Статья "Роль интегрированных уроков в формировании практических компетенций учащихся"
РОЛЬ ИНТЕРГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель математики высшей квалификационной
категории МБОУ СОШ №4 Конева Надежда Александровна
Учитель технологии высшей квалификационной
категории МБОУ СОШ №4 Гриньков Александр Николаевич
г. Борисоглебск Воронежская область
Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. А самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры, поэтому интеграция – инновационное средство формирования познавательной компетенции учащихся. Так в чем же преимущества интегрированных уроков? Они призваны повысить мотивацию, сформировать познавательный интерес, что в свою очередь способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся, позволяет рассматривать предмет и явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Такие уроки позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока, способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания и развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления; формируют в большей степени общеучебные умения, рациональные навыки учебного труда. В этом заключается актуальность темы. Рассмотрим пример интеграции математики и технологии на примере урока по теме « Точение наружной цилиндрической поверхности на токарном станке ТВ – 4 с использованием лимба», главная цель которого практическая - научить протачивать деталь под заданный диаметр используя лимб поперечной подачи.
Место проведения урока: учебные мастерские
Методическое оснащение урока:
-измерительный инструмент
-заготовки для точения
-инструкции по технике безопасности при работе на токарном станке по металлу
-технологические карты изделия
- подготовленные токарные станки к работе (ТВ-4)
Начало урока
Вопросы на повторение:
1. Рассказать о технике безопасности при измерении штангенциркулем
2. В чем различие точности измерения штангенциркулем ШЦ-1,ШЦ-2,ШЦ-3 и их назначение?
3. Выполнить упражнение по установке размера на штангенциркуле (5,0; 6,7;8,1;12,5;0,4)
4. Измерить диаметр образцов круглого проката, листового металла
Учитель технологии
Перед началом точения детали выполняются следующие операции:
Закрепляем заготовку в центрах.
Протачиваем поверхность до тех пор, пока будет устранено биение детали.
Замеряем размер.
Ручку поперечной подачи ставим вертикально (учитываем что, за один оборот поперечной подачи станок снимает 4мм.)
Чтобы проточить заготовку под нужный размер ученик должен уметь пользоваться штангенциркулем.
Первый способ точения использованием лимба.
Лимб – это специальное приспособление, на котором имеется деление.
За один оборот поперечной подачи деталь уменьшается в размерах на 4мм.
Глубина резания определяется: t = D0/2, где t - это глубина резания , а D0 – это величина, на которую уменьшается деталь.
На токарном станке, который имеется в школьной мастерской ТВ – 4, при полном обороте рукоятки винта, что соответствует 80 делениям, резец переместится в поперечном направлении на 2 мм.
-Если повернуть рукоятку на одно деление, то на сколько, переместится резец?
Сначала решим эту задачу математическими средствами.
Учитель математики: Итак, перед нами поставлена задача: резец углубляется в деталь на 2мм(а это есть глубина резания t), что соответствует 80 делениям лимба или полному обороту поперечной подачи. Чему равна цена деления?
2:80=0,025мм=t (это есть глубина резания одного деления) .
- На сколько же уменьшится деталь?
Подставляем в формулу t = D0/2 . Следовательно, D0 = 4 мм.
Это величина называется ценой деления, то соответственно деталь уменьшается на 0,025·2=0,05мм= D0
- Ответим на вопрос: чему равен диаметр уменьшенной детали при десяти рисках?
0,05·10=0,5мм
- На сколько делений уменьшится деталь при 60 рисках?
0,05·60=3мм
Заполним таблицу:
Деления лимба |
Диаметр уменьшения детали |
10деленй |
0,5 мм |
20 |
1мм |
30 |
1,5мм |
40 |
2мм |
50 |
2,5мм |
60 |
3мм |
70 |
3,5мм |
80 |
4мм |
Учитель
технологии:
приступим к практической работе.
Устанавливаем деталь и протачиваем её до нулевой отметки лимба
Замеряем
Деталь имеет диаметр 24,6 мм; нужно проточить её до диаметра 21мм
Рассчитать, на сколько делений нужно повернуть лимб?
Учитель математики: Нам поставлена задача расчета количества делений, на которые надо повернуть лимб.
Диаметр 24,6-диаметр 21=3,6мм, т.е нам надо будет проточить деталь на 3,6 мм, т.е. уменьшить деталь на эту величину.
Подставляем в формулу t = D0/2
3,6мм· t =3,6:2=1,8
0,025-цена деления. Зная цену деления,
1,8:0,025=72(количество делений, на которые мы должны повернуть ручку лимба)
0.025+x=1.8
Х=1.8:0.025
Для того чтобы уменьшить деталь с диаметром 24,6 до диаметра 21(3,5мл), нужно отсчитать по лимбу 72 деления.
Учитель технологии: Протачиваем деталь на 72 деления лимба
2 способ.
Учитель технологии: При точении я рекомендую начинающим токарям пользоваться рукояткой лимба.
Рукоятка вверху
Потом выполняем поворот рукоятки на 1/4.
Следующий шаг - рукоятка внизу на 1/2 .
Рукоятка на 3/4 и возвращаемся в исходное положение рукоятки, т.е. рукоятка снова вверху, что соответствует одному обороту.
Учитель математики
На сколько будет (проточена деталь, в нашем случае, уменьшена деталь в каждом положении рукоятки)
¼= 0,5+2=1мм. (Это соответствует 20 рискам лимба)
½=2мм(40 рискам лимба)
¾=3мм(60 рискам лимба)
4/4=4мм(80 рискам лимба)
Заполним таблицу
Поворот рукоятки лимба |
Уменьшается диаметр детали на величину |
1/4 |
1мм |
1/2 |
2мм |
3/4 |
3мм |
4/4 |
4мм |
Учитель технологии.
Решим практическую задачу на станке: на сколько нужно повернуть частей винт подачи, чтобы уменьшить деталь от диаметра 25 до диаметра 21.
Решение:
4 мм – используя таблицу ручку повернуть на 1 оборот.
Выполняем практическую работу.
Подводим итоги: научились точить деталь под заданный размер, используя лимб поперечной подачи; 2 способ: используя рукоятку станка поперечной подачи.
Итог урока: при выполнении практической работы использовались знания математики, приобрели практические навыки точения под размер заданной детали, использовали лимб поперечной подачи станка и рукоятку лимба, заполнили таблицу и проточили деталь под заданный размер.
Что дает данная работа учителю?
- Рождение нового уровня мышления – интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
- Освобождение учебного времени для изучения другого явления.
- Усиление межпредметных связей.
Что дает данная работа ученику?
- Активизацию мыслительной деятельности.
- Интенсификацию учебного материала.
- Расширение сферы получаемой информации.
- Подкрепление мотивации в обучении.
- Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения. И в этом особая актуальность интеграции…
На странице приведен фрагмент.
Автор: Конева Н.А, Гриньков А.Н.
→ nakon59 26.11.2013 1 4236 488 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.