Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

КОМПОНЕНТ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные задачи модернизации россий­ского образования - повышение его доступ­ности, качества и эффективности. Это пред­полагает не только масштабные структур­ные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую оче­редь - значительное обновление содер­жания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами разви­тия страны. Главным условием решения этой задачи является введение государст­венного стандарта общего образования.

Вместе с тем по своей социально-педаго­гической сути данный стандарт - это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бес­платное полноценное общее среднее обра­зование и, во-вторых, выражение возраста­ющей ответственности государства за по­вышение качества образования нации.

1. Государственный стандарт общего образования

Государственный стандарт общего об­разования - нормы и требования, определя­ющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ обще­го образования, максимальный объем учеб­ной нагрузки обучающихся, уровень подго­товки выпускников образовательных уч­реждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-ме­тодическому, кадровому обеспечению)1.

Назначением государственною стан­дарта общего образования является обес­печение:

  • равных возможностей для всех граждан
    в получении
    качественного образования;

  • единства образовательного простран-­
    ства в Российской Федерации;

  • защиты обучающихся от перегрузок и
    сохранение их психического и физическо-­
    го здоровья;

  • преемственности образовательных
    программ на разных ступенях общего об-­
    разования, возможности получения про­
    фессионального образования;

  • социальной защищенности обучаю-­
    щихся;

  • социальной и профессиональной за-­
    щищенности педагогических работников;

прав граждан на получение полной и
достоверной информации о государствен­-
ных нормах и требованиях к содержанию
общего образования и уровню подготовки
выпускников образовательных учреждений;


  • основы для расчета федеральных нор-­
    мативов финансовых затрат на предостав­-
    ление услуг в области общего образова-­
    ния, а также для разграничения образова­-
    тельных услуг в сфере общего образова-­
    ния, финансируемых за счет средств бюд­-
    жета и за счет средств потребителя,
    и для
    определения требований к образователь-­
    ным учреждениям, реализующим государ­-
    ственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступ­ность и бесплатность общего образова­ния в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего обра­зования является основой:

- разработки федерального базисного
учебного плана, образовательных про­
грамм начального общего, основного об­
щего и среднего (полного) общего образо-­
вания, базисных учебных планов субъек­-
тов Российской Федерации, учебных пла­-
нов образовательных учреждений, при­
мерных программ по учебным предметам;

  • объективной оценки уровня подготовки
    выпускников образовательных учреждений;

  • объективной оценки деятельности об­
    разовательных учреждений;

  • определения объема бюджетного фи­
    нансирования образовательных услуг, ока­
    зание которых гражданам на безвозмезд-­
    ной основе гарантируется государством на
    всей территории Российской Федерации;

  • установления эквивалентности (но-
    стрификации) документов об общем обра­-
    зовании на территории Российской Феде­
    рации;

  • установления федеральных требова-­
    ний к образовательным учреждениям в ча­-
    сти оснащенности учебного процесса, обо­
    рудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего обра­зования включает три компонента:

федеральный компонент - устанавли­вается Российской Федерацией;

региональный (национально-регио­нальный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации;

компонент образовательного учреж­дения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.

В настоящем документе представлен федеральной компонент государственного стандарта общего образования.

В соответствии с Конституцией Россий­ской Федерации основное общее образо­вание является обязательным, и оно долж­но иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стан­дарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр - начальная и основная школа, второй - старшая школа.

2. Федеральный компонент

государственного стандарта общего

образования в контексте модернизации

российского образования Федеральный компонент государст­венного стандарта общего образования (далее - федеральный компонент) разра­ботан в соответствии с Законом Россий­ской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, ут­вержденной распоряжением Правительст­ва Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.


Федеральный компонент государствен­ного стандарта общего образования разра­ботан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:

- переход к 4-летнему начальному обра­-
зованию;

- введение профильного обучения на
старшей ступени школы;


  • нормализация учебной нагрузки уча-­
    щихся; устранение перегрузок, подрываю­
    щих их физическое и психическое здоровье;

  • соответствие содержания образова­-
    ния возрастным закономерностям разви-­
    тия учащихся, их особенностям и возмож-­
    ностям на каждой ступени образования;

  • личностная ориентация содержания
    образования;

  • деятельностный характер образова-­
    ния, направленность содержания образо-­
    вания на формирование общих учебных
    умений и навыков, обобщенных способов
    учебной, познавательной, коммуникатив-­
    ной, практической, творческой деятельно-­
    сти, на получение учащимися опыта этой
    деятельности;

  • усиление воспитательного потенциа-­
    ла
    и социально-гуманитарной направлен­
    ности содержания образования, способст-­
    вующего утверждению ценностей граж-­
    данского общества и правового демокра-­
    тического государства, становлению лич­-
    ности ученика:

  • формирование ключевых компетен-­
    ции - готовности учащихся использовать
    усвоенные знания, умения и способы Дея-­
    тельности в реальной жизни для решения
    практических задач;

  • обеспечение вариативности и свободы
    выбора в образовании для субъектов обра-­
    зовательного процесса (учащихся и их ро­-
    дителей, педагогов и образовательных уч-­
    реждений);

  • усиление роли дисциплин, обеспечи­-
    вающих успешную социализацию учащих­
    ся, - экономики, истории, права, литерату­-
    ры, русского, родного и иностранного язы­
    ков, улучшение профессиональной ориен-­
    тации и трудового обучения;

  • обеспечение всеобщей компьютерной
    грамотности;

  • повышение удельного веса и качества
    занятий физической культурой и т.д.


В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации образова­ния внесены следующие основные измене­ния в содержание отдельных учебных предметов (по сравнению с Обязательным минимумом содержания общего образова­ния, утвержденного приказом Минобразо­вания России в 1998 г.):


- Русский и Иностранный языки су-­
щественное изменение концепции обучения

с ориентацией на речевое развитие и форми­рование коммуникативной компетентности. Значительно увеличен удельный вес пред­метов: введено обязательное изучение Рус­ского языка в старшей школе и Иностранно­го языка со 2-го класса начальной школы.

  • Литература - значительно усилена
    духовно-нравственная и эстетическая
    функции предмета, существенно обновлен
    перечень изучаемых литературных произ-­
    ведений.

  • Математика - впервые введены эле-­
    менты теории вероятности и статистики

  • Информатика и информационные
    технологии, призванные обеспечить все­
    общую компьютерную грамотность, вво-­
    дятся с 3-го класса как учебный модуль, с
    7-го класса — как самостоятельный учеб­-
    ный предмет.

  • Естествознание - усилена приклад-­
    ная, практическая направленность всех
    учебных предметов данной образователь-­
    ной области
    {Физика, Химия, Биология).
    На базовом уровне старшей школы в каче­-
    стве варианта изучения предложен интег-
    ративный курс Естествознание.

  • Биология - значительно расширено
    содержание раздела «Человек» (проблемы
    физического и психического здоровья,
    здорового образа жизни, экологической
    грамотности).

  • География - реализована новая кон-­
    цепция содержания географического обра­-
    зования
    с переходом от раздельного изуче­-
    ния физической и социально-экономичес­-
    кой географии к интегрированному курсу.

  • История - полнее раскрываются ис­-
    торико-культурные аспекты, причинно-
    следственные связи, роль человеческого
    фактора, цивилизационная составляющая
    исторического процесса.

- Обществоведение - направлено на
утверждение ценностей гражданского, де-­
мократического общества и правового го­-
сударства; впервые его изучение становит­-
ся непрерывным на протяжении всего
школьного образования; одновременна на
базовом и профильном уровнях старшей
школы вводятся самостоятельные учеб-­
ные курсы Экономика и Право.

- Искусство - увеличен удельный вес
данной образовательной области, предус­-
матривается ее обязательное изучение в 9 классе, и по выбору - в старшей школе.

- Впервые на всех ступенях обучения
выделены
общеучебные умения, навыки
и способы деятельности, что содействует
как целостному представлению содержа-­
ния школьного образования, так и дея-
тельностному его освоению.

3. Структура федерального компонента

государственного стандарта

общего образования

Федеральный компонент - основная часть государственного стандарта об­щего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и него­сударственных образовательных учрежде­ний Российской Федерации, реализую­щих основные образовательные програм­мы общего образования и имеющих госу­дарственную аккредитацию.

Федеральный компонент устанавли­вает:

  • обязательный минимум содержания
    основных образовательных программ об-­
    щего образования;

  • требования к уровню подготовки вы-­
    пускников;

  • максимальный объем учебной нагруз­-
    ки обучающихся2, а также нормативы
    учебного времени.

Федеральный компонент структури­рован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, сред­нее (полное) общее образование; внутри ступеней - по учебным предметам.

Образовательные стандарты по учеб­ному предмету включают:

  • цели изучения учебного предмета;

  • обязательный минимум содержания
    основных образовательных программ по
    данному учебному предмету;


  • требования к уровню подготовки вы­-
    пускников по данному учебному предмету.

Федеральный компонент государствен­ного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.


3.1. Цели

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года опре­деляет цели общего образования на совре­менном этапе. Она подчеркивает необхо­димость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся опреде­ленной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созида­тельных способностей. Общеобразователь­ная школа должна формировать целост­ную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной дея­тельности и личной ответственности обу­чающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество обра­зования». В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формиро­вание у школьников гражданской ответст­венности и правового самосознания, духов­ности и культуры, инициативности, само­стоятельности, толерантности, способно­сти к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

В федеральном компоненте цели обще­го образования конкретизируются на каждой его ступени (цели начального об­щего, основного общего и среднего (пол­ного) общего образования) и по отдель­ным учебным предметам.

Структура целей изучения отдельных учебных предметов построена с учетом необ­ходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). Все представленные цели равноценны.


3.2. Обязательный минимум

содержания

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (да­лее - обязательный минимум) - обобщен­ное содержание образования, которое каж­дое общеобразовательное учреждение обя­зано предоставить обучающимся для обес­печения их конституционного права на по­лучение общего образования.

Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактичес­ких единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные про­граммы начального общего, основного обще­го, среднего (полного) общего образования.

Обязательный минимум включает ос­новные ценности и достижения националь­ной и мировой культуры, фундаментальные научные идеи и факты, определяющие об­щие мировоззренческие позиции человека и

обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного раз­вития обучающихся, формирования их соци­альной и функциональной грамотности.

Обязательный минимум обеспечивает преемственность ступеней общего обра­зования и учебных предметов, представля­ет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.

Обязательный минимум не устанавли­вает порядок (последовательность) изу­чения предметных тем (дидактических

единиц) в рамках ступеней общего образо­вания и не определяет нормативы учебно­го времени, отводимые на изучение дан­ной дидактической единицы в рамках учебной программы

Обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выде­лено содержание, изучение которого явля­ется объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курси­вом выделено содержание, которое подле­жит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Данный способ представления обяза­тельного минимума расширяет вариатив­ность подхода к изучению учебного мате­риала, представляет возможность разно­уровневого обучения.


3.3. Требования к уровню подготовки выпускников

Требования к уровню подготовки вы­пускников (далее - требования) - уста­новленные стандартом результаты освое­ния выпускниками обязательного мини­мума федерального компонента государст­венного стандарта общего образования, необходимые для получения государст­венного документа о достигнутом уровне общего образования.

Требования разработаны в соответст­вии с обязательным минимумом, преемст­венны по ступеням общего образования и учебным предметам.

Требования задаются в деятелъностной форме (что в результате изучения дан­ного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Требования служат основой разработ­ки контрольно-измерительных материа­лов для государственной аттестации выпу­скников образовательных учреждений, ре­ализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.


4. Порядок реализации федерального компонента

Федеральный орган управления образо­ванием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, муни­ципальные органы управления образова­нием, администрация аккредитованных общеобразовательных учреждений созда­ют необходимые условия для реализа­ции федерального компонента государст­венного стандарта общего образования, обеспечивают контроль за выполнением обязательного минимума содержания об­разования, соблюдением максимального объема учебной нагрузки обучающихся, выполнением требований к уровню подго­товки выпускников.

Федеральный орган управления обра­зованием разрабатывает и утверждает на основе федерального компонента госу­дарственного стандарта общего образова­ния сопутствующие нормативные акты и документы, обеспечивающие его реализа­цию:


- федеральный базисный учебный план, устанавливающий нормативы учеб­ного времени на освоение учебных пред­метов федерального компонента по ступе­ням образования и учебным годам, а также объемы регионального (национально-ре­гионального) компонента государственно­го стандарта общего образования и компо­нента образовательного учреждения;

  • примерные программы по учебным
    предметам федерального компонента;

  • контрольно-измерительные мате­-
    риалы для государственной (итоговой)
    аттестации выпускников на ступенях ос-­
    новного общего и среднего (полного) об-­
    щего образования по учебным предметам
    федерального компонента государствен-­
    ного стандарта общего образования;

- критерии присвоения грифов, допус­кающих или рекомендующих использова­ние учебной литературы по предметам фе­дерального компонента в общеобразова­тельных учреждениях Российской Феде­рации.

Содержание образовательной програм­мы общеобразовательного учреждения,

имеющего государственную аккредитацию, в обязательном порядке должно включать федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

При разработке учебных программ, учебников, других учебно-методических материалов на основе федерального ком­понента допускается:

- расширение перечня дидактических
единиц в пределах, регламентированных
максимальной аудиторной нагрузкой обу­-
чающихся, и при условии соблюдения пре­
емственности с обязательными минимума­
ми сопредельных ступеней образования;

  • конкретизация и детализация дидак-­
    тических единиц;

  • определение логически связанного и
    педагогически обоснованного порядка
    изучения материала.

Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся, их родителей (иных законных представителей) с со­держанием реализуемых основных образо­вательных программ общего образования, в том числе с содержанием образователь­ных программ, превышающих требования федерального компонента государствен­ного стандарта общего образования.

При неисполнении общеобразователь­ным учреждением федерального компо­нента государственного стандарта общего образования родители (иные законные представители) обучающихся вправе предъявить претензии соответствующе­му общеобразовательному учреждению на основании действующего законодательст­ва Российской Федерации.

Государственный контроль за испол­нением федерального компонента госу­дарственного стандарта общего образова­ния является обязательным и осуществля­ется в форме:

- государственной (итоговой) атте­стации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы ос-новного общего и среднего (полного) об­щего образования;

- аттестации и аккредитации обра­зовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего обра­зования.

Образовательные учреждения началь­ного, среднего и высшего профессиональ­ного образования, имеющие государствен­ную аккредитацию, не вправе предъяв­лять требования к уровню подготовки аби­туриентов, выходящие за рамки федераль­ного компонента государственного стан­дарта общего образования.

Настоящий стандарт - стандарт перво­го поколения. Он выстроен, минуя край­ности, с опорой на реальное понимание со­стояния школьного дела, с учетом сложно­го сочетания двух противоборствующих факторов («ножниц») - возможностей се­годняшнего образования (материально-технических, учебно-методических,кадро­вых и пр.) и потребностей завтрашнего дня в развитии образования и страны. В этом плане данный стандарт является пе­реходным. Очевидно, что вектор этого пе­рехода направлен в завтра.

Примечания

1 Основные требования к обеспечению образова­тельного процесса устанавливаются в порядке, опре­деляемом Правительством Российской Федерации.

'Максимальный объем учебной нагрузки обучаю­щихся как составляющая федерального компонента устанавливается в порядке, определяемом Прави­тельством Российской Федерации. В настоящее вре­мя эти нормативы определяются соответствующими Санитарными правилами и нормами.




Полный текст материала Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Плешакова Наталья Николаевна  Natalie
20.07.2009 0 7345 2463

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК