Проект "Позитивные ступени успеха"
Специальный коррекционный детский дом №23.
Позитивные ступени успеха.
Сахарова Л.И
воспитатель высшей
квалификационной
категории.
Санкт-Петербург
2011
год.
Пояснительная записка.
Именно школьный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, его социализации. Школьный период жизни Л.С, Выготский рассматривал, как «врастание в человеческую культуру».
Разными путями дети попадают в детский дом, но у всех одна примета: они из трудных, неблагополучных семей. В нашем детском доме девочки живут и воспитываются не один год. Имеют идеальные условия для учебы, отдыха, полноценного развития. Здесь же они получают опыт перехода к самостоятельной жизни.
Основной целью моей работы является развитие коммуникативных навыков общения детей для успешной социально-бытовой адаптации в обществе, осуществление коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы. На занятиях мною создаются условия, помогающие ребенку преодолеть отчуждение между ним и окружающим миром. Определяя методы и приемы воспитательного воздействия, считаю, что главным является создание интереса. Именно поэтому большая часть материала преподносится во время экскурсий, прогулок по городу, посещения музеев, выставок, театров, т.е через приобщение ребенка к общественной жизни.
Сегодня, в век глобальных изменений, политического, экономического и социального преобразования, проблема каким быть современному человеку? стала крайне актуальной.
Остро стоит проблема духовности человека.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро - творить трудней.
Перед воспитателем детского дома стоит социокультурная миссия: быть человековедом, чтобы помочь сделать правильный выбор воспитаннику сиротского учреждения. Эта задача находит свое подтверждение в словах великого педагога В.А Сухомлинского:
«Быть воспитателем – значит быть человековедом, значит видеть как ребенок познает добро и зло, облагораживать его сердце и закалять волю, воспитывать у него доброту, чувство красоты, человечность.»
Актуальность программы. Особенностью нашего времени можно считать разнообразие и рост различных идеологий. Как разобраться в таком многообразии различных жизненных установок? Что принять на веру, что отвергнуть? Не всякий взрослый человек может найти ответ на эти вопросы, а что происходит в душе ребенка? Ребенка, который не имеет жизненной опоры в лице любящих матери и отца. Остро стоит проблема общения ребенка с окружающим, воспитания душевно, психологически и физически здорового человека.
Каждый человек является неповторимой индивидуальностью, в которой заложены присущие ей, только ей, те или иные качества. Разобраться в каждой воспитаннице и обеспечить развитие в ребенке свободной личности, способной к самоопределению и саморазвитию, помогает программа индивидуального развития.
Программа строится на основе двух принципов:
- учет возрастных особенностей воспитанников;
- осуществление воспитания на основе индивидуального подхода.
Цель программы:
Всестороннее развитие личности.
Задача программы:
Помочь подростку расширить круг интересов.
Создать условия для поддержания стабильного здоровья
Оказать психолого-педагогическую
помощь в формировании самостоятельности,
самоорганизации и самоопределении.
Учить осознавать свое поведение в
коллективе. Формировать моральные
представления.
Срок реализации
2011-2013 года.
Позитивные ступени успеха.
У каждого человека бывает большая и малая Родина. Большая - это страна, в которой мы родились. Малая – это земля, на которой мы живем, дом в котором мы живем. Для вас, ребята, малой родиной является г.Санкт-Петербург, детский дом, имеющий свою 19 летнюю историю.
Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Каждому из нас нужно такое место , где не нужно притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Наш дом теплый, солнечный, уютный. Это достигается нашими стараниями. В группе 9 девочек разного возраста 14-16 лет. Работают 2 воспитателя.
Определение проблемы.
Социальный опрос по методике «Незаконченное предложение»:
«Я считаю, что в нашей группе надо обязательно обсудить такую проблему как…». Выявил желание всех воспитанниц группы обсудить проблему общения между собой и другими людьми: взрослыми, сверстницами, парнями. Мы не всегда бываем дружными, понимающими друг друга. Мы задумались над нашими взаимоотношениями. Решили лучше узнать себя и своих подруг.
I этап: разработка проектного задания
Обоснование актуальности. Умение общаться продиктовано самой жизнью с её социальным катаклизмами. Дети порой морально дезориентированы и нуждаются в этических занятиях – диалогах о самых важных вопросах человеческого бытия. Умение общаться в разных коллективах важно в процессе адаптации подростков в обществе и его профессиональной ориентации. Подросток стремится к своей личной значимости. Он нуждается в личностном росте, в самоукреплении и защищенности, в понимании и принятии себя другими, в обществе своих сверстников и в общении со взрослыми.
Цель проекта: Содействовать становлению личности воспитанниц.
Задачи:
Ознакомить с основными нравственными категориями и понятиями (порядочность, честность, доброта, этика). Развивать навыки работы со словарями, учить анализировать смысл пословиц, поговорок, притч, литературных произведений, понимать Библию, изобразительное искусство, музыку. Дать общее представление о строении и функции головного мозга.
Развивать приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, анализ. Научить размышлять, вести диалоги, познавательный спор, дискуссию.
Воспитать устойчивость нравственного выбора в любых ситуациях. Формировать у воспитанниц умение анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
II этап: разработка плана работы.
Определение срока выполнение проекта: февраль-март 2011 года.
Формы работы: индивидуальная, подгрупповая деятельность по направлениям.
Метод: коллективной творческой деятельности. Распределение обязанностей, составление плана промежуточной отчетности.
III этап: Реализация проета.
Шарова Аня провела опрос среди сотрудников детского дома: «Рассказать интересный миф. Легенду, притчу, жизненную мудрость». Работа с медицинской энциклопедией «Строение и функции головного мозга». Провела исследование: рассматривание клетки лука под микроскопом.Из похожих клеток состит человек и его мозг.
Лаврук Вика рассказала о важнейших добродетелях человека, утвержденных в Библии, Народной проповеди Христа.
Первишина Галя выбрала для себя работу с этическим словарём. Познакомила с научными определениями коммуникация, характер, этика.
Смирнова Наташа привела пример доброго отношения к людям из литературы А.Короленко «Слепой музыкант».
Полякова Насти и Лидия Ивановна в стихотворении «Советы наоборот» указали основные правила «надо» и «нельзя» в отношении с людьми.
Мурзаева Таня сообщила о воспитательном значении пословиц и поговорок.
Степанова Валя и Шиповалова Аня предложили оценить ситуацию из жизни.
Куксина Надя рассказала о нравственном подвиге героев изобразительного искусства «Последний день Помпеи» К.Брюллов.
IV этап: Завершение проекта.
Проведенный проект основан на целесообразной деятельности воспитанниц, заинтересованных в познании самого себя, своих сверстников, в приобщении к общепринятым нормам воспитанности, стремление не ущемлять достоинства и чувства другого человека.
Подростки сделали шаг к познанию того, что создание хороших доброжелательных отношений с окружающими зависит не от поведения окружающих, а от самого подростка. И только совершенствуя себя, развивая положительные и устраняя собственные отрицательные качества можно занять достойное место среди других.
Считаю, что цель проекта достигнута, подростки сориентированы на построение взаимоотношений с другими людьми с учетом нравственных, этических категорий.
Решили оформить журналы:
«Этичекий
журнал»
«Мир моих интересов»
«Мир
моих друзей»
«Мир общих дел».
Проводить:
«Этические пятиминутки»: коллективный поиск выхода из уже создавшихся конфликтных ситуаций и определение способов их преодоления.
«Этическую зарядку»: каждодневная установка на доброжелательность, уважение в отношениях с другими.
Беседы на этический темы с включениям художественных текстов, пословиц, жизненных ситуаций.
Этический диалог.
В процессе совместного поиска выводить нравственные истины. Деятельностная форма через тренинги, этические игры (происходит внутренний диалог, нравственный выбор ребенка), игры - процессы (моделируют проявление способностей, личностных качеств).
Создан «Музей трудных вопросов» - коллекция из интересных игр, тренингов («Тумба честности», «Волшебный стул», «Панорама поступков», «Я среди людей», «Оцени ситуацию», «Законы коллектива»).
Предложены правила поведения в группе:
Правило «не»:
Не спорь по пустякам, старайся быть спокойным в общении.
Не ябедничай, если считаешь, что друг в чем-то не прав, скажи ему об этом сразу. Останови, если он занимается чем-то плохим.
Не обижай людей. Помири поссорившихся.
Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается, не сердись и не падай духом, если что-то не выходит.
Храни дружбу, не ссорься по мелочам.
Не перекладывай свою работу на товарища.
Не сквернословь.
Основное правило поведения – уметь брать на себя ответственность за свои слова, дела и поступки.
Главное правило вежливости: «Уважай окружающих, считайся с ними».
«Для
успеха в жизни
Д.Леббок
умение общаться и
быть
человеком воспитанным
гораздо
важнее обладания талантами»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сахарова Лидия Ивановна
→ л1и2дия 22.05.2011 1 3011 599 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.