Проблема преемственности в работе учителей начальной и основной средней школы
Проблема преемственности в работе учителей начальной и основной средней школы.
Попова О.И., учитель математики
Первое сентября! У каждого учителя начальных классов, выпускающих своих питомцев, тревожно бьется сердце: "Как они, мои милые дети! не подведут ли? Какими вырастут!"
Повзрослев еще на один год, дети вдруг резко утрачивают интерес к школе, учебе. Что же происходит? Почему на этом переходном этапе ухудшается успеваемость, да и желание учиться пропадает? Кто виноват? К сожалению, часто можно услышать от учителей-предметников среднего звена укоры и упреки в адрес учителей начальных классов. Виноват ли он, учитель младших классов, труженик, отдающий все свои силы, свое свободное время детям часто в ущерб своей семье?
Этот переходный момент в жизни младших школьников требует более тщательного внимания и изучения.
В начальный период обучения преобладающим видом внимания у младшего школьника является непроизвольное, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. Ребенок еще не способен управлять своим вниманием. Даже при сосредоточенном внимании учащиеся многого не замечают, наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся направляют свое внимание на отдельные, бросающиеся в глаза предметы и на их признаки. Внимание младших школьников отличается большой неустойчивостью, легкой отвлекаемостью.
Для младших школьников характерно непроизвольное запоминание. Они запоминают лишь то, что интересно, поэтому первоклассники часто не помнят, что было задано на дом и т.п. Лучше запоминается ими наглядный материал, слова, обозначающие названия предмета, чем слова, обозначающие абстрактные понятия. Опираясь на знание этих особенностей, учитель начальных классов всегда старается разнообразить свой урок играми, загадками, ярким раздаточным материалом, броскими наглядными пособиями и т.д.
Учителя среднего звена не всегда знают об этих возрастных особенностях. Отсюда порой и сухость урока, его лекционных характер.
Немаловажными являются и индивидуальные особенности личности учителя.
Среди критических и проблемных ситуаций, в которых оказываются дети, перешагнув порог основной школы, является и смена режима работы и ритма работы (увеличение количества уроков в неделю, объема домашних заданий и т.д.)
Много времени требуется на адаптацию детей в новых условиях (привыкнуть, перестроиться на новый стиль, темп, манеру ведения уроков разными учителями, а их количество возрастает в несколько раз). Приводим перечень других проблем: несоответствие программ, требований, учебников, введение иной терминологии, резкое увеличение устных предметов и объема материала в них. К тому же надо учитывать профили гимназии (иностранный, математический, биологический). Первостепенную роль при этом я отвожу, наряду с интеллектуальным потенциалом, творческой стороне ума. Важным здесь является организация знания в памяти субъекта, соотношение вербальных и образных, символических и поведенческих компонентов в процессе запоминания и мышления.
В своей работе мы опираемся на теорию индивидуальных различий (М. Айзенк), на данные механизмов кратковременной памяти и долговременной памяти (С. Стернберг, Р. Аткинсон). Уместна в нашем гимназическом образовании концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, которая способствует повышению качества формируемых действий и понятий у обучающихся индивидов при сокращении сроков их подготовки.
К тому же доминирующая у нашего гимназиста познавательная мотивация должна выражаться в форме поисковой активности, повышенной чувствительности и проявляется к новизне стимула (Э.А. Голубе, Н.Н. Данилова), новизне из прошлого опыта. Когнитивная активность выражается в высокой избирательности индивида по отношению к исследуемому новому, в его предпочтении тех или иных цветов, звуков, форм и т.п.
Поэтому, чтобы дети более спокойно и уверенно преодолели психологический барьер, который, к сожалению, имеется в школе между начальным и основным звеном, и необходимо поднять вопрос преемственности между этими звеньями.
Я увидела его решение в ведении кружка (факультатива по математике), начиная с первого класса, здесь же идет поиск и будущих "математиков", т.е. детей одаренных, склонных к решению трудных, нестандартных математических вопросов, заданий и задач.
"От игры к знаниям" - мой принцип преемственности начальной и основной школы. Для его осуществления я считаю целесообразным пользоваться следующими дидактическими условиями:
своевременная диагностика интеллектуальных особенностей и способностей гимназистов (когнитивного стиля);
адекватное содержание программ обучения;
задания высокого мыслительного уровня;
определение затрат времени на выполнение заданий с целью опережающего обучения.
Диагностика познавательных способностей в нашем случае должна быть ранней, последовательной, многообразной. Здесь прямая связь с опережением и насыщением программы факультатива (кружка), с оптимизацией развития одаренности. Применяем разнообразные методы диагностики: анкеты, рейтинг, тесты, опросники, анализ продуктов деятельности, методы независимых характеристик.
При составлении программ факультатива использовались принципы:
Содержание программы должно предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления.
Программа должна давать детям возможность приобщаться к постепенно меняющемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
Необходимо, чтобы она предусматривала развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволит гимназистам переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
Программа должна поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.
Необходимо, чтобы она способствовала развитию сознания и самосознания детей, пониманию связей с другими людьми, культурой, природой и т.д.
Я убеждена, что наши дети нуждаются в достижении большей глубины мыслительной и исследовательской деятельности, в получении новой информации, новых идей и новых результатов. Они жаждут демонстрировать свои индивидуальные достижения, создавать и апробировать на практике свой собственный метод исследования. У них часто непроизвольно возникают необходимые аналого-ассоциативные комбинации.
В моей практике большое распространение получили игры-задания. Использование таких форм заданий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению учебного материала.
Кроме игр, занимательных задач, спектаклей, ввела некоторые понятия из программы 5-9 классов, несложные, но в которых дети в основной школе делают ошибки из-за отсутствия навыка, который, я считаю, должен иметь автоматический характер.
В 1 классе в самом упрощенном виде изучаем с ребятами "Симметрию" как понятие. В основном подчеркиваю красоту природы, ее правильность, использование симметрии человеком при строительстве. Дети делают выставку рисунков, пособий по теме "Симметрия". Интересно работаем во 2 классе над понятием "Положительные, отрицательные числа, нуль" ("теплые", "холодные", "граница"). На протяжении всей начальной школы изучаем геометрический материал (прямая, луч, отрезок, угол, биссектриса угла, треугольник, многоугольник и т.д.). Интересно идет тема "Координаты точек на плоскости". За это время дети сами изготавливают много игр с применением математики.
В кабинете математики создана игротека математического кружка, которая пополняется из года в год.
Вся эта работа требует и от учителя, и от учащихся большого труда. Ведь с такими детьми должны работать учителя, умеющие профессионально стимулировать, активизировать процессы осмысленного учения.
Самостоятельное и саморегулируемое учение осуществляется с большим трудом, так как ученик до сих пор остается потребителей информации. Особую сложность представляет диагностика одаренности детей. Но, если подходить к этой идее в системе, профессионально, с творчеством, то результаты не заставляют себя ждать!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попова Ольга Игоревна
→ Ольга7806 25.10.2012 0 3181 536 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.