Метод. материал для учителей математики "Формирование приемов проектной деятельности на уроках математики"


Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

Кафедра математического анализа, алгебры и геометрии ЕИ КФУ


Итоговая аттестационная (проектная) работа

«Формирование навыков проектной деятельности учащихся»



Работа выполнена:

Слушателями курсов повышения квалификации учителей Молчановой Н.В., учителем математики высшей квалификационной категории МБОУ « Лицей № 35» г. Нижнекамска РТ и Корневой М.Б., учителем математики первой квалификационной категории МБОУ « Лицей № 35» г. Нижнекамска РТ


Руководитель проекта:

Гильмуллин М.Ф.,

доц. кафедры математического анализа, алгебры и геометрии ЕИ КФУ, к.п.н., доцент



Работа допущена к защите:

Анисимова Т.И.

зав. каф. мат. анализа, алгебры и геометрии ЕИ КФУ к.п.н., доцент

____________________

(подпись)







Елабуга, 5-23 ноября 2012 г.





Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Формирование ключевых компетентностей учеников на уроках. ...........5

1.1.Пути формирования компетентностей учеников……………………..10

2.Проектная деятельность учащихся как средство формирования

ключевых компетенций …………………………………………………….14

2.1Метод проектов в урочной деятельности……………………………...20

2.2 Метод проектов во внеурочной деятельности……………………...24

2.3 Метод проектов в воспитательной работе. ………………………….26

Заключение …………………………………………………………..……...28

Список использованной литературы ……………………………..……….29



















Введение

Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".

Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.

Современные требования ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное прочтение художественного текста, а формирование умения самостоятельно работать с текстом, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. "Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности" .

Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту.

Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной

Целью проекта является разработка методики формирования навыков проектной деятельности учащихся

Задачами проекта являются:

выделение сути метода проектного обучения, этапов метода, правил и принципов проектного обучения, теоретических позиций и требований к использованию метода проектов;

рассмотреть примеры использования пректного обучения в урочной деятельности, во внеурочной и в воспитательной деятельности;

Ценность проектного обучения заключается в том, что можно рассчитывать на получения результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности. Правила и принципы проектного обучения вырабатывают коммуникативные навыки у учащихся. Теоретические позиции проектного обучения показывают, что

образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика (повышает мотивацию в учении). Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию физиологических и психических функций. Глубокое, осознанное освоение базовых знаний за счет универсального использования в разных ситуациях. Гуманистический смысл проектного обучения приводит к развитию творческого потенциала учащихся, что является актуальным в системе образования на сегодняшний день.















1.Формирование ключевых компетентностей учеников на уроках.

Компетентностно-ориентированный подход – один из новых концептуальных ориентиров, направлений развития содержания образования

По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.

Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

Под понятием "компетентностный подход” имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Систему компетентностей в образовании составляют: ключевые, т.е. надпредметные (межпредметные) компетентности,которые определяются как способность человека выполнять сложные полифункциональные виды деятельности, эффективно решая проблемы; общеотраслевые – их ученик приобретает вовремя освоения содержания той или другой образовательной области; предметные – их ученик приобретает в процессе изучения того или иного предмета.

Понятие "компетентность” в психолого-педагогичной литературе окончательно не определено и в большинстве случаев употребляется интуитивно. Толковый словарь дает очень схожие толкования этих понятий:

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.

Понятие "компетенция” традиционно употребляется в значении "круг полномочий”. "Компетентность” же связана с информированностью, авторитетностью, квалификацией. Поэтому в педагогическом смысле целесообразно пользоваться термином "компетентность”. Учёные предлагают использовать эти понятия параллельно, но вкладывая в них разное содержание:

Компетенция – это совокупность взаимозависимых качеств личности (знаний, умений, привычек, способов деятельности), что являются заданными для соответствующего круга предметов и процессов, необходимых для продуктивного действия относительно них.

Компетентность – это владение человеком соответствующей компетенцией, содержащей его личностное отношение к предмету деятельности.

Поэтому компетенцию следует понимать как заданное требование, норму образовательной подготовки учеников, а компетентность – как его реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности.

Каковы ее основные составляющие?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода+критичность мышления.

Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата остается пока что не разработанным и кажется довольно сложным. Как вариант предлагают модель психолого-педагогического сопровождения развития учеников, направленного именно на формирование иx компетентности.

Модель психолого-педагогического сопровождения ученика в системе компетентностно ориентированного подхода к обучению базируется на представлениях о компетентности как общей способности личности, надпредметное образование, как интегрированный результат обучения, связанный с умением использовать знания и личный опыт в конкретных жизненных ситуациях.

Существует очень много подходов к определению структуры компетентности личности. Отмечая, что компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.

1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития).

Приведенная модель охватывает все названные группы компетентностей. Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.

Модель охватывает все звенья и виды образования: дошкольную, базовую и полную среднюю, профессиональную и высшую, внешкольную, последипломную и дистанционную с выходом на беспрерывное образование, на способность личности учиться на протяжении всей жизни.

Модель определяет субъектов деятельности в системе компетентностно ориентированного подхода. Прежде всего, это ученик, родители и государственные структуры, которые, как прямо, так и косвенно, через государственную политику образования, влияют на становление личности. Это также субъекты педагогического процесса в системе образования – воспитатель, психолог, учитель.

Основные группы компетентностей в значительной степени связаны между собой. Поэтому каждый субъект системы может влиять на развитие и социальной, и мотивационной, и функциональной компетентностей. Графическое разделение субъектов было выполнено по признаку приоритетностей влияния: семья и начальное образование мотивируют на обучение и развитие (мотивационная компетентность), школьное и высшее образование создают условия для развития и способствуют обретению знаний (функциональная компетентность), другие субъекты системы оказывают содействие социальному становлению личности (социальная компетентность). Диалектика развития в этом плане может быть обозначена так:

Мотивация —> Функциональные умения —> Социализация —> Мотивация.

Эту схему можно рассматривать как путь от мотивов через приобретение необходимого функционального багажа к социализации; в процессе социализации формируются новые мотивы, цепочка преобразований осуществляется на более высоком уровне. Поэтому основные компетентности обязательно связаны между собой. При этом механизм психолого-педагогического сопровождения развития учеников принципиально не изменяется при условии использования другой классификации и выделения других основных групп компетентностей. Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности:

1. Познавательная компетентность:

учебные достижения;

интеллектуальные задания;

умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность:

развитие индивидуальных способностей и талантов;

знание своих сильных и слабых сторон;

способность к рефлексии;

динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность:

способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;

ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;

гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;

постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4. Социальная компетентность:

сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;

способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;

социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

развитие личностных качеств, саморегулирование.

5. Компетентное отношение к собственному здоровью:

соматическое здоровье;

клиническое здоровье;

физическое здоровье;

уровень валеологических знаний.

В государственном стандарте базового и полного среднего образования выделено такие группы ключевых компетентностей:

1. Социальные (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций.

2. Поликультурные – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас.

3. Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками.

4. Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников.

5. Саморазвитие и самообразование – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни.

6. Продуктивной творческой деятельности.

Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.

Предметное обучение – это только основа для формирования компетентностей как интегрированного результата учебной деятельности учеников. Но наши учебные программы были и являются предметными; они регламентируют содержание материала, список требований к усвоению предмета. Преподаватель может формировать компетентность учеников. Как это можно реализовать?

1.1.Пути формирования компетентностей учеников.

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно,не существует.

Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

Выделяют основные задачи:

создание условий для развития и самореализации учеников;

усвоение продуктивных знаний, умений;

развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

  1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .

4. Необходимо чаще использовать вопрос "почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.

9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

Целесообразно соотнести возможности продуктивного обучения со спецификой каждой отдельной группы компетентностей

Продуктивные методики и технологии имеют естественный потенциал, реализацию которого можно непосредственно связать с формированием основных групп компетентностей учеников. Но абсолютно очевидно, что применением отдельного метода обучения или реализацию определенной технологии полной мерой охватить формирование всех групп компетентностей не возможно.

Чтобы успешно реализовать компетентностный подход, педагог должен уметь:

успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

  • ориентироваться в ситуации на рынке труда, хотя бы в своем городе (районе), и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;

  • чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста;

  • закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;

  • планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой я индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;

  • ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;

привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;

привлекать экспертов и специалистов (преподавателей вузов; работников фирм, банков, организаций и учреждений; милиционеров, пожарных, военных, спасателей, врачей, психологов и др.) для обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых он сам недостаточно компетентен;

демонстрировать ученикам ролевые модели на примере реальных людей, литературных персонажей, а так же в ходе выполнения проектов, ролевых игр и психологических тренингов, которые позволяют им обнаружить и опробовать новые для них способы мышления, восприятия и поведения, увидеть, а также испытать последствия такого поведения и проверить, это поведение «на пригодность»;

оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;

оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;

видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Кроме того, педагог должен понимать, что:

стабильности в мире больше уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям;

строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

его главная задача — обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников — самые верные его союзники;

любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью, и это представление можно передать ученикам;

часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим;

достаточно проводить хотя бы каждый десятый или каждый двадцатый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла.

Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностным, педагог должен остерегаться:

по привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников;

  • передавать ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан он сам;

представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;

мелочных правил и инструкций;

бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями.

2.Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций .


Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".

Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.

Современные требования ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное прочтение художественного текста, а формирование умения самостоятельно работать с текстом, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. "Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности" .

Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту.

Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроке направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Метод проектов (от греческого слова "путь исследования") ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения.

Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).

Проект - это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.

Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изучение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимся.

Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.

Изучение опыта проектной деятельности позволило определить, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

Главная идея этого метода состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно.

Цель проектного обучения:

  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения:

А) позволить каждому ученику увидеть себя как человека, способного и компетентного;

Б) развивать у каждого позитивный образ себя и других;

В) развивать у учащихся истинно оценивать себя.

  1. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя», вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.

  2. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.

  3. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации) наблюдения, умения строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Стадии (этапы) метода проекта.

  1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия, формулировка задачи.







  1. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.






  1. С амообразование и актуализация знаний.






  1. П родумывание хода деятельности, распределение обязанностей.






  1. Исследование: решение отдельных задач и компоновка.






  1. О бобщение результатов и выводы.





  1. А нализ успехов и ошибок. Коррекция.





Группа выстраивает коллективные проекты, которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются на стенах.

Педагог вмешивается только тогда, когда проекты нарушают свободу других.

Виды проектов (категории).


  1. Информационный и исследовательский проект;

  2. Обзорный проект;

  3. Продуктивный проект;

  4. Проекты-инсценировки или организационные проекты.


Объемы проектов.


  1. Краткосрочные (2-6 часов);

  2. Среднесрочные (12-15 часов);

  3. Долгосрочные.


Ценность проектного обучения.


Можно рассчитывать на получения результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности.

Правила и принципы проектного обучения.

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  2. Команды не соревнуются.

  3. Члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что вместе выполняют проектное задание.

  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  5. Все должны быть активными. Не должно быть «спящих» партнеров.

  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.


Теоретические позиции проектного обучения.

  1. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика (повышает мотивацию в учении);

  2. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию физиологических и психических функций;

  3. Глубокое, осознанное освоение базовых знаний за счет универсального использования в разных ситуациях;

  4. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

Требования к использованию метода проекта.

  1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы;

  2. Практическая значимость предполагаемых результатов;

  3. Самостоятельная деятельность учащихся;

  4. Структурирование содержательной части проекта (указание поэтапных результатов);

  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определение последовательности деятельности:

А) определение проблемы и вытекающих из нее задач;

Б) выдвижение гипотезы их решения;

В) обсуждение методов исследования;

Г) обсуждение способов оформления конечных результатов;

Д) сбор и систематизация полученных данных;

Е) подведение итогов;

Ж) выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов.

  1. Исследовательские;

  2. Творческие;

  3. Ролевые, игровые;

  4. Информационные;

  5. Прикладные.

2.1Метод проектов в урочной деятельности.

Методику проектного обучения широко можно использовать в школе для обобщения знаний и умений по изученным темам. На начало изучения темы учащиеся поручаются по окончанию темы изготовить рекламный проект, буклет, афишу, альбом, отражающий самое существенное содержание темы.

Рассмотрим некоторые уроки, предусматривающие использование метода проектов. Урок в 10 классе по теме: «Решение тригонометрических уравнений», тип урока обобщающий. Во время проведения урока-лекции по данной теме детям на неделю давалось задание найти как можно больше способов решения уравнения . Наступает момент проведения урока по этой теме. В начале урока проводиться аукцион методов решения уравнений. Кто больше? Сначала дети называют количество методов решения с помощью которых можно решить данное уравнение. Затем начинается «продажа» методов решения. Дети разбиваются на 3 группы. Разыгрывается очередность. Группы начинают поочередно защищать свои методы решения. Чтобы не было заминок, каждая команда предполагает по одному способу (поочередно) и выдвигает представителя, кто будет защищать предложенный метод и таким образом к доске выходят сразу 9 человек и готовят решения. Оставшиеся следят за записями, ведь их задача аппонировать ответ «противника» или оказать помощь своему игроку. На уроке работает «скорая помощь». Если кто-то не понял решения, он просит консультации. За оказание квалифицированной помощи команда набирает баллы. Последний урок показал, что дети указали 14 способов решения данного уравнения. В чем ценность этого урока? В том, что реализуются почти все выше перечисленные характеристики.

Попробуем разобраться в многообразии способов решения этого уравнения, которые предложили учащиеся.


1 способ.

2 способ.

3 способ.





4 способ.

Графики пересеклись в двух точках и , учитывая периодичность, получим, что решениями данного уравнения являются:

5 способ.

Пусть а, тогда

2а-1+а2=1+а2

а=1, то есть

Но здесь произошла потеря корня из-за не совпадения области допустимых значений функций y=sinx и y=cosx с областью допустимых значений функции Проверкой можно установить, что , является решением данного уравнения.

6 способ.

Возведем обе части уравнения в квадрат.

Появились посторонние корни. Проверка показывает, что корнями данного уравнения являются:

7 способ.

(1)

Пусть , тогда cos2x=1 – 2U2.

Пусть , тогда cos2x=2V2 – 1.

Уравнение (1) равносильно системе:

Учитывая условия, что имеем:

.

Снова произошла потеря корней и появились лишние корни . Проверка может исправить это положение.

8 способ. Метод пристального взгляда.

9 способ.


Особый интерес вызывают у учащихся проекты, связанные с практическим применением математических понятий.

Изучая тему “Построение треугольников“, при защите проектов проводится деловая игра “Конструкторское бюро”, когда учащиеся создают витражи в дискоцентрах, оформляют фасады зданий, создают интерьеры игровых комнат и бассейнов, используя треугольники и технологию их изготовления.

Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка. Такая работа должна проводиться постоянно, систематически, начиная с первых уроков прохождения темы. Она предлагает тщательную разработку целеполагающих и мотивационных аспектов деятельности учащихся.

2.2 Метод проектов во внеурочной деятельности.

Рассмотрим пример применения метода проектов. Так, при изучении темы “Статистические исследования” в рамках элективного курса “Теория вероятности и статистика” учениками 9х классов была проведена большая работа, результатом работы стал информационный бюллетень. Это был долгосрочный проект, который занял по времени 3 недели и проходил в несколько этапов:

1 этап – планирование. Учащиеся обсудили вопрос о том, какие наиболее актуальные проблемы можно исследовать в городе Нижнекамске. В процессе обсуждения выделили 4 проблемы: экология города, наркомания, школьные проблемы, проблемы, связанные с жизнью в городе Нижнекамске. В результате исследователи, а это учащиеся 3х девятых классов, разделились на 4 группы. В каждой группе были распределены функциональные обязанности. Обязательно в каждой группе был координатор (или руководитель группы), статисты, поисковики, дизайнеры, счетчики (проводящие опрос), теоретики.

2 этап – выработка стратегии. В каждой группе были проведены обсуждения возможных вариантов исследования и способов исследования, утвержден план самообразования и сбора информации по необходимой теме из теоретических источников и в сайтах интернета.

3 этап – исследование, обработка данных. Создание проекта.

4 этап – Защита проекта. Анализ успехов и ошибок. Коррекция.

На защиту проектов были приглашены “Заказчики”: администрация школы, врач-нарколог, представитель СЭС, представители администрации города (это родители наших учеников), психолог школы.

Рассмотрим второй пример. На занятиях спецкурса «Прикладная математика» рассматривается тема «Применение логарифмов». Цель данного занятия развить навыки работы учащихся с первоисточниками, совершенствование умений получать информацию из интернета. Устанавливать самостоятельно межпредметные связи. Углубить познания в области прикладной направленности математики. Работа, проведенная учащимися,обогащает знания не только учащихся, но и самого учителя. О широком диапазоне применения логарифмов свидетельствуют темы докладов учащихся: «Определение скорости химических реакций с помощью логарифмов», «Вычисление ЭДС гальванического элемента с помощью логарифма», «Определение РН среды с помощью логарифма», «Логарифмы и ядерная физика», «Логарифмы и акустические процессы», «Расчет высоты (частоты) звука», «Электричество и логарифмы», «Применение логарифмов в генной инженерии», «Расчетные задачи по животноводству», «Логарифмические спирали и живые существа», «Логарифмы в банковском деле», «Завещание Бенджамина Франклина», «Звездные спирали и логарифмы», «Задача Циалковского», «Расчет яркости звезд с помощью логарифма», «Вредное влияние промышленных шумов на здоровье человека», «Логарифмы и ощущения», «Курьезы и диковинки», «Логарифмы и литература», «Логарифмы и информатика», «Логарифмы и музыка». Данные занятия хорошо развивают мотивационные аспекты познавательной деятельности.

Но самым захватывающим моментом в данной работе – это день защиты проектов. В процессе защиты ребята учатся делать сообщения, сопровождая их различными наглядностями: кто-то изготовил плакаты, кто-то сделал зарисовки, кто-то подготовил презентацию своей работы на компьютере. Защищая свои проекты, дети делают маленькие шаги в науку. На таких занятиях они учатся рассуждать, доказывать справедливость своих суждений, отстаивать свою точку зрения, развивают коммуникативные способности.

Самые лучшие проекты выдвигаются для участия в различных научно-практических конференциях муниципального и республиканского уровней.

2.3 Метод проектов в воспитательной работе.

Познакомимся с одним из мероприятий «Откровенный разговор о нас самих». Так получилось, что переход к новой системе аттестации (аттестация по полугодиям) привела к тому, что в классе начала резко падать успеваемость. Назрел серьезный разговор. Как выйти из сложившейся ситуации, как подойти к анализу сложившейся ситуации, не затронув ранимые детские души? Совет дела решил провести ролевую игру. Класс был разбит на 5 групп. Формирование групп шло по желанию ребят; они сами выбирали себе социальную роль: администратора школы, учителя школы, классного руководителя, родителя, ученика. К каждой группе был прикреплен консультант из числа администрации, учительства, членов родительского комитета для того, чтобы представители групп могли уточнить тот или иной вопрос по заданной проблеме. Каждая группа моделировала ситуацию сама. Ведущим этого мероприятия был классный руководитель. Вместе с советом дела был определен перечень вопросов, связанных с успеваемостью учащихся, их режимом дня, их дисциплиной на уроках. Все присутствующие были потрясены глубиной анализа сложившейся ситуации и той программой выхода из этой ситуации, которую предложили участники этого дела. Главными экспертами этого «разговора по душам» были психолог и завучи школы.

Метод проектов при подготовке родительских собраний.

Один раз в год в классе проводится собрание-консилиум. Что это такое? В течение года у родителей возникает масса вопросов по воспитанию собственного ребенка. Эти проблемы, конечно, решаются по мере поступления, с привлечением специалистов: психологов, учителей-предметников, врачей. Но спорные вопросы выносятся на всеобщее обсуждение. Каким образом? Не называя фамилии учащихся и их родителей рассматривается та или иная ситуация и родители коллективно пытаются решить эти проблемы. Причем весь состав родительского собрания разбивается на три группы: позитивная, негативная, сомневающаяся (куда входят обязательно те родители, чья проблема разбирается), или группы можно назвать и так: «теоретики», «практики», «рецензенты». Возникают иногда дискуссии. Но это не страшно. Родители всегда приходят к консенсусу.













Заключение.

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.

Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной

И в полном объеме отвечает запросам современной системы образования. В данной работе рассмотрены следующие вопросы: формирование ключевых компетентностей учеников на уроках; пути формирования компетентностей учеников; проектная деятельность учащихся как средство формирования

ключевых компетенций. Рассмотрена суть метода проектного обучения, этапы метода, правила и принципы проектного обучения, теоретические позиции и требования к использованию метода проектов; рассмотрены примеры использования пректного обучения в урочной деятельности, во внеурочной и в воспитательной деятельности. Работа может быть использована учителями математики для повышения своих профессиональных компетенций.













Список используемой литературы.


  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – №4. – С.18-22.

  2. Волкова Е.Е. Компетентностный подход к обучению математике учащихся профильной школы в контексте педагогической технологии: учебное пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ,2009. – 248 с.

  3. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с.

  4. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под науч. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.

  5. Казыханова Ф.Г. Технология деятельностного подхода в обучении математике: Методическая разработка. – Уфа: АО «НОК», 1991. – 24 с.

  6. Формирование проектировочных умений учителя математики в условиях реализации новых стандартов образования: Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / Сост. Л.П. Шебанова, З.И. Янсуфина. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012. – 164 с.

7. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология. М.: Педагогическое общество России, 2006

8. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. –2000. –№7.

9. Пахомова Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003.

10. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.











Полный текст материала Метод. материал для учителей математики "Формирование приемов проектной деятельности на уроках математики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Молчанова Нина Викторовна  НВ7932
13.11.2013 0 2595 562

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК