Урок + презентация по обучению грамоте по теме "Буква Ю и её звуки. Строчная буква ю"; 1 класс
Цели:
Познакомить со строчной буквой «ю», звуком [й’у];
Научить писать строчную букву ю.
Развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость.
Способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке, для лучшего усвоения материала.
Воспитывать аккуратность в работе; интерес к предмету.
Задачи:
1. Формировать умения писать строчную буквы «ю»; сравнивать, анализировать написание;
2. Учить различать основные группы звуков русского языка, выделять их особенности .
3. Развивать умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
4. Расширять активный и пассивный словарь детей
5. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
6.Учитьпроговаривать последовательность действий на уроке;
7. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Оборудование: компьютер или телевизор ЖК (проектор), презентация буквы Ю, букварь, пропись №5 , тетрадь для печатания.
Ход урока.
I. Организация класса на урок. Слайд №2
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
- У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними. (Учитель проверяет подготовку к уроку.)
1. Мотивация к учебной деятельности
- Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне, формирование личностного УУД – положительное отношение к школе и учебной деятельности
- Зачем мы пришли на урок обучения грамоте?
- Что мы уже знаем о звуках?
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
- Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия, формирование регулятивного УУД – принимать и сохранять учебную задачу
- Давайте попробуем ответить на них.
- Какие бывают звуки?( Работа со слайдом №3)
- Назовите слова в которых встречаются все согласные звуки мягкие. Слайд №4
- Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных?
3. Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.
- А как вы думаете, все ли гласные буквы мы с вами перечислили?
Давайте поищем ответ сегодня на уроке.
4. Построение проекта , причины затруднения.
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации, формирование коммуникативного УУД- формулировать собственное мнение.
-Назовите тему урока, поставьте цели.
В этом помогут нам загадки.
Слушайте загадки и попробуйте определить, о какой новой букве я говорю. Слайд №5
Послушайте и посмотрите внимательно, на предметы и слова. Слайд №6
-Назовите предметы, которые вы видите на слайде.
-Что общего вы заметили в словах юла, юбка ?
-Кто поможет мне сформулировать тему нашего урока. (Ответы детей.)
-Чему должны научиться сегодня на уроке? (Ответы детей.)
III. Объявление темы и целей урока.
Слайд №7
– Сегодня мы познакомимся с новой буквой, узнаем ее секрет, научимся писать новую букву, слоги и слова с нею.
IV. Изучение нового материала.
Работа в тетради для печатания стр. 47.
- Печатаем букву ю строчную. ( Заглавная буква изучается на следующем уроке)
Слайд №8
- Выделение звуков {й, у } в слове ЮЛА
– Назовите все звуки в словах. [й’ула].)
– Какие звуки мы произносим в начале этих слов? ([й’у].)
– Если мы слышим рядом звуки [й’у], то значит, слово пишется с буквы «ю».
Слайд №9.(поместить звук на звуковую ленту)
- Подумайте, рядом с какими звуковичками на ленте звуков должен встать звуковичок«ю»? Почему? (Рядом с звуковичками «е», «ё», «я», так как они обозначают два звука в начале слова.)
Работа с учебником с.150.
– Откройте учебник на с. 150, рассмотрите новую букву.
– На что похожа буква «ю»? (Ответы детей.)
Работа в тетради для печатания, стр. 47
Пальчиковая гимнастика
Подготовка руки к письму
Разминка для пальчиков. Слайд №10-12
– Рассмотрите письменную «ю», из каких элементов она состоит? (Из элементов буквы «н» и буквы «о».) Работа в Прописи,с. 33.
Показ на слайде№13,
затем учителю прописать на доске ( Дети пишут за учителем «в воздухе»
- Работа в Прописи (с. 33, первая строка).
Объяснение учителя с опорой на образец:
– Пишем, как букву «н», вторая часть – как буква «о». Первый элемент соединяется по-разному со вторым в зависимости от последующего соединения: нижнего или верхнего.
