Слайд 1
«Конкурс презентаций «Великие люди России»
сайта «Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su»
Константин
Эдуардович
Циолковский
Абрамова Лариса Сергеевна
ГБОУ НПО ПЛ железнодорожного
транспорта
г.Санкт – Петербурга
Преподаватель физики
1
О приключенческой повести «Вне Земли»
(2017 год).
В завершённом к 1903 году капитальном сочинении «Исследования мировых пространств реактивными приборами» учитель физики из Епархиального учебного заведения для православных девиц в Калуге К. Э. Циолковский указал на существование периодических траекторий в системе Земля–Луна.
Замысел экспедиции на Луну, которую учёный с берегов Оки изобразил в законченной к 1917 году фантастической повести «Вне Земли», вызрел из рассуждений о характере околоземных спутниковых орбит.
Калужский писатель-самоучка отмечал, что если космический корабль пролетит поблизости от Луны, но не заденет ее поверхности и не сделается ее пленником.
Приблизившись, к соседней планете, корабль уйдет от неё снова, вращаясь вокруг Земли и описывая весьма сложную кривую, иногда проходящую то поблизости от Земли, то от Луны.
Время действия в приключенческой повести «Вне Земли» — 2017 год. Фантаст из Калуги 1917 года озаботился взглянуть поверх барьеров эпох, заглянуть через столетие эпох после Октябрьской социалистической революции России в ХХI век.
И вот оно уже позади, это всемирно яростное столетие. Как оказалось, уже через полвека, к 1967 году существовали на Земле советские и американские космодромы, стартовали космические ракеты, работали на борту орбитальных кораблей космонавты и астронавты. Долетали до Луны и ближних планет автоматические аппараты.
Лишь на 2017 год планировал Циолковский начало работы большой станции на орбите Земли, а они появились после первых экспедиций (1969) исследователей-астронавтов на Луну — советская станция «Салют» (1971) и американская станция «Скайлэб» (1973).Однако до реализации подобных описанной в повести программы исследования межпланетных пространств ещё было далеко.
О статье „Исследование мировых пространств реактивными приборами“
В 1903 году Эдуард Константинович опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета. В этой статье и последовавших её продолжениях (1911 и 1914) он разработал некоторые идеи теории ракет и использования жидкостного ракетного двигателя.
Ни соотечественники, ни зарубежные учёные не оценили исследования, которыми сегодня гордится наука. Оно просто на эпоху обогнало свое время.
В 1911 году опубликована вторая часть труда «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Циолковский вычисляет работу по преодолению силы земного тяготения, определяет скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему («вторая космическая скорость») и время полета. На этот раз статья Циолковского наделала много шума в научном мире. Циолковский обрел много друзей в мире науки.
Заметки о К.Э.Циолковском к слайдам № 3 -5
«Птица»- такое прозвище было у маленького Кости Циолковского. А все потому, что он любил прыгать с деревьев, заборов, крыш сараев.
Лет десяти-одиннадцати Костя, катаясь зимой на санках, простудился и заболел скарлатиной. В результате осложнения после тяжелой болезни он потерял слух. Наступило то, что впоследствии Константин Эдуардович назвал «самым грустным, самым тёмным временем моей жизни». Тугоухость лишила мальчика многих детских забав и впечатлений, привычных для его здоровых сверстников.
С 12 лет Константин поступает в гимназию, но учеба ему не далась в основном из-за глухоты: «Учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки». Так сложилось, что он никогда и нигде не учился — занимался исключительно самостоятельно.
Именно в это время Константин Циолковский нашёл свое истинное призвание и место в жизни. Он занимается образованием самостоятельно. В отличие от гимназических учителей книги щедро оделяют его знаниями и никогда не делают ни малейших упрёков.
С детства у Циолковского проявились наклонности к изобретательству. Уже в 11 лет он мастерил кукольные коньки, домики, санки, часы с гирями. А к 14-ти годам он делал самодвижущиеся коляски и локомотивы, приводимые в движение спиральной пружиной. Константин изготовил собственный токарный станок, на котором точил дерево. В этот период им были изготовлены разные ветряные мельницы, в том числе коляска с ветряной мельницей, которая могла ездить против ветра. К 14-ти годам "отупение" Циолковского, связанное с глухотой, прошло, и он стал читать с той же любознательностью, как и раньше. Он прочёл разные научные книги, которые были у отца в библиотеке, и смастерил астролябию (первое измеренное ею расстояние — расстояние до пожарной каланчи)
Отец, воодушевлённый изобретательскими успехами сына, отправляет его поступать в Высшее техническое училище в Москве (ныне МГТУ им. Баумана). Однако сын, приехав в Москву, так и не стал никуда поступать: "Что я мог сделать там со своей глухотой! Какие связи завязать? Без знания жизни я был слепой в отношении карьеры и заработка”. Жил на деньги, которые присылал отец. Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги, трубки, ртуть, серную кислоту и прочее. В Москве Циолковский самостоятельно изучал разные науки, ходя в единственную тогда бесплатную библиотеку.
Через три года пребывания в Москве отец вызвал сына обратно в Вятку (ныне г.Киров), где благодаря связям отца Константин стал частным учителем, причём очень успешным. В 22 года Константин Циолковский держал экзамен экстерном на уездного учителя математики. Как «самоучке», ему пришлось сдавать «полный» экзамен — не только сам предмет, но и грамматику, катехизис, богослужение и прочие обязательные дисциплины. Этими предметами Циолковский никогда не интересовался и не занимался, но сумел подготовиться за короткое время. Получив диплом учителя, он 12 лет преподавал в школе в Боровске.
Начиная с 1892 года и до конца жизни Циолковский жил в Калуге, куда его перевели как "одного из способнейших и усерднейших преподавателей". Константин Эдуардович работал преподавателем арифметики и геометрии в Калужском уездном училище, а также вёл уроки физики в епархиальном женском училище. Большую часть своего жалования Циолковский тратил на книги, физические и химические приборы, инструменты, реактивы. В Калуге Циолковский прожил всю оставшуюся жизнь.
Предисловие
Что же за человек К. Э. Циолковский, и в чем заключаются его заслуги? Осветить эти вопросы и является задачей настоящей небольшой презентации. Конечно, можно это сделать лишь в самых общих и кратких чертах, так как работы Константина Эдуардовича велики и многообразны, и полная оценка их требует обстоятельного и большого исследования.
К. Э. Циолковский был оригинальной самобытной личностью. Чрезвычайно простой в обращении, он был неизменно жизнерадостен, бодр, остроумен, добр к детям и родным, трудолюбив. Он учился до последних дней своей жизни и всегда охотно и бескорыстно делился своими знаниями с окружающими. Это был в полном смысле этого слова самоучка-изобретатель. Любимым девизом его было: „Изобретению предшествует фантазия, исполнению — точный расчет“. Для того, чтобы изобретение было полноценным, оно, по мнению Циолковского, должно пройти через три этапа:
1) фантазию, которая даст ему идею,
2) точный расчет, который докажет возможность его осуществления, и
3) практическое выполнение идеи.
В этом отношении К. Э. Циолковский сильно отличался от многих других изобретателей-самоучек, которые считали, что главное — это дать идею изобретения, и не интересовались тем, может ли она быть осуществлена и будет ли целесообразна.
|
Автор: Абрамова Лариса Сергеевна
→ chaika- |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.