Научно-исследовательский проект:Кривая второго порядка – циклоида обыкновенная.


3


Управление образования Озёрского муниципального района.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Бояркинская средняя общеобразовательная школа

им. М.Е. Катукова.









Научно-исследовательский проект:

Кривая второго порядка – циклоида обыкновенная.



Автор проекта: Шарафуллина Татьяна, Николаева Дарья, ученики 8 класса.

Руководитель: Логинова Н.А., учитель математики и физики.













М.о. Озёрский район, с. Бояркино.


2009г.

Проект





Название:

Кривая второго порядка – циклоида обыкновенная.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА


Предметный раздел

Предмет физико-математического цикла



Предметы


Математика, физика.


Класс (ы)


10 класс .

Краткое описание проекта

В исследовательском проекте исследуются свойства кривой второго порядка – циклоиды. Особенность предлагаемых экспериментов состоит в моделировании математических и физических процессов (например, построение циклоиды с помощью карандаша и линейки, а так же изучение техники изонити). Характер ученической работы подразумевает проведение исследований, фиксацию хода работы, её оформление.

Автор(ы) проектной идеи

Шарафуллина Татьяна, Николаева Дарья.






















 

 

Базовая информация



Цели и задачи проекта

  • Знакомство с основными свойствами кривой второго порядка - циклоиды и проявлениями ее в жизни.

  • Овладение навыками постановки эксперимента и проведения математических исследований и умозаключений .

  • Наблюдение и описание моделируемых в ходе работы процессов.

  • Фиксация результатов работы.

  • Анализ и объяснение процессов сходных с моделируемыми.

Алгоритм проведения проекта (этапы, шаги, задания, последовательность их выполнения, список занятий и их содержание)

1 этап –исследовательская и поисковая работа, моделирующая процессы и выявляющая определённые свойства объекта.

2 этап – наблюдение и описание хода работы.

3 этап – фиксация результатов работы.

4 этап - Анализ и объяснение моделируемых процессов с привлечением различных информационных источников (энциклопедии, учебники, ресурсы Интернет, образовательные компакт-диски).

Какой результат ожидается
«на выходе»

В качестве результата исследовательской деятельности учащихся ожидается иллюстрированное описание наблюдений хода и результатов исследовательской работы, а также ответы на теоретические вопросы, посвященные описаниям явлений, сходных с моделируемыми.


Методические и учебные материалы, рекомендуемые для подготовки к проведению проекта

  1. Гомонов С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения.

  2. Гусарова Н.Н. Техника изонити. Методическое пособие, С.- П., 2000г.

  3. Б.П. Демидович. Сборник задач и упражнений по математическому анализу. Издательство «Наука», М. 1977.

  4. Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988 г.

  5. Математика в школе. Научно-методический журнал

  6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика/Сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова.




Циклоида.


Год рождения: 2-я половина 17 в.

Родители: окружность и прямая.

Национальность: итальянка.

Происхождение слова: от греческого «кругообразный». (так называл кривую в 1590 г. Галилей).


Это должен знать каждый!


- Циклоида есть траектория точки, лежащей на ободе катящегося колеса.

- Изучать её начал во второй половине 17 века италь­янец Галилео Галилей. Именно он вывел циклоиду в люди. Впослед­ствии ей заинтересовались другие математики и итальянский физик Торичелли.

- Циклоиду стали применять в различных областях техники. Немецкий физик Гюйгенс построил маятник, который движется по циклоиде.

- У всех на руках есть часы. А ведь в них исполь­зуется циклоида, так что, не будь её, что было бы на белом свете? Если вовремя не раздается знакомый звонок будильника, вас ожидает неприятный разговор с начальником. Влюбленные были бы в большой растерянности, если бы из города исчезли все часы. Ценить и беречь время в наш век - самое главное. Я думаю, что одно это полностью доказывает полезность и необходимость этой кривой.



Серьёзно о несерьёзной параболе.

  1. Декартов лист, гипербола, парабола, эллипс, овал Кассини, конхоида - все это алгебраические кривые. Но уже Галилей и Декарт изучали кривую, описыва­емую точкой окружности, катящейся по прямой, - циклоиду («механическую кривую»). Слово «циклои­да» произошло от греческого слова «cykioetdes» - «кру­гообразный».

Так назвал эту кривую в 1590 году Га­лилей (рис. 1).

АМ=\0А\


Рис.1





A1A2 - основание циклоиды, А3 - вершина, А3М -высота циклоиды,

A1A2A3 - арка циклоиды, пря­мая I - линия центров.

  1. Галилей экспериментально установил, что площадь под одной аркой циклоиды в 3 раза больше площади производящего циклоиду круга, а длина дуги арки равна четырем диаметрам круга.

  2. Уравнение циклоиды удобно записывать через α - угол поворота окружности, выраженный в радианах (он численно равен пути, пройденному производящей окружностью по прямой):

х = гα-rsinα, у =r-r cos α.

4. Циклоида имеет ряд замечательных свойств.

За одно из них она получила название брахистохроны.. Это слово произошло от греческого «brachistos», что означает «кратчайший» и «chronos», что означает «время», т. е. брахистохрона - это кривая наикратчайшего по вре­мени спуска.



Якоб Бернулли (1654-1705). Широко использовал методы математического анализа при изучении геометричес­ких кривых



ОПЫТ.

Рассмотрим три отшлифованных желоба, со­единяющих точки А и В (рис. 2). Три полированных металлических шарика скатываются по этим жело­бам. Время наименьшего спуска у шарика, двигаю­щегося по циклоидальному желобу. Это впервые ус­тановили швейцарские математики братья БЕРНУЛЛИ (в 1696 году) точным расчетом.

Доказатель­ства Бернулли послужили толчком для развития но­вой отрасли математики - вариационного исчисления, раздела математики, изучающего методы исследова­ния некоторых величин на достижение ими максиму­ма или минимума.



Рис.2


  1. Другим синонимом циклоиды является таутохрона (от греческих слов «tautos» - тот же самый, «chronos» - время). Такое название циклоиды связано с истори­ей маятниковых часов, с попыткой ученых создать «идеальный» маятник, т. е. такой маятник, период колебаний которого не зависит от его размаха. Христиан ГЮЙГЕНС, голландский ученый, в 1657 году создал такой маятник. Он подвесил маятник в острие перевернутой циклоиды (точка О), сделал длину нити равной половине длины арки циклоиды (АО) и дал возможность нити наматываться на циклоидальные «щеки» (ОА и ОВ).

  2. При этих условиях конец маятни­ка (Г) движется по циклоиде (таутохроне), а период колебания не зависит от величины начального откло­нения

(рис. 3).





Рис.3



  1. Древние ученые не знали циклоиду, но они знали и успешно пользовались ее близкой родственницей - эпициклоидой, плоской кривой, описываемой точкой окружности, которая катится без скольжения по дру­гой неподвижной окружности, касаясь ее извне

(рис. 4).

Рис. 4

Если радиус неподвижной окружности равен ра­диусу подвижной, то эпициклоиду называют кардиои­дой (алгебраическая кривая четвертого порядка) (рис. 5).

Рис. 5


7. Другой «родственницей» циклоиды является гипо­циклоида - плоская кривая, описываемая точкой ок­ружности, катящейся внутри и без скольжения по другой неподвижной окружности (рис. 6). В зависи­мости от соотношения длин радиусов подвижной и неподвижной окружностей, получаются различные формы гипоциклоид. Если радиус неподвижной ок­ружности в 4 раза больше радиуса подвижной, то эта гипоциклоида называется астроидой (рис. 7).








Рис. 6





Рис. 7

Если радиус неподвижной окружности равен а, то в системе хОу уравнение астроиды имеет вид:

⅔ ⅔

х + у = а.

Длина астроиды равна 6а, а площадь фигуры, ограниченной ею - 3/8 а2 (R = а).


8. Задачи, приводящие к циклоиде, сыграли огром­ную роль в становлении механики и математического анализа. Но, когда величественные здания этих наук были построены, оказалось, что эти задачи являются частными, далеко не самыми важными.

История циклоиды завершилась в конце XVII века: стало ясно, что циклоида не связана с фундаменталь­ными законами природы, как например, конические сечения.

Произошла поучительная историческая иллюзия.













Изучение циклоид очень занимательно и полезно для ума. Но если приложить немного усилий, терпения, усидчивости, то обязательно получится красивая картина, а в её элементах без труда можно узнать нашу знакомую – циклоиду.


Полный текст материала Научно-исследовательский проект:Кривая второго порядка – циклоида обыкновенная. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Логинова Надежда Александровна  Логинова
05.07.2009 0 2698 785

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК