Презентация "Математики и математика в годы Великой Отечественной войны", 8-11 класс


Слайд 1
КОНКУРС ПРЕЗЕНТАЦИЙ "ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ РОССИИ" Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su Автор презентации: Зенкина Ирина Васильевна; Место работы: ГБОУ школа №334 Санкт-Петербурга; Должность: учитель математики; Название презентации: «Математики и математика в годы Великой Отечественной войны».
Слайд 2
МАТЕМАТИКИ и МАТЕМАТИКА в годы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Часть 1. МАТЕМАТИКИ-ВОИНЫ
Слайд 3
Уходят десятилетия, но память о героических страницах Великой Отечественной – о борьбе за свой дом, за свою семью, за малую и большую Родину по-прежнему свежа и трагична. С неизменной горечью вспоминаем мы сегодня не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной Войны, чтим героев – живых и мертвых…
Слайд 4
НА ЗАЩИТУ РОДИНЫ «Всё для фронта, всё для победы!»- было призывом для каждого жителя нашей страны, которые стремились помочь Родине в борьбе с врагом. С первых дней войны уче-ныематематики, как и все советские люди, принимали участие в защите страны: призывались в армию, запи-сывались в народное опол-чение, шли на фронт добро-вольцами. В самые тяжелые для страны дни они показали себя верными сыновьями Родины, способными на самопожертвование и готовыми отдать жизнь во имя свободы Отчизны.
Слайд 5
НА ЗАЩИТУ РОДИНЫ Студенты, аспиранты, преподаватели и служащие всех вузов страны сражались на фронтах, многие из них не вернулись с этой самой кровопролитной войны в истории человечества. Каждый из университетов потерял многих молодых ученых, уже сумевших проявить себя и обещавших в будущем очень многое, но не вернувшихся с войны.
Слайд 6
НА ПОЛЯХ СРАЖЕНИЙ Николай Борисович Веденисов родился 27 мая 1905 г. в семье саранского инженера. Поступив после школы на физико-математический факультет МГУ, Веденисов очень скоро зарекомендовал себя как почитатель теоретико-множественной топологии. Утон-ченный интеллигент Николай Борисович, казалось бы, создан природой для занятий математикой. Он обожал живопись, старинную архитектуру, поэзию Пушкина, стихи французских поэтов (которые читал в подлиннике). Еще при его жизни научный мир признал его результаты по общей теории размерности, а одно из неравенств этой теории с тех пор носит имя молодого математика. Война застала молодого ученого преподавателем Артиллерийской академии. Не смотря на слабое здоровье и «бронь», он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли и он умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена, вероятно, в октябре 1941.
Слайд 7
НА ПОЛЯХ СРАЖЕНИЙ Глеб Александрович Селиверстов родился 24 июля 1905 г. в семье иркутского инженера. В школьные годы мальчик не проявлял большого рвения к занятиям, зато рос непоседой и любил лазать по водосточным трубам. Лишь в 15-летнем возрасте Глеб неожиданно увлекся математикой, так что еще не окончив школы засел за вузовские пособия. Поступив в университет, Глеб Александрович заявил о себе, как прирожденный исследователь, тонкий знаток тригонометрии. С 1942 г. Селиверстов в армии, в 1943 г. отправлен на фронт, где был командиром минометного расчета. Выдающийся математик А.Н. Колмогоров вспоминает о службе Глеба Александровича: «Мне запомнились его просьбы к родителям, жившим в Москве, о присылке теплых вещей не лично ему, а его солдатам». Глеб Селиверстов погиб в 1944 г.
Слайд 8
НА ПОЛЯХ СРАЖЕНИЙ Давид Оскарович Шкляровский родился 23 ноября 1918 г. в Харькове, рос безотцовщиной. В школе долгое время был шалуном, любил сбегать с уроков, но увлекся поэзией и начал посещать Дом литераторов и даже сам пробовал писать стихи. Интерес к числам проснулся у юноши внезапно, когда он прочитал в какой-то популярной книжке о никем не доказанной великой теореме Ферма. Давид попытался доказать эту теорему и, разумеется, потерпел неудачу. Зато после этого влюбился в математику и начал заниматься в школьном кружке. А по поступлении в МГУ сам, еще будучи студентом, открыл школьный кружок при университете. В первые же дни войны Давид добровольцем пошел в действующую армию. При этом молодой человек хранил веру в скорую победу: «Вот скоро кончится война, и я опять буду заниматься математикой, кото-рую за время войны совсем не забыл». В июне 1942г. в боях с фашистами на территории Белоруссии Давид Шкля-ровский погиб.
Слайд 9
НА ПОЛЯХ СРАЖЕНИЙ Виктор Николаевич Засухин родился 13 февраля 1915 г. в Саратове. Еще подростком судьба закинула его на Урал, где он, после школы фабрично-заводского ученичества, работал в Магнитогорске. Затем последовала учеба в университетах — сначала Саратовском, а затем Московском, куда Засухин был переведен со старших курсов. Учился Виктор Николаевич блестяще, так что в 1938 г. поступил в аспирантуру, а в 1941 г. (в возрасте 26 лет) успел защитить диссертацию. Виктор Засухин опубликовал только одну работу, но она внесла большой вклад в развитие теории стационарных многомерных случайных процессов. В начале войны Засухина призвали в качестве лейтенанта пехотных войск. В первые же месяцы войны Виктор Николаевич погиб.
Слайд 10
НА ПОЛЯХ СРАЖЕНИЙ Жизнь этих людей удивительна. За ничтожно короткий срок, отпущенный им жизнью, молодым талантам удалось дважды обессмертить свое имя: сначала в стенах университетов, а затем — на поле боя.
Слайд 11
МЕДСЕСТРЫ Девушки-студентки различных вузов страны после прохождения двухмесячных курсов медсестер направлялись в госпитали, мед-санбаты и непосредственно на передовую.
Слайд 12
НА СТРАЖЕ НЕБА Многие студентки университетов откликнулись на призыв известной летчицы Героя Советского Союза Марины Расковой и стали штурманами и летчицами. Летали они на тихоходных самолетах У-2 и ПО-2. Эти «летающие этажерки» могли развить скорость 100-130 км/ч и пользу приносили только ночью. Днем они становились легкой мишенью. Гитлеровцы называли их «русфанер», а тех, кто летал на них – «ночными ведьмами». За каждый сбитый наш ПО-2, фашисткий лётчик получал железный крест.
Слайд 13
НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ Евгения Максимовна Руднева родилась в южном приморском городе Бердянске 24 декабря 1920 года в семье служащего. Любовь к науке пробудилась у Жени еще в школе. Особенно увлекла её астрономия. С 9-го класса она начала заниматься в астрономическом кружке. И скоро у Жени родилось твердое желание — быть астрономом. В 1938 году Женя окончила среднюю школу с отличием и стала студенткой механико-математического факультета МГУ. Благодаря своему необычайному трудолюбию и пытливости Женя и в университете быстро стала одной из лучших студенток курса. В 1939г. была напечатана первая научная статья Е. Рудневой: «Биологические наблюдения во время Солнечного затмения 19 июня 1936 г.»
Слайд 14
НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ Евгения Максимовна Руднева Когда началась Великая Отечественная война, Женя сдавала весеннюю экзаменационную сессию, оканчивая третий курс, но студентка, которой прочили большую будущность, она твердо решила, что учиться не будет, пока не кончится война, что её путь лежит на фронт. На ускоренных курсах она овладела штурманским искусством и была направлена в женский авиационный полк ночных бомбардировщиков. гвардии старший лейтенант Евгения Руднева совершила 645 боевых ночных вылетов на уничтожение переправ, железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника. Отважная лётчица погибла смертью храбрых в ночь на 9 апреля 1944 года при выполнении боевого задания. Еще до гибели она была представлена к званию Героя Советского Союза.
Слайд 15
НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ Екатерина Васильевна Рябова родилась 14 июля 1921 года в селе Гусь-Железный Рязанской области в крестьянской семье. Окончила среднюю школу. Поступила на механико-математический факультет МГУ. В октябре 1941г. добровольно, по призыву ЦК ВЛКСМ, вступила в ряды Красной Армии. Окончила курсы штурманов при Энгельсской летной школе. На фронт Екатерина попала в мае 1942г. , была назначена штурманом звена, а с октября 1943г. – она уже штурман эскадрильи. К январю 1945 года Екатерина Рябова совершила 816 боевых вылетов на бомбежку живой силы и техники противника. 23 февраля 1945 года гвардии старшему лейтенанту Екатерине Рябовой было присвоено звание Героя Советского Союза.
Слайд 16
НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ Екатерина Васильевна Рябова демобилизовавшись из рядов Вооруженных Сил продолжила прерванную войной учебу и, в 1948 году Екатерина Васильевна окончила механикоматематический факультет Московского государственного университета и поступила в аспирантуру. В 1951 году успешно защитила диссертацию и получила научную степень кандидата физико-математических наук. Препода-вала в Московском полиграфическом институте. В 1963—1972 годах — доцент кафедры теоретической механики Военной инженерной академии имени Ф. Э. Дзержинского. Екатерина Васильевна умерла 12 сентября 1974 года.
Слайд 17
НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ Антонина Леонтьевна Зубкова родилась 12 октября 1920 в селе Семион Рязанской области, в крестьянской семье. После окончания средней школы с золотой медалью в 1938 году без экзаменов поступила на механико-математический факультет МГУ. В университете была комсоргом учебной группы. В июне 1941 года Антонина Зубкова окончила три курса, после сдачи экзаменационной сессии написала заявление о добровольном желании участвовать в военных действиях в ЦК ВЛКСМ и военкомат, но ей было отказано. Позже она вспоминала: «Решать интегралы, читать Эйлера и Коши в сравнении с тем, что внезапно обрушилось на страну, казалось каким-то ненужным и бессмысленным». В сентябре 1941 года Антонина продолжила учебу, параллельно посещая пулемётные курсы и курсы медсестёр. В октябре 1941 года она поступила добровольцем в армию.
Слайд 18
НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ Антонина Леонтьевна Зубкова в декабре 1942 года окончила курсы штурманов при Энгельской военной школе пилотов. Воевала на фронтах Великой Отечественной войны с апреля 1943 года, участвовала в обороне Сталинграда, в освобождении Кубани, Крыма, Белоруссии, Прибалтики. К маю 1945 года совершила 56 боевых вылетов на пикирующем бом-бардировщике Пе-2, взорвала 3 склада с боеприпасами противника, сбросила 50 000 кг бомб. Вела фронтовой дневник, в котором фиксировала все вылеты. После первого боевого вылета Тоня записала в с воём дневнике: «Прости меня, миля моя Земля. Я буду бросать бомбы на тебя, но это нужно для нас обоих… Пусть только сгинут жестокие пришельцы с твоих дорог».
Слайд 19
НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ Антонине Леонтьевне Зубковой за проявлен-ное мужество и отличное выполнение заданий командования в августе 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза. В сентябре того же года гвардии капитан Зубкова уволилась в запас и вернулась к учебе. В 1948г. она окончила университет и поступила в аспирантуру. Работала преподавателем в Военно-воздушной инженерной академии. Друзья и однокашники вспоминают, что она была очень одаренным человеком и, несомненно ее ждало будущее известного ученого... Антонина Леонтьевна трагически погибла в ноябре 1950 года. «Она много сделала для Родины как воин. Она многое могла бы сделать в науке», — сказал над её могилой профессор МГУ В. В. Голубев.
Слайд 20
НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ Евдокия Борисовна Пасько родилась 30 декабря 1919 года в селе Липенка ИссыкКульской области Киргизии в семье крестьянина. В 1938 году окончила 10-й класс 25-й школы города Барнаула и поступила на мехмат МГУ. С четвёртого курса университета ушла добровольцем в армию. Окончила ускоренные штурманские курсы в авиационной школе города Энгельс. В действующей армии с мая 1942 года. По данным лётной книжки Евдокии Борисовны, она совершила 790 боевых вылетов и 10 вылетов на спецзадания. Общий налёт составил 1220 часов. На позиции врага было сброшено более 100 тонн бомб. Подтверждено уничтожение четырёх складов с горючим, трёх с боеприпасами, трёх прожекторов, двух переправ, 11 автомашин и 1 самолёт на земле; 157 сильных взрывов, 109 очагов пожара. Кроме того, в тылу противника было сброшено до 2 миллионов листовок.
Слайд 21
НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ Евдокия Борисовна Пасько в ночь на 21 января 1944 года уничтожала артиллерийские точки северо-западнее Керчи. Несмотря на сильную противовоздушную оборону противника, произвела семь боевых самолетовылетов. В ночь на 28 июля 1944 года бомбила отступающие войска противника по дороге к переправе Крушено, в результате чего вызвала два сильных взрыва со вспышками. На вопрос о том, чего боялись девушки, Дуся ответила: «Больше самой смерти всегда страшила вероятность попасть живьем в руки фашистов». Старшему лейтенанту Евдокии Борисовне Пасько присвоено почетное звание Героя Советского Союза 26 октября 1944 года.
Слайд 22
НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ Евдокия Борисовна Пасько в 1945 году вышла в отставку. После войны она опять взялась за учебу в МГУ на том же механикоматематическом факультете, с которого ушла в сорок первом году. После университета Евдокия Пасько закончила аспирантуру и стала работать на кафедре высшей математики в Московском высшем техническом училище имени Баумана. Живёт в Москве.
Слайд 23
АРТИЛЛЕРИСТЫ Добровольцем пошел в Армию ученый-математик Алексей Андреевич Ляпунов и стал артиллерийским офицером. Учеба в университете не сложилась: Алексей Андреевич Ляпунов отказавшись подписать письмо родился о церквей,в Москве 8 в октября года. По он вступил конфликт 1911 с сокурсниками и происхождению потомственный перестал посещать занятия, за дворя-нин. что и был Начальное Алексей Андреевич отчислен в образование конце 1929 года. получил дома,Алексей а в 1924Андреевич году он поступил в 5С 1932 года становится йучеником класс экспери-ментальной школы N42 академика Николая Николаевича Москвы. Лузина. ВПод школьные его руководством годы А.А.Ляпунов и по составленным астрономией, им программамвозглавлял Алексей увлекался Андреевич получил астроно-мический кружок в математическое школе. Алексей образование, а вскоре и первые результаты Андреевич вспоминал: "Кружковые занятия в дескриптивной множеств. В этой дали мне оченьтеории много. Астрономом, области яматематики А. А. Ляпунов им работал правда, не стал, но благодаря стал до конца жизни. ученым". В 1928 году Алексей Андреевич В 1934 году Алексей Андреевич становится поступает на физико-математический научным Московского сотрудником государственного Отдела теории факультет функций действительного переменного универ-ситета.
Слайд 24
АРТИЛЛЕРИСТЫ Далее - Алексея учеба наступательных и преподавание в училище, Во время боев вв Жизнь Андреевича Ляпунова госпиталь вгодымагнитной связи с аномалии тяжелым предвоенные складывалась нелегко. районе Курской заболеванием сыпным используя тифом, едва не Сказывалось дворянское про-исхождение Алексей Андреевич, свой стоившим молодому лейтенанту и жизненные убеждения. войнажизни. застала опыт работы у П.П.Лазарева, сумелС октября А.А.Ляпунов в научным качестве Алексея 1943 Андреевича стар-шим внести в г.артиллерийский расчет командира топографического разведсотрудником Института отклонение, математики им. поправку на магнитное что взвода на передовой линии он В.А.Стеклова. Осенью 1941 г.фронта: он Это роет обеспечило успех артподготовки. участвует боях Малым в Крыму Ярославцем, при взятии траншеи в под было замечено командованием, и в Перекопа Керчи,эвакуация затем на участвует ив освобождении ПВО Москвы. Затем дальнейшем перед большими наступУкраине, заканчивает института вв Прибалтике Казань. Об иэтом времени лениями емув Восточной поручалась привязка боевой Пруссии. На Алексей путь Андреевич вспоминал так: батарей не только дивизиона, но фронте выполнению обязанностей по "Настроение былосвоего тяжелое. Научная и всегонеполка. За Сотрудники участие в Академии боях по привязке кклеилась. местности и ориен-тированию работа освобождению Крыма стрельбы артиллерийских батарей наук, имевшие ученую Алексей степень, Андреевич Ляпунов помогало был но награжден Алексею подлежалиАндреевичу брониро-ванию, тризнание моих математики и особенно теории стрельбы. орденом Звезды младших Красной брата - были на (1944). фронте, и я от →В марте 1942 г. я бронирования отказался. был направлен во Владимирское военное
Слайд 25
АРТИЛЛЕРИСТЫ В апреле 1945им года частности, былстаршего создан лейтенанта новый курс Алексея теории Андреевича Ляпунова отозвали из-под стрельбы, основанный на теориис фронта вероятности и Кенигсберга и статистике. направили В преподавателем в математической эти годы Ляпунов Артиллерийскую академию им. Ф.Э.Дзержинского публикует ряд работ по теории стрельбы, которыев Москву. результатом его размышлений в годы войны. явились С Академией у Ляпунова связан весьма сзаметный и Алексей Андреевич сохранял контакты военными плодотворный период жизни, который длился около до конца жизни. Его работы в значительной мере 5 лет. С самого начала преподавания способствовали тому, что военная наука вАлексей нашей Андреевич работу по стране была развернул поднята до интенсивную уровня фундаментальных перестройке курсов математики на основе последних исследований. достижений математической науки. →
Слайд 26
АРТИЛЛЕРИСТЫ Алексей Андреевич Ляпунов свыше сорока лет своей жизни отдал служению отечественной науке. Круг его научных интересов был настолько широк, что его по праву можно назвать ученым-энциклопедистом. Основные труды Алексея Андре-евича относятся к чистой математике, но охватывают также ее прикладную и вычислительную части. Будучи по своему характеру исключительно добрым и отзывчивым человеком, Ляпунов проявил себя талантливым педагогом и пропагандистом новых идей, дал путь в науку многим молодым ученым.
Слайд 27
АРТИЛЛЕРИСТЫ Алексей Андреевич Ляпунов был одним из инициаторов создания в 1962 году первой в нашей стране физико-математической школы -интерната при Новосибирском университете, первым председателем ее Ученого совета и активным лектором. Он был также одним из организаторов Всесибирских математических олимпиад и летних физ-матшкол в Академгородке. В 1964 году А. А. Ляпунов был избран членомкорреспондентом АН СССР по отделению матема-тики. Алексей Андреевич Ляпунов скоропостижно скончался от сердечного приступа 23 июня 1973 года.
Слайд 28
АРТИЛЛЕРИСТЫ В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся математик Юрий Владимирович Линник. Юрий Владимирович Линник родился он в 1915 году в старинном городке Белая Церковь в семье учителя физики, позже профессора физики и академика АН СССР В.П. Линника. Любимыми школьными предметами Юрия были физика и особенно математика. Его увлекали арифметические задачи, связанные со свойствами чисел, еще в школе он изучил университетский курс по теории чисел. Любовь к математике привела одаренного юношу в Ленинградский университет, который он окончил в 1938 году. Тогда же появилась его первая научная работа, посвященная обобщению теоремы Фробениуса. В это время Юрий Владимирович служил в рядах Красной Армии и участвовал в финской кампании в должности командира артиллерийского взвода. В перерывах между боями, в минуты затишья он не переставал работать над волновавшей его проблемой. Полученные
Слайд 29
АРТИЛЛЕРИСТЫ После демобилизации, весной 1940 года, Юрий Владимирович Линник пришел в Ленинградский университет с готовой диссер-тацией на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. Ученый совет университета в день защиты присвоил ему сразу степень доктора наук. Недолго пришлось работать молодому ученому. Началась Великая Отечественная война. Враг рвался к Ленинграду. И Юрий Владимирович вступает добровольцем в народное ополчение, боях на Пулковских высоучаствует в тяжелых тах. Линник тяжело заболевает, и его эвакуируют в Казань, а затем демобилизуют. Там же, в Казани, как раз находился Математический институт Академии наук СССР, куда Линник поступает работать. После освобождения Ленинграда Юрий Владимирович возвратился в город, ставший ему родным. За него он дрался дважды: сначала с
Слайд 30
АРТИЛЛЕРИСТЫ В 1947 году за работы в области теории чисел Юрию Владимировичу Линнику было присвоено почетное звание лауреата Государственной премии. В послевоенный период Юрий Линник переключился на теорию вероятностей и математическую статистику. И все же теория чисел оставалась для него «любимицей». Юрий Владимирович неоднократно гово-рил, что идеи и методы теории чисел помогают при работе по теории веро-ятностей. Заему выдающиеся открытия в этих трех полюбившихся Ю. В. Линнику математических науках в 1969 году ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. К сожалению, в самом расцвете творческих сил Юрий Владими-рович в 1972 году умер, или «сгорел», как говорили его друзья.
Слайд 31
Мы преклоняемся перед выдержкой, самоотверженностью и верностью Отчизне, которую проявляли математики-воины. Однако нельзя забывать и о другом вкладе математиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладают математики.
Слайд 32
МАТЕМАТИКИ и МАТЕМАТИКА в годы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Часть 2. МАТЕМАТИКА ДЛЯ ПОБЕДЫ
Слайд 33
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ АВИАЦИЯ В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она требовала широкого использования математических расчетов для ее изготовления и эксплуатации. Увеличение скорости полета самолетов требовало не только повышения мощности двигателей, но выбора оптимального профиля фюзеляжа и крыльев, а также решения многих других вопросов.
Слайд 34
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ АВИАЦИЯ Советские авиаконструкторы достигли блестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов, что позволило А.С.Яковлеву и С.А.Лавочкину создать грозные истребители, С.В.Ильюшину – неуязвимые штурмовики, А.Н.Туполеву, Н.Н.Поликарпову и В.М.Петлякову – мощ-ные бомбардировщики. Поликарпов Поликарпов Николай Николай Николаевич Николаевич Ильюшин Ильюшин Сергей Сергей Владимирович Владимирович Лавочкин Лавочкин Семен Семен Алексеевич Алексеевич Туполев Туполев Андрей Андрей Николаевич Николаевич Яковлев Яковлев Александр Александр Сергеевич Сергеевич Петляков Петляков Владимир Владимир Михайлович Михайлович
Слайд 35
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ АВИАЦИЯ Бомбардировщик Ту-2ВС Истребитель Истребитель Ла-7 Ла-7 Истребитель Як-1 Истребитель И-15 Бомбардировщик По-2 Истребитель Лагг-3 Штурмовик Ил-10 Штурмовик Ил-2
Слайд 36
РАЗРУШАЮЩИЕ ЯВЛЕНИЯ Овладевая большими скоростями, авиаконструкторы столкнулись с неизвестным ранее явлениями в поведении самолета. В определенных режимах работы моторов в конструкциях самопроизвольно возникало возбуждение, причем с большой амплитудой, и это явление (флаттер) вело к разрушению самолета в воздухе. Флаттер – сочетание самовозбуждающихся незатухающих изгибных и крутильных колебаний крыльев, оперения и других элементов конструкции самолета, возникающих при достижении самолетом определенной скорости. Такие колебания способны разрушить самолётСамолет в воздухе. «АНТ-40», на котором впервые обнаружено явление флаттера
Слайд 37
РАЗРУШАЮЩИЕ ЯВЛЕНИЯ Опасности подстерегали скоростные машины и на земле. Самые первые самолеты с трехколесным шасси во время движения по взлетно-посадочной полосе попадали в неприятную ситуацию: в момент, когда машина достигала определенной скорости, ее переднее колесо, словно по собственной воле, поворачивалось вокруг стойки сначала вправо, затем влево. Самолет мог даже съехать с взлетной полосы или, например, зарыться носом в землю. Если же в результате колебаний передняя стойка шасси разламывалась на большой скорости, погибали и самолет, и пилот. Это явление, названное шимми, нередко вызывало катастрофы самолетов на аэродромах.
Слайд 38
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ АВИАЦИЯ Флаттер и шимми широко изучались экспериментально в аэродинамических трубах и в натуре. За решение этой проблемы и взялся Мстислав Келдыш. Он пришел к выводу, что вибрацию можно ликвидировать путем демпфирования (затормаживания) колебаний. Явление флаттера было преодолено: путем сложных математических расчетов были выработаны практические приемы для исключения вибрации при любой скорости полета. В результате самолетные конструкции сохраняли устойчивость даже при самых сложных условиях.
Слайд 39
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ АВИАЦИЯ На основе разработанной Мстиславом Всеволодовичем Келдышем теории неустойчивых колебаний было найдено решение и проблемы шимми. В результате длительных поисков он получил уравнение, выражающее явление шимми. В своей работе «Шимми переднего колеса трехосного шасси» он изложил теорети-ческие тезисы и конкретные инженерные рекомендации, позволявшие устранить явление шимми. Благодаря разработкам М.В. Келдыша отечественные самолеты перестали «танцевать» на взлетной полосе. За время Великой Отечественной войны на взлетно-посадочных полосах фронтовых аэродромов не было зафиксировано ни одной серьезной поломки, связанной с эффектом шимми.
Слайд 40
МСТИСЛАВ КЕЛДЫШ Мстислав Всеволодович Келдыш родился 10 февраля 1911 года в Риге в профессорской семье. Своё дворянское происхождение М. В. Келдыш никогда не скрывал (на вопрос анкеты о социальном происхождении отвечал: «из дворян»). В 1915 году семья Келдышей переехала из прифронтовой Риги в Москву. В 1919-1923 годах М.В.Келдыш жил в городе Иваново, где отец преподавал в политехническом институте, в Иваново он начал обучение в средней школе, получив необходимую начальную подготовку в домашних условиях. По возвращении в Москву (1923) учился в школе со строительным уклоном, летом ездил с отцом на стройки, работал разнорабочим. В 1927 году, окончив школу, он хотел стать строителем, как отец, но в инженерно-строительный институт его не приняли по возрасту (ему было только 16 лет). В этом же году Мстислав Келдыш поступил на физико-математический факультет Московского государственного университета. С весны 1930 года он одновременно с учёбой начал работать ассистентом в Электрома-шиностроительном институте, затем еще и в Станкоинструментальном институте.
Слайд 41
МСТИСЛАВ КЕЛДЫШ ВВ 1935 без защиты диссертации 1931году годуему Келдыш окончил МГУ и была был присвоена степень кандидата физиконаправлен ученая в Центральный аэрогидродиматематических наук, в 1937 – степень кандидата намический институт имени Н.Е.Жуковского технических наук и звание по (ЦАГИ), где проработал до 1946профессора года сначала специальности "аэродинамика". инженером, затем - старшим инженером, 26 января 1938 года Мстислав Келдыш защитил начальником группы, а с 1941 года – диссертацию на соискание ученой степени начальником отдела динамической прочдоктора физико-математических наук. ности. С 1932Великой года параллельно читал лекции Во время Отечественной войны он вработал МГУ. на авиационных заводах и, как начальник Продолжая работать в ЦАГИ, Келдыш отдела динамической прочности ЦАГИ, курировал проблему вибраций в самолетостроении. Успех поступил осенью 1934 года в аспирантуру прикладных работзатем М.В.Келдыша обусловлен не (дополненную двухлетней доктотолько егоМатематического глубокой интуицией инженерарантурой) института имени механика и экспериментатора, но и выдающимся В.А. Стеклова АН СССР, где занимался теорией талантом математика, тонкого теоретика и творца функций действительного и комплексного вычислительных алгоритмов и методов. Многому переменного, уравнениями собщении частнымис научился М.В.Келдыш в производными, функциональным анализом.и конструкторами самолётов –С.А.Лавочкиным → А.Н.Туполевым.
Слайд 42
МСТИСЛАВ КЕЛДЫШ В послевоенные годы.внес Келдыш занимался Огромный вклад Келдыш в решением проблемсовместного атомной энергетики осуществление советско-и вычислительной математики. В 1953 годуполета он стал американского космического основателем Института прикладной математики "Союз-Апполон" (1975) и развитие полетов АН СССР и его бессменным директором. поВпрограмме "Интеркосмос". работах по созданию ракетно-ядерного щита Мстислав Всеволодович Келдыш был Келдыш принимал участие и как руководитель большихиз коллективов и как автор многихвнаучноодним инициаторов создания 1951 технических идей и вычислительных методов. Московского физико-технического Он внеси некоторое выдающийся вклад в лекции, развитие института время читал советской космической науки и техники. Начав долгое время был заведующим кафедрой. работать по космической тематике в 1946 в Большой период жизнис Келдыша связан творческом сотрудничестве С.П.Королевым, он сявился его одним деятельностью в Президиуме из инициаторов широкого Академии наукработ СССР,по начавшейся октябре развертывания изучению ив освоению космоса. Велик его вклад вдостановление 1953 и продолжавшейся конца егои успешноеСразвитие научных направлений, жизни. 1953 таких он академик-секретарь как механика космического полета Отделения матема-тики Академии наук. Ви космическая навигация. 1960 избран вице-президентом, а в мае →
Слайд 43
МСТИСЛАВ КЕЛДЫШ Академию СССР Келдыш с 1961 ВВозглавляя последние годы наук жизни по 1975 годы, М.В.Келдыш интересовался проблемой создания оказывал солнечных электростанций на космической орбите. всемерную поддержку развитию в нашей Заслугине академика Мстиславаи механиКелдыша стране только математики высоко Он трижды Герой ки, но и оценены. новых направлений современСоциалистического (1956, 1961, кван1971), ной науки, таких, Труда как кибернетика, лауреат Ленинской (1957) и Государственных товая электроника, молекулярная биоло(1942, 1946) премий, награжден семью гия и генетика. орденами Ленина (1945, 1954, 1954,1956,1961, В 1955 году Келдыш подписал «Письмо 1967, 1975), тремя орденами Трудового трёхсот». Во время(1943, пропагандистской Красного Знамени 1945, 1953), медалями, против а такжеА.орденами и медалями кампании Д. Сахарова Келдыш иностранных государств. подписал антисахаровское заявление, но г. ученый перенес сложную операцию неВ 1973 допустил исключения Сахарова из на кровеносныхболее сосудах. того Скончался Академии, он Мстислав лично Келдыш 24 июня 1978 г. Урна с его прахом встречался с Андроповым, ходатайствуя о захоронена в Кремлевской стене на Красной Сахарове. → площади в Москве.
Слайд 44
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ СУДОСТРОЕНИЕ Видная роль в деле обороны нашей страны принадлежит выдающемуся математику – академику Алексею Николаевичу Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими Военно–Морскими силами. Он создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности.
Слайд 45
АЛЕКСЕЙ КРЫЛОВ Алексей Николаевич Крылов родился в селе Висяга Симбирской губернии 3 августа 1863 года, в семье артиллерийского офицера Николая Александровича Крылова и Софьи Викторовны Ляпуновой. В 1878 году А.Н. Крылов поступает в Петербургское морское училище. После блестящего окончания училища в 1884 году он был произведен в мичманы, а его имя занесено на мраморную доску. Первые научные работы о девиации компасов (явлении искажения показаний магнитной стрелки компаса под влиянием железного корпуса корабля) написаны А.Н. Крыловым в 1884-1887 годах во время работы в Компасной мастерской Главного гидрографического управления. В 1886 году А.Н. Крылов опубликовал описание своего первого изобретения - сконструированного им дромоскопа, который позволял точнее вести корабль в открытом море. Дромоскоп А.Н. Крылова получил широкое применение на флоте.
Слайд 46
АЛЕКСЕЙ КРЫЛОВ Первую научную работу в области кораблестроения "Расчет башни броненосца "Император Николай I" А.Н. Крылов написал во время работы на Франко-русском судостроительном заводе в 18871888 годах. Именно здесь начинается его путь ученого-кораблестроителя. С 1890 года, после блестящего окончания Морской академии, начинается преподава-тельская деятельность А.Н. Крылова, которая продолжалась более полувека. В 1892 г. он приступает к чтению курса лекций по теории корабля, который впоследствии был опубликован под названием "Записки по теории корабля. Теория мореходных качеств корабля". В 1896 и 1898 гг. А.Н. Крылов выступает на заседаниях кораблестроителей в Лондоне по теории качки корабля на волнении. За выдающиеся научные работы Английское общество кораблестроителей присудило А.Н. Крылову, первому из иностранцев, высшую награду - большую золотую медаль. Теория качки А.Н. Крылова была переведена на многие иностранные языки и получила название "теории Крылова".
Слайд 47
АЛЕКСЕЙ КРЫЛОВ В 1900-1908 годах Алексей Крылов возглавляет Опытовый бассейн Морского ведомства, где производились испытания моделей будущих кораблей. В эти годы он сближается с адмиралом С.О.Макаровым, основоположником науки о непотопляемости, и совместно с ним развивает это учение, умело сочетая теорию с практикой. А.Н. Крылов составляет специальные "Таблицы непотопляемости", которые в 1905 году были приняты на всех кораблях русского флота и, несколько позднее, во всех иностранных флотах. В 1908 году Алексей Николаевич Крылов был назначен главным инспектором кораблестроения, а затем председателем Морского технического комитета. Спроектированные и построенные под его руководством первые русские линейные корабли ("Марат", "Севастополь", "Гангут" и др.) долгие годы оставались боеспособными и с честью выдержали испытание Великой Отечественной войной 1941-1945 гг.
Слайд 48
АЛЕКСЕЙ КРЫЛОВ В 1914 году по представлению отца русской авиации – Н.Е.Жуковского – Московский уни-верситет присудил Крылову почетную степень доктора прикладной математики, в том же году его избирают членом-корреспондентом Акаде-мии Наук. В 1919 г. А.Н. Крылов назначается начальником Морской академии. На этом посту в полной мере раскрылся его талант педагога и организатора. В тяжелых условиях гражданской войны он осуществляет реорганизацию этого высшего военноучебного заведения. В 1921-1926 гг. А.Н. Крылов работает за границей. Он участвует в различных международных судостроительных комиссиях, разрабатывает проект перетранспортировки оборудования для Волховской ГЭС, закупает и отправляет приборы для Пулковской обсерватории и Главной палаты мер и весов. Кроме того, он ведет переговоры с французским правительством о передаче коллекций А.Ф. Отто Пушкинскому дому и богатейшая коллекция рукописей А.С. Пушкина возвращается на Родину.
Слайд 49
АЛЕКСЕЙ КРЫЛОВ После возвращения с заграничной командировки А.Н. Крылов продолжает преподавательскую деятельность. Как педагогу ему были свойственны предельная ясность изложения, умение сосредоточить внимание на главном, оригинальность и остроумие. Лекции по "Теории корабля" стали образцом общедоступности при изложении сложных научных проблем. В 1936 г. выходит фундаментальный труд А.Н. Крылова "Вибрация судов", позднее - еще один фундаментальный труд "Качка корабля". Эти работы стали основными учебными пособиями по одному из важнейших разделов курса теории корабля. В августе 1941 году А. Н. Крылов, вопреки его протестам, был отправлен в эвакуацию в Казань, где продолжал работать в качестве постоянного эксперта технического совещания и члена комиссии по научно-техническим военноморским вопросам Академии наук СССР. Вернулся в Ленинград в августе 1945 года. В эвакуации он написал свои знаменитые «Мои воспоминания».
Слайд 50
АЛЕКСЕЙ КРЫЛОВ Многогранная деятельность А.Н. Крылова по развитию отечественного кораблестроения получила признание Советского государства, мировой научной общественности. В 1939 г. А.Н. Крылов был награжден Орденом Ленина. В том же году ему присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники. 13 марта 1941 г. за работы по теории компасов и гирокомпасов А.Н.Крылову присуждена Государственная В 1943 г. "за премия. выдающиеся достижения в области математических наук, теории и практики отечественного кораблестроения, многолетнюю плодотворную работу по проектированию и строительству современных военно-морских кораблей, а также крупнейшие заслуги в подготовке высококвалифицированных специалистов для Военно-Морского Флота" академику А.Н. Крылову присвоено звание Героя Социалистического труда.
Слайд 51
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРИЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ Традиционная область деятельности ученых нашей страны — исследование артиллерийских систем. Таблицы пристрелки, разработанные еще в XIX веке, в связи с появлением новых типов артиллерии потребовали в период Великой Отечественной войны дополнительных исследований и расчетов. Перед пуском ракеты производилась предварительная пристрелка цели 45-мм штатной пушкой танка, затем с помощью переходных таблиц вводился поправочный коэффициент в вертикальные углы наводки пусковой установки и пуск.
Слайд 52
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРИЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ На кафедре теории вероятностей МГУ были рассчитаны таблицы бомбометания с малых высот при малых скоростях самолета. Они оказали несомненную помощь нашим летчикам и летчицам.
Слайд 53
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРИЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ 1943 г 1942 былигода подготовлены штурманские которые нашли ВВ апреле коллектив математиков подтаблицы, руководством основателя широкое применение боевых действиях дальней авиации, значительно конструктивной теориивфункции действительного переменного академика повысили точность самолетовождения. Штаб авиации дальнего действия, Сергея Натановича Бернштейна разработал и вычислил таблицы для дал высокую местонахождения оценку работе математиков, отметив, что ни в одной стране определения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли мира не были известны штурманские расчеты примернотаблицы, в 10 раз. равные этим по простоте и оригинальности. →
Слайд 54
СЕРГЕЙ БЕРНШТЕЙН Сергей Натанович Бернштейн родился 5 Член-корреспондент АН СССР (1924г.), марта 1880 года в г.Одессе. Уже в 19 он акаде-мик с 1929 г., академик АНлет УССР (1925г.),Парижский иностранный член Парижской окончил университет (Сорбонну), с 1955 года, член вАкадемии 21 год -- наук Парижскую политехническую зарубежных научных учреждений школу. В 24 года (1904) Сергей Бернштейни обществ. доктором математических наук в становится Награжден двумя орденами Ленина, Парижском университете, а в 1907 году уже орденом Трудового Красного Знамени, профессором. Сергей Натанович был а также медалями. доктором математики в Харьковском Многиечистой понятия и теоремы матемауниверситете в 1914 году. Бернштейна: Заслуги С.Н. тики названы именем Бернштейна высоко оценены в нашей интерполяционный процесс,как полиномы, стране, так иядро, за рубежом. лауреат премий теоремы, методОнсуммирования, проблемы, неравенство. Бельгийской Академии наук (1911г.), Сергей Натанович Бернштейн умер Парижской Академии наук (1920г.), 29 ноября 1968 года Москве и Государственной премии СССР в(1942 г.). похоронен на Новодевичьем кладбище. →
Слайд 55
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРИЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение кучности стрельбы и устойчивости снарядов при полёте. Эту сложную математическую задачу решил молодой ученый Николай Гурьевич Четаев. Он рассчитал наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность и устойчивость снарядов при полёте.
Слайд 56
НИКОЛАЙ ЧЕТАЕВ Николай Гурьевич Четаев родился 6 декабря 1902 г. в селе Карадули Казанской губернии, в семье сельского дьячка Гурия Ивановича Четаева и Веры Всеволодовны. Среднее образование Николай Гурьевич получил в Казанской гимназии, а затем, после революционных реформ, - в школе второй ступени, которую окончил в 1919 году. В средней школе Николай Четаев был отличным учеником и переходил из класса в класс с похвальными листами. Больше всего его привлекали естествознание и точные науки и в 1920 году юноша поступает на математическое отделение физикоматематического факультета Казанского универси-тета. Выдающиеся способности и трудолюбие Николая Четаева привлекли внимание университетских профессоров. Николай учился с увлечением, увлекая и своих товарищей; он председательствует в известном студенческом научном кружке имени Н.И.Лобачевского, будучи студентом публикует свою первую научную работу "Дифракция света в непрозрачных средах".
Слайд 57
НИКОЛАЙ ЧЕТАЕВ С января 1926 года Николай Гурьевич зачисляется аспирантом по кафедре механики. К этому периоду следует отнести возникновение наиболее глубоких идей и научных замыслов Николая Гурьевича, ставших в дальнейшем его твердой жизненной программой. Научные успехи Четаева послужили поводом для его командировки в марте 1929 г. на один год в Германию для работы в Геттингенском университете. В Германии Н.Г.Четаев знакомится с передовой для того времени аэродинамической школой Л.Прандтля и много времени уделяет семинарам этого известного ученого, вместе с тем он продолжает свои исследования преимущественно в области устойчивости движения. По возвращении в начале 1930 г. из командировки Николая Четаева назначают доцентом Казанского университета. Следуя традиции, весной 1930 г. он прочитал "Первую лекцию"; такую лекцию начинающего лектора, кроме студентов, приходили слушать профессора, преподаватели, аспиранты. В сентябре 1930 г. Николай Гурьевич Четаев утверждается профессором, заведующим кафедрой механики физико-математического факультета КГУ .
Слайд 58
НИКОЛАЙ ЧЕТАЕВ Н.Г.Четаев организовал научный семинар, который в течение 1930-х гг. работал очень эффективно. На нем обсуждались и получали решение многие сложные проблемы теории устойчивости. В 1930-1940 гг. профессор Казанского университета Четаев создал школу специалистов по теории устойчивости движения. Созданное им, его учениками и участниками семинара научное направление, известное под названием Казанская или Четаевская школа теории устойчивости, получило широкое признание. Работы ученого имели большое значение для развития авиационной промышленности. Вначале 1930-х гг. Н.Г. Четаев одновременно занимался активной организационной деятельностью по созданию на базе основанного им на физмате университета аэродинамического отделения Казанского авиационного института.
Слайд 59
НИКОЛАЙ ЧЕТАЕВ В 1940 г. Николай Гурьевич Четаев переехал в Москву, где до самой смерти работал в Интституте механики АН СССР и заведовал кафедрой теоретической механики в МГУ. Профессор МГУ с 1940 года. Четаев установил общую теорему о неустойчивости движения (1934), обратил теорему Лагранжа об устойчивости равновесия (1938), предложил методы решения задач об устойчивости неустановившихся движений (1949), нашёл достаточные условия устойчивости вращательных движений снаряда. Николай Гурьевич Четаев скоропостижно скончался в Москве 17 октября 1959 года. Правительство и научная общественность высоко оценили деятельность Н.Г.Четаева. В 1940 г. ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки Татарской АССР; в 1943 году Четаев был избран членомкорреспондентом Академии наук СССР; в 1945 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1953 – орденом Ленина. За цикл работ по аналитической механике и теории устойчивости движения Н.Г.Четаев посмертно бы удостоен Ленинской премии.
Слайд 60
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРИЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ Андрей Николаевич Колмогоров успешно решает еще одну важнейшую проблему войны – это увеличение эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. По заданию Главного артиллерийского управления он, используя свои работы по математике в области теории вероятностей, дал определение наиболее выгодного рассеяния артиллерийских снарядов.
Слайд 61
АНДРЕЙ КОЛМОГОРОВ Андрей Николаевич Колмогоров родился 12 апреля 1903 года в Тамбове. После смерти матери воспитывался и был усыновлен ее сестрой. Раннее детство провел в родовом имении родителей матери в Ярославской губернии. В 1910 году, после переезда в Москву, поступил в частную гимназию. Здесь совместно обучались мальчики и девочки по программе мужской гимназии - явление уникальное в то время. Отличные успехи по математике позволили будущему ученому заниматься по этому предмету на класс старше. В 1920 году А.Н. Колмогоров поступил на математическое отделение университета и одновременно - на металлургический факультет Менделеевского института. Но скоро интерес к математике перевесил все остальное. С 1922 года параллельно с занятиями в университете он преподавал математику в средней школе. В том же году под руководством профессора В.В.Степанова начал заниматься теорией тригонометрических рядов, несколько позднее стал учеником Н.Н. Лузина. Ко времени окончания университета у Колмогорова было уже около 15 статей по теории функций действительного переменного.
Слайд 62
АНДРЕЙ КОЛМОГОРОВ В 1931г. Андрей Колмогоров становится профессором МГУ. В 1933г. он назначается директором Института математики и механики при МГУ. В 1935 г. на механико-математическом факультете МГУ он основал кафедру теории вероятностей (которой заведовал до 1966г.). В 1939 г. А.Н. Колмогоров избирается действительным членом Академии наук СССР и он становится (по 1942 г.) академикомсекретарем Отделения физико-математических наук. На рубеже 30-40-х годов Андрей Колмогоров начинает интересоваться проблемами турбулентности и в 1946г. организует лабораторию атмосферной турбулентности Института теоретической геофизики АН СССР. С 1936 г. Андрей Николаевич много сил отдает работе по созданию Большой и Малой Советских Энциклопедий. Он возглавляет математический отдел и сам пишет для энциклопедий много статей. Широта научных интересов Колмогорова огромна: их спектр простирается от метеорологии до теории стиха.
Слайд 63
АНДРЕЙ КОЛМОГОРОВ Помимо классической механики, Колмогоров внес выдающийся вклад в аэродинамику (теория турбулентности). Однако основной сферой деятельности Колмогорова была математика. Работы Колмогорова по предельным теоремам, общей теории случайных процессов и теории марковских процессов продолжают играть важную роль в современной теории вероятностей, а его труд "Основные понятия теории вероятностей" (1933) считается классическим. Используя теорию вероятностей, Колмогоров разработал метод, позволяющий строить прогнозы на основе наблюдения случайных событий. Этот метод нашел применение при решении широкого круга проблем, таких, например, как задача о посадке самолета на палубу авианосца в открытом море, сводящаяся к вычислению наиболее вероятного места нахождения авианосца в данный момент.
Слайд 64
АНДРЕЙ КОЛМОГОРОВ В 1960 году А.Н.Колмогоров создает межфакультетскую лабораторию вероятностных и статистических методов (которой заведовал с 1966 по 1976 годы), одной из основных задач которой было широкое использование современных методов теории вероятностей и математической статистики в различных исследованиях. А.Н.Колмогоров внес уникальный вклад в дело распространения математических знаний. Он автор школьных учебников и многочисленных научно-популярных статей, инициатор издания физико-математического журнала для юношества "Квант".
Слайд 65
АНДРЕЙ КОЛМОГОРОВ В 1963 г. благодаря усилиям Колмогорова открылась школа-интернат при МГУ. Ее цель очень благородна: дать возможность способным сельским школьникам и школьникам рабочих поселков и малых городов, интересующимся физикой и математикой, получить возможность заниматься в первоклассных условиях. Многие ученики Колмогорова стали крупными учеными в разных областях математики. В середине 60-х гг. Колмогоров принялся за актуальную и весьма трудную задачу перестройки математического образования не только в специализированных, но и в общих школах.
Слайд 66
АНДРЕЙ КОЛМОГОРОВ В 1976 г. в МГУ была открыта кафедра математической статистики, которой А.Н. Колмогоров заведовал до 1979 года, а с 1980 и до конца своей жизни Андрей Николаевич заведовал кафедрой математ-ической логики. В 1953 г. Андрей Колмогоров был избран почетным членом Московского математического общества, а в период с 1964 по 1966 и с 1973 по 1985 г. он являлся его Президентом. Академик Колмогоров - почетный член многих иностранных академий и научных обществ. В марте 1963 года ученый был удостоен международной премии Больцано, которую еще называют "Нобелевской премией математиков". Это была высшая оценка вклада Андрея Николаевича Колмогорова в мировую науку.
Слайд 67
АНДРЕЙ КОЛМОГОРОВ Андрей Николаевич Колмогоров был лауреатом Ленинской премии (1965 г., за работы по классической механике), Государственной (Сталинской) премии (1941 г., за работы по теории случайных процессов), премии им. Чебышева АН СССР (1949г.). Ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда (1963 г.), в 1986 году присуждена международная премия имени Н.И.Лобачевского Академии наук СССР, он был награжден семью орденами Ленина, другими орденами и медалями СССР, а также венгерским орденом Знамени, медалью им. Гельмгольца Академии наук ГДР, золотой медалью Американского метеорологического общества. Андрей Николаевич Колмогоров умер 20 октября 1987 года в Москве.
Слайд 68
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА Выдающиеся Имеется еще математики один аспектВсеволод работы Иванович Романовский на ипомощь А.Н. советских математиков Колмогоров смогли ответить на вопрос, фронту — это работа по организации как по испытанию малой частипроцесса, изделий производственного научиться судить о качестве всей партии направленная на повышение и помогли организовать производительности труда и на производственный процесс так, чтобы улучшение качества продукции. Эти уже при изготовлении поставить заслон проблемы со всей остротой возникли для изготовления некачественной перед про-мышленностью ужепро-в дукции. которые прошла были первые дниМетоды, войны, поскольку предложены для решения этих проблем, мас-совая мобилизация и квалиполучили название статистических. фицированные рабочие стали После окончания войны выяс-нилось, солдатами. Им на смену пришли что результаты работы советских женщины и подростки без математиков и инженеров принесли за квалификации и рабочего опыта. годы войны стране миллиардную → экономию.
Слайд 69
БАЛЛАДА О МАТЕМАТИКЕ Как воздух, математика нужна, Одной отваги офицеру мало. Расчеты! Залп! И цель поражена Могучими ударами металла. И воину припомнилось на миг, Как школьником мечтал в часы учения О подвиге, о шквалах огневых, О яростном порыве наступления Но строг учитель был, и каждый раз Он обрывал мальчишку резковато: "Мечтать довольно! Повтори рассказ О свойствах круга и углов квадрата!» И воином любовь сбережена К учителю, далекому, седому. Как воздух. Математика нужна, Сегодня Офицеру молодому!
Слайд 70
«Никто не забыт и ничто не забыто» - Вторая мировая война оказалась прежде всего войной танков, соревнования гранита.мысль оказывалась моторов, огня Горячая и брони, надпись и от того, на чьяглыбе конструкторская Потухшими листьями ветер играет, точнее и глубже, зависел исход многих сражений. Советские математики многое сделали для победы, по многимвенки параметрам к концу войны наши Дождём проливным замывает. танки, самолеты, артиллерийские орудия стали совершеннее тех, которые Но словно огонь у подножья – гвоздика! противопоставлял нам враг. → Никто не забыт и ничто не забыто...
Слайд 71
ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ: http://nnm.ru/blogs/vi_pro/plakaty_voyny_i_pobedy/ http://www.webpark.ru/comment/35561 http://www.heritage.sai.msu.ru http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post145055470/ http://gorod-online.net http://www.letunij.narod.ru http://za-urozai.ucoz.ru/index/kogo_vy_budete_pozdravljat_9_maja/0-1020 http://www.mmedia.nsu.ru/cshistory/obj2874/INTERFACE.htm http://www.math.asu.ru/variation/lyapunov.html http://www.nsu.ru/dynamic/news/news_view.php?news_mode=single&news_user= user&news_action=view&news_id=5505 http://www.keldysh.ru/grants/rffi/50_years/images/slide9.JPG http://victory.mil.ru/lib/reel/01/04.html http://i-portal.nsu.ru/?db=museum_68&int=VIEW&el=1551&templ=VIEW_TYPE http://www.peoples.ru/science/mathematics/linnik/photo.html http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp? http://www.federalspace.ru/main.php?id=318 http://100v.com.ua/en/node/3765 http://prolomo.narod.ru/Predistoriya.htm http://www.lib.cap.ru/w_150808.asp http://artofwar.ru/k/kamenew_anatolij_iwanowich/ obucheniewmorskomwoennomuchilishe.s http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=26 http://ru.wikipedia.org/wiki http://kazanmatematiki.narod.ru/chetaev/bio.html http://www.keldysh.ru/memory/lyapunov/priroda/010.jpg http://www.kolmogorov.info/photo.html http://citizenpost.ru/wp-content/uploads/2011/11/12_04_11_2.jpg http://citizenpost.ru/wp-content/uploads/2011/11/005.jpg
Слайд 72
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: 1. Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, -М.: 1978 2. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны М.: Наука, 1983 3. Колмогоров А.Н. Успехи математических наук. Май-июнь 1970. Т. XXV, вып. 3(153). 4. Крылов А. Н. Мои воспоминания. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963. 5. М. Борзаковский. Баллада о математике. 6. А. Шамарин. Никто не забыт. 7. http://www.letunij.narod.ru 8. http://www.globalmmf.ru/node/761 9. http://www.prometeus.nsc.ru/science/schools/lyapunov/about/sketch.ssi 10. http://rus-eng.org/invention/page/1/1.htm 11. http://www.cap.ru/home/1/Vistavki/krilov/delo.htm 12. http://kazanmatematiki.narod.ru/chetaev/bio.html 13. http://to-name.ru/biography/andrej-kolmogorov.htm 14. http://greatmathem.narod.ru/files/kolmog/biog_kolmog.html

Полный текст материала Презентация "Математики и математика в годы Великой Отечественной войны", 8-11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зенкина Ирина Васильевна  Irina0587
06.07.2012 1 13323 2488

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК