Курсовой проект "Развитие одаренных детей"
Министерство образования и молодежной политики Чувашской республики
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Кафедра педагогики
и практической психологии
Курсовой проект
Роль трансформационных возможностей предметно-пространственной среды образовательного учреждения в развитии одаренности детей на уроках чувашского языка и внеурочной деятельности
Работу выполнил: Ефимов Анатолий Дмитриевич,
слушатель КПК классных руководителей по
программе «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях введения и реализации ФГОС»
Научный руководитель: Краснова С.Г.,
канд. психол. наук, доцент
Чебоксары – 2016
Содержание:
-
Паспорт проекта (пояснительная записка)………. 2-3 стр.
-
Обоснование необходимости проекта……………… 3-5 стр.
-
Теоретико-методическое обоснование проекта… 5-10 стр.
-
Нормативно-правовая основа проекта……………… 10-11 стр.
-
Кадровое обеспечение реализации проекта……… 11-12 стр.
-
Оценка реализации проекта и отчетность………… 12-14 стр.
-
Организационные условия реализации проекта...14-16 стр.
-
Программа работы с одаренными и талантливыми детьми.. 17-18 стр.
-
Образец языкового портфеля……………………………… 18 стр.
-
Литература………………………………………………………… 18-19 стр.
1. Паспорт проекта (пояснительная записка)
Миссия школы: «Школа должна предоставить возможность быть успешным, научить быть успешным, увидеть и оценить успех каждого ученика и способствовать развитиюу обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера».
Тема проекта: Организация работы с одаренными детьми на урокахи во внеурочной деятельностипо чувашскому языку в МБОУ«СОШ №18» г. Чебоксары.
Цель: создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития талантливых обучающихся, их самореализации в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Задачи:
– разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе школьного общего образования;
– определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;
– стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
– совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;
– совместно с родителями поддерживать одаренного ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
Принципы проектирования:
-
принцип интегративности;
-
принцип оптимизации;
-
принцип коммуникативности;
-
принцип адаптивности;
-
принцип поликультурности;
-
принцип креативности.
2.Обоснование необходимости проекта
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную и коммуникативную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.
Анализ современного состояния работы позволяет выявить ряд проблем и противоречий:
- между растущими потребностями в талантливых инициативных людях и отсутствием системы поиска, выявления и профессионального сопровождения одаренных детей;
- между необходимостью в научно обоснованном методическом и технологическом обеспечении выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и отсутствием общепринятой парадигмы одаренности и как следствие эклектикой в практической деятельности с такой категорией детей;
- между приоритетом мотивационного компонента в развитии одаренного ребенка, потребностью индивидуальной траектории его личностного продвижения и направленностью педагогических усилий в большей мере на организацию мероприятий и включение ребенка в них;
- между необходимостью квалифицированной психолого-педагогической деятельности по отношению к одаренным детям и отсутствием предназначенного для этого модуля в программе профессиональной подготовки, а также ориентированных на это программ повышения квалификации педагогов (учителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов).
Указанные проблемы и противоречия лежат в основе целеполагания, выделения основных направлений работы с одаренными детьми в школе, их содержательного наполнения, подбора оптимальных механизмов и форм этой работы.
В ходе работы над проектом было выявлено ряд рисков в организации работы и продуманы методы их коррекции.
№п/п |
Риски |
Методы коррекции |
1. |
Отсутствие материальной базы |
Оснащение материально-технической базы школы (бюджетные средства, спонсорская помощь) |
2. |
Отсутствие диагностики выявления одарённых детей |
Создание диагностического инструментария выявления одаренности |
3. |
Отсутствие подготовленных педагогов |
Повышение квалификации (курсы, научно-практические конференции, семинары, участие в дистанционных вебинарах) |
4. |
Отсутствие методической базы |
Создание банка данных методической литературы |
5. |
Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний |
Стимулирование учащихся (грамоты, призы, денежные вознаграждения) |
3. Теоретико-методологическое обоснование проекта
3.1.Принципы работы по развитию детской одаренности.
Образование тесно связано с глубокой образовательной подготовкой, формированием всесторонне развитой и высоконравственной личности, способной к самореализации и самовыражению, психологической и социальной адаптации. Следовательно, образовательный процесс необходимо строить с позиции развивающего обучения, с учетом творческой природы различных способностей детей и их личностного развития.
Помочь в этом может четкая и продуманная система работы с одаренными детьми, построенная и управляемая таким образом, чтобы эффективно выявлять, развивать и поддерживать творческий потенциал каждого обучающегося. Новые подходы к управлению системой работы с одаренными детьми обеспечивают построение образовательного процесса с учетом гибкого удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей и их родителей.
Необходимо помнить, что главными принципами работы по созданию условий для развития детской одаренности являются:
-
преемственность (развитие сложившихся организационных форм по выявлению одаренных детей и их отражение в нормативных актах);
-
системность (использование возможностей образовательной воспитывающей среды, совершенствование организационно-управленческой деятельности);
-
интегративность (реализация комплексных образовательных программ, социальная интеграция).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ефимов Анатолий Дмитриевич
→ Публикатор 17.09.2018 0 2655 46 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы