Статья "Коллективный способ обучения учащихся на уроке"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г. НАРЬЯН-МАРА
Методическое объединение учителей математики
РАЗРАБОТКА по теме
«Коллективный способ обучения учащихся на уроке»
Бестужева Надежда Анатольевна
учитель математики
первая квалификационная категория
г. Нарьян-Мар
2013 год
В условиях внедрения нового поколения образовательных стандартов общего образования актуальной становится задача, решение которой ориентировано на формирование универсальных учебных действий, реализацию деятельностного подхода.
Педагогическая технология Дьяченко В.К. – коллективный способ обучения- дает нам готовый метод, и особенно приемы. Например, работа в парах сменного состава. Так устроен человек, что, познавая что-либо, он ощущает потребность поделиться своими открытиями с другими.
Обучения вне общения не существует. Поэтому обучение должно строиться так, как происходит общение между людьми.
В. К. Дьяченко считает, что урок должен сочетать четыре организационные формы обучения: индивидуальную, парную (ППС), групповую, коллективную (ПСС).
Коллективный способ обучения даёт возможность коммуникативного, познавательного развития.
Из опыта работы Бестужевой Н.А., учителя МБОУ СОШ № 1 г.Нарьян-Мара.
Коллективный способ обучения учащихся на уроке
Общение – ведущий вид деятельности в подростковом возрасте, но общаться подростки не умеют – не умеют слышать и слушать, не умеют обмениваться информацией. А именно на этот возрастной период приходится изучение математики. Традиционная педагогика отводит ученику пассивную роль слушателя, наблюдателя. Ведущая роль отводится учителю, который несёт знания ученику.
Педагогика сотрудничества, сотворчества, основанная на гуманистической идее совместной развивающей деятельности детей и взрослых, основывается на искренности, открытости, доверительности отношений, организации такого общения учителя с учениками и учащихся между собой, в процессе которого происходило бы обучение, воспитание и развитие личности каждого учащегося в обучении математике. Правильно организованное педагогическое общение снимает психологический дискомфорт его участников, создавая условия для посильного участия учащегося в процессе обучения.
Воспитание у учащихся умения включаться в общение, чувствовать себя комфортно в новых, непривычных условиях не является целью обучения математике, но, тем не менее, вносит важный вклад в общее воспитание и развитие учащихся. Вот почему при проведении многих занятий я отдаю предпочтение коллективному способу обучения, как способу организации познавательной деятельности и развивающего общения учащихся.
Использование коллективного способа обучения на уроке позволяет реализовать обучающую и воспитывающую функции урока не только через содержание, но и через форму организации учебной деятельности, формировать такие качества учащихся, как коллективизм и ответственность в учебной работе, что при традиционных способах обучения было затруднительно.
Приведём важнейшие факторы организации коллективного способа обучения :
выбор темы урока;
подготовка раздаточного материала;
подготовка класса к изучению нового материала;
разработка технологии работы учащихся с раздаточным материалом;
разработка форм учёта и контроля результатов учебной деятельности.
Выбор темы урока
Для проведения занятия целесообразно подбирать тему, которую можно изучить за один или сдвоенный урок. Важно, чтобы её было легко разбить на несколько независимых подтем. Например, тему урока «Уравнение» можно разбить на следующие три подтемы :
нахождение неизвестного слагаемого;
нахождение неизвестного уменьшаемого;
нахождение неизвестного вычитаемого.
Подготовка раздаточного материала
В качестве раздаточного материала удобно использовать два типа карточек:
обучающие (для изучения нового материала)
контролирующие (для первичного контроля полученных знаний).
Содержание каждой подтемы оформляется на отдельной обучающей карточке (см. приложения 1, 3). Набор карточек по теме образует блок заданий. Ученик может начать работу по изучению нового материала с любой карточки и выполнять задания в любой последовательности. Таким образом, каждая карточка является самостоятельным входом в тему. Для наглядности каждая карточка имеет свой сигнальный цвет (красный, жёлтый, зелёный и др.).
Обучающая карточка состоит из трёх частей:
в первой части излагаются теоретические сведения, формулы, правила, которые ученик должен записать в тетрадь;
вторая часть содержит разобранный пример;
третья часть включает набор упражнений для прочного и глубокого усвоения, для выработки умений и навыков выполнения заданий данного типа.
Подготовка класса к изучению нового материала
Все ученики класса разбиваются на малые группы. Так, класс, в котором 24 ученика, разбивается на 6 групп по 4 человека в каждой. Формирование малых групп определяется тем, как обычно сидят ученики на уроке – в парах постоянного состава. Пример деления класса на малые группы приведён на рис. 1.
1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд
3 3 3 3 |
2 2 2 2 |
1 1 1 1 |
1 – консультант по карточке № 1
1 1 1 |
-- малая группа
3 3 3 3 |
2 2 2 2 |
1 1 1 1 |
Рис. 1. Схема деления класса на малые группы и порядок раздачи карточек
Накануне урока шести «сильным» ученикам-консультантам (по два консультанта на каждый тип карточки) раздаются обучающие карточки. Они самостоятельно изучают содержание изложенного в них учебного материала, выполняют практические задания. Учитель осуществляет контроль за усвоением материала учениками-консультантами, даёт им необходимые рекомендации. Консультант раздаёт членам своей малой группы (в каждой малой группе обязательно должен быть консультант) карточки того типа, по которым он подготовлен. В его обязанности входит : помочь освоить учащимися содержание карточки, справиться с выполнение практических заданий, проверить качество усвоения нового материала у каждого члена малой группы.
После усвоения нового материала, уже все члены малой группы становятся консультантами по этому типу карточки.
По команде учителя ученики пересаживаются в соответствии со следующей схемой посадки учеников (рис. 2) в новые пары – пары сменного состава. Теперь рядом оказываются ребята с разными карточками. По очереди, выступая то в роли ученика, то в роли консультанта, они обмениваются информацией, содержащейся в их карточках, и самими карточками.
а)
-
1-й ряд
2-й ряд
3-й ряд
3 2
3 2
3 2
3 2
3 1
3 1
3 1
3 1
2 1
2 1
2 1
2 1
б)
-
1-й ряд
2-й ряд
3-й ряд
2 3
2 3
2 3
2 3
1 3
1 3
1 3
1 3
1 2
1 2
1 2
1 2
Рис. 2. Первая схема работы учеников в парах сменного состава :
а) до обмена карточками; б) после обмена карточками.
Аналогично происходит ещё одно пересаживание в пары сменного состава (рис. 3), обмен информацией и карточками. Таким образом, все вопросы темы оказываются рассмотрены каждым учеником класса.
а)
-
1-й ряд
2-й ряд
3-й ряд
2 1
2 1
2 1
2 1
3 1
3 1
3 1
3 1
3 2
3 2
3 2
3 2
б)
-
1-й ряд
2-й ряд
3-й ряд
1 2
1 2
1 2
1 2
1 3
1 3
1 3
1 3
2 3
2 3
2 3
2 3
Рис. 3. Вторая схема работы учеников в парах сменного состава :
а) до обмена карточками; б) после обмена карточками.
Чтобы не переутомлять и не перегружать ребят, в перерывах между пересаживаниями учащихся устраиваются ”устные паузы” – решение устных примеров и задач.
Учёт и контроль полученных знаний
В начале урока каждый ученик в своей тетради составляет, а в процессе урока заполняет индивидуальную карту учёта учебных вопросов (табл. 1).
Таблица 1
Карта учёта учебных вопросов
Фамилия ученика |
Обучающая карточка № 1 |
Обучающая карточка № 2 |
Обучающая карточка № 3 |
Иванов |
* |
+ |
++ |
Здесь : * ) получил карточку; + ) изучил карточку; ++ ) объяснил карточку товарищу.
Работа считается завершённой, когда каждый ученик изучил все три обучающие карточки блока заданий и две из них объяснил своим товарищам.
Для того чтобы проверить, как усвоена новая тема, в конце урока проводится контроль в форме теста по тесовым карточкам (см. приложения 2, 4). С целью реализации дифференцированного подхода к обучению учащихся разного уровня подготовки, тесты содержат обязательную и дополнительную части. Критерии оценки выполнения контролирующего теста приведены в табл. 2.
Таблица 2
Критерии оценки контролирующего теста
Оценка |
Количество правильно выполненных заданий |
|
Обязательная часть |
Дополнительная часть |
|
« 3 » « 4 » « 5 » |
3 3 3 |
---- 1 – 3 4 |
Как правило, после таких уроков все учащиеся могут правильно выполнить тестовые задания. Но главное – благоприятный психологический климат в классе, чувство комфорта и удовлетворения от работы, которое ощущает и учитель, и ученик.
Во время построенного таким образом урока не теряется ни минуты учебного времени.
5 класс
Приложение 1
Обучающая карточка № 1
Тема «Уравнение»
Нахождение неизвестного слагаемого
Уравнением называется равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называется корнем уравнения. Например, корнем уравнения 2 + х = 5 является число 3, так как 2 + 3 = 5.
Решить уравнение – значит найти все его корни.
a + x = b, x = b – a.
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
+ а Изображение на координатном луче. 0 х b - a
Пример : 7 + х = 10, х = 10 – 7, х = 3. Проверка : 7 + 3 = 10.
+ х Изображение на координатном луче. 0 1 7 10
Задание. Решите уравнение : 1) 3 + х = 9; 2) 2 + х = 7; 3) 12 + у = 37; 4) 17 + z = 42.
|
Обучающая карточка № 2
Тема «Уравнение»
Нахождение неизвестного уменьшаемого
Уравнением называется равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называется корнем уравнения. Например, корнем уравнения х - 3 = 2 является число 5, так как 5 - 3 = 2.
Решить уравнение – значит найти все его корни.
х - a = b, x = b + a.
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к вычитаемому прибавить разность.
+ а Изображение на координатном луче. 0 b х - a
Пример : х - 4 = 6, х = 4 + 6, х = 10. Проверка : 10 - 4 = 6.
+ 4 Изображение на координатном луче. 0 1 6 х - 4
Задание. Решите уравнение : 1) х - 2 = 7; 2) х - 8 = 1; 3) у - 17 = 13; 4) z – 14 = 27.
|
Обучающая карточка № 3
Тема «Уравнение»
Нахождение неизвестного вычитаемого
Уравнением называется равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называется корнем уравнения. Например, корнем уравнения 5 - х = 3 является число 2, так как 5 - 2 = 3.
Решить уравнение – значит найти все его корни.
a – х = b, x = а - b .
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. - х Изображение на координатном луче.
0 b а
Пример : 7 - х = 2, х = 7 - 2, х = 5. Проверка : 7 - 5 = 2.
Изображение на координатном луче. 0 1 2 7
Задание. Решите уравнение :
1) 10 - х = 9; 2) 9 - х = 7; 3) 38 - у = 10; 4) 27 - z = 19.
|
Приложение 2
Контролирующая карточка № 1
Тема «Уравнение»
0сновная часть
Решить уравнение : 1) х + 76 = 100; 2) у - 45 = 76; 3) 58 – z = 55. А. х = 176. А. у = 41. А. z = 3. Б. х = 24. Б. у = 31. Б. z = 113. В. х = 34. В. у = 121. В. z = 103.
Дополнительная часть
Составьте по рисунку уравнение и решите его : 4) 5) 6) - z + х - 5
х х х 36 100 17 30 28 у
А. z = 74. А. х = 13. А. у = 23. Б. z = 136. Б. х = 47. Б. у = 33. В. z = 64. В. х = 17. В. у = 22.
7) С помощью уравнения решите задачу :
Маша задумала число. Если к нему прибавить 5, то получится 11. Какое число задумала Маша ?
А. 16. Б. 6. В. 35.
|
Контролирующая карточка № 2
Тема «Уравнение»
0сновная часть
Решить уравнение : 1) х - 89 = 7; 2) у + 77 = 91; 3) 100 – z = 15. А. х = 82. А. у = 26. А. z = 85. Б. х = 96. Б. у = 168. Б. z = 115. В. х = 97. В. у = 14. В. z = 95.
Дополнительная часть
Составьте по рисунку уравнение и решите его : 4) 5) 6) + 8 - х - 9
х х х z 37 39 78 17 у
А. z = 45. А. х = 39. А. у = 8. Б. z = 31. Б. х = 41. Б. у = 26. В. z = 29. В. х = 117. В. у = 12.
7) С помощью уравнения решите задачу :
У Ани было 13 конфет. После того, как она угостила своих подруг, у неё осталось 7 конфет. Сколько конфет Аня отдала подругам ?
А. 7. Б. 20. В. 6.
|
Контролирующая карточка № 3
Тема «Уравнение»
0сновная часть
Решить уравнение : 1) 20 - х = 18; 2) у – 6 = 50; 3) z + 88 = 99. А. х = 18. А. у = 56. А. z = 187. Б. х = 38. Б. у = 46. Б. z = 11. В. х = 2. В. у = 44. В. z = 21.
Дополнительная часть
Составьте по рисунку уравнение и решите его : 4) 5) 6) - 15 + 11 - z
х х х 35 х у 30 30 70
А. х = 50. А. у = 21. А. z = 30. Б. х = 20. Б. у = 19. Б. z = 100. В. х = 30. В. у = 41. В. z = 40.
7) С помощью уравнения решите задачу :
Мама дала Серёже деньги. После покупки книги, которая стоила 80 р., у него осталось 11 р. Сколько денег мама дала Серёже ?
А. 91 р. Б. 69 р. В. 71 р.
|
6 класс
Приложение 3
Обучающая карточка № 1
Тема «Нахождение дроби от числа»
Нахождение обыкновенной дроби от натурального числа
Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь.
3 Пример. Найти 4 от 20 ;
20 * 3 = 20 * 3 =15. 4 4
Задание. Найдите :
а) 1 от 35; б) 1 от 36; в) 2 от 12; г) 4 от 25. 7 6 3 5
Дополнительное задание : учебник № 471 (а, б)*.
|
Обучающая карточка № 2
Тема «Нахождение дроби от числа»
Нахождение обыкновенной дроби от обыкновенной дроби
Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь.
2 4 Пример. Найти 3 от 5 ;
4 * 2 = 4 * 2 = 8. 5 3 5 * 3 15
Задание. Найдите :
а) 1 от 2; б) 1 от 4; в) 1 от 6; г) 5 от 14. 3 5 5 7 2 7 7 15
Дополнительное задание : учебник № 471 (в, г)*.
|
Обучающая карточка № 3
Тема «Нахождение дроби от числа» Нахождение десятичной дроби от натурального числа или от десятичной дроби Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь. Пример 1. Найти 0,6 от 20 ; Способ I Способ II
20 * 0,6 = 12. 0,6 = 6 , 10 20 * 6 = 20 * 6 = 12. 10 10 Пример 2. Найти 0,6 от 4,2 ;
4,2 * 0,6 = 2,52.
Задание. Найдите :
а) 0,2 от 40; б) 0,7 от 15; в) 1,2 от 0,5; г) 1,1 от 0,4.
Дополнительное задание : учебник № 471 (д,е,ж,з)*.
|
Обучающая карточка № 4
Тема «Нахождение дроби от числа» Нахождение процента от числа Процент – сотая часть числа :
1% = 0,01 = 1___ 100 Чтобы найти % от числа, нужно % перевести в соответствующую дробь и умножить её на число. Пример 1. Найти 45 % от 8 ; 45 % = 0,45 0, 45 * 8 = 3,6.
Пример 2. Найти 45 % от 7 ; 15 45 % = 0,45 = 45 100 45 * 7 = 45 * 7 = 21 = 0,21. 100 15 100 * 15 100 Задание. Найдите :
а) 10 % от 8; б) 25 % от 0,4; в) 5 % от 4. 5 Дополнительное задание : учебник № 471 (и,к,л)*.
|
6 класс
Приложение 4
Тест первичного контроля
Вариант 1
Основная часть
В 1985 г. в Москве насчитывалось 1 500 спортивных залов; 0,2 этого количества составляют катки. Сколько катков было в Москве в 1985 г. ? А. 3 000. Б. 300. В. 750. В просторах Мирового океана обитает 25 000 видов рыб. В водах России встречается 1/50 этого количества. Сколько видов рыб обитает в водах России ? А. 5 000. Б. 7 500. В. 500. Высота Останкинской башни 560 м. Высота Эйфелевой башни составляет 50 % высоты Останкинской. Какова высота Эйфелевой башни ? А. 280 м. Б. 112 м. В. 56 м. Легковые машины составляют 1/6 всех машин автопарка Москвы; 2/3 легковых машин - «Волги». Какую часть всех машин составляют «Волги» ? А. 5/6. Б. 1/4. В. 1/9.
Дополнительная часть
Вклад в сберегательном банке России каждый год увеличивается на 2 %. В какую сумму превратится вклад в 750 р. через год ? А. 765 р. Б. 825 р. В. 15 р. Плавательный бассейн Лужников может вместить 13 000 зрителей. В зал с трансформирующимися трибунами вмещается 0,3 этого количества. Трибуны детского стадиона вмещают 10/13 от числа зрителей в зале с трансформирующимися трибунами. Определите количество зрителей детского стадиона. А. 300. Б. 3 000. В. 3 300.
|
Тест первичного контроля
Вариант 2
Основная часть
Останкинская башня имеет высоту 560 м и состоит из бетонного ствола и металлической опоры для антенны. Высота бетонной части составляет 0,7 высоты всей башни. Какова высота бетонного столба ? А. 80 м. Б. 39,2 м. В. 392 м. Большая спортивная арена стадиона «Динамо» вмещает 50 000 зрителей, а число мест на Малой спортивной арене составляет 20 % от этого количества. Сколько зрителей вмещает Малая спортивная арена ? А. 10 000. Б. 100 000. В. 25 000. В Красную книгу внесено 35 видов исчезающих млекопитающих. В зоопарке живут 5/7 этого количества. Сколько видов исчезающих млекопитающих живут в московском зоопарке ? А. 49. Б. 25. В. 10. Девочки составляют 1/3 всех учеников школы. Среди них 2/5 – старшеклассницы. Какую часть всех учеников школы составляют старшеклассницы ?
А. 5/12. Б. 7/15. В. 1/2.
Дополнительная часть
Срочный вклад в сберегательном банке России каждый год увеличивается на 3 %. Сколько денег будет у вкладчика через год, если он вложит 500 р. ?
А. 15 р. Б. 515 р. В. 550 р.
Трибуны Большой спортивной арены Лужников вмещают 102 000 зрителей. Трибуны Дворца спорта вмещают 5/34 этого количества. Число мест Малой спортивной арены составляет 0,8 от числа мест Дворца спорта. Сколько мест на Малой спортивной арене ?
А. 86 700. Б. 18 750. В. 12 000.
|
Список литературы
Дьяченко, В.К. Коллективный способ обучения. - М.: Просвещение, 1984
Беляев, В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого / В.И. Беляев. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999
Жарова, Л.В. Учить самостоятельности / Л.В. Жарова. М.: Просвещение.- 1986
4. «Начальная школа», 1990 г., №1
5. «Начальная школа», 1993 г., №2
6. «Народное образование», 1994 г., №2, №3.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бестужева Надежда Анатольевна
→ bestygeva 25.10.2013 0 2868 462 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.