Статья "Компетентностно-ориентированные задания по математике в 5-6 классах как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся"


Компетентностно-ориентированные задания по математике в 5-6 классах

как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся.

Юртина И.В., Крупнова Г.Н.

г. Сургут


«Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».

И.Л. Лобачевский

Из опыта работы по формированию ключевых компетенций обучающихся на уроках математики в 5-х классах посредством использования компетентностно-ориентированных заданий.

Современному обществу нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 04.02. 2010 г. пр -271). А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, компетенций и компетентностей, более соответствующих пониманию современных целей образования. Введение этих понятий в практику школы потребовало изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов. 

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального необходимо развести понятия «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности .

Образовательные компетентности:

С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей: информационной, самоорганизационной, коммуникативной. А какое содержание прячется за каждой из перечисленных компетентностей?

Обработка и классификация информации по заданному основанию - информационная компетентность;

Планирование деятельности и строгое выполнение алгоритма - самоорганизационная компетентность (разрешение проблем);

Написание текста заданной структуры и умение ответить на вопросы слушателей при выступлении, коллективные дела - коммуникативная компетентность.

Учебный процесс должен строиться на заданиях разных видов, каждый из которых предназначен для реализации конкретных целей.

Рассмотрим некоторые их виды и цели использования:

  • Учебное задание, цель – осознание учебных задач, освоение предметного содержания.

  • Текстовая задача, цель – формирование обобщающих умений и освоение предметного содержания.

  • Проблемная задача, цель – общее развитие: интеллект, воля, эмоции, творчество.

  • Практическое задание, цель – формирование предметных знаний и умений на познавательном материале.

  • Компетентностно-ориентированное задание, цель – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации.

Если компетентность - это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.

Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Поэтому, для формирования перечисленных выше компетентностей на уроках математики уместно использовать компетентностно-ориентированные задания. Эти задания легко узнаваемы:

  • Во-первых, это деятельностные задания, которые моделируют жизненную ситуацию.

  • Во–вторых, они строятся на актуальном для обучающихся материале.

  • В–третьих, данные задания имеют четкую структуру:

Мотивирует на выполнение



Задает деятельность

Алгоритм конструирования компетентностно - ориентированных заданий следующий:

  1. Определение аспектов компетентности, подлежащих формированию, оценке;

  2. Формулирование задачной формулировки на основе выбранного аспекта;

  3. Поиск источников, позволяющих реализовать планируемую деятельность;

  4. Формулирование стимула;

  5. Создание ключей, модельных ответов, шкал.

Приведем примеры компетентностно-ориентированных заданий, используемых на уроках математики в 5-ом классе.

Пример 1.

Тема «Решение задач с помощью уравнений».

Ключевая компетентность: компетентность разрешения проблем (самоорганизационная).

Аспект: идентификация (определение) проблемы.

Текст задания:

Вы – диспетчер автопарка, сдаете экзамен на профпригодность. Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для ее решения? «Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины на 20 км/ч больше скорости грузовой. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».

Подчеркните правильный ответ:

  1. Скорость грузовой автомашины.

  2. Скорость легковой автомашины.

  3. Время, которое была в пути каждая машина.

  4. Место встречи грузовой и легковой машин.

Инструмент проверки: ключ

1балл-ответ3

0 баллов-другие ответы

Часто сталкиваемся с проблемой, когда ученик, прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется. Все акценты по тексту задачи вынужден расставлять учитель. Приведенные выше задания приучают школьников критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.

Пример 2.

Тема «Натуральные числа».

Ключевая компетентность - информационная.

Аспект: первичная обработка информации.

Текст задания:

Вы работаете диспетчером на станции «Скорая помощь». По вызову Вам необходимо отправить машину в пункт Д. По данной схеме Выберите наиболее короткий маршрут движения машины скорой помощи от станции «Скорая помощь» (А) до пункта Д.

С

Подчеркните правильный ответ:

  1. АКД;

  2. АСД;

  3. АЕД.

Инструмент проверки: ключ

1балл-ответ2

0 баллов - другие ответы

Данные задачи позволяют систематизировать извлеченную информацию и переводить ее с графического представления в текстовое и наоборот, развивают образное мышление школьников, умение работать с моделью..

Пример 3.

Тема «Проценты».

Ключевая компетентность – коммуникативная, информационная.

Аспект: письменная коммуникация, первичная обработка информации.

Текст задания:

Вы являетесь директором школы. По запросу управления образования необходимо подготовить отчет итогов учебного года по форме:

% обучающихся, имеющих оценку «5»-

% обучающихся, имеющих оценки «4» и «5» -

% обучающихся имеющих оценку «3» -

% обучающихся, имеющих оценку «2» -

Источник информации (таблица):

Количество обучающихся в школе

(чел.)

«5»

(чел.)

«4» и «5»

(чел.)

«3»

(чел.)

720

36

288

360



Инструмент проверки: (модельный ответ)

% обучающихся, имеющих оценку «5» - 5%;

% обучающихся, имеющих оценки «4» и «5» - 40%;

% обучающихся имеющих оценку «3» - 50%;

% обучающихся, имеющих оценку «2» - 5%.

1балл-ответ соответствует модельному

0 баллов - другие ответы

Актуальность коммуникативной компетенции обусловлена невысоким уровнем обучающихся составлять письменное сообщение заданной структуры, а подобные задачи способствуют развитию умения составлять письменный документ в соответствии с целю коммуникации.

Итак, формирование ключевых компетентностей на уроках математики в основной школе занимает особое место. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по математике и способности их применения на практике. Опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики способствует осознанию обучающимися роли математики в современном мире, применению математических знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий.



Литература

  1. Виленкин, Н.Я. и др. Математика [Текст]/ Н.Я. Виленкин : Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Издательство «Мнемозина», 2008.

  2. Иванов, Д.А., Митрофанов, К.Г., Соколова, О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие [Текст]/ Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова,.-М.: АПКиППРО, 2005.—101 с.

  3. Компетентностный подход // Школьные технологии №1, 2005 год, с.7

  4. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст]/ А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.










Полный текст материала Статья "Компетентностно-ориентированные задания по математике в 5-6 классах как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Юртина И.В., Крупнова Г.Н.  89128142266
26.04.2011 3 8248 1390

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК