Презентация "Великий украинский философ эпохи Просвещения"


Слайд 1
ВЕЛИКИЙ УКРАИНСКИЙ ФИЛОСОФ ЭПОХИ РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 10 - А класса ПРОСВЕЩЕНИЯ УВК «ОШ № 22 - многопрофильный лицей» г.Горловки Донецкой обл. Украина КРАПИВЦОВ ДЕНИС
Слайд 2
Не искал ни жилища, ни пищи, В ссоре с кривдой и с миром не в мире, Самый косноязычный и нищий Изо всех государей Псалтыри… Но и сквозь обольщения мира, Из-за литер его Алфавита, Брезжит небо синее сапфира, Крыльям разума настежь открыто. Арсений Тарковский Григорий Саввович Сковорода (1722-1794 гг.)
Слайд 3
Украинский просветитель, философ, писатель и педагог, «Русский Сократ», «харьковский Диоген», «тайный отец славянофильства»… Жизнь Сковороды уже вскоре после его смерти обросла легендами, вышедшими из-под пера исследователей его творчества. Единственным достоверным документом, излагающим события жизни великого философа, является небольшая биография, составленная с его слов учеником и другом Н. Коваливским. Но и в ней многое недоговорено или описано не совсем ясно. Поэтому немало фактов из жизни Сковороды остается неизвестными и проблематичными.
Слайд 4
Григорий Саввович Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) 1722 г. в селе Чернухи на Полтавщине (ныне Лохвицкого района) в семье казака.
Слайд 5
После получения начального образования в сельской школе, с 1734 года Григорий учился в Киево-Могилянской академии. Его обучение в Академии, с перерывами, длилось до 1753 г. Ее библиотека стала для него источником знаний. В обучении был первый, и все наилучшие оценки и похвалы принадлежали ему. На протяжении обучения в Академии выучил латинский, греческий, церковнославянский, польский, немецкий и другие языки, ознакомился с произведениями многих философов и писателей, от античных до своих современников.
Слайд 6
В 1741 г. Сковорода, не завершив обучения, поехал в Россию, где в Москве и СанктПетербурге служил в придворной певческой капелле. В течение всей жизни он оставался большим любителем музыки: лично исполнял собственные песни, играл на дудочке, флейте, скрипке, гуслях и бандуре.
Слайд 7
Вернувшись в Киев в 1744 г. в составе двора императрицы Елизаветы, молодой Сковорода вскоре отбыл за границу со свитой генерал-майора Ф. Вишневского.
Слайд 8
Его зачислили на должность певчего церкви русского консульства в Токае (Венгрия), которую собирался строить генерал. Вишневский пригласил Сковороду сопровождать его потому, что тот хорошо пел, мог развлечь игрой на музыкальных инструментах, выступить переводчиком с нескольких иностранных языков, да и просто как земляка и компаньона — умного собеседника.
Слайд 9
В 1745-1750 гг. Сковорода вместе с генералом посетил Австрию, Словакию, Польшу, Германию, Северную Италию. В Европе Сковорода познакомился с учеными и приобрел новые знания — три года обучался в университете Галле у философа и физика X. Вольфа, одновременно совершенствуя свой немецкий.
Слайд 10
Вернувшись в 1753 г. в Украину, Сковорода преподавал поэзию в Переяславском коллегиуме по собственному новаторскому учебнику. На требование переяславского епископа читать эту дисциплину «по-старому» Сковорода, намекая на некомпетентность епископа в искусстве «пиитики», ответил латинской поговоркой: «Одно дело — посох епископа, другое — палочка музыканта». Тем не менее, решением духовного суда — консистории, Сковорода был устранен от этой должности.
Слайд 11
В 1754-1759 гг. Сковорода по; приглашению помещика С. Томары служил учителем его сына, Василия, другом которого остался на всю оставшуюся жизнь. Как вспоминал В. Томара, его отец, переяславский полковник, попросил приятеля, киевского митрополита Т. Щербацкого, прислать в свое имение Ковраи наставника, имеющего хорошие манеры, образованного и умного. По мнению митрополита, именно Сковорода отвечал всем этим требованиям — был умен, знал языки, «умел держать себя на публике», так как много лет прожил при императорском дворе и за границей.
Слайд 12
В 1759-1764 гг. Сковорода читал поэтику в Харьковском коллегиуме, где в основном преподавало духовенство. Ему предлагали остаться в этом учебном заведении при условии принятия монашества, но Сковорода ответил: «Вы желаете, чтобы я увеличил число фарисеев? Ешьте жирно, пейте сладко, одевайтесь Смысл жизни Сковорода мягко и монашествуйте!». видел в скромности, воздержании и аскетизме, «устранении всего ненужного для
Слайд 13
Сковорода был вынужден оставить коллегиум, но вернулся в него в 1768 г. Вернулся как преподаватель «Катехизиса» в «дополнительных классах», не зависевших от коллегии и готовивших инженеров, топографов, артиллеристов и архитекторов.
Слайд 14
Под видом Закона Божьего Сковорода читал курс христианской этики «Начальная дверь к христианскому благонравию» . Он учил молодежь не религиозным догматам, а «поиску в себе настоящего человека». За это уже в следующем году он был уволен с должности.
Слайд 15
Сковорода поселился вблизи Харькова в селе Гужинское, в избушке на лесной пасеке, где написал философские произведения «Асхан» и «Наркис». Вскоре философ переехал в имение помещиков Розальон-Сошальских — село Гусинка Изюмского округа на Харьковщине, и также поселился на лесной пасеке.
Слайд 16
Последние 25 лет жизни Сковорода проповедовал свои философские взгляды среди народа. «Путешествующий философ» в бедной крестьянской одежде, с самыми необходимыми книгами и вещами в котомке пешком обошел всю Слобожанщину, останавливаясь на отдых в сельских хатах или имениях образованных помещиков — Тевяшовых, ДонецЗахаржевских, П. Щербинина, Я.
Слайд 17
Сковорода предпочитал жить там, где встречал умных и добрых людей или же нуждавшихся в помощи для перевоспитания, повышения интеллектуального и образовательного уровней.
Слайд 18
Не прекращал философ и частного обучения молодежи. Иногда он ездил в Киев и Москву (где работал в монастырских библиотеках, изучая античную поэзию), бывал на Воронежчине, Курщине и Орловщине, жил в Таганроге. Хотел поехать и на Кавказ, к служившему там своему ученику В. Томаре, но из-за слабого здоровья не смог.
Слайд 19
Слава о Сковороде шла так далеко, что о нем узнала и царица Екатерина ІІ, и захотела его увидеть. Через Потемкина она послала Сковороде приглашение переселиться из Украины в Петербург. Посланец царицы застав Сковороду на краю дороги, где он отдыхал и играл на флейте, а недалеко паслась овца того хозяина, у которого философ задержался. Посланец передал ему приглашение царицы, но Сковорода, просто и спокойно смотря в глаза посланцу , заявил: "Скажите царице, что я не покину Украины - мне дудка
Слайд 20
В 1770-1780-х годах, по словам Н. Коваливского, «и добрая, и дурная слава распространялась о нем по всей Малороссии. Одни ругали его, другие хвалили и все хотели видеть его». Тем не менее, Сковорода, любивший уединение, не был мизантропом, аскетом и мистиком: не сторонился компании друзей и единомышленников, пел и играл на музыкальных
Слайд 21
Предвидя скорую смерть, Сковорода в 1794 г. поехал в село Хотетово на Орловщине, где попрощался с любимым учеником и другом Н. Коваливским. Вернувшись, поселился у друзей в селе Ивановка неподалеку от Харькова (ныне Сковородиновка), где и окончил жизненный путь. По преданию, Сковорода сам выкопал могилу в саду, переоделся в чистую одежду, положил под голову рукописи своих произведений, накрылся свитой и заснул навеки. На надгробии великого украинского философа, согласно его завещанию, была
Слайд 22
Многочисленные произведения Сковороды делились на философско-богословские и литературные. В это время он создал ряд известных философских и поэтических произведений (которые при жизни не печатались), учил людей морали как словом, так и собственным примером. Стихи на библейские тексты, написанные в 1753-1785 гг., он объединил в сборник
Слайд 23
Украинский «путешествующий философ» олицетворял интеллектуальное пробуждение общества конца XVIII века. Первые богословские трактаты, «Наркис» и «Асхан», посвящены самопознанию человека. Взгляды на религию и христианство Сковорода изложил в курсе лекций, прочитанных в Харьковском коллегиуме, — «Начальные двери к христианскому благонравию» . Лучшие его произведения — «Дружественный разговор о душевном спокойствии» и «Алфавит мира», посвящены проблеме человеческого счастья.
Слайд 24
Произведения философа при жизни распространялись в рукописях, которые его друзья копировали и передавали знакомым. Переписывал и дарил свои философские трактаты и сам автор. Так его литературное наследие распространялось в Украине, России, Приазовье, Причерноморье, Крыму, на Кавказе, в Молдове, Венгрии, Румынии и Польше. Рукописи попадали в крестьянские хаты и дворянские имения, жилища мещан и
Слайд 25
Оценки философского учения Г. Сковороды не были однозначными. Одни исследователи считали его мистиком, другие — рационалистом. Однако после издания в 1894 г. профессором Харьковского университета Д. Багалеем всех известных философских трудов Сковороды ученые пришли к выводу, что он является философомморалистом, находившимся под влиянием учений Платона, Цицерона, Плутарха, стоиков, немецкого мистицизма и
Слайд 26
Сковорода проповедовал «мирское монашество» без пострига в монастырь, критически относился к официальной религии из-за её догматизма и паразитического образа жизни монашества Он критиковал церковь за неискренность обрядов, не признавал необходимости «святых чудес»: по его мнению, для познания Бога достаточно и природных факторов, в которых Творец являет себя во всей своей силе.
Слайд 27
Чтобы быть счастливым, считал Сковорода, нужно иметь мир в душе и радость в сердце и отдаваться «воле Божьей» Нужно жить в гармонии с природой и не противиться судьбе. Сковорода предостерегал от занятия делом, к которому не лежит душа, — это противоречит «воле Божьей», постоянно пребывающей в каждом человеке.
Слайд 28
Идеалом общества философ считал теологическую «горную республику» со всеобщим равенством и счастьем. А путь к ней усматривал в воспитании нового человека через самопознание и труд, должный стать жизненным призванием каждого. Путь к изменению существующего порядка вещей в обществе Сковорода видел не в борьбе против этого порядка, а в достижении свободы в сфере духа.
Слайд 29
Хотя в большинстве своих философских произведений Сковорода склонялся к материализму, дуалистические взгляды, привели его к созданию теории «трех миров»: •«макрокосмоса» (природы), • «микрокосмоса» (человека) •и «мира символов» — духовного нематериального мира, воплощенного в Библии. Каждый из этих миров состоит из двух «натур» — внешней (материальной) и внутренней (духовной), причем дух является Господствующим.
Слайд 30
Согласно Сковороде, только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Так как не всякий человек способен к творческому усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у Сковороды напоминает сократовскую "родовспомогательницу": Задача наставника — не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, "сродности".
Слайд 31
«Чтобы познать Бога, надо познать самого себя. Пока человек не знает Бога в самом себе, довольно искать Его в мире.» Г.Сковорода Примечательно то, что, в отличие от многих мудрецов, Григорий Сковорода не противопоставляет душу и тело, осознавая, что человек это объединение одного и другого, а потому он должен относиться одинаково заботливо до обеих частей своей натуры. «Обязательно ежедневно подбрасывай в душу, как в желудок, слово или мысль.» Г.Сковорода
Слайд 32
К литературным произведениям Сковороды принадлежит поэтический сборник «Басни харьковские» (1774 г.). Каждая басня состоит из повествования и объяснения её настоящего смысла. К басням можно отнести и притчи «Благодарный Еродий» (о воспитании) и «Убогий жаворонок» (о душевном спокойствии), написанные в 1787 г. Сковороде принадлежат также эпиграммы и крылатые изречения, некоторые из которых написаны латынью.
Слайд 33
Сковорода был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и преуспевания.
Слайд 34
Литературные произведения Сковороды при его жизни и после смерти получали разные оценки. Некоторые критики, хоть и не отказывали им в искренности и содержательности, осуждали несовершенную форму и сравнивали с необработанным драгоценным камнем или тенистым садом, где рядом с культурными деревьями растет дикий кустарник. На подобные оценки автор со свойственным ему юмором отвечал, что предпочитает быть «глиняной черной сковородой, пекущей белые блины».
Слайд 35
Другие читатели сравнивали Сковороду с русским ученым М. Ломоносовым - оба писали поэтические произведения, были учеными и философами и вышли из народа. Примечательно, что в 1830-х годах литературоведы считали Сковороду одним из классиков украинской литературы наряду с Котляревским, Гулаком-Артемовским и Квиткой-Основьяненко. В 1861 г., с началом реформ в Российской империи — отменой крепостничества и послаблением цензуры, стало возможным издать произведения Г. Сковороды. Это стало значительным событием в культурной жизни Украины.
Слайд 36
С.Ефремов: «Сковорода стоит рядом с популярными произведениями народной музы, и, в самом деле, много псалмов его и теперь еще поют слепцы и лирники, не зная и не ведая ничего об авторе…» Песни Сковороды («Ой ты птичка желтобока», «Ах, поля, поля зелены» и др.) с конца XVIII в. вошли в русские песенники, а сатирическую песню «Всякому городу нрав и права» слепые кобзари пели как народную.
Слайд 37
Уникальные рисунки Г. Сковороды
Слайд 38
О значительном авторитете творчества Сковороды среди населения Украины свидетельствуют слова Н. Костомарова из статьи «Слово о Сковороде» (1861 г.): «Мало можно указать таких народных личностей, каким был Сковорода и каких бы так помнил и уважал народ. От Острогожска в Воронежской губернии и до Киева во многих домах висят его портреты. Всякий писатель малороссиянин знает о нем. Имя его известно очень многим из неграмотных людей. Его жизнь стала предметом рассказов и анекдотов. В некоторых местностях потомки от родителей и дедов знают о местах, которые он посещал, где любил бывать, и указывают на них с уважением. Приязнь Сковороды к некоторым из его современников составляет семейную гордость внуков. Путешествующие слепцы усвоили его песни. На храмовом празднике, на торжище нередко можно встретить толпу народа, окружающую группу этих рапсодов и со слезами умиления слушающую: «Всякому городу нрав и права»».
Слайд 39
Образ Григория Сковороды воплощали многие украинские деятели культуры: •художники С. Васильковский и И. Ижакевич посвятили ему картины «Народ слушает песни Сковороды» и «Сковорода в дороге»; •скульптурные портреты создали В. Зноба и И. Кавалеридзе; •последний также написал сценарий и был режиссером кинокартины «Григорий Сковорода» (1959 г.). •Именем Сковороды названы село в Харьковской области, улицы в Киеве, Харькове, Полтаве и Одессе.
Слайд 40
Спасибо за внимание!
Слайд 41
Источники иллюстраций: •А.Гончар. Григорій Сковорода. Дипломна робота. 1997. http://www.gumenyukfeodosiy.openua.net/extra.php •Григорий Сковорода - странствующий философ. http://www.foru.ru/listsection.php3? section=Литература+и+искусство •ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА автор ВЕРА ОРЛОВСКАЯ. http://www.chitalnya.ru/work/378003/ •Григорий СКОВОРОДА. Уникальные рисунки. http://forum.bolesmir.ru/viewtopic.php? f=16&t=431&start=0& •Григорий Сковорода.http://1tv.com.ua/ru/video/episode/faces_history/2011/06/07/3007 •Григорий Сковорода.http://www.kievtown.net/rus/sights/skovoroda_monument.html •Григорий Сковорода.Авт. Ткаченко Катерина. http://arts.in.ua/artists/KaterynaTkachenko/w/165084/ •Остатки дуба Григория Сковороды Харьковская область Фото Украины.http://www.photoukraine.com/russian/photos/region/22/539 •Харьковский коллегиум.http://ukrtour.org/?p=1137 •Хата,где родился Григорий Сковорода. http://primetour.ua/ru/company/articles/VelikiSiveryani.html •Чорнухинский литературно - мемориальный музей им.Сковороды. http://www.shops.kharkov.ua/ktinfo.php?info=stat018 •http://www.krasnoetv.ru/category?categoryid=5&position=192
Слайд 42
Список литературы: •ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА: http://history.vn.ua/book/person/38.html •Попов П. М., Григорiй Сковорода, К., 1960. •Сковорода Г. Антология гуманной педагогики.http://www.philadelphiabook s.ru/index.php? doc=Products&pid=7835&lb=off •Табачников И. А., Григорий Сковорода, М., 1972

Полный текст материала Презентация "Великий украинский философ эпохи Просвещения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Крапивцов Денис  DEN5502
03.07.2012 0 8724 987

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК