Презентация "Великий русский педагог эпохи Просвещения"


Слайд 1
Великий русский педагог эпохи Просвещения РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 10 - А класса УВК «ОШ № 22 - многопрофильный лицей» г.Горловки Донецкой обл. Украина КРАПИВЦОВ ДЕНИС
Слайд 2
Бецкой Иван Иванович Луч милости был, Бецкой, ты! Кто в бранях крови лил потоки; Кто грады в прах преображал – Ты милосердья полн, любови, Спасал, хранил, учил, писал; Кто блеск метал – ты устранялся; Кто богател – ты ущедрялся; Кто расточал – ты жизнь берег; Кто для себя – ты жил для всех… Г. Р. Державин И.И. Бецкой.  Портрет А. Рослина 
Слайд 3
Выдающийся русский педагог и меценат эпохи Просвещения И.И. Бецкому принадлежит целый ряд проектов создания и реорганизации учебно-воспитательных учреждений разного рода (таких как Воспитательное общество благородных девиц — Смольный институт — в СанктПетербурге и Екатерининское училище в Москве, Сухопутный шляхетный кадетский корпус и Академия художеств), а проект создания Воспитательного дома, пожалуй, может быть признан наиболее масштабным и амбициозным в истории Просвещения в России…
Слайд 4
И. И. Бецкой родился 3 февраля 1704 года в Стокгольме в знатной и богатой семье. Трубецкой Иван Юрьевич («Большой князь») Его отец, фельдмаршал князь Иван Юрьевич Трубецкой, попал в плен во время сражения со шведами под Нарвой. В Швеции он встретил очаровательную шведку, баронессу Вреде. Они полюбили друг друга. Однако союз их не был законным браком, а потому родившийся мальчик был незаконнорождённым и не мог носить фамилию отца. До конца дней своих он пользовался лишь её окончанием - «бецкой».
Слайд 5
Отпрыск знатной семьи, он учился в Копенгагенском кадетском корпусе. И.И. Бецкой.  Службу Иван Бецкой начал в Коллегии иностранных дел и в 1772 г., где был секретарём при после князе В.Л. Долгоруком в Париже, а затем несколько лет состоял адъютантом при отце. После того, как на службе в кавалерии неудачно упал с лошади, стал хромым на всю жизнь и был вынужден уйти в отставку.
Слайд 6
Он долго путешествовал по Европе В 1722—1726 годах находился «для науки» в Париже, где состоял секретарем при русском после и был представлен герцогине Иоанне Елизавете Ангальт-Цербстской (матери Екатерины II), которая и в то время, и впоследствии относилась к нему очень милостиво (благодаря чему возникла гипотеза о том, что Екатерина II — его дочь). Портрет принцессы Ангальт-Цербстской, будущей Екатерины II кисти неизвестного художника
Слайд 7
В 1741 г. Иван Бецкой был назначен камергером к великому князю Петру, (будущему мужу Екатерины II). Служба при малом дворе положила начало дружескому отношению к нему великой княгини Екатерины II. Когда Бестужев счёл нужным переменить состав придворных наследника, Бецкой в 1747 г. был уволен с чином генерал-майора. Великая княгиня Екатерина Алексеевна с супругом Петром III Фёдоровичем
Слайд 8
До 1762 г. он почти всё время находился за границей, и это пребывание имело решительное влияние на его дальнейшую судьбу: он заинтересовался устройством в чужих краях воспитательных и благотворительных учреждений. Пётр III по вступлении на престол вызвал Бецкого в Россию; пожаловал ему орден св. Александра Невского и чин генерал - поручика и назначил его главным директором Канцелярии строений.
Слайд 9
Звёздный час в жизни И. И. Бецкого наступает с восшествием на престол Екатерины II. Коронационные торжества завершились уличным маскарадом «Торжествующая Минерва», прославляющим Екатерину II как покровительницу наук и искусств. Императрица внимательно наблюдала это действо, составленное по её плану, из дома Ивана Ивановича Бецкого, которого она назначила своим первым помощником в делах просвещения и образования.
Слайд 10
Екатерина II в первые годы своего правления проводила с Бецким очень много времени, делилась идеями, мыслями, они вместе работали над различными проектами. Он часами сидел в её кабинете, а вечером она ехала к нему в дом около Летнего сада, «при встрече целовала ему руки», «чтила и любила его, как отца» и проводила там, как бы в семейном кругу, своё свободное время. Собственно, в первые годы правления у Екатерины самым преданным оставался только Бецкой, с ним она решала вопросы, которые считала архиважнейшими — воспитания и образования. В приёмные часы императрицы Бецкой сидел, а вельможи стояли…
Слайд 11
Перед Бецким открылось обширное поле деятельности, так как императрица, сама поклонница французской просветительной философии дала ему возможность осуществить его идеи, идентичные идеям просветителей о воспитании: Джон Локка, Жан Жак Руссо, Клода Адриана Гельвецкого, Дени Дидро.
Слайд 12
Как только Екатерина II пришла к власти, при активном участии Бецкого создала Главное правительство училищ. И в каждой губернии были основаны народные училища, куда принимали всех, кроме детей крепостных. Более 30 лет И. И. Бецкой руководил всеми учебными заведениями империи, старыми и вновь создаваемыми. Уже к концу царствования Екатерины по всей России числилось 316 народных училищ с 744 учителями и 14341 учащимися.
Слайд 13
Указом 3 марта 1763 г. на И.Бецкого было возложено управление Академией Художеств, при которой он устроил воспитательное училище.
Слайд 14
1 сентября этого же года был обнародован манифест об учреждении московского воспитательного дома по плану, составленному, профессором Московского университета А.А. Барсовым по указаниям Бецкого.
Слайд 15
Воспитательными домами, содержавшимися на пожертвования, зарождались новые русские традиции – благотворительность и меценатство. Вверив Бецкому руководство всеми учебными и воспитательными заведениями, Екатерина одарила его большими средствами, значительную долю которых он отдавал на дела благотворительности и особенно на развитие воспитательных учреждений.
Слайд 16
Итак, 1 сентября 1763 года на местах Васильевского сада, что на берегу Москвы - реки рядом с Кремлем открылся Московский Императорский Воспитательный Дом «с особливым госпиталем для неимущих родильниц», куда «всякая мать, родившая незаконно ребёнка, могла его сдать». Екатерина II издала манифест: «Призрение бедных и попечение о умножении полезных обществу жителей — суть две Верховные Власти и добродетели каждого Боголюбивого Владетеля… Сие богоугодное и благочестивое общее Государственное учреждение будет навеки под особливым покровительством и призрением».
Слайд 17
Вместе с профессором Московского университета Борисовым Бецкой внес свой вклад в создание нового «детского дома» и стал его главным попечителем. Управление Воспитательным домом возлагалось на попечителей и опекунов «по собственному их благоизобретению и по совести, соответствующей той доверенности, которая на них полагается». Директором Дома при участии Бецкого стал знаменитый русский историк и путешественник, немец по происхождению, Герард Фридрих Миллер. На гербе Воспитательного дома был изображён пеликан, согласно легенде кормящий птенцов собственным мясом, и начертана надпись: «Себя не жалея, питает птенцов».
Слайд 18
По идее Бецкого, в Петербурге было открыто "воспитательное общество благородных девиц" (впоследствии Смольный институт), вверенное его главному попечению и руководству.
Слайд 19
По образцу московского Бецкой открыл воспитательный дом и в Петербурге. А при нем учредил вдовью и сохранную казны, в основу которых легли сделанные им щедрые пожертвования.
Слайд 20
С 1765 г. он был назначен шефом сухопутного шляхетного кадетского корпуса, для которого составил Устав . В 1773 г., по плану Бецкого и на средства Прокопия Демидова, было учреждено Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей.
Слайд 21
Бецкой несомненно обладал важным качеством придворного: способностью внушать монарху идеи, которые властитель постепенно принимал за свои. Все педагогические планы Бецкого и уставы созданных им заведений собраны в отдельном издании: «Учреждения и Уставы, касающиеся до воспитания в России обоего пола юношества» Основные начала предпринятой И.И.Бецким воспитательной реформы изложены им в докладе: «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола», утвержденном императрицей 12 марта 1764 г.
Слайд 22
В "Генеральном учреждении" – общими афористическими выражениями, а в уставах – по пунктам, с учетом практического применения, изложены педагогические воззрения западноевропейского рационализма. Творчество Бецкого состоит в том, что он из далеко не совпадающих воззрений Локка, Руссо и Гельвеция, принимая одно и отбрасывая другое, составил цельную эклектическую систему. В ее основе лежала задача создать новую породу людей.
Слайд 23
Бецкой обнаружил большую восприимчивость к ходячим идеям своего века, но не без ущерба продуманности и логической ценности своих рассуждений. А. С. Лаппо-Данилевский Образ нового человека у Бецкого нигде не рисуется определенно, но, судя по разбросанным замечаниям, главной его чертой было отсутствие тех отрицательных свойств, которые были характерны для современников. Отдельные положительные штрихи таковы: • "Человек, чувствуя себя человеком, ...не должен допускать поступать с собою как с животным"; • "чтобы с изящным разумом изящнейшее еще соединялося сердце"; • "человек должен познать правила гражданской жизни " …
Слайд 24
Корень всему злу и добру – воспитание. И.Бецкой Средством достижения "новой породы" является воспитание. Не отрицая значения общего образования, образования ума, Бецкой центр тяжести переносит на образование сердца, на воспитание. "Украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях".
Слайд 25
Согласно с Руссо, Бецкой признает, что человек от природы не зол, а добр, и душа ребенка подобна воску, на котором можно писать что угодно. Бецкой предлагает воспитательным учреждениям писать на ней доброе: "Утверждать сердце юношей в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтобы страшились праздности; научить их пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных, несчастливых; обучать их домостроительству..., особливо же вкоренять в них... склонность к опрятности и чистоте".
Слайд 26
Образованию отводится тоже значительная роль, но оно уступает роли воспитания в выработке характера, и, во всяком случае, предпочтительно образование общее, а не специальное. Подобно Локку, Бецкой признавал значение физического воспитания и необходимость считаться с темпераментом ребенка, а подобно Руссо "полагал надобность следовать по стопам натуры, не превозмогая и не переламывая ее, но способствуя ей".
Слайд 27
Обязанность воспитывать народ возлагается на государство Приписывая такое могущество воспитанию, которому "даруется новое бытие и производится новый род подданных", Бецкой возлагал обязанность воспитывать народ на государство: только ему под силу такая задача. Но воспитание не может достигнуть своей цели, если первые воспитываемые поколения не будут совершенно изолированы от смежных с ними старших, погрязших в невежестве, рутине и пороках.
Слайд 28
Между старым поколением и новым, по мысли Бецкого, надо создать искусственную преграду, дабы первое, "зверообразное и неистовое в словах и поступках", лишилось возможности оказывать какое-либо влияние на второе. Такой искусственной преградой должны были служить закрытые учебные заведения (интернаты), где, под руководством просвещенных наставников, дети и юноши выдерживались бы до тех пор, пока не окрепнет их сердце и не созреет ум, т. е. до 18 - 20 лет.
Слайд 29
С идеей педагогической Бецкой осуществлял и политикосоциальное стремление: создать в России образованное третье сословие, "третий чин людей". И.И.Бецкой сожалел, что в России только "два чина установлены: дворяне и крестьяне", а купцы, мещане, ремесленники и связанные с этими званиями отрасли государственной жизни значения не имели. И.И. Бецкой. Портрет А. Рослина
Слайд 30
"Прямое намерение нового учреждения [Воспитательного дома] - произвести людей способных служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах". Устройство ряда заведений (воспитательные дома, мещанские училища при шляхетном корпусе и при Академии Художеств), помимо своих прямых и непосредственных задач - воспитывать безродных детей, дать образование детям низших классов, имело целью именно создание этого "третьего чина людей".
Слайд 31
«В чужих государствах, - рассуждал  Бецкой, - третий чин народа, заведенный уже за несколько веков, продолжается из рода в род: но как здесь [в России] сей чин еще не находится, то мнится, в оном и нужда состоит». Екатерина II , бывшая, как и Бецкой, последовательницей просветительной философии, сочувствовала этой грандиозной идее, и "Генеральный план" составлен Бецким несомненно после предварительного обсуждения основных его положений совместно с императрицей.
Слайд 32
Сенат наградил И.Бецкова большой золотой медалью «За любовь к отечеству». В то же время, Бецкой, кроме попечительской и организаторской деятельности, состоял во главе Академии художеств в качестве её президента и продолжал управлять Канцелярией строений. За свои труды он был награждён чином действительного тайного советника (1767 г.), орденами св. Андрея (1768г.) и Владимира 1-й ст. (1782г.) и выбитой в честь его медалью (1772г.).
Слайд 33
«С виду холодный и суровый, он был приветлив и добр» Человек самостоятельный, нечестолюбивый, И. Бецкой больше всего думал о благе отечества. В то время как любимцы Екатерины II составляли громадные состояния, он сравнительно был небогат и много тратил на дела благотворительности. В частной жизни он был крайне воздержан и вёл уединенный образ жизни.
Слайд 34
Бецкой не был женат. Он жил со своей приёмной дочерью А. И. Соколовой, которую позднее Екатерина выдала замуж за де Рибаса. Он оставил большую часть своего состояния этой воспитаннице. Очень любознательный, он находил время, чтобы заниматься разведением шелковичных червей и искусственным выживанием цыплят.
Слайд 35
К концу жизни Бецкого Екатерина охладела к нему, лишила его звания своего чтеца. Из ее выражения: "Бецкой присвояет себе к славе государской" можно думать, что причина охлаждения коренилась в уверенности императрицы, что Бецкой единственно себе приписывает заслугу воспитательной реформы, между тем как Екатерина и сама претендовала на значительную роль в этом деле.               С усилением дворянской реакции после Крестьянской войны (1773-1775г.г.) его воззрения показались слишком либеральными, и Бецкой был отстранён от руководства просветительными учреждениями.
Слайд 36
И.И. Бецкой скончался в Петербурге 31 августа 1795 г. Погребен он в АлександроНевской лавре. Державин почтил его память одой, в которой, перечисляя его заслуги, говорил: «Луч милости был, Бецкой, ты». На его надгробном памятнике помещены медальоны с изображением медали «За любовь к отечеству» и надпись: «ЧТО ЗАСЛУЖИЛЪ ВЪ СВОИХЪ ПОЛЕЗНЫХЪ ДНЯХЪ ДА БУДЕТ ПАМЯТНИКЪ И ВЪ ПОЗДНИХЪ ТО ВЕКАХЪ QUOD AEVO PROMERUIT, AETERNE OBTINUIT».
Слайд 37
Воспитательные стратегии, изложенные Бецким, во многом остаются актуальными и по сей день. Бецкой Иван Иванович незаслуженно забыт потомками и почти что неизвестен широкому кругу россиян, хотя его имя по праву должно занимать достойное место в истории России. Деятельность Бецкого подвергалась неоднократно осуждению и насмешкам, но за ним остаётся великая заслуга: он первым явился поборником как всеобщего образования, так и воспитания россиян, содействуя распространению грамотности в народе.
Слайд 38
«Пусть слава Бецкого сияет греющим светом любви и милосердия! Пусть она этим заслужит благодарность потомства! Пусть восторжествует справедливость, что он имел доброе сердце и блестящие организаторские способности!» А.Бушков
Слайд 39
Спасибо за внимание!
Слайд 40
Источники иллюстраций: • • • • • • • • • • http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=14913 http://il-ducess.livejournal.com/76498.html http://lazarkarno.livejournal.com/25249.html http://oko-planet.su/history/historysng/103208-vospitatelnoeobschestvo-blagorodnyh-devic.html http://www.encspb.ru/object/2804019783?lc=ru http://www.enlight.ru/camera/98/index.html http://www.etoretro.ru/pic14085.htm http://www.indf.ru/default.asp?page=6&t=1&m=1&sm= http://www.liveinternet.ru/users/ksuson/post105482626/ http://www.vazt.ru/rpg/portraits/29/29963.htm
Слайд 41
Список литературы: •Бецкой – первый меценат глухих XVIII века. В жж журналиста Г.Иванова: http://glebivanov.livejournal.com/1858822.html •Бецкой И. И. Генеральный план Императорского Воспитательного дома и госпиталя. Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб., 1789. •Казовский М. Наследник Ломоносова. Историческая повесть, 2011 г. •Лаппо-Данилевский , И.И. Бецкой, рецензия на предыдущую книгу. http://www.netstory.ru/biography?id=1504 •Лаппо-Данилевский А. С. И. И. Бецкой и его система воспитания. Отзыв о сочинении. СПб., 1904 •Майков П. М. Иван Иванович Бецкой. Опыт биографии. СПб., 1904 •Материал из Википедии.

Полный текст материала Презентация "Великий русский педагог эпохи Просвещения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Крапивцов Денис  DEN5502
26.06.2012 0 5926 685

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК