Статья "Мультимедийные электронные учебники" 8 - 11 класс


МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ

Кузнецова Наталья Юрьевна

МБОУ «Дрезненская гимназия» Орехово-Зуевского района МО

Учитель информатики и математики


В настоящее время электронные учебники заполонили Интернет. Это одновременно и хорошо и плохо. Положительной чертой я считаю – это продвижение электронных учебников в учебную деятельность, отрицательной стороной является не всегда высокое качество. Поэтому каждому преподавателю желательно создавать свои электронные учебники. В данной статье я рассмотрела назначение и применение электронных учебников, особенности при их создании.

Электронные учебники (далее ЭУ) начинают занимать все большее место в нашей жизни. Появлению и распространению электронных учебников способствует быстрое развитие электронной промышленности, микроэлектроники, компьютерных технологий и Интернет технологий.

На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных учебников в гипертекстовой форме и их внедрения в учебный процесс. Однако нет единого стандарта на построение электронных учебников, нет механизмов их правовой защиты, нет единых критериев, по которым определяется качество электронных учебников

Четкого определения, что такое электронный учебник пока нет. Есть интуитивное понимание: это некое электронное средство обучения, поддержка обычной книги, определенной темы, главы в цифровом формате.

Электронные учебники имеют ряд преимуществ. Об одном из них, я думаю, следует упомянуть. Хочется сказать о том, что по сравнению с обычными учебниками, электронные книги вмещают в себя огромное количество информации, при маленьких размерах. Само собой разумеется, что стандартные средства обучения, учебники никогда не потеряют своей актуальности, книга, учебник, всегда будут находиться рядом с человеком, и помогать ему. А электронные учебники, являются, на мой взгляд, очень хорошим дополнением к классическим методам и способам обучения.

Можно дать такое определение электронному учебнику:

Мультимедийный (электронный) учебник - это представление учебного материала в электронном виде, с использование следующих объектов:

  • форматированный гипертекст;

  • графические изображения;

  • анимация;

  • Аудио- и видеозаписи

При разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников, такие печатные и электронные издания, которые:

  • наиболее полно соответствуют стандартной программе

  • лаконичны и удобны для создания гипертекстов

  • содержат большое количество примеров и задач

При создании ЭУ в первую очередь производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения дисциплиной. Затем перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи. Таким образом, подготавливается проект гипертекста для компьютерной реализации. Следующим этапом, гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях. Разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению ЭУ.

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию, т.е. озвучиванию и визуализации с помощью мультимедийных средств. В первую очередь изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами. Разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации. Производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации. Например, в своём учебнике, тему «Текствые и графические редакторы» я показала в виде презентации MS Power Point. Так информация лучше усваивается, проста в понимании и наглядна.

Удобство применения ЭУ очевидна, особенно это касается дисциплин, содержание которых постоянно обновляется в связи с прогрессом, например, информатика, экономические и правовые дисциплины. Каждый год можно обновлять ЭУ.

ЭУ должен обладать следующими характеристиками:

  • Четкая структура;

  • Быстрый переход к любому элементу;

  • Возможность поиска;

  • Читабельность;

  • Краткость.





СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО

УЧЕБНИКА

На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число электронных учебников. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции "вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭУ:

  • предъявление учебного материала,

  • практика,

  • тестирование либо задачи для контрольного среза.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

  1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий;

  2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видео- виде, т.е. «живые лекции»;

  3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.

  4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

  5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром.

  6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении.

  7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

Нужно помнить, что ЭУ не есть точная копия какого-либо книжного издания. Такой учебник плохо воспринимается и неинтересен студенту. Сейчас есть множество программ для создания ЭУ. Я пошла самым доступным способом – используем программу MS Word созданием HTML-файлов.

На титульном листе представлена информация о названии, авторе, учебном заведении. Можно в учебник включить видеозапись выступления автора. Где рассказывается о целях и задачах урока, о структуре учебника, о правилах представления практических работ и заданий контрольных срезов или тестов. Затем идут главы учебника. Главы разбиты на темы. К каждой теме есть своя гиперссылка. Нужно помнить, что текстовой информации на одну тему не должно превышать 2-3 страницы. Иначе тема не будет восприниматься, ученик очень быстро устанет, начнет «прыгать» от темы к теме. Кроме этого в учебник после каждой темы можно включить практические задания. Поэтому учащийся, если пропустил занятие, может самостоятельно выполнить задание дома.



На рисунке представлен титульный лист и содержание моего ЭУ по информатике.

Технические ограничения

Не секрет, что пропускная способность наших линий связи и стоимость доступа в Internet оставляют желать лучшего. Учитывая это, а также то, что в пользовании еще довольно много низкоскоростных компьютеров, суммарный размер отдельного HTML-файла (вместе с графикой), как показала практика работы в Internet, не должен превышать большой. Эта цифра особенно критична при работе с учебником в режиме "On Line". При больших размерах файл будет загружаться очень долго, и работать с ним студенту будет крайне неудобно. Отсюда следует вывод, что

  1. учебник должен состоять из набора файлов небольшого размера, объединенных общей навигационной системой гиперссылок;

  2. размер каждого HTML-файла вместе с графикой должен быть небольшой.

Примечание

Если учебник предназначен для использования в кейс-технологии или в режиме "Off Line", то размер отдельного файла может быть и больше. Но и здесь надо быть очень осторожным. Практика показывает, что с файлами, насыщенными графикой и имеющих размер более 10Мб, можно работать достаточно комфортно только при ОП не менее 1 Гб.

Способы представления текста

На процесс восприятия (а значит, и понимания) текста, расположенного на экране дисплея, влияет целый набор факторов. Это —

  • ширина текстовой зоны,

  • способ выравнивания текста,

  • его расположение на экранной странице,

  • начертание, стиль и размер шрифта.

Размер текстовой зоны

Восприятие текста идет значительно эффективнее, если глаз может сразу охватить не от­дельные слова или обрывки фразы, а целую строку, законченный фрагмент или, в идеале — абзац. Этот факт давно известен полиграфистам и является одним из определяющих при вы­боре длины строки текста. Недаром при больших размерах страниц текст в печатных изда­ниях делится на колонки, а страницы книг альбомного формата никогда не заполняются це­ликом от края до края.

Применительно к тексту на экране дисплея и с учетом технических ограничений, приводит к тому, что

  • ширина текстовой зоны должна быть в пределах 540÷570 pix,

  • текстовая зона должна центрироваться по горизонтали,

  • размер шрифта должен быть не менее 12 пунктов.

При невыполнении этих требований, особенно на мониторах с диагональю более 14 дюймов, длинная строка заставляет глаз перемещаться в пределах большого угла — иногда даже при­ходится поворачивать голову от начала к концу строки. В результате повышается утомляе­мость, что, как следствие, дает резкое снижение понимания материала учебника.

Выравнивание текста

Несмотря на кажущуюся простоту, это очень эффективный прием оформления текста. При­менение того или иного способа выравнивания позволяет не только решить задачу привле­чения внимания к определенным фрагментам текста, но и задать ритм чтения учебника, за­медляя или ускоряя его в нужных местах. Например, какие- либо замечания можно выровнять по центру (правому краю), а весь текст по ширине.

Выбор шрифта

Все имеющиеся шрифтов можно разделить на две большие группы: шрифты с засечками (Serif) и гладкие шрифты (San Serif — без засечек):

  • к первым (Serif) относятся шрифты типа Times New Roman,

  • ко вторым (San Serif ) — Arial.

По мнению психологов, шрифт с засечками читается легче, поскольку глазу есть за что «за­цепиться» при чтении текста — засечки как бы служат направляющими для перемещения глаза по буквам, и он устает меньше.

Гладкие шрифты требуют больше внимания и усилий при чтении. В результате прочитанное лучше запоминается. Отсюда можно сделать вывод, что

в тех небольших фрагментах текста учебника, на которые надо обратить внимание обучаемого (формулировки, определения и так далее), следует использовать преимущественно гладкие шрифты.

Для печатных документов выбор шрифта иногда становится тяжелой задачей и часто реша­ется личными предпочтениями автора — настолько много в настоящее время разработано шрифтов.

В принципе, HTML-документы имеют те же возможности выбора. Однако не надо забывать, что электронный учебник должен нормально воспроизводиться на компьютере пользователя, на котором ассортимент шрифтов может быть очень ограничен. Учитывая этот факт, следует тщательно подойти к выбору нужного комплекта шрифтов, продумав возможные варианты замены.

Сделаем выводы: при выборе шрифта

Желательно:

  • Шрифт среднего размера

  • «Шрифт с засечками» и различной шириной знаков и интервалов между ними

  • Стандартный, четкий, легко читаемый шрифт

  • Светлый фон приятного мягкого цвета

  • Достаточно контрастные по отношению к цвету фона символы

  • Символы комфортных для чтения цветов (черные, темно-серые, темно-синие, темно-зеленые)

Нежелательно:

  • Шрифт слишком мелкого или слишком крупного размера

  • Декоративный или оформительский шрифт с причудливым начертанием букв

  • Яркий (в том числе и чисто белый!) фон

  • Малоконтрастное изображение

  • Символы светлых или ярких цветов (желтые, оранжевые, красные)


Нравится нам это или нет, но шрифты Helvetica и Times Roman по-прежнему являются одними из самых читаемых шрифтов. Не бойтесь использовать их, когда вам важно, чтобы читателю сразу понял ваше сообщение или текст.

Подводя итоги, можно ответить на важные вопросы: кому и зачем нужен электронный учебник?

для самостоятельной работы учащихся

  • облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

  • предоставляет возможности для самопроверки на всех этапах работы;

  • выполняет роль наставника, предоставляя неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

на практических занятиях

  • позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;

  • позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень;

  • сложности контрольного мероприятия позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации.

а так же

  • позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;

  • позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;

  • позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

  • высвобождает преподавателя от незапланированных дополнительных занятий с учащимися, пропускающими, по тем или иным причинам, занятия;

  • позволяет ученикам получать всегда новую информацию, не тратя денежных средств;

  • и др.

























































Литература

    1. Агеев В.Н. Электронная книга: Новое средство соц. коммуникации. - М.: 1997.

    2. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.— 192 с.

    3. С.А. Христочевский. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии. Информатика и образование, 2000.


Полный текст материала Статья "Мультимедийные электронные учебники" 8 - 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Наталья Юрьевна  admin7297
31.01.2013 0 8082 1361

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК