Статья "Компетентностно-ориентированные задания по математике в 5-6 классах как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся"
Компетентностно-ориентированные задания по математике в 5-6 классах
как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся.
Юртина И.В., Крупнова Г.Н.
г. Сургут
|
«Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые были достаточными для обыкновенных потребностей жизни». И.Л. Лобачевский |
Из опыта работы по формированию ключевых компетенций обучающихся на уроках математики в 5-х классах посредством использования компетентностно-ориентированных заданий.
Современному обществу нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 04.02. 2010 г. пр -271). А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, компетенций и компетентностей, более соответствующих пониманию современных целей образования. Введение этих понятий в практику школы потребовало изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов.
Компетенция в
переводе с латинского competentia
означает круг вопросов, в которых человек
хорошо осведомлен, обладает познаниями
и опытом. Компетентный в определенной
области человек обладает соответствующими
знаниями и способностями, позволяющими
ему обоснованно судить об этой области
и эффективно действовать в ней. Для
разделения общего и индивидуального
необходимо развести понятия «компетенция»
и «компетентность».
Компетенция
– включает совокупность взаимосвязанных
качеств личности (знаний, умений, навыков,
способов деятельности), задаваемых по
отношению к определенному кругу предметов
и процессов, и необходимых для качественной
продуктивной деятельности по отношению
к ним.
Компетентность
– владение, обладание человеком
соответствующей компетенцией, включающей
его личностное отношение к ней и предмету
деятельности
.
Образовательные компетентности:
С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей: информационной, самоорганизационной, коммуникативной. А какое содержание прячется за каждой из перечисленных компетентностей?
Обработка и классификация информации по заданному основанию - информационная компетентность;
Планирование деятельности и строгое выполнение алгоритма - самоорганизационная компетентность (разрешение проблем);
Написание текста заданной структуры и умение ответить на вопросы слушателей при выступлении, коллективные дела - коммуникативная компетентность.
Учебный процесс должен строиться на заданиях разных видов, каждый из которых предназначен для реализации конкретных целей.
Рассмотрим некоторые их виды и цели использования:
Учебное задание, цель – осознание учебных задач, освоение предметного содержания.
Текстовая задача, цель – формирование обобщающих умений и освоение предметного содержания.
Проблемная задача, цель – общее развитие: интеллект, воля, эмоции, творчество.
Практическое задание, цель – формирование предметных знаний и умений на познавательном материале.
Компетентностно-ориентированное задание, цель – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации.
Если компетентность - это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.
Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Поэтому, для формирования перечисленных выше компетентностей на уроках математики уместно использовать компетентностно-ориентированные задания. Эти задания легко узнаваемы:
Во-первых, это деятельностные задания, которые моделируют жизненную ситуацию.
Во–вторых, они строятся на актуальном для обучающихся материале.
В–третьих, данные задания имеют четкую структуру:
Мотивирует
на выполнение
Задает
деятельность
Определение аспектов компетентности, подлежащих формированию, оценке;
Формулирование задачной формулировки на основе выбранного аспекта;
Поиск источников, позволяющих реализовать планируемую деятельность;
Формулирование стимула;
Создание ключей, модельных ответов, шкал.
Приведем примеры компетентностно-ориентированных заданий, используемых на уроках математики в 5-ом классе.
Пример 1.
Тема «Решение задач с помощью уравнений».
Ключевая компетентность: компетентность разрешения проблем (самоорганизационная).
Аспект: идентификация (определение) проблемы.
Текст задания:
Вы – диспетчер автопарка, сдаете экзамен на профпригодность. Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для ее решения? «Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины на 20 км/ч больше скорости грузовой. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».
Подчеркните правильный ответ:
Скорость грузовой автомашины.
Скорость легковой автомашины.
Время, которое была в пути каждая машина.
Место встречи грузовой и легковой машин.
Инструмент проверки: ключ
1балл-ответ3
0 баллов-другие ответы
Часто сталкиваемся с проблемой, когда ученик, прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется. Все акценты по тексту задачи вынужден расставлять учитель. Приведенные выше задания приучают школьников критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.
Пример 2.
Тема «Натуральные числа».
Ключевая компетентность - информационная.
Аспект: первичная обработка информации.
Текст задания:
Вы работаете диспетчером на станции «Скорая помощь». По вызову Вам необходимо отправить машину в пункт Д. По данной схеме Выберите наиболее короткий маршрут движения машины скорой помощи от станции «Скорая помощь» (А) до пункта Д.
С |
Подчеркните правильный ответ:
АКД;
АСД;
АЕД.
Инструмент проверки: ключ
1балл-ответ2
0 баллов - другие ответы
Данные задачи позволяют систематизировать извлеченную информацию и переводить ее с графического представления в текстовое и наоборот, развивают образное мышление школьников, умение работать с моделью..
Пример 3.
Тема «Проценты».
Ключевая компетентность – коммуникативная, информационная.
Аспект: письменная коммуникация, первичная обработка информации.
Текст задания:
Вы являетесь директором школы. По запросу управления образования необходимо подготовить отчет итогов учебного года по форме:
% обучающихся, имеющих оценку «5»-
% обучающихся, имеющих оценки «4» и «5» -
% обучающихся имеющих оценку «3» -
% обучающихся, имеющих оценку «2» -
Источник информации (таблица):
Количество обучающихся в школе (чел.) |
«5» (чел.) |
«4» и «5» (чел.) |
«3» (чел.) |
720 |
36 |
288 |
360 |
Инструмент проверки: (модельный ответ)
% обучающихся, имеющих оценку «5» - 5%;
% обучающихся, имеющих оценки «4» и «5» - 40%;
% обучающихся имеющих оценку «3» - 50%;
% обучающихся, имеющих оценку «2» - 5%.
1балл-ответ соответствует модельному
0 баллов - другие ответы
Актуальность коммуникативной компетенции обусловлена невысоким уровнем обучающихся составлять письменное сообщение заданной структуры, а подобные задачи способствуют развитию умения составлять письменный документ в соответствии с целю коммуникации.
Итак, формирование ключевых компетентностей на уроках математики в основной школе занимает особое место. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по математике и способности их применения на практике. Опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики способствует осознанию обучающимися роли математики в современном мире, применению математических знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий.
Литература
Виленкин, Н.Я. и др. Математика [Текст]/ Н.Я. Виленкин : Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Издательство «Мнемозина», 2008.
Иванов, Д.А., Митрофанов, К.Г., Соколова, О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие [Текст]/ Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова,.-М.: АПКиППРО, 2005.—101 с.
Компетентностный подход // Школьные технологии №1, 2005 год, с.7
Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст]/ А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Юртина И.В., Крупнова Г.Н.
→ 89128142266 26.04.2011 3 8248 1390 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.