Статья "Из опыта работы "Проблемный характер урока, как один из факторов здоровьесбережения""
Кобелева Ю. А., преподаватель математики
Проблемный
характер урока,
как один их факторов
здоровьесбережения
автор статьи преподаватель математики
ГОУ НПО «Профессионального училища №16» г. Перми Кобелева Юлия Асхатовна
Общей целью системы образования Пермской области является воспитание активного, свободного, ответственного, нравственного, профессионально компетентного, культурного, физически и психически здорового, творчески самореализующегося человека, патриота, обладающего инициативностью, предприимчивостью, уверенностью в себе, широтой взглядов, гибкостью мышления, способностью к диалогу и сотрудничеству.
В связи с поставленной целью в качестве одного из важнейших приоритетов изменений в образовании рассматривается здоровье.
Приоритет здоровья направлен на преодоление существующих негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения.
Математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создании представлений о научных методах познания действительности.
Усиление роли системы образования (в том числе и математического образования) в охране и укреплении здоровья возможно при решении таких задач, как:
разработка и использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;
создание мониторинга состояния здоровья учащихся, воспитанников; обеспечение контроля их физического и психологического самочувствия в ходе образовательного процесса.
В связи с поставленными целями урок математики выстраивается таким образом, что ученик становится субъектом образования. Для этого ученик включается в совместную с преподавателем работу по изучению материала, не только для количественного накопления знаний, но и для придания им качественных, т. е. личностных смыслов. Ученик должен ощутить потребность в получении новых знаний, только тогда появится интерес к изучаемому материалу и положительная мотивация в обучении. Именно поэтому практически каждый урок математики носит проблемный характер или включает в себя проблемную ситуацию. Проблемные задания имеют, как правило, личностноразвивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Практически каждая тема в курсе математики опирается на субъективный опыт ученика, т. е. полученные ранее знания. Поэтому большое внимание уделяю обобщению и повторению ранее изученного материала. Это позволяет на этапе подведения к новой теме или ее изучения создать на уроке ситуацию противоречия, проблемности, новизны и возможность растормозить механизм мышления ученика. Включение обучаемых в ходе проблемного занятия в формирование проблемы (в процессе беседы – ее противоречия), выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытию истин.
Например, на первом занятии по теме «Решение логарифмических уравнений» учащимся я предлагаю начать урок с повторения:
а) Для определения степени усвоения учебного материала по тем «Логарифм и его свойства» я использую задание «найти ошибку». На доске записаны логарифмические равенства, которые я по очереди открываю. Совместно с учащимися находим и обсуждаем ошибки в равенствах.
б) Для подведения учащихся к новой теме я предлагаю вспомнить типы уравнений, которые они изучали ранее. Показывая учащимся карточки с уравнениями, я задаю ряд вопросов:
* Как называется данное уравнение? (линейное, квадратное, иррациональное, показательное)
* По каким признакам удалось это определить?
* Как называется уравнение x lg 5+2=5 (линейное)? Как правило, уравнение такого вида вызывает затруднения у учащихся, и приводит к расхождению во мнениях. Учащихся сбивает с верной мысли логарифм, появившийся в уравнении, и им хочется назвать уравнение логарифмическим.
* В процессе обсуждения мы совместно приходим к единому мнению, и я предлагаю вниманию учеников следующее уравнение.
* lg 5+ lg (2x+4)=0. Является ли данное уравнение линейным? (нет).
* Чем отличается это уравнение от предыдущего? (неизвестная стоит в подлогарифмическом выражении; логарифм зависит от переменной; логарифм не является постоянным числом.)
* Как тогда мы назовем уравнения, в которых неизвестная стоит в подлогарифмическом выражении, уравнения вида log а x=b? (логарифмическим).
Используя прием сравнения и метод проблемного обсуждения, я незаметно подвела учащихся к новой теме, опираясь на активно востребованный опыт учащихся, приобретенный на более ранних стадиях обучения, что, на мой взгляд, способствует здоровьесбережению.
На своих уроках я проводила диагностику утомления обучающихся. Диагностика проводилась методом оценки функционального состояния центральной нервной системы учащихся по коэффициенту моторной частоты руки «Тепинг - тест». Тепинг – тест является простым и эффективным приемом групповой диагностики утомления учащихся в ходе учебной деятельности.
Тест проводился в группах 1 и 2 курса в начале пары и в конце второго урока пары. У учащихся 1 курса коэффициент утомляемости в конце пары составил в среднем наблюдался x=7,7 %, что удовлетворяет норме. В целом ученики имеют устойчивую работоспособность, но нужно отметить, что у ряда учеников по каким-либо причинам еще в начале урока коэффициент утомляемости был выше нормы (x>15 %). На мой взгляд такие показатели характерны учащимся 1 курса, т. к. период адаптации в новом учебном заведении и в новом учебном коллективе еще не закончился.
У учащихся 2 курса коэффициент утомляемости в конце пары составил в среднем x=-4,6 % (норма до 10 %). В этом случае можно считать, что учащиеся отличаются устойчивостью к развитию утомления, а, следовательно, высоким уровнем работоспособности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кобелева Юлия Асхатовна
→ ЮА 16.11.2010 4 3595 718 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.