Статья "Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика (о роли учителя в проектной деятельности)"
Тема: «Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»
(о роли учителя в проектной деятельности учащегося)
Автор работы:
Жуганина Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 86
«О времена, о нравы…»
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Этого нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.
Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их выделять главное, находить связи и структурировать её. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего – развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребёнка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.
В определённом смысле учитель престаёт быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Немного истории…
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что даёт практический результат и направлено на благо всего общества.
В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом:
- ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;
- усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
- ребёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
проблематизация учебного материала,
активность ребёнка,
связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.
Методические приёмы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;
- сталкивает противоречия в практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;
- ставит конкретные вопросы;
- ставит проблемные задачи.
Что же такое проект?
Проект – это МЕТОД обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект (проектирование) – это СОДЕРЖАНИЕ обучения. Проектирование может быть как частью учебного предмета «технология», так и отдельным учебным предметом.
Проект – это ФОРМА организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока – принципиально различны. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы – в балансе альтернатив.
Проект – это особая ФИЛОСОФИЯ образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далёкая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Школа будущего – школа проектов?
Два плана предъявления учебного проекта.
Существуют как бы два плана, две плоскости описания учебного проекта, проектной деятельности учащихся – видимый и невидимый для учащихся. Что понимается под этим? В проекте есть проблема, интрига, ситуация. Её ученики рассматривают вместе с учителем. Чтобы понять важность, актуальность, острую необходимость решения проблемы. Определяется цель поиска приемлемого способа решения проблемы. Одной из задач учеников становится максимально наглядный показ найденного решения. На первый взгляд, ничего общего с прохождением (изучением) программного материала по какому-то конкретному учебному предмету.
В то же время учитель, когда он замышляет свой проект, разрабатывает его, обязательно задумывается об учебно-воспитательном и развивающем эффекте. Он ясно понимает, как и с каким материалом (предметного содержания или дополнительной информацией) предстоит ученикам поработать, какие умения от них потребуются, какие личностные качества они смогут проявить, развить, приобрести. Перед ним стоят вполне конкретные педагогические цели и задачи. Но для детей главная цель работы – решение проблемы проекта, а не просто практическое применение полученных ранее теоретических знаний.
Ситуацию введения нового содержания, новых знаний нужно закладывать в проект заранее, поскольку в процессе своей работы дети обязательно подойдут к такому моменту, когда им будет не хватать именно этой информации и определённого умения. И в такой проблемной ситуации, когда нужно сделать конкретный шаг, а дети не знают КАК и не умеют, на помощь приходит учитель – т.е. новое знание «подаётся» учащимся в минуты его наивысшей востребованности с их стороны. Оно моментально усваивается, незамедлительно применяется, и уже дважды или трижды повторять одно и то же не придётся. Значит, мотивация в проблемной ситуации максимальна, потому что полученное знание нужно для проекта. Может быть, это только один из способов практического использования нового знания, но и он стимулирует мотивацию усвоения знания.
Два плана учебного проекта (схема)
Видимый:
|
Невидимый: |
- тема проекта, - название проекта, - проблема проекта, - задача проекта, - планирование – осуществление, - презентация. |
- тема учебного курса, урока, - цели и задачи, - необходимый уровень знаний, умений, навыков, - необходимые специфические умения и навыки, - новое содержание, - обобщение, - обеспечение проекта, - организационные формы осуществления проекта. |
Итак, метод учебного проекта характеризуется как:
- личностно ориентированный,
- деятельностный,
- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности,
- построенный на принципах проблемного обучения,
- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии,
- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах,
- воспитывающий целеустремлённость, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу,
- здоровьесберегающий.
ЭТАПЫ РАБОТЫ методом проекта
Учитель |
Учащиеся |
1-й этап – погружение в проект
|
|
Формулирует: |
Осуществляют: |
проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи |
личностное присвоение проблемы, вживание в ситуацию, принятие, уточнение и конкретизация цели и задач |
2-й этап – организация деятельности
|
|
Организует деятельность – предлагает: |
Осуществляют: |
организовать группы, распределить амплуа в группах, спланировать деятельность по решению задач проекта, возможные формы презентации результатов |
разбивку на группы, распределение ролей в группе, планирование работы, выбор формы и способов презентации предполагаемых результатов |
3-й этап – осуществление деятельности
|
|
Не участвует, но: |
Работают активно и самостоятельно: |
консультирует учащихся по необходимости, ненавязчиво контролирует, даёт новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость, репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов |
каждый в соответствии со своим амплуа и сообща, консультируются по необходимости, «добывают» недостающие знания, подготавливают презентацию результатов |
4-й этап – презентация
|
|
Принимает отчёт: |
Демонстрируют: |
обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги, оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность и др., акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. |
понимание проблемы, цели и задач, умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата, дают взаимооценку деятельности и её результативности |
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над 1-2 проектами, чем старшеклассники, впервые занятые в проекте.
Тем не менее, каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап |
|
|
|
учитель |
ученик |
↓ |
|
2-3-й этапы |
|
|
|
учитель |
ученик |
↓ |
|
последний этап |
|
|
|
учитель |
ученик |
Как видим, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, – зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. При обучении элементам проектирования (специфическим умениями), в рамках ли работы над проектом или вне проектной деятельности, степень включённости педагога в деятельность детей может быть разной в зависимости от степени сформированности этих специфических умений.
Главная ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, а так же готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта – выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из предложенного ниже списка (2-3 позиции). В случае монопредметного проекта выбранные позиции могут быть дополнены перечнем предметных знаний и умений, формирующихся в процессе работы над ним.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Навыки оценочной самостоятельности.
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс;
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решение и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Школьники о проектной деятельности.
По данным некоторых отечественных и зарубежных исследований:
- младшие школьники отмечают, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда «становятся лучшими друзьями»;
- интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя;
- 56% учащихся выделяю как самый интересный исследовательский этап; 32% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 12% - презентацию;
- по итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности; остальные говорили о недовольстве собой, часто добавляя, что постараются выполнить следующий проект качественнее.
Итоги и выводы.
Итак, проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?
Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:
энтузиаст – повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели;
специалист – обладает знаниями и умениями в нескольких – не во всех! – областях;
консультант – организатор доступа к ресурсам, в том числе к другим специалистам;
руководитель – особенно в вопросах планирования времени;
«человек, который задаёт вопросы» – по Дж.Питту: тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путём косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь;
координатор всего группового процесса;
эксперт – даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта.
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?
Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.
Для учителей важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону.
Список использованных источников:
Савенков А.И. «Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания» - Ярославль: Академия развития, 2002.
Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений» - Москва: АРКТИ, 2003.
Пахомова Н.Ю, «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» - Москва: АРКТИ, 2005.
Шаталова О.А. «Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий» - Москва: Русское слово, 2012.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жуганина Ирина Николаевна
→ Ринка5107 07.03.2014 2 2929 367 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.