Технология учебных циклов при преподавании математики в 10-11 классах
|
МОУ Приморская средняя общеобразовательная школаул. Клубная, д. 11, п. Приморский Агаповский район Челябинская область, 457416
|
Технология учебных циклов
Яковлева М.В.
Учитель математики
Задача учителя – из существующих технологий, с учетом своих возможностей, способностей учащихся, выбрать то, что помогает ему (учителю) «приобрести специфическую способность к созданию своей собственной методической системы преподавания. Такой системой, разумеется, владеет каждый хороший, опытный учитель, и у каждого она своя».
(Герман Григорьевич Левитас,
д.п.н., профессор кафедры образовательной технологии
АПКиПРО г. Москва.)
Пояснительная записка
а) Обоснованность выбора технологии.
Технология учебных циклов относится к группе модульно-блочных технологий. Свою работу в старших классах (10-11) я провожу так, что, совершенствуя организацию учебной деятельности и уплотняя учебный материал, как можно больше времени оставляю на рассмотрение практического применения теории на примере решения задач. С этой целью при изучении некоторых тем 10-го и 11-го классов применяю модульно-блочные технологии.
С учётом времени, выделенного на изучение раздела, рассматриваю теоретический материал. При этом использую такие методы изложения темы, которые позволяют учащимся за более короткий временной срок усвоить требуемые программой знания. К таким методам отношу лекцию, сопровождаемую кратким конспектированием изучаемого материала учащимися в тетради, или рассказ учителя с элементами беседы. В любом случае в начале изучения провожу беглый устный фронтальный опрос по формулировкам теорем, формул, зависимостей, определениям, “настраивающий” учащихся на дальнейшее изложение материала. После компактного изложения материала отвечаю на вопросы учащихся, затем указываю вопросы, задачи и задания, в которых полученные знания находят своё отражение. Работу над ними я провожу на последующих уроках. Задавая вопросы по изученной теории, я требую полных содержательных ответов, включающих “проговаривание” определений, теорем, аксиом, формул, понятий.
б) Плюсы технологии.
Традиционно единицей учебного времени в школе является урок. Но не всегда за один урок удается охватить материал в полном объеме, иногда для этого необходимо несколько уроков, совокупность которых можно назвать циклом. Учебный цикл — это фрагмент процесса обучения, в течение которого школьники усваивают определенную порцию материала.
Технология учебных циклов отличается от других известных методик рядом особенностей:
основным учебным периодом в этой технологии является цикл уроков;
в ее рамках наряду с традиционными формами обучения широко применяется практикум;
3) особое внимание уделяется диагностике: проведению текущих письменных программированных опросов (в форме теста), а также контрольных работ (или зачетов) по окончании изучения темы.
Структура учебного цикла зависит не только от содержания материала, но и от стоящих перед учителем целей и задач, выбранных им методов, форм и средств обучения, от личностных особенностей учителя и учеников.
в) Минусы технологии.
Не всякий материал поддается пошаговой обработке; ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями, своего рода натаскивание, а также неразработанность мотивации учебной деятельности, игнорирование личности, ее внутреннего мира. Грубо говоря, для воспроизводимого учебного процесса лучший ученик - робот, а учитель - компьютер.
г) Используемая литература.
1. М.Б. Волович Не мучить, а учить. М.: Издательство Российского открытого университета, 1992 г.
2. М.Б. Волович Математика без перегрузок. М.: Педагогика, 1991г.
3. Г.Г. Левитас Карточки для коррекции знаний по математике. 5-11 класс. М.: Илекса, 2002г.
4. Г.Г. Левитас Технология учебных циклов. М.: Илекса, 2002г.
5. Г.Г. Левитас Технология учебных циклов. Журнал «Завуч», №2, 2002г.
6. Журнал « Педагогические технологии» №3 , 2004г.
7. Г.Г. Левитас Технология учебных циклов, или как улучшить классно-урочную систему обучения. М: АРКТИ, 2006г.
Урок обобщения (проверка теорети-ческих знаний с привлечением конспектов)
(Урок О)
Основные этапы |
Описание, особенности |
1. Организация работы |
Устная работа, повторение пройденного. Разбиение на пары |
2. Закрепление материала |
Учащиеся работают в парах: повторяют материал, решают задания |
3. Опрос |
Учитель опрашивает учеников первой пары, после чего они опрашивают других |
Урок – самостоятельная работа
(Урок С)
|
Завершение каждого цикла. Выполнение учениками самостоятельной разноуровневой работы |
Контрольная работа. |
Проводится в нескольких вариантах. Работа над ошибками в группах с привлечение учеников-консультантов. Каждый учащийся должен найти и исправить все свои ошибки |
Ниже в виде схем приведены возможные комбинации уроков рассмотренных типов в рамках одного цикла: одноурочного, двухурочного, трехурочного и четырех-урочного.
Одноурочный цикл
|
|||
Математический диктант |
Сообщение нового материала |
Закрепление (см. урок И) |
Контроль теоретических знаний и итоговое закрепление |
Двухурочный цикл
|
|
Урок И |
Урок С |
Трехурочный цикл
|
||
Урок И |
Урок Р или урок О |
Урок С |
Четырехурочный цикл
|
|||
Урок И |
Урок Р |
Урок Р |
Урок С |
Четырехурочный цикл
|
|||
Урок И |
Урок О |
Урок О |
Урок С |
|
МОУ Приморская средняяобщеобразовательная школаул. Клубная, д. 11, п. Приморский Агаповский район Челябинская область, 457416
|
Технология
учебных циклов
Яковлева М.В.
Учитель математики
Рекомендации для учителей
Технология учебных циклов относится к группе модульно-блочных технологий.
Технология учебных циклов отличается от других известных методик рядом особенностей:
основным учебным периодом в этой технологии является цикл уроков;
в ее рамках наряду с традиционными формами обучения широко применяется практикум;
3) особое внимание уделяется диагностике: проведению текущих письменных программированных опросов (в форме теста) без фиксации и обработки результатов, а также контрольных работ (или зачетов) по окончании изучения темы.
Традиционно единицей учебного времени в школе является урок. Но не всегда за один урок удается охватить материал в полном объеме, иногда для этого необходимо несколько уроков, совокупность которых можно назвать циклом. Учебный цикл — это фрагмент процесса обучения, в течение которого школьники усваивают определенную порцию материала.
Структура учебного цикла зависит не только от содержания материала, но и от стоящих перед учителем целей и задач, выбранных им методов, форм и средств обучения, от личностных особенностей учителя и учеников.
При этом в каждом цикле обязательными являются следующие этапы:
Проверка знаний пройденного ранее материала и готовности к усвоению нового.
Сообщение нового.
Репродуктивное (первоначальное) закрепление.
Тренировочное закрепление.
Опрос по теории.
Итоговое закрепление.
В таблицах представлены уроки основных типов, которые могут входить в учебный цикл.
Типы уроков в учебном цикле
Урок изложения нового материала
(Урок И)
Основные этапы |
Описание, особенности |
1.Контроль знаний |
Проводится математический диктант (по изученной ранее теме) с последующей проверкой |
2. Объяснение нового материала |
Материал структурируется в виде схемы, плана, конспекта |
3. Репродуктивное закрепление |
Проходит с опорой на конспект |
4. Тренировочное закрепление |
Наращивание техники решения задач; решение задач, аналогичных рассмотренных ранее |
Урок решения задач
(Урок Р)
Основные этапы |
Описание, особенности |
1. Организация работы |
Устная работа. Разбиение на пары |
2. Практикум (решение задач) |
Учащиеся получают задания (упорядоченные по степени сложности для достижения каждым учеником доступного ему уровня). Учитель наблюдает, консультирует, проверяет и оценивает |
3. Проверка и оценка |
Ученики, чьи работы проверил учитель, проверяют работы остальных |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яковлева Мария Викторовна
→ Мария2010 20.09.2010 2 9073 912 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.