Слайд 1
Конкурс интерактивных презентаций
«Интерактивная мозаика»-2017
Рedsovet.su
сообщество взаимопомощи учителей
Власова Лидия Вадимовна
пояснительная записка
учитель-логопед Власова Л.В.
«Ш и Щ. Дифференциация в речи: изолированно, слоги, слова»
Презентация предназначена для детей с нарушениями звукопроизношения старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Презентация создана в виде интерактивных игровых заданий для дифференциации в речи близких по акустико-артикуляторному сходству звуков [Ш] и [Щ] на уровне слогов и слов. Данная презентация может использоваться как часть занятия по коррекции звукопроизношения или как целое занятие (20 – 25 мин).
Игровые задания направлены на коррекцию произношения звуков [Ш] и [Щ] изолированно, в слогах и словах; на развитие речевого и зрительного внимания, фонематического восприятия, развитие предметного словаря (растения, животные, инструменты и т.д.)
Презентация содержит триггерные кнопки и рисунки, анимацию, звуковые клипы.
Слайд 3. Сравниваю звуки [Ш] и [Щ].
Наглядная схема для сравнения звучания и произношения звуков [Ш] и [Щ]: сходство и различие. Разбирается совместно логопедом и ребенком. Звук [Ш] – песенка Змейки. [Щ] – песенка Щётки. Оба звука согласные - есть преграда для воздушной струи (шлагбаум), глухие (перечеркнутый колокольчик). Звук [Ш] – язык в форме «чашечки» поднят за верхние альвеолы, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам (артикуляционный профиль) между зубами щёлка, звук твердый (синий кружок). Звук [Щ] - передняя часть языка более выдвинута вперёд, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, задняя часть более продвинута вперёд, между зубами щелка, звук мягкий (зелёный кружок).
- К этому слайду можно возвращаться для уточнения произношения звуков триггерной кнопкой на других слайдах
- триггерная кнопка дает возможность со слайда 3 возвратиться к последнему просмотренному (туда, где остановились и возвратились к сл.3)
Слайд 4. Произношу звук [Ш].
- звуковой клип с инструкцией к игре, его можно прослушивать несколько раз.
Изолированное произнесение звука [Ш]. «Змейка ползёт и шипит: «Ш-Ш-Ш», и ты произноси «Ш-Ш-Ш».
* Анимация по клику-щелчку мыши.
Слайд 5. Произношу звук [Ш].
Изолированное произнесение звука [Щ]. «Щётка чистит: «Щ-Щ-Щ», и ты произноси «Щ-Щ-Щ». Анимация по клику-щелчку мыши.
Слайд 6. Произношу слоги «ША» и «ЩА»
«Открывай сердечко, если увидишь Змейку – произнеси слог «ША», если Щётку – слог «ЩА».
Кликаем сердечки – произносим слоги.
Слайд 7. Произношу слоги «ШО» и «ЩО»
«Открывай сердечко, если увидишь Змейку – произнеси слог «ШО», если Щётку – слог «ЩО».
* Кликаем сердечки – произносим слоги.
Слайд 8. Произношу слоги «ШУ» и «ЩУ»
«Стреляем из пушки. Если вылетит синее ядро – произнеси слог «ШУ», если зеленое – «ЩУ».
* Анимация по клику пушки. Вылет последнего «ядра» сопровождает звуковой сигнал.
Слайд 9. Произношу слоги «ШЕ» и «ЩЕ»
«Шмель летает и садится на цветочки. Сядет на синий цветочек – скажи «ШЕ», сядет на зелёный - «ЩЕ»
* Начало анимация по клику-щелчку мыши, дальнейших кликов не требуется. Перед последним цветочком – звуковой сигнал.
Слайд 10. Произношу слоги «ШИ» и «ЩИ»
«Мышонок и щенок нашли конфетки. Щенок съест конфетку – скажи «ЩИ», а если мышонок – «ШИ»
*Начало анимация по клику-щелчку мыши, дальнейших кликов не требуется.
Слайд 11. Читаю слоги
«Прочитай слог» Закрытые слоги. Если ребенок еще не читает, то повторяет за педагогом слоги.
*Начало анимация по клику-щелчку мыши: возникновение гласной буквы, анимация и исчезновение.
Слайд 12. Читаю слоги
«Слоги спрятались в домике. Кликай домик – читай слоги» Закрытые слоги.
*Начало анимация по клику «домика»: возникновение слога.
Слайд 13. Повторяю слоги
«Нажимай на кнопки. Слушай и повторяй слоги». Каждой кнопке соответствует звуковой клип слоговых цепочек из открытых слогов, несколько кнопок – закрытые слоги.
*Кликаем кнопки – слушаем и произносим слоги (возможны многократные повторы).
Слайд 14. Говорю слова
«Змейка любит слова со звуком [Ш], а Щётка любит слова со звуком [Щ]. Называй картинки. В слове есть звук [Ш] – кликай Змейку, в слове есть звук [Щ] – Щётку. Если не знаешь название картинки, то кликни эту картинку и услышишь слово».
*Анимация по клику «змейки» и «щётки», возникновение новой картинки по клику-щелчку мыши на фон. При клике слов-картинок – звуковой клип: звучащее название картинки. При появлении последнего слова – звуковой сигнал.
Слова: шимпанзе, клещ, шиншилла, шиповник, шампиньоны, хвощ, ущелье, брошь, щеколда, решето, шлем, щит.
Слайд 14. Говорю слова
«Наводим порядок. В ящик кладем предметы, в названиях которых есть звук [Щ], а в шкатулку кладем предметы, в названиях которых есть звук [Ш]».
*Анимация по клику «ящика» и «шкатулки», возникновение новой картинки по клику-щелчку мыши на фон.
Слова: шуруп, клещи, щипцы(кулинарные), погремушка, трещотка, кошелёк, катушки, прищепки, шоколад, шнурок, щепка, шишка.
Слайд 14. Сюрпризный момент.
Рефлексия, похвала.
* Звуковой клип
Автор: Власова Лидия Вадимовна
→ Публикатор 24.07.2017 1 10336 1446 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы