения
выделены
общеучебные
умения, навыки
и
способы деятельности, что
содействует
как
целостному представлению содержа-
ния
школьного образования, так и
дея-
тельностному
его освоению.
3. Структура федерального компонента
государственного стандарта
общего образования
Федеральный компонент - основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Федеральный компонент устанавливает:
обязательный
минимум содержания
основных
образовательных программ об-
щего
образования;
требования
к уровню подготовки вы-
пускников;
максимальный
объем учебной
нагруз-
ки
обучающихся2,
а также нормативы
учебного
времени.
Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование; внутри ступеней - по учебным предметам.
Образовательные стандарты по учебному предмету включают:
цели изучения учебного предмета;
обязательный
минимум содержания
основных
образовательных программ по
данному
учебному предмету;
требования
к
уровню подготовки вы-
пускников
по данному учебному предмету.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.
3.1. Цели
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
В федеральном компоненте цели общего образования конкретизируются на каждой его ступени (цели начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и по отдельным учебным предметам.
Структура целей изучения отдельных учебных предметов построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). Все представленные цели равноценны.
3.2. Обязательный минимум
содержания
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (далее - обязательный минимум) - обобщенное содержание образования, которое каждое общеобразовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.
Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Обязательный минимум включает основные ценности и достижения национальной и мировой культуры, фундаментальные научные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и
обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности.
Обязательный минимум обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.
Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем (дидактических
единиц) в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы
Обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала, представляет возможность разноуровневого обучения.
3.3. Требования к уровню подготовки выпускников
Требования к уровню подготовки выпускников (далее - требования) - установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.
Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам.
Требования задаются в деятелъностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
4. Порядок реализации федерального компонента
Федеральный орган управления образованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальные органы управления образованием, администрация аккредитованных общеобразовательных учреждений создают необходимые условия для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования, обеспечивают контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, соблюдением максимального объема учебной нагрузки обучающихся, выполнением требований к уровню подготовки выпускников.
Федеральный орган управления образованием разрабатывает и утверждает на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования сопутствующие нормативные акты и документы, обеспечивающие его реализацию:
- федеральный базисный учебный план, устанавливающий нормативы учебного времени на освоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования и учебным годам, а также объемы регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования и компонента образовательного учреждения;
примерные
программы по учебным
предметам
федерального
компонента;
контрольно-измерительные
мате-
риалы
для
государственной (итоговой)
аттестации
выпускников на ступенях ос-
новного
общего и среднего (полного) об-
щего
образования по учебным предметам
федерального
компонента государствен-
ного
стандарта общего образования;
- критерии присвоения грифов, допускающих или рекомендующих использование учебной литературы по предметам федерального компонента в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Содержание образовательной программы общеобразовательного учреждения,
имеющего государственную аккредитацию, в обязательном порядке должно включать федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
При разработке учебных программ, учебников, других учебно-методических материалов на основе федерального компонента допускается:
- расширение
перечня дидактических
единиц в
пределах, регламентированных
максимальной
аудиторной нагрузкой обу-
чающихся,
и при условии соблюдения пре
емственности
с обязательными минимума
ми
сопредельных ступеней образования;
конкретизация
и детализация дидак-
тических
единиц;
определение
логически связанного и
педагогически
обоснованного порядка
изучения
материала.
Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся, их родителей (иных законных представителей) с содержанием реализуемых основных образовательных программ общего образования, в том числе с содержанием образовательных программ, превышающих требования федерального компонента государственного стандарта общего образования.
При неисполнении общеобразовательным учреждением федерального компонента государственного стандарта общего образования родители (иные законные представители) обучающихся вправе предъявить претензии соответствующему общеобразовательному учреждению на основании действующего законодательства Российской Федерации.
Государственный контроль за исполнением федерального компонента государственного стандарта общего образования является обязательным и осуществляется в форме:
- государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы ос-новного общего и среднего (полного) общего образования;
- аттестации и аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, не вправе предъявлять требования к уровню подготовки абитуриентов, выходящие за рамки федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Настоящий стандарт - стандарт первого поколения. Он выстроен, минуя крайности, с опорой на реальное понимание состояния школьного дела, с учетом сложного сочетания двух противоборствующих факторов («ножниц») - возможностей сегодняшнего образования (материально-технических, учебно-методических,кадровых и пр.) и потребностей завтрашнего дня в развитии образования и страны. В этом плане данный стандарт является переходным. Очевидно, что вектор этого перехода направлен в завтра.
Примечания
1 Основные требования к обеспечению образовательного процесса устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
'Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся как составляющая федерального компонента устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время эти нормативы определяются соответствующими Санитарными правилами и нормами.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Плешакова Наталья Николаевна
→ Natalie 20.07.2009 0 7378 2463 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.