(Письмо первой и второй строки – «ю».)
Физкультминутка слайд №14
- Работа по учебнику.
– Прочитайте слоги первого и третьего столбика в букваре с.150
(Дети читают слоги первого и третьего столбиков букваре, по желанию учителя можно читать на слайде №15)
-Работа в Прописи. на с. 33 (Продолжение.) слайд №16
а)- Запись слогов с письменного образца.
б) - Работа по учебнику стр.150.
– Прочитайте слова «юмор», «юркий», «юноша». Что обозначают эти слова? (Если дети затрудняются дать разъяснение значений, учитель просит прочитать статьи в толковом словаре, закладки сделаны учителем заранее.)
• Юмор – умение показывать и видеть смешное.
• Юркий – быстрый, увертливый.
• Юноша – мужчина в возрасте, переходном от отрочества к зрелости.
Шутка-физминутка слайд №17
Работа в прописи слайд №18 (перед написанием слова, выясняем, что оно обозначает, а затем пишем его в прописи)
• Юнга – подросток, обученный морскому делу.
• Юниор – спортсмен – юноша.
• Юннат – юноша, подросток, участник кружка по изучению природы, естественных наук.
- Посмотрите на слайд №19.
- Прочитайте имена кукол.
- Прочитайте слово, которое получилось из первых букв имен девочек. (СОЮЗ.)
– Сколько слогов?
- На какой слог падает ударение?
- Сколько букв?
– А сколько звуков? (Пять.)
– Назовите звуки. ([сай’ус].)
– Где стоит буква «ю» в слове «союз»? (После гласной.)
– Сделайте вывод. («Ю» обозначает два звука не только в начале слова, но и после гласной.)
слайд №20
Найдите лишний предмет. Объясните .почему?
Работа с учебником возможно применение слайда№21
– Что это за предметы (с. 150)? (Люстра, клюв.)
– Обозначьте звуки в этих словах . ([л’устра],[кл’уф].)
Самостоятельная работа.(можно разделить задание по группам:
Девочки обозначают звуки в слове «люстра»;
мальчики- в слове «клюв»)
(Дети в букварях обозначают звуки в словах цветными карандашами)
Проверка на слайде №21.
– Какую работу выполняет «ю» в этих словах? («Ю» обозначает, что согласный звук, стоящий перед буквой «ю» в этих словах мягкий.)
– Прочитайте слоги слайд №22
– Прочитайте слова (3 и 4 столбик в учебнике) . Какие слова вам непонятны?
слайды№23,24
Дюны – песчаные холмы, передвигаемые ветром.
Кювет – канава для стока воды вдоль дороги.
Полюс – точка пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью.
- Работа по учебнику. (стр 150.)
-Я предлагаю вам самостоятельно прочитать оставшиеся три столбика слов.( стр.150)
Чтение слов по заданию учителя: слайд №25
– Прочитайте вкусное слово. (Плюшка.)
– Прочитайте на слайде №26 слово. (Полюшко.)
Чем слово поле отличается от слова полюшко ?
слайд №27 -Прочитайте слово, обозначающее предмет для игры в хоккей. ( Клюшка)
– Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос «какой?»
(Любимый, лютый, юный.)
– Прочитайте слова с незнакомым вам значением. (Тюбик, шлюз,.)
– Найдите значения этих слов в толковом словаре.
слайд №28
Тюбик – металлическая или пластмассовая трубочка, из которой содержимое выдавливают.
слайд №29
Шлюз – сооружение на реке для пропуска судов.
слайд №30 Работа в Прописи (с. 33).
- Прочитайте слова.( клюв, клюква, плюс, флюс) Что означают слова клюква, флюс?
– А на какие группы вы разделили бы все эти слова? (По количеству слогов, орфограмм и т. д.)
Работа с текстом в учебнике на стр 150-151.
- Какие однокоренные слова вам встретились в тексте? слайд №31
- Какой частью слова различаются слова дом. домик, домище?
Как называется часть слова, стоящая после корня?
Прочитайте на с. 150 имена подруг, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке.
слайд №32
- Как звучат имена девочек?(Ласково)
-При помощи какой части слова имена стали звучать ласково?(-ушк,-юшк)
– Подчеркните в этих именах букву «ю».
Дайте ей характеристику.
VI. Закрепление.
– Давайте подведем итоги.
Работа в Прописи,с. 33. слайд №33
- С какой буквой познакомились?
– Раскройте секреты буквы «ю».
слайд №33
- Почему звуковички держатся за ручки? (Ответы детей)
Закрасьте башмачки звуковичков.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
(слайд №33)
(-Мы сегодня узнали о том, что буквы е,ё,я,ю имеют два звука ,когда стоят в начале слова или после гласного звука.
-Мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать буквами Я,Ё,Е,И,Я ).
слайд №34
– Названия каких предметов начинаются на «ю»? (Дети называют слова.)
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания, формирование регулятивного УУД – самостоятельно оценивать результат своих действий
– Как вы чувствовали себя на уроке?
– Что вас поразило? Что огорчило?
Продолжите предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
10. Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем.
Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради смайлик.
Зелёный смайлик, если вам всё понятно было на уроке,
жёлтый смайлик , если вы сомневаетесь в чём-то, что –то сегодня не поняли и
красный смайлик , если вы ничего не поняли и урок вам не понравился.
Молодцы! Спасибо за урок. слайд №35
Литература
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. - 4-е изд., перераб. - IV Баласс ; Школьный дом, 2010. - 160 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100».Серия «Свободный ум»).
2. Пронина О.В., Лебедева Е.П., Мальцева О.Ю.
Тетрадь для печатания, 1 класс/Под ред. Р.Н._ Бунеева, Е.В. Бунеевой.- М.:Баласс, 2011. - 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
3. Пронина О.В.
Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» в 5 тетрадях. Тетрадь № 5 /Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - Изд. 5-е, испр. - М. : Баласс ; Школьный дом, 2010. - 48 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Познакомить со строчной буквой «ю», звуком [й’у];
Научить писать строчную букву ю.
Развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость.
Способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке, для лучшего усвоения материала.
Воспитывать аккуратность в работе; интерес к предмету.
Задачи:
1. Формировать умения писать строчную буквы «ю»; сравнивать, анализировать написание;
2. Учить различать основные группы звуков русского языка, выделять их особенности .
3. Развивать умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
4. Расширять активный и пассивный словарь детей
5. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
6.Учитьпроговаривать последовательность действий на уроке;
7. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Оборудование: компьютер или телевизор ЖК (проектор), презентация буквы Ю, букварь, пропись №5 , тетрадь для печатания.
Ход урока.
I. Организация класса на урок. Слайд №2
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
- У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними. (Учитель проверяет подготовку к уроку.)
1. Мотивация к учебной деятельности
- Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне, формирование личностного УУД – положительное отношение к школе и учебной деятельности
- Зачем мы пришли на урок обучения грамоте?
- Что мы уже знаем о звуках?
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
- Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия, формирование регулятивного УУД – принимать и сохранять учебную задачу
- Давайте попробуем ответить на них.
- Какие бывают звуки?( Работа со слайдом №3)
- Назовите слова в которых встречаются все согласные звуки мягкие. Слайд №4
- Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных?
3. Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.
- А как вы думаете, все ли гласные буквы мы с вами перечислили?
Давайте поищем ответ сегодня на уроке.
4. Построение проекта , причины затруднения.
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации, формирование коммуникативного УУД- формулировать собственное мнение.
-Назовите тему урока, поставьте цели.
В этом помогут нам загадки.
Слушайте загадки и попробуйте определить, о какой новой букве я говорю. Слайд №5
Послушайте и посмотрите внимательно, на предметы и слова. Слайд №6
-Назовите предметы, которые вы видите на слайде.
-Что общего вы заметили в словах юла, юбка ?
-Кто поможет мне сформулировать тему нашего урока. (Ответы детей.)
-Чему должны научиться сегодня на уроке? (Ответы детей.)
III. Объявление темы и целей урока.
Слайд №7
– Сегодня мы познакомимся с новой буквой, узнаем ее секрет, научимся писать новую букву, слоги и слова с нею.
IV. Изучение нового материала.
Работа в тетради для печатания стр. 47.
- Печатаем букву ю строчную. ( Заглавная буква изучается на следующем уроке)
Слайд №8
- Выделение звуков {й, у } в слове ЮЛА
– Назовите все звуки в словах. [й’ула].)
– Какие звуки мы произносим в начале этих слов? ([й’у].)
– Если мы слышим рядом звуки [й’у], то значит, слово пишется с буквы «ю».
Слайд №9.(поместить звук на звуковую ленту)
- Подумайте, рядом с какими звуковичками на ленте звуков должен встать звуковичок«ю»? Почему? (Рядом с звуковичками «е», «ё», «я», так как они обозначают два звука в начале слова.)
Работа с учебником с.150.
– Откройте учебник на с. 150, рассмотрите новую букву.
– На что похожа буква «ю»? (Ответы детей.)
Работа в тетради для печатания, стр. 47
Пальчиковая гимнастика
Подготовка руки к письму
Разминка для пальчиков. Слайд №10-12
– Рассмотрите письменную «ю», из каких элементов она состоит? (Из элементов буквы «н» и буквы «о».) Работа в Прописи,с. 33.
Показ на слайде№13,
затем учителю прописать на доске ( Дети пишут за учителем «в воздухе»
- Работа в Прописи (с. 33, первая строка).
Объяснение учителя с опорой на образец:
– Пишем, как букву «н», вторая часть – как буква «о». Первый элемент соединяется по-разному со вторым в зависимости от последующего соединения: нижнего или верхнего.
(Письмо первой и второй строки – «ю».)
Физкультминутка слайд №14
- Работа по учебнику.
– Прочитайте слоги первого и третьего столбика в букваре с.150
(Дети читают слоги первого и третьего столбиков букваре, по желанию учителя можно читать на слайде №15)
-Работа в Прописи. на с. 33 (Продолжение.) слайд №16
а)- Запись слогов с письменного образца.
б) - Работа по учебнику стр.150.
– Прочитайте слова «юмор», «юркий», «юноша». Что обозначают эти слова? (Если дети затрудняются дать разъяснение значений, учитель просит прочитать статьи в толковом словаре, закладки сделаны учителем заранее.)
• Юмор – умение показывать и видеть смешное.
• Юркий – быстрый, увертливый.
• Юноша – мужчина в возрасте, переходном от отрочества к зрелости.
Шутка-физминутка слайд №17
Работа в прописи слайд №18 (перед написанием слова, выясняем, что оно обозначает, а затем пишем его в прописи)
• Юнга – подросток, обученный морскому делу.
• Юниор – спортсмен – юноша.
• Юннат – юноша, подросток, участник кружка по изучению природы, естественных наук.
- Посмотрите на слайд №19.
- Прочитайте имена кукол.
- Прочитайте слово, которое получилось из первых букв имен девочек. (СОЮЗ.)
– Сколько слогов?
- На какой слог падает ударение?
- Сколько букв?
– А сколько звуков? (Пять.)
– Назовите звуки. ([сай’ус].)
– Где стоит буква «ю» в слове «союз»? (После гласной.)
– Сделайте вывод. («Ю» обозначает два звука не только в начале слова, но и после гласной.)
слайд №20
Найдите лишний предмет. Объясните .почему?
Работа с учебником возможно применение слайда№21
– Что это за предметы (с. 150)? (Люстра, клюв.)
– Обозначьте звуки в этих словах . ([л’устра],[кл’уф].)
Самостоятельная работа.(можно разделить задание по группам:
Девочки обозначают звуки в слове «люстра»;
мальчики- в слове «клюв»)
(Дети в букварях обозначают звуки в словах цветными карандашами)
Проверка на слайде №21.
– Какую работу выполняет «ю» в этих словах? («Ю» обозначает, что согласный звук, стоящий перед буквой «ю» в этих словах мягкий.)
– Прочитайте слоги слайд №22
– Прочитайте слова (3 и 4 столбик в учебнике) . Какие слова вам непонятны?
слайды№23,24
Дюны – песчаные холмы, передвигаемые ветром.
Кювет – канава для стока воды вдоль дороги.
Полюс – точка пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью.
- Работа по учебнику. (стр 150.)
-Я предлагаю вам самостоятельно прочитать оставшиеся три столбика слов.( стр.150)
Чтение слов по заданию учителя: слайд №25
– Прочитайте вкусное слово. (Плюшка.)
– Прочитайте на слайде №26 слово. (Полюшко.)
Чем слово поле отличается от слова полюшко ?
слайд №27 -Прочитайте слово, обозначающее предмет для игры в хоккей. ( Клюшка)
– Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос «какой?»
(Любимый, лютый, юный.)
– Прочитайте слова с незнакомым вам значением. (Тюбик, шлюз,.)
– Найдите значения этих слов в толковом словаре.
слайд №28
Тюбик – металлическая или пластмассовая трубочка, из которой содержимое выдавливают.
слайд №29
Шлюз – сооружение на реке для пропуска судов.
слайд №30 Работа в Прописи (с. 33).
- Прочитайте слова.( клюв, клюква, плюс, флюс) Что означают слова клюква, флюс?
– А на какие группы вы разделили бы все эти слова? (По количеству слогов, орфограмм и т. д.)
Работа с текстом в учебнике на стр 150-151.
- Какие однокоренные слова вам встретились в тексте? слайд №31
- Какой частью слова различаются слова дом. домик, домище?
Как называется часть слова, стоящая после корня?
Прочитайте на с. 150 имена подруг, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке.
слайд №32
- Как звучат имена девочек?(Ласково)
-При помощи какой части слова имена стали звучать ласково?(-ушк,-юшк)
– Подчеркните в этих именах букву «ю».
Дайте ей характеристику.
VI. Закрепление.
– Давайте подведем итоги.
Работа в Прописи,с. 33. слайд №33
- С какой буквой познакомились?
– Раскройте секреты буквы «ю».
слайд №33
- Почему звуковички держатся за ручки? (Ответы детей)
Закрасьте башмачки звуковичков.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
(слайд №33)
(-Мы сегодня узнали о том, что буквы е,ё,я,ю имеют два звука ,когда стоят в начале слова или после гласного звука.
-Мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать буквами Я,Ё,Е,И,Я ).
слайд №34
– Названия каких предметов начинаются на «ю»? (Дети называют слова.)
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания, формирование регулятивного УУД – самостоятельно оценивать результат своих действий
– Как вы чувствовали себя на уроке?
– Что вас поразило? Что огорчило?
Продолжите предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
10. Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем.
Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради смайлик.
Зелёный смайлик, если вам всё понятно было на уроке,
жёлтый смайлик , если вы сомневаетесь в чём-то, что –то сегодня не поняли и
красный смайлик , если вы ничего не поняли и урок вам не понравился.
Молодцы! Спасибо за урок. слайд №35
Литература
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. - 4-е изд., перераб. - IV Баласс ; Школьный дом, 2010. - 160 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100».Серия «Свободный ум»).
2. Пронина О.В., Лебедева Е.П., Мальцева О.Ю.
Тетрадь для печатания, 1 класс/Под ред. Р.Н._ Бунеева, Е.В. Бунеевой.- М.:Баласс, 2011. - 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
3. Пронина О.В.
Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» в 5 тетрадях. Тетрадь № 5 /Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - Изд. 5-е, испр. - М. : Баласс ; Школьный дом, 2010. - 48 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Марченко Ирина Анатольевна
→ МИА 09.04.2012 1 101549 16969 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК