Внеклассное мероприятие "Доктор занимательных наук Я.И. Перельман" для 7-8 классов
Автор: Львова Ирина Витальевна, МОУ СОШ №38, г. Сургут , учитель математики .
Внеклассное мероприятие: «Доктор занимательных наук» по книге Г.И. Мишкевича.
(из цикла «Знакомство с биографиями ученых»)
Кто многое с собой несет,
тот многим что-нибудь приносит.
Гете.
Цель: - повышение мотивации к учению;
-развитие любознательности.
Задачи: - познакомиться с биографией выдающегося ученого;
- познакомиться с книгами Я.И. Перельмана;
-учиться «обычное делать странным».
1 ведущий. Там, где воды рек Белой и Супрасли, сливаясь , впадают в Нарев, раскинулся Белосток, бывший уездный город Гродненской губернии, основанный, по преданию, в 1302 году литовским князем Гедимином, он имеет славную историю. К началу 19 века Белосток стал крупным центром текстильной промышленности. Одних лишь суконных фабрик в нем было 188. На окраинах дымили трубы кожевенных, литейных., красковаренных заводов. В Белостоке пересекались железнодорожные линии Брест-Литовск – Граево; Барановичи – Варшава и Вильна.
2 ведущий. В этом городе 22 ноября 1882 года в семье Исидора Перельмана , счетовода одной из суконных фабрик, родился второй сын яков. Отец Якова скончался рано. Но несмотря на недостаток материальных средств, мать решила дать детям хорошее воспитание. В восемь лет яков пошел в школу, а в 1895 году поступил в реальное училище. Училище славилось своими отменными учителями. На уроках обсуждались очень интересные вопросы. Например, учитель однажды принес в класс говорящего скворца.
Инсценировка. Учитель. Скажите, а почему только некоторые птицы способны подражать человеческому голосу?
Яков. Дело в том, что попугаи, скворцы и некоторые другие птицы обладают особой слуховой памятью.
1 ведущий. На другом уроке учитель рассказывал о насекомых и тогда яков опять поднял руку.
Яков. Я расскажу про осу, она является держателем особого рекорда, ее жало , вероятно самая тонкая и острая вещь в природе. Поэтому в момент, когда она прокалывает жалом кожу своей жертвы, развивается колоссальное давление в 300 тысяч атмосфер.
Учитель. Верно. А откуда ты обо всем этом узнал?
Яков. Об осах я прочитал в книге Жана Фабра «Жизнь насекомых», а подсчеты сделал сам.
2 ведущий. Любимыми предметами Якова были математика и физика. Однажды урок математики проходил на улице и учитель попросил учеников измерить высоту уличного фонаря.
Ученик. Это можно сделать очень просто. Надо взять лестницу и рулетку, а затем измерить.
Учитель. Браво. Стало быть и к луне будем приставлять стремянку? Высоту и удаленность любого предмета можно измерить при помощи двух картонных прямоугольников и спички.
1 ведущий. Подобных задач вы немало найдете в книгах Якова Исидоровича Перельмана «Занимательная математика», «Живая математика», «Занимательная алгебра» и многих других.
2 ведущий. Однажды учитель привел класс на Николаевскую улицу, к аптеке провизора Курицкого и остановил группу у витрины.
Учитель. Несколько лет тому назад эта аптека выгорела дотла. Как вы думаете почему это произошло?
Ученик. Наверное, он не почистил дымоход.
Учитель. Возможно, но учтите. Что пожар возник в июле, в знойный день, когда печи, естественно, не топились. Посмотрите внимательно на витрину. Определите, на какую сторону света она выходит, тогда и найдете ответ. Перельман, попробуй объяснить.
Яков. Ясно. Витрина выходит строго на юг. В ней выставлены стеклянные шары, наполненные разноцветными жидкостями. Один из шаров мог сыграть роль линзы, сосредоточившей солнечные лучи позади, на занавеске. Так вполне мог возникнуть пожар.
1 ведущий.Первая научная статья Перельмана была напечатана в 1899 году в газете «Гродненские губернские ведомости». Его первый гонорар составил 7 рублей 31 копейку серебром.
2 ведущий. В 1901 году Яков окончил Белостоцкое училище, получив в свидетельстве пятерки по 11 из 12 предметов. В том же году он поступил в лесной институт и окончил его в 1907 году. Будучи студентом, он написал много статей: «Насекомые в янтаре», «Почему птицы летят правильным строем», 50000 за доказательство теоремы», «Красота в природе» и другие.
1 ведущий. Первая книга Перельмана «Сто сорок парадоксов, задач, замысловатых вопросов и прочее» увидела свет в 1913 году. Все книги, написанные Перельманом, ожидало долголетие, потому, что в них ученый рассматривал научные вопросы, сформулированные в занимательной форме.
2 ведущий. Почему облака, состоящие из капелек влаги, не падают на землю? Будет ли действовать сифон в пустоте? Почему водопроводные краны делают отвинчивающимися, а самоварные отворотными? Как написать число 100 шестью девятками? Как размерить 10 ведер жидкости на две равные половины по 5 ведер, имея бочонки по 3 и 7 ведер?
1 ведущий. Чтобы представить привычное крупным планом,
нужно уметь обычное сделать странным.
2 ведущий.А знаете ли вы, что энергии стакана кипятка хватит на то, чтобы поднять легковой автомобиль на высоту многоэтажного дома. Та же самая энергия заключена в залпе из 20 винтовок.
1 ведущий. Обмотай те гвоздь туго бумажной полоской, она ни за что не загорится.
2 ведущий. Сегодня мы предложим вам ряд вопросов. А вы попробуйте на них ответить. Удачи!
Задачи для викторины.
Бригада из 6 плотников и столяра взялась выполнить одну работу. Каждый плотник заработал по 20р., а столяр же на 3р. больше, чем заработал в среднем каждыйиз 7 членов бригады. Сколько же заработал столяр?
Ребята решат задачу так: Пусть столяр заработал х рублей. Тогда средняя зарплата 7 членов бригады равна ( х + 6*20):7 р., что на 3р. меньше зарплаты столяра. Составить уравнение: х - ( х + 6*20):7=3.
Арифметическое решение: предположим, что столяр решил разделить деньги поровну между всеми членами бригады. Для этого нужно разделить 3 рубля на шестерых плотников, дав каждому по 0,5 р. В этом случае все члены бригады будут иметь по 20,5 р. Значит, столяр заработал 20,5 + 3= 23,5р.
Перед вами картина Н.П. Богданова-Бельского «Трудная задача (находится в Третьяковской галерее). Крестьянские ребятишки, изображенные на полотне, стоят у школьной доски, на которой выведено мелом: 102+112+122 +132+142 ?
365
Задача нелегкая только для тех, кто не знает, что 102+112+122 = 132+142. Ответ: 2.
Алгебраическая комедия. Юмор подобных математических представлений кроется в том, что ошибка - довольно элементарная - несколько замаскирована и не сразу бросается в глаза. Докажем, что 2=3.
Первое неоспоримое равенство 4 – 10=9 - 5
Прибавим к каждой части равенства 6 1/46
4 – 10 – 6 1/4 = 9 – 15 – 6 ¼.
Дальнейший ход комедии состоит в преобразованиях:
22 – 2*2*5/2 + (5/2)2 = 32 – 2*3*5/2 + (5/2)2
(2 – 5/2)2= (3 – 5/2)2.
Извлекая из обеих частей равенства квадратный корень, получаем: 2 – 5/2 = 3 – 5/2.
Прибавляя по 5/2 к обеим частям, приходим к нелепому равенству: 2 = 3.
В чем кроется ошибка?
1 ведущий. В итоге хочется сказать, что мир, окружающий нас удивителен и полон загадок. Чтобы представить привычное
Крупным планом
Нужно уметь обычное
Сделать странным.
Литература.
Г.И. Мишкевич «Доктор занимательных наук» , изд. «Знание», М., 1986год.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Львова Ирина Витальевна
→ ЛИВ 08.06.2011 2 3771 703 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.