Урок обучения
грамоте по УМК «Гармония»
Тема. Буква Т,т- буква согласных звуков
[т][т,].
Цели. 1. Познакомить учащихся с буквой
Т,т- буквой согласных звуков [т][т,]
2.Формирование фонемных умений
3. Формирование способа чтения (по
слогам)
4.Формирование грамматических умений
а) учить наблюдать, сравнивать, делать
выводы
б) умение воспринимать инструкцию
учителя
5. Развивать речь учащихся
6. Формировать умение работать в группе
7. Отрабатывать санитарно-гигиенические
умения
Оборудование: М.С.Соловейчик, Н.М.
Бетенькова. Букварь «Мой первый учебник»
1 часть, тетрадь для печатания, карточки
со звуками, карточки со слогами, картинка
«кот»
Ход урока
1. Организация класса.(СЛАЙД 2)
- Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Пора за дело браться,
Придется постараться.
Чтоб в жизни стать умелым,
Скорей займемся делом.
2. Повторение изученного.
Учитель: Итак, у нас урок обучения
грамоте. Давайте скажем, что мы делаем
на уроках обучения грамоте, чему учимся?
Ученики: Выполняем слоговые и
звуковые схемы, делим слова на слоги,
изучаем новые буквы, читаем слова и
слоги, даем характеристику звукам,
учимся пользоваться правильной и
грамотной речью.
Учитель: Какая бывает речь?
Ученики: Устная и письменная.
Учитель: Из чего состоит устная
речь? Письменная?
Ученики: Устная речь состоит из
звуков, письменная из букв.
Учитель: Вспомните, с какой
буквой мы познакомились на прошлом
уроке?
Ученики: С буквой К (ка)
Учитель: Буква К - буква каких
звуков, назовите их? (СЛАЙД 3)
Ученики: Буква к- буква согласных
звуков [к], [к']
Учитель: На партах у вас лежат
листочки со словами, возьмите простой
карандаш, прочитайте слова с изученными
буквами.
ком киска эскимо
кок миска молоко
ком кукла ириска
корм клоун сосиска
Учитель: Прочитаем эти слова
вслух. Оцените правильность выполнения
задания.(СЛАЙД 4)
Дети читают слова вслух по столбикам,
оценивая чтение товарища с помощью
«светофора». Зеленый сигнал- задание
выполнено без ошибок, красный сигнал-
были ошибки.
Учитель: Молодцы.
3. Изучение нового материала. Знакомство
с новой буквой.
Учитель: Вы знаете, что я очень
люблю загадывать вам загадки. Послушайте
загадку. (СЛАЙД 5)
Этот зверь живет лишь дома
С этим зверем все знакомы
У него усы, как спицы
Он, мурлыча, песнь поет
Только мышь его боится
Угадали? Это-…(кот)
Учитель: Посмотрите, какой кот
пришел к нам на урок. (Показываю картинку)
Что будем делать?
Ученики: Выполнять звуковой
разбор.
Учитель: Приготовьте карточки,
выполняем разбор слова кот.
У учащихся дома сделаны карточки
со звуками. Учитель на доске выкладывает
звуковую схему слова, а ученики на парте.
Характеристику звукам дают учащиеся.
Учитель: Назовите последний
звук. Дайте ему характеристику.
Ученики: Звук [т]- согласный,
потому что во рту встречается преграда,
твердый, потому что преграда одна,
глухой, потому что говорим без голоса.
Учитель: Проверьте себя. (Светофор)
Учитель: Вам нравится наш кот?
Красивый? А как мы скажем про него
ласково?
Ученики: Котик.
Учитель: Выполните самостоятельно
разбор слова котик.
Дети на парте выкладывают карточки-
выполняют схему слова.
Учитель: Назовите звук, который
находится в середине слова, даем ему
характеристику.
Ученики: Звук [т,]- согласный,
потому что во рту встречается преграда,
мягкий, потому что преград две, глухой,
потому что говорим без голоса.
Учитель: Обозначим звук на доске
карточкой.
Ученик находит карточку с правильным
обозначение звука и вставляет на нужное
место в схеме слова на доске.
Учитель: Проверьте себя, как вы
выполнили задание. (светофор)
Учитель: Назовем еще раз звуки:
последний в слове кот, какой он.
Ученики: Это звук [т] ( Дети
еще раз дают полную характеристику
этому звуку)
Учитель: Найдите в слове котик
парный ему звук по твердости-мягкости.
Ученики: Это звук [т,]
Учитель: Как вы думаете, с какой
буквой мы сегодня познакомимся, и будем
учиться читать?
Ученики: С буквой согласных
звуков [т][т,]. (СЛАЙД 6)
Учитель: Согласные звуки [т][т,]
обозначаются согласной буквой Тт «тэ».
Открывается тема урока на доске:
[т][т,]- Тт «тэ».
Учитель: Скажите, почему буква
большая?
Ученики: С большой буквы пишутся
имена, фамилии, названия городов, улиц,
первое слово в предложении пишется с
большой буквы.
Учитель: Приведите примеры
слов, которые пишутся с заглавной буквы
Т.
4. Работа с учебником.
Учитель: Откройте учебник по
закладке. Найдите следующую страницу.
Вот наш кот- котик. Найдите третью схему.
Догадайтесь, какое слово спряталось?
Ученики: Тимка.
Учитель: Что обозначает это
слово?
Ученики: Кличка кота.
Учитель: Назовите первый звук.
Обозначьте его в схеме (прямо в учебники).
Дайте ему характеристику.
Учитель: Какой буквой обозначим?
Ученики: Большой.
5. Физкультминутка.
На болоте две подружки
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались
Полотенцем растирались
Ножками топали
Ручками хлопали
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет
Все друзьям – физкульт привет
6. Продолжение работы по учебнику.
Чтение слогов, слов и новой буквой.
а) Повторение правила чтения (СЛАЙД
7)
Учитель: На странице учебника-
ученый. Он просит напомнить правила
чтения. Скажите, в каких случаях буква
т обозначает твердый согласный звук
[т].
Ученики: Когда она стоит перед
гласными а,о,э,у,ы.
Учитель: Когда мягкий?
Ученики: Когда стоит перед и.
б) Чтение слогов, слов.
Учитель: Рядом с правилом дано
задание. Что надо сделать?
Ученики: Разделить на слоги,
найти слова, прочитать.
Учитель: Взяли карандаши, готовим
слоги и слова для чтения.
Дети самостоятельно готовя т слова
для чтения.
Учитель: Читаем вслух.
Учитель проверяет правильность
чтения учащихся вслух.
Учитель: Первый ряд находит
слова в первом столбике. Второй ряд
находит слова во втором столбике. Третий
ряд- в третьем столбике. Прочитайте.
Дети читают только слова из
столбиков.
Учитель: Правильно ли выполнено
задание? (Светофор)
в) Составление слов из слогов. Работа
в парах.
Учитель: А сейчас- поиграем. На
столах лежат цветные карточки. Составьте
из слогов слова.
Учитель проводит работу с
деформированными словами. Ученики
сначала раскладывают карточки по цветам,
а потом составляют слова(зеленый цвет-
ни-тки, белый цвет- ли-сток, голубой цвет-
сто-лы, красный цвет- то-ртик, желтый
цвет- мо-ток)
Учитель: Проверяем, какие слова
получились. (СЛАЙД 8)
Ученики называют по одному какое
слово они сложили из слогов, а учитель
вывешивает на доску соответствующую
цветную карточку со словом.
Учитель: Покажите, как выполнили
задание (Светофор)
г) Работа с текстом.
Учитель: На стр. 79 Букваря найдите
первое задание. Прочитайте про себя.
(Дети читают про себя) Прочитайте
слова, которые вы нашли..
Учитель: К нам пришел «хитрый»
вопросик, который приготовил «хитрое»
задание. Что надо сделать сначала?
Ученики: Разделить на слоги,
прочитать
Учитель: Выполняем.
Дети самостоятельно делят слова
на слоги и читают.
Учитель: Проверяем. Что вы
прочитали?
Ученики: Предложения.
Учитель: Прочитаем первое
предложение. Что это?
Ученики: Заголовок.
Учитель: Где его пишут?
Ученики: Посередине строки, до
текста.
Учитель: Если есть заголовок,
значит, что вы читали?
Ученики: Текст.
Учитель: Какое предложение
записано в заголовке?
Ученики: Вопросительное.
Учитель: Прочитайте с нужной
интонацией.
Ученики пробуют читать заголовок
с вопросительной интонацией.
Учитель: Сколько предложений
в тексте? Прочитаем их.
Ученики читают по одному предложению.
Учитель: Прочитаем весь текст.
Хорошо читающие ученики читают
весь текст.
Учитель: О ком этот текст?
Ученики: О детях.
Учитель: Ребята, а ведь у нас на
уроке «хитрый» вопросик. В чем же
хитрость?
Ученики: На рисунках изображены
дети. Но рисунки перепутаны: кактусы
должны быть у Кати, а сок у Антона. (СЛАЙД
9)
7. Итог урока.
Учитель: Итак, с какой буквой
мы познакомились на уроке?
- Назовите, буквой каких звуков является
буква Т т?
- Дайте еще раз характеристику звуку
[т], [т,]
- Ну и напоследок поиграем в слова.
Возьмите карточку с обозначением звуков
[т], [т,]. Если в слове твердый
согласный, то поднимаем левую руку, если
мягкий- правую.
Ток, тигр, стол, стул, телевизор,
точка, тучка, тетрадь, телефон, торт.
(СЛАЙД 10)
Используемая литература:
1. М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова. Букварь
«Мой первый учебник».1 часть. Смоленск.
«Ассоциация XXIвек», 2010
год.
2. М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Поурочные
методические рекомендации к букварю
«Мой первый учебник» и прописям «Хочу
хорошо писать». Пособие для учителя.
Смоленск. «Ассоциация XXIвек»,
2007 год.
3. Н.В.Ёлкина, Т.И.Тарабарина. 1000 загадок.
Популярное пособие для родителей и
педагогов. Ярославль. Академия,Кº ,
Академия Холдинг, 2000год.