Статья "Формирование мотивации учения школьников на уроках математики при переходе на компетентностный подход"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №322
Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методическое объединение учителей математики
Математика
Статья
«Формирование мотивации учения школьников на уроках
математики при переходе на компетентностный подход»
Работу выполнила
Цветкова Ольга Валентиновна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
Контакты:
e-mail olva.tsvetkova@gmail.com
тел: 89119947126
г. Санкт-Петербург
2014 год
Формирование мотивации учения школьников на уроках
математики при переходе на компетентностный подход
Одной из важнейших и актуальных тем на сегодняшний день является проблема поиска методов положительной мотивации школьников к получению знаний. Одной из побудительных сил учения является мотив достижения успеха. Ученик, испытывающий постоянные неудачи, стремится избежать умственной работы. Результатом становится спад заинтересованности в получении знаний и как следствие снижение уровня интенсивности умственного развития ученика. Учебный процесс должен предоставить ученику радость жизни, чтобы обучение приобрело жизненный смысл для учащегося. Как вызвать активную познавательную деятельность учащихся? Как вызвать у них положительное отношение к учению? Эти вопросы связаны с поисками современных и продуктивных подходов в обучении. Одним из них является компетентностный подход, который предполагает овладение учащимися различного рода знаний и умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно во всех сферах профессиональной, личной и общественной жизни.
Понятие «компетентностный подход» получило распространение в связи с модернизацией российского образования. Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом, то есть компетентный в определенной области человек, обладающий знаниями и способностями, которые позволяют ему обоснованно высказывать суждения об этой области и эффективно действовать в ней.
Наблюдается разное понимание понятий «компетенция» и «компетентность»:
компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов действий), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для продуктивной деятельности;
компетентность – владение и обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Цель школы – формирование ключевых компетентностей, то есть способности (готовности) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Компетентностный подход в обучении математики позволяет учащимся учиться овладевать ключевыми предметными компетенциями, таковыми являются:
базовые математические приемы и алгоритмы;
математический язык;
самостоятельная познавательная деятельность;
математическая грамотность;
умение применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях.
Процесс обучения математике формирует у учащихся такие необходимые качества как умение думать логически, отстаивать свои мысли и идеи. В школе большинство учащихся относятся к математике как к трудному, неинтересному и недоступному предмету. Математика – это метод и язык познания окружающего мира. Очевидно обстоятельство – ученики неодинаковы. Учителю необходимо понимать, что нужно учить каждого ученика. Различие может быть только в объеме изучаемого материала. Не весь материал, изученный в школе, выпускники будут использовать в дальнейшей жизни. Но только на уроках математики вырабатываются черты, необходимые каждому человеку: критичность, доказательность, логическая строгость, абстрактность, аргументированность.
Одна из главных задач в обучении математике – развитие математического стиля мышления. Решение нестандартных задач на уроках развивают творческие способности учащихся. Обучение школьников решать задачи разными способами подчеркивают красоту предмета, воспитывает интерес к нему. Формирование компетенций происходит во время урочной и внеурочной деятельности учащихся через знакомство их с историей развития математики, при выполнении творческих задач, выполнении учебно-исследовательских работ.
Освобождение современных школьников от запоминания формул, дат, событий привели к ухудшению памяти. Чтобы ученики усвоили серьезные объемы новой информации, необходимо их заинтересовать. Только тот человек пытается постичь что-либо, кому это интересно. Учитель должен вдохновить тех, кто не хочет учиться, но может. Создавать ситуации успеха для тех, кто хочет учиться, но не может.
Одна из главных задач школы – научить детей учится. Изначальное значение слова «учащийся» означает «учащий сам себя». Еще одним способом овладения компетенциями является работа школьников на уроках в группах разноуровневого состава, где у них есть возможность самим принимать решения и брать ответственность на себя. Это позволит школьникам в дальнейшем самостоятельно анализировать, отбирать и искать информацию при решении экзаменационных заданий на уроках и во время самоподготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Изменяется и позиция учителя. Компетентностный подход подразумевает такую организацию работы учеников на уроке, где каждый должен овладеть определенным уровнем математической компетентности. А это может быть только, если на каждом уроке учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивает приоритет его деятельности, переводит неуправляемые положительные эмоции от первых успехов в сознательно регулируемую системную деятельность. Эмоции успеха воодушевляют ученика, усиливают интерес к деятельности, а неудачи, промахи, непосильные требования огорчают его, снижают интерес к предмету, вызывают равнодушие и неприязнь. Ученика необходимо освобождать от психологического зажима. Учащиеся должны уметь и хотеть прилагать усилия для преодоления своего неумения, неопытности. Затраченные школьником усилия должны быть обязательно оценены учителем, это позволит верить ученику в свои возможности и способности. Поэтому главной задачей становится мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности.
Деятельность школьников должна содержать в себе элементы творчества как созидательного усилия. Учитель должен учить учащихся работать «вместе» как между собой, так и с учителем. Все это обязывает учителя уметь находить проблемные формулировки темы урока, ставить перед учащимися вопросы, которые способствуют поиску и совместной работе, ставить перед школьниками учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий, дозировать свою помощь учащимся.
Таким образом, мотивация учения школьников предполагает формирование потребности в учебной деятельности и желания учиться. Компетентностный подход в учении акцентирует внимание на формирование у учащихся компетенций, то есть способностей и умений, обеспечивающих возможность успешной социализации в современном обществе.
Список литературы
Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблемы формирования личности учителя. Сборник научных трудов. – Л., 1976.
Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения. – Красноярск., 2002.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. – Народное образование.,2003.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1998
На странице приведен фрагмент.
Автор: Цветкова Ольга Валентиновна
→ ОльгаЦветкова 19.07.2014 0 4533 479 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.