Статья "Как помочь детям на первых уроках геометрии"
Когда я впервые стала преподавать семиклассникам геометрию по учебному пособию Л.С. Атанасяна, то почувствовала «тихий ужас», который исходил от ребят. Они растерялись в нагромождении аксиом, их удручала необходимость из вполне понятных фактов путем абсолютно непонятных умозаключений делать совершенно очевидный вывод. Прежде всего я постаралась снять этот ребячий страх. Первый месяц учебного года мы только и делали на уроках геометрии, что рисовали, писали и говорили. Все записи на доске выполняла я сама, к доске никого не вызывала. Постепенно ребята стали привыкать к доказательствам.
Следующим этапом была запись решения задачи после ее подробного разбора. Сначала многие растерялись: уже привыкли списывать с доски. Теперь же требовалось записать решение самостоятельно. Первые шесть уроков геометрии я собирала тетради всего класса. Все ошибки исправляла тут же, в тетрадях, типичные ошибки разбирала на следующем уроке. За каждую работу ставила оценки в тетради. Плохая оценка была сигналом тревоги для ученика и его родителей. В журнал оценки выставляла только по желанию ребят. Тетради я раздавала ребятам за день до урока геометрии, чтобы они могли выполнить домашнее задание в них. Таким образом удавалось проверять одновременно и домашнее задание. Два урока геометрии в неделю позволяют организовать такую проверку. Труд, конечно, большой, особенно, если учесть, что в параллели не один класс. Но очень важно было исправить первые же ошибки в рассуждениях.
Результаты первых проверок были удручающими. Задачу (или теорему) подробно разобрали в классе, доказательство повторили дважды или трижды, а в тетрадях у учащихся она записана так, как будто урока и вовсе не было. Причину я видела в том, что наши ученики привыкли к зрительному восприятию информации. У большинства зрительная память развита намного сильней, чем слуховая.
Один-два урока учащиеся ждали, когда решения запишут на доске, а когда поняли, что ждать нечего, а тетради проверяют после каждого урока и ставят двойки, которые быстро накапливаются, то начали внимательнее слушать решение. Через месяц или полтора в тетрадях у большинства учеников появились уже вполне стройные и осмысленные записи доказательств.
Расскажу теперь подробнее о самих уроках. Если на предыдущем занятии мы разбирали доказательство теоремы, то новый урок начинается с письменного опроса: учащие воспроизводят изученное доказательство. На письменный опрос выделяется не более 10 минут. Бытующий метод вызова одного ученика к доске для изложения теоретического материала, видимо, не может быть применим всегда, так как в классе далеко не все слушают товарища: кто-то слушает, а кто-то только делает вид, что слушает. Но как же быть с теми ребятами, которые не подготовились дома, а в классе не сумели воспроизвести доказательство теоремы? Таким ученикам я ставлю двойку в журнал, но не чернилами, а карандашом. Ученику дается право в один из дней следующей неделе ответить после уроков и исправить оценку.
Итак, письменный опрос закончен. Осталось 35 минут урока. Если не запланировано изучение новой темы, то оставшуюся часть урока посвящаем решению задач. Решение задач фактически начинается еще на предыдущем этапе. Те ребята, которые раньше других воспроизвели доказательство теоремы, начинают решать задачу из учебника. Точнее говоря, они не решают задачу, а делают к ней чертежи и раздумывают над доказательством. Один ученик выполняет чертеж на доске. По истечении времени, отпущенного для письменного опроса, класс приступает к работе над задачей. Ребята выясняют, что дано и что требуется доказать. Решение рассказывают 5-6 человек. Обычно я сначала спрашиваю тех, в ком не очень уверена. Второй ученик дополняет и исправляет ответ первого, третий — второго и т.д. На доске мы доказательство не записываем, но на чертеже выделяем те элементы, о которых идет речь. Затем я сама повторяю доказательство еще раз, а ученики записывают его в своих тетрадях.
Как видно, с каждой задачей идет кропотливая работа, но тем не менее мы вполне укладываемся в программу, решая за урок 3-4 задачи.
Изложенные здесь методические положения совсем не новы. Многие учителя используют как описанные выше, так и другие приемы преподавания. Но мне кажется, что поиск нового приема обучения не должен быть самоцелью. Главное — это дать учащимся знания, поддержать тех, кому трудно учиться, не допускать педагогического брака.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Головачева Ирина Викторовна
→ irgagiv 10.12.2014 3 6129 403 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.