Урок
литературы в 5 классе
Оформление
на доске
Тема:
Дети
на войне
За десять
лет на том и этом свете
Ему
зачтутся эти десять дней…
К.Симонов
Эпиграф:
Люди!
Покуда сердца стучатся,
помните,
Какою
ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста,
помните!
Р.Рождественский
Цель урока: изучение
лирических произведений, посвящённых
Великой Отечественной войне.
Задачи: познакомить
со стихотворениями, посвящёнными теме
военного детства; развивать навыки
внимательного, вдумчивого чтения, умение
слышать авторский голос в произведении;
воспитывать интерес к истории родной
страны, патриотизм, благодарную память
к тем, кто завоевал право мирной жизни.
Оборудование.
Мультимедиапроектор (портреты К.
Симонова, А.Твардовского, страницы из
Книги Памяти Новосибирской области,
иллюстрации, фотографии времён ВОВ),
запись песни « Священная война» и других
песен о ВОВ, репродукция картины Ю.
Непринцева «Отдых после боя», учебник
«Литература. 5класс. Авт.-сост. В. Я.
Коровина» - М.,2003 г.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2. Речевая
разминка.
Если плачет
кто-то рядом,
Слайд 1
Если слёзы льются
градом,
Подойдите вы к
нему
И спросите:
«Почему?»
Слово учителя.
-Прочитайте
стихотворение про себя.
-Теперь вслух
птичьим базаром (хором, но кому как
нравится).
-Теперь шёпотом.
-Громко.
-С весёлой
интонацией.
-С грустной.
3.Беседа.
-Какая интонация
подойдёт к стихотворению больше?
(Грустная).
-Почему? (Дети
плачут – это грустно).
-А почему дети
плачут? (Упали, ударились, их обидели).
-Но есть ещё одна
причина, по которой дети плачут.
Звучит песня
«Священная
война»
(1-2 минуты)
-Так почему дети
плачут? (Война).
-Песня «Священная
война» была написана в первые дни
Великой
Отечественной войны. Почему её назвали
Отечественной?
-Что вы знаете
о ней? Когда началась? А закончилась?
-Какой город
первым принял на себя удар? (Брест).
Слайд 3
-Что изобразил
художник? Что вы чувствуете,
глядя на картину?
-А как люди в
тылу узнавали о событиях с фронта? (Из
газет, радио).
-Сегодня мы
познакомимся со стихотворениями двух
выдающихся
поэтов, которые были военными
корреспондентами:
Константина Михайловича Симонова
и Александра
Трифоновича Твардовского. Посмотрим,
какое
участие принимали
дети в этой страшной войне,
4.Анализ
стихотворений, беседа.
Стихотворение
К.Симонова «Майор привёз мальчишку
на лафете…».
Слово учителя.
Константин Симонов.
Многие его стихи солдаты Слайд
4,5
во время войны
носили с собой, перечитывали
на привалах.
Чтение стихотворения
учителем Слайды
6-10
Беседа.
-Какой момент войны
( наступление или
отступление) описан
в стихотворении? Звучит музыка на
-Прочитайте
стихотворение про себя, военную
тему (из песен)
подумайте, на
какую картину обращает
внимание рассказчик
особенно?
(«Седой мальчишка»)
-Откуда везли
мальчика? (Из Бреста)
-Почему же мальчик
седой?
-Что такое лафет?
Слайд 11
Учитель
показывает лафет.
-Перечитаем первую
строфу вслух.
Как понимаете
строки: «…за десять лет…
ему зачтутся эти
десять дней…»?
-К кому обращается
автор в пятой строфе?
(К тому, кто не был
на войне, к потомкам).
-Что хотел сказать
Симонов этим стихотворением?
Зачем рассказал
эту историю?
Минутка
релаксации.
-Закройте глаза,
вспомните всё стихотворение. Звучит
приглушённая
Какой образ
возникает в вашем воображении? музыка.
Опишите его.
А. Твардовский.
«Рассказ танкиста».
Слово учителя.
-Александр
Твардовский тоже был военным
Слайды 12-13
корреспондентом,
участвовал в боях. Он
рассказывает о
другом мальчике.
Чтение стихотворения
учителем. Слайды 14-16
Беседа. Звучит
приглушённая
-О каком событии
идёт речь в стихотворении? музыка.
-Какой момент войны
изображён? ( Наступление).
Из каких строк
это видно?
-Прочитайте
стихотворение про себя
выразительно,
подумайте, какая фраза встречается
дважды? Почему?
(« Всё нынче, как спросонку…»)
-Прочитаем диалог
между танкистом и мальчиком
по ролям.
-Какие разговорные
слова и выражения
встречаются в
стихотворении? («Гвоздит», «чёрт его
поймёт») Почему?
-Кому и когда
танкист мог бы рассказывать об отважном
мальчике?
-Могло ли это быть
так, как на картине Ю. Непринцева
Репродукция
«Отдых после
боя»? в учебнике.
-Опишите картину.
Что делают бойцы? Где происходит
действие?
Сопоставительный
анализ стихотворений
-Сравните героев
этих двух стихотворений. Какие чувства
вызывает первый?
А второй?
-Почему у героев
нет имён? Слайды 17-18
-Авторы хотели
подчеркнуть ещё и то, что таких
мальчиков и девочек
было очень много. Дети были
и настоящими
бойцами. Знаете ли вы каких-нибудь
героев? (Пионеры-герои:
Зина Портнова, Марат Казей
и многие другие.
-После войны были
созданы Книги Памяти. Для чего?
Слайды 19-21
(Не забывать имена
героев)
-Давайте прочитаем
слова на доске (эпиграф)
-Какой же ценой
завоёвано счастье? (Горе, слёзы детей,
смерть)
Заключительное
слово учителя.
Слайд 22
Прошла война,
прошла страда,
Но боль взывает к
людям:
Давайте, люди,
никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную
о ней
Хранят об этой
муке
И дети нынешних
детей,
И наших внуков
внуки.
5. Домашнее задание.
Выразительное
чтение одного стихотворения.