Проект "Позитивные ступени успеха"


Специальный коррекционный детский дом №23.













Позитивные ступени успеха.




Сахарова Л.И
воспитатель высшей
квалификационной категории.



















Санкт-Петербург
2011 год.

Пояснительная записка.

Именно школьный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, его социализации. Школьный период жизни Л.С, Выготский рассматривал, как «врастание в человеческую культуру».

Разными путями дети попадают в детский дом, но у всех одна примета: они из трудных, неблагополучных семей. В нашем детском доме девочки живут и воспитываются не один год. Имеют идеальные условия для учебы, отдыха, полноценного развития. Здесь же они получают опыт перехода к самостоятельной жизни.

Основной целью моей работы является развитие коммуникативных навыков общения детей для успешной социально-бытовой адаптации в обществе, осуществление коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы. На занятиях мною создаются условия, помогающие ребенку преодолеть отчуждение между ним и окружающим миром. Определяя методы и приемы воспитательного воздействия, считаю, что главным является создание интереса. Именно поэтому большая часть материала преподносится во время экскурсий, прогулок по городу, посещения музеев, выставок, театров, т.е через приобщение ребенка к общественной жизни.

Сегодня, в век глобальных изменений, политического, экономического и социального преобразования, проблема каким быть современному человеку? стала крайне актуальной.

Остро стоит проблема духовности человека.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро - творить трудней.

Перед воспитателем детского дома стоит социокультурная миссия: быть человековедом, чтобы помочь сделать правильный выбор воспитаннику сиротского учреждения. Эта задача находит свое подтверждение в словах великого педагога В.А Сухомлинского:

«Быть воспитателем – значит быть человековедом, значит видеть как ребенок познает добро и зло, облагораживать его сердце и закалять волю, воспитывать у него доброту, чувство красоты, человечность.»

Актуальность программы. Особенностью нашего времени можно считать разнообразие и рост различных идеологий. Как разобраться в таком многообразии различных жизненных установок? Что принять на веру, что отвергнуть? Не всякий взрослый человек может найти ответ на эти вопросы, а что происходит в душе ребенка? Ребенка, который не имеет жизненной опоры в лице любящих матери и отца. Остро стоит проблема общения ребенка с окружающим, воспитания душевно, психологически и физически здорового человека.

Каждый человек является неповторимой индивидуальностью, в которой заложены присущие ей, только ей, те или иные качества. Разобраться в каждой воспитаннице и обеспечить развитие в ребенке свободной личности, способной к самоопределению и саморазвитию, помогает программа индивидуального развития.

Программа строится на основе двух принципов:

- учет возрастных особенностей воспитанников;

- осуществление воспитания на основе индивидуального подхода.


Цель программы:

Всестороннее развитие личности.

Задача программы:

  1. Помочь подростку расширить круг интересов.

  2. Создать условия для поддержания стабильного здоровья

  3. Оказать психолого-педагогическую помощь в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределении. Учить осознавать свое поведение в коллективе. Формировать моральные представления.
    Срок реализации 2011-2013 года.


Позитивные ступени успеха.

У каждого человека бывает большая и малая Родина. Большая - это страна, в которой мы родились. Малая – это земля, на которой мы живем, дом в котором мы живем. Для вас, ребята, малой родиной является г.Санкт-Петербург, детский дом, имеющий свою 19 летнюю историю.

Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Каждому из нас нужно такое место , где не нужно притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Наш дом теплый, солнечный, уютный. Это достигается нашими стараниями. В группе 9 девочек разного возраста 14-16 лет. Работают 2 воспитателя.


Определение проблемы.

Социальный опрос по методике «Незаконченное предложение»:

«Я считаю, что в нашей группе надо обязательно обсудить такую проблему как…». Выявил желание всех воспитанниц группы обсудить проблему общения между собой и другими людьми: взрослыми, сверстницами, парнями. Мы не всегда бываем дружными, понимающими друг друга. Мы задумались над нашими взаимоотношениями. Решили лучше узнать себя и своих подруг.


I этап: разработка проектного задания

Обоснование актуальности. Умение общаться продиктовано самой жизнью с её социальным катаклизмами. Дети порой морально дезориентированы и нуждаются в этических занятиях – диалогах о самых важных вопросах человеческого бытия. Умение общаться в разных коллективах важно в процессе адаптации подростков в обществе и его профессиональной ориентации. Подросток стремится к своей личной значимости. Он нуждается в личностном росте, в самоукреплении и защищенности, в понимании и принятии себя другими, в обществе своих сверстников и в общении со взрослыми.

Цель проекта: Содействовать становлению личности воспитанниц.

Задачи:

  1. Ознакомить с основными нравственными категориями и понятиями (порядочность, честность, доброта, этика). Развивать навыки работы со словарями, учить анализировать смысл пословиц, поговорок, притч, литературных произведений, понимать Библию, изобразительное искусство, музыку. Дать общее представление о строении и функции головного мозга.

  2. Развивать приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, анализ. Научить размышлять, вести диалоги, познавательный спор, дискуссию.

  3. Воспитать устойчивость нравственного выбора в любых ситуациях. Формировать у воспитанниц умение анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.


II этап: разработка плана работы.

Определение срока выполнение проекта: февраль-март 2011 года.

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая деятельность по направлениям.

Метод: коллективной творческой деятельности. Распределение обязанностей, составление плана промежуточной отчетности.


III этап: Реализация проета.

Шарова Аня провела опрос среди сотрудников детского дома: «Рассказать интересный миф. Легенду, притчу, жизненную мудрость». Работа с медицинской энциклопедией «Строение и функции головного мозга». Провела исследование: рассматривание клетки лука под микроскопом.Из похожих клеток состит человек и его мозг.

Лаврук Вика рассказала о важнейших добродетелях человека, утвержденных в Библии, Народной проповеди Христа.

Первишина Галя выбрала для себя работу с этическим словарём. Познакомила с научными определениями коммуникация, характер, этика.

Смирнова Наташа привела пример доброго отношения к людям из литературы А.Короленко «Слепой музыкант».

Полякова Насти и Лидия Ивановна в стихотворении «Советы наоборот» указали основные правила «надо» и «нельзя» в отношении с людьми.

Мурзаева Таня сообщила о воспитательном значении пословиц и поговорок.

Степанова Валя и Шиповалова Аня предложили оценить ситуацию из жизни.

Куксина Надя рассказала о нравственном подвиге героев изобразительного искусства «Последний день Помпеи» К.Брюллов.

IV этап: Завершение проекта.

Проведенный проект основан на целесообразной деятельности воспитанниц, заинтересованных в познании самого себя, своих сверстников, в приобщении к общепринятым нормам воспитанности, стремление не ущемлять достоинства и чувства другого человека.

Подростки сделали шаг к познанию того, что создание хороших доброжелательных отношений с окружающими зависит не от поведения окружающих, а от самого подростка. И только совершенствуя себя, развивая положительные и устраняя собственные отрицательные качества можно занять достойное место среди других.

Считаю, что цель проекта достигнута, подростки сориентированы на построение взаимоотношений с другими людьми с учетом нравственных, этических категорий.

Решили оформить журналы:
«Этичекий журнал»
«Мир моих интересов»
«Мир моих друзей»
«Мир общих дел».

Проводить:

  • «Этические пятиминутки»: коллективный поиск выхода из уже создавшихся конфликтных ситуаций и определение способов их преодоления.

  • «Этическую зарядку»: каждодневная установка на доброжелательность, уважение в отношениях с другими.

  • Беседы на этический темы с включениям художественных текстов, пословиц, жизненных ситуаций.

  • Этический диалог.

В процессе совместного поиска выводить нравственные истины. Деятельностная форма через тренинги, этические игры (происходит внутренний диалог, нравственный выбор ребенка), игры - процессы (моделируют проявление способностей, личностных качеств).

Создан «Музей трудных вопросов» - коллекция из интересных игр, тренингов («Тумба честности», «Волшебный стул», «Панорама поступков», «Я среди людей», «Оцени ситуацию», «Законы коллектива»).

Предложены правила поведения в группе:

Правило «не»:

  • Не спорь по пустякам, старайся быть спокойным в общении.

  • Не ябедничай, если считаешь, что друг в чем-то не прав, скажи ему об этом сразу. Останови, если он занимается чем-то плохим.

  • Не обижай людей. Помири поссорившихся.

  • Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается, не сердись и не падай духом, если что-то не выходит.

  • Храни дружбу, не ссорься по мелочам.

  • Не перекладывай свою работу на товарища.

  • Не сквернословь.

Основное правило поведения – уметь брать на себя ответственность за свои слова, дела и поступки.

Главное правило вежливости: «Уважай окружающих, считайся с ними».

«Для успеха в жизни
умение общаться и быть
человеком воспитанным
гораздо важнее обладания талантами
»

Д.Леббок




Полный текст материала Проект "Позитивные ступени успеха" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сахарова Лидия Ивановна  л1и2дия
22.05.2011 1 3011 599

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК