Конспект урока литературного чтения по теме : "Звуки [х], [х'], [ц]. Буквы Хх, Ц,ц. Чтение слов с буквами Хх, Цц." для 1 класса.



Автор: Лаврова Виталия Викторовна


МОУ лицей №5 г. Воронеж


учитель начальных классов









































Источники информации:


1.Г. Н. Белова, «Обучение грамоте 1 класс поурочные планы по учебнику Н. В. Нечаевой, К. С. Белорусец», методическое пособие – Волгоград: Учитель, 2007;


  1. Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец, «Азбука», учебник по обучению грамоте и чтению: ИД Федоров, 2009;


  1. http://foryou.km.ua/ загадки в стихах.






































Тема: Звуки [х], [х'], [ц]. Буквы Хх, Ц,ц. Чтение слов с буквами Хх, Цц.


Цели: Продолжить знакомство со звуками [х], [х‘], [ц] и буквами, которые их обозначают;

упражняться в звуко-буквенном анализе слов;

учиться распознавать мягкость и твёрдость согласных звуков;

учиться работать с текстом;

воспитывать умение работать самостоятельно;

знакомиться с птицами края и особенностями их жизни в зимний период;

воспитывать любовь к природе.

Оборудование: Изображение синицы, кормушки с птицами.


Ход:

I Разминка. Повторение изученного.

- На какие группы делятся звуки нашего языка?

- Чем отличаются гласные от согласных?

- Что мешает «петься» согласным?

- На какие группы можно разделить согласные?

- Чем отличаются звонкие от глухих?

- Что делает согласные мягкими?

- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные?

- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные?

- Назовите «хитрые» гласные. Почему они «хитрые»?

II Работа над материалом

1. Повторение прошлой темы урока, сообщение новой.

- Какие буквы повторяли на прошлом уроке?

- Расскажите всё, что знаете о них.

- Сегодня на уроке мы будем повторять пройденные буквы.


2. Чтение загадки.

- Когда я подходила к школе, то увидела кормушку. Около неё летало очень много разных птиц.

- Каких птиц мы часто видим около кормушек? Эти птицы остаются зимовать с нами.

- Для чего нужны кормушки? Зимой птицам очень голодно и холодно – для того, чтобы согреться, им нужно много пищи, которой зимой почти нет.

- Можем ли мы помочь птицам? Как?

И одна очень любопытная птица услышала наш разговор и решила прилететь к нам в гости. А что это за птица, вы узнаете из загадки.


На кормушку возле нашей форточки

села удивительная птица:

в чёрной шапочке она, и в жёлтой кофточке.

Птица называется...  (синица)


- Что мы можем сделать с этим словом? (составить схему)

3. Составление схемы слова «синица».

- Что делает в этом слове согласные звуки мягкими?


III. Работа с учебником

1. Чтение «Синичьей скороговорки» с. 95

- Синица очень любопытна. Она увидела наши учебники и очень хочет в них заглянуть. Откроем азбуку на стр. 95 и прочитаем название текста вверху.

- Что такое скороговорка? Для чего нужны скороговорки?

- Про кого пойдёт речь в этой скороговорке?

- Как догадались?

- По названию мы можем догадаться, о чем пойдёт речь в тексте!


Чтение скороговорки несколькими детьми и затем хором.

- Какое настроение у синицы?

- Как догадались?


2. Самостоятельная работа.

- Синица предлагает нам задание. Первый вариант берёт в руки красные карандаши и подчёркивает в словах скороговорки буквы, которые обозначают мягкость согласных в этих словах.

Второй вариант берёт в руки карандаши и подчёркивает словах скороговорки буквы мягких согласных. - Какого цвета карандаши возьмём? Почему?


Кто справился – найти в скороговорке слова – рифмы.


ФИЗМИНУТКА:

- Синица хочет проверить, хороши ли вы разбираетесь в названиях птиц. Сейчас встанем. Я буду читать названия животных – если вы услышите название птицы, то хлопаете в ладоши, если нет приседаете:


медведь, утка, кенгуру, голубь, чайка, орёл, мышь, лиса, сова, лошадь, цапля, страус, волк, пингвин, журавль.


3. Разгадывание кроссворда у доски.

- Молодцы, ребята! А теперь синичка увидела под скороговоркой странные пересекающиеся клеточки с цифрами…

- Что это? «Кроссворд» по-английски обозначает «пересекающиеся слова»

- Что нужно сделать с этим кроссвордом?


Чтение задания и разгадывание кроссворда.


- почему говорят, что сорока приносит «вести на хвосте»?

- Кто автор «Сказки о царе Салтане»?

- Кто автор сказки «Дюймовочка»?

- Как называется сказка про Нильса? «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» автор шведская писательница Сельма Лагрлёф.

- Как проверим согласный на конце в слове «лебедь»? «гусь»?


- Прочитаем слова, которые у нас получились. Как назвать одним словом то, что мы прочитали? (птицы)

4. Чтение крылатых фраз.

- Птицы не только часто становятся героями литературных произведений, люди часто отмечали особенности птиц и сравнивали их со своим характером. И вот что получилось:

Когда мы говорим «орлиный взгляд»? Почему?

«Надулся как индюк.» Почему?

Идти гуськом – как это? Почему?

«Нахохлился как воробей» Почему?


Крылатые фразы – это высказывания, получившие широкое распространение благодаря своей выразительности.



IV Итог урока.


- О чем говорили сегодня на уроке?

- что мы можем сделать для птиц?

- Синичка говорит нам «спасибо» за хорошую работу – вы ответили на все её вопросы и теперь ей пора улетать, а то птицы склюют всё зерно в кормушках - ведь мы сможем им подсыпать зерно только к обеду


Полный текст материала Конспект урока литературного чтения по теме : "Звуки [х], [х'], [ц]. Буквы Хх, Ц,ц. Чтение слов с буквами Хх, Цц." для 1 класса. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лаврова Виталия Викторовна  Квашка
28.03.2010 2 14093 1893

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК