Конспект урока чувашской литературы «Геннадий Никандрович Волков»; 11 класс
План
открытого урока
Составил: учитель чувашского языка и литературы МБОУ «СОШ№18» г. Чебоксары ЧР Ефимов Анатолий Дмитриевич
Модуль (блок): Литературный процесс ЧАССР 1970–1980-х годов
Класс: 11 а
Предмет: чувашская литература.
Школа: с русским языком обучения (МБОУ «СОШ№18» г. Чебоксары)
Тема урока: Геннадий Никандрович Волков.
Воспитывающие цели: Тема семьи и нравственности и роль эпиграфа в произведениях писателя;
Образовательные (предметные) цели: Познакомить учащихся с многогранным творчеством этнопедагога и писателя;
Развивающие цели: Поиск нужной информации используя разные источники – учебник, словари справочники и интернет.
Задачи: помочь понять общечеловеческие ценности; познакомить учащихся с биографией писателя-этнопедагога; раскрыть основные проблемы.
Технология: блочно-модульный, здоровье сберегающий, педагогическое сотрудничество, исследовательское, критического мышления, информационно-коммуникативная.
Методы и приёмы.
-
Словестный: объяснение, рассказ, диалог, чтение;
-
Исследовательские: эврическая беседа, объяснение основных понятий (терминов), создание проблемных ситуаций, поиск ответов с использованием опорных слов;
-
Активное чтение: двойной дневник, кластер.
-
Дыхательный: для обогащения головного мозга кислородом;
-
Упражнение: для укрепление глаз.
Литературная теория: Народная педагогика - это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившегося в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п."; Этнопедагогика - наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, пламени, народности и нaции"; Сентимент (от фр. sentiment – чувство, чувствительный) – сентиментализм - художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение. Самый яркий представитель русских сентименталистов – Н. М. Карамзин. От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму; Эпиграф — предпосланный произведению или его части текст, которым автор поясняет, выражает свой замысел, свою цель, ведущую идею, используя для этого нередко афористичные цитаты, пословицы и поговорки, идиоматические выражения (от слова Идиома (от греч. idíоma — особенность, своеобразие)
Материалы: презентация, видео-отрывок из новостей чувашского телевидения, таблицы, словари и книги Г. Н. Волкова.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска.
Наглядность: слайды – «Геннадий Никандрович Волков», «Что такое этнопедагогика?» «Жизнь во имя людей», «Родоначальник идей», «Принание научного круга и государства».
Эпиграф: Без памяти - нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа (Геннадий Волков).
Ход урока.
Организационный момент.
-
Повторение пройденного материала:
-
Вопросы и ответы.
Учитель: Ребята, кто скажет каких знаменитостей чувашии мы знаем?
Дети: А.Г. Николаев - космонавт, Надежда Павлова – балерина, Никита Бичурин – писатель.
Учитель: А что их связывает?
Дети: Чувашия…
Учитель: И еще?
Дети: Все они были разносторонне развиты. К примеру, Андриян Григорьевич был не только космонавтом, он исследователь и писатель публицист; Надежда Павлова - балерина, публицист и педагог; Никита Бичурин – монах, исследователь синеолог и писатель…
Учитель: Правильно. Они разносторонне развитые и выдающие личности. Сегодня мы с вами будем говорить еще об одном человеке. О ком? Мы узнаем просмотрев видеоролик.
-
Проблема урока.
а) Просмотр видеоролика: Новости чувашского телевидения о подготовке и сборе денег на памятник Г.Н. Волкову.
1. Разговор с учащимися:
- Кто скажет, о чем и о ком мы сегодня будем говорить на уроке?
- Мы сегодня будем говорить о этнопедагоге и писателе Г.Н. Волкове.
- Правильно, мы сегодня с вами познакомимся с многогранным его творчеством и рассмотрим его произведение «Золотая колыбель». Нам предстоит понять сегодня такие термины как: этнос и этнопедагогика, сентиментализм, нравственность и эпиграф.
-
Объяснение нового материала.
1. Работа со словарём (слайд № 1)
2. Жизнь и творчество Г.Н. Волкова.
а) Дети рассказывают биографию этнопедагога и писателя используя кластер-презентаций.
б) Слово учителя: Презентаций: «Г.Н. Волков» (с 2 по 4 слайды).
3. Эпиграф к уроку: Без памяти - нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа.
4. Краткий анализ произведений Г.Н. Волкова.
-Учитель: В своих произведениях Г.Н. Волков (Кашкăр Уначи) преследует общечеловеческие ценности: духовность и мораль, человеческое достоинство и благородство! Тема семьи и памяти. Проблема нравственности всегда стоят впереди! Его поучительные рассказы и повести глубоко затрагивают читателя. Они всегда философски осмысленны и продуманы до мелочей. В его произведениях нет лишнего слова… Каждое слово закон – эпитет или символ! Автор широко использует в качестве эпиграфа и в текстах народные пословицы и поговорки, изречения и нравоучения…
4. Вывод учителя.
Г.Н. Волков поистине является сыном чувашского народа, в его трудах мы видим отражение культуры и духовное наследие чувашского народа.
-
Физкультминутка.
-
Дыхательное упражнение для обогащения головного мозга кислородом;
-
Упражнение для глаз (слайд № 5).
-
Работа над текстом.
1. Работа с учебником (стр.193-196) «Золотая колыбель».
а) Чтение 1,2 части произведения.
Задание: 1. прочитать главу внимательно и методом инцерт отметить карандашом.
б) Краткий анализ прочитанного:
Учитель: Почему автор выбрал именно этот эпиграф к данному произведению?
Ученик: Потому что в произведении «Золотая колыбель» рассказывается о семейных ценностях.
Учитель: О каких семейных ценностях говориться? Раскрыть этот вопрос нам поможет следующая работа.
2. Составление двойного дневника (Групповая работа).
Задание: Составить двойную таблицу-дневник и выписать все пословицы и поговорки из текста:
Пословицы и поговорки |
Я думаю так |
Золотая колыбель |
|
Дом отца и матери – золотая колыбель. Край отца и матери – добрая вселенная |
Дом родителей – это колыбель любви и добра… Это родина… |
Не красивых матерей не бывает |
Мама для ребёнка самая дорогая |
|
|
-
Обобщение нового материала
-
Групповая работа.
а) читают свои суждения по двойному дневнику.
б) вопросы и ответы:
- О чем это произведение? Какую проблему затрагивает автор и почему он выбрал именно этот эпиграф к данному произведению? Совпала ваша мысль с автором?
- О взаимодействии отцов и детей. Проблема нравственности, человечности. Потому что он затрагивает взаимоотношение в семье. Да, в некоторых местах…
- Как вы думаете? Они встретятся? Найдут общий язык? И в чем причина их трагедии?
- Да…. Потому что, я думаю….
- Нет… Потому что…
2. Обобщение урока учителем. Высказывание М. Сухомлинского (слайд №9)
3. Комментирование и выставление оценок.
-
Задание на дом (слайд №9)
На выбор: 1. Прочитать произведение и ответить на поставленные на уроке вопросы (Как вы думаете? Они встретятся? Найдут общий язык? В чем причина их трагедии?) 2. Используя метод инсерт и двойной дневник написать эссе; 3. Составить синквейн.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ефимов Анатолий Дмитриевич
→ Публикатор 17.09.2018 0 8774 514 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.