Статья "Учись управлять собой"
Учись управлять собой.
Сахарова Лидия
Ивановна
Воспитатель высшей
квалификационной категории.
Коррекционный детский дом №23
г.
Санкт-Петербурга.
Я работаю воспитателем коррекционного детского дома с группой девочек подросткового и раннего юношеского возраста, 13-16 лет. Для этого возраста важно мнение ровесников, возможность самоутверждения. В 15 лет осваиваются свои честь и достоинство, а также других людей. Этот период жизни Л.С.Выгодский рассматривал, как «врастание в человеческую культуру». Этот возраст важен для вхождения ребенка в мир социальных отношений, его социализации.
Разными путями дети попадают в детский дом, но у всех одна примета: они из трудных, неблагополучных семей. В нашем детском доме дети живут и воспитываются не один год, имеют идеальные условия для учебы, отдыха, полноценного развития. Здесь они получают опыт перехода к самостоятельной жизни.
Основной целью моей работы является развитие коммуникативных навыков детей для успешной социально-бытовой адаптации в обществе, осуществление коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы. На занятиях мною создаются условия, помогающие ребенку преодолевать отчуждение между ним и окружающим миром. Определяя методы и приемы воспитательного воздействия, считаю, что главным является создание интереса. Именно поэтому большая часть материала преподносится во время экскурсий, прогулок по городу, посещения музеев, выставок, театров, т.е. через приобщение ребенка к общественной жизни. Данное направление работы объединяет в комплексную систему такие направления работы с детьми как «Социально-бытовая адаптация», «Валеология», «Основы правоведения», «Петербурговедение». Психологи отмечают важность воспитания привычек у аномального ребенка для формирования нравственности. Э.Сеген считал, что ребенка с проблемами здоровья «хорошие привычки могут спасти, а дурные погубить», ибо «к проблеме не хочет выполнять требования», ребенок имеет проблему «не может выполнять».
Я изучила диагностику представления детей о межличностных отношениях в группе, представлениях о себе и о своих сверстниках. На осознание ребенком своих отношений со сверстниками влияет опыт общения, контактность ребенка и уровень развития интеллекта.
Самокритичную оценку себе дали 20% девочек группы. С отрицательной стороны охарактеризовали себя 10%. Рассказы детей о себе представляют перечисление тех качеств и поступков, за которые их хвалят окружающие, а не ценных для них. Дети, имеющие сложность в общении и новички выбирают либо «звезд», отличающихся физической привлекательностью, либо таких же неудачников, как они сами или детей младшего возраста.
Среди качеств, вызывающих симпатии на первое место выходит красивая внешность и доброта. Дети, имеющие сложность в общении и «новички» выбирают в качестве симпатии взрослых. Однако таких выборов немного. Одной из причин небольшого количества выбора взрослых в качестве симпатии может служить отсутствие способности соотносить себя настоящего с собой будущим.
Рассказы о симпатиях сопровождаются эмоциональным оживлением и интересом. Среди рассказов о людях, на которых дети не хотят быть похожими, основное количество антипатий приходится на одногруппников. Аргументами таких отношений выступают агрессивное поведение в отношении окружающих (бьется, обзывается), непривлекательная внешность, неудачи в учебе.
Высокое оценивание себя является проявлениям не завышенной самооценки, а неспособности оценивать себя самостоятельно. Дети воспроизводят в своих оценках оценки взрослого, что образно можно назвать « эффектом зеркала». Древнегреческий философ Аристотель считал, что «труднее всего познать самого себя».
Проводила организацию экспериментальных ситуаций, в которых каждый ребенок должен был осуществлять выбор по принципу предпочтения в следующих заданиях:
Подарить открытку.
Выбор соседа по столу.
С кем бы ты хотел дежурить?
Как ты думаешь, кто подарит тебе открытку?
Как ты думаешь 1)кто захочет с тобой дружить?
2)подарить открытку тебе?
Проводила анкетирование по методике А.В. Байбородовой. По полученным данным подсчитала статус испытуемого по формуле: m=P/N, где m – статус испытуемого,P – общее число полученных им выборов. N- число членов группы.
Были определены статусные группы:
I – «звезды» - дети, получившие 6 и более выборов
II – « Предпочитаемые » - получившие 3-5 выборов.
III – « Пренебрегаемые » - получившие 1-2 выбора.
IV – «Изолированные» - не имеющие ни одного выбора.
Наибольшее количество детей вошло в группы II и III – 70-90 %/. Дети, составившие группу II отличаются дружелюбием, физической привлекательностью, успешностью в учебе. Среди личных качеств детей III группы выделяется слабая успеваемость, физическая непривлекательность, неумение вступать в контакт, агрессивность. В IV группу не вошло ни одного ребенка.
В процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, мини-конкурсов, обсуждений литературных произведений, конференций, викторин, диспутов, тестовых занятий, дети усваивают понятия «хорошо-плохо», «добро-зло», «правда-ложь», «друг», «дружба», учатся понимать значения слов, знакомятся с правилами общения и поведения, учатся находить решения в конфликтных ситуациях.
Диагностику восприятия материала провожу с группой детей индивидуально, по подгруппам на протяжении 3 – х лет. Контрольные срезы осуществляю 3 раза в год: сентябрь, январь, май. При проведении диагностики использую разнообразные творческие задания. В качестве методов работы провожу самопроверку, взаимопроверку, «мозговой штурм», действия по алгоритму, анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез.
Использую технологии: арт-терапию; проектное обучение, коммуникативно-диалоговое обучение в сотрудничестве (команде), учебные игры.
В завершении занятия обсуждаем с детьми процесс и итоги работы, групповые и личностные достижения (рефлексия).
Прослеживается тенденция улучшения психологического климата во взаимоотношениях детей друг с другом и взрослыми и в новых для них коллективах. У воспитанников появляется чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Ребенок создает собственное мнение на основе сравнения своего мнения с мнением сверстников и взрослых. Это важно для будущей жизни.
Воспитанницы моей группы принимают активное участие в творческой жизни детского дома, а также участвуют в разнообразных городских конкурсах и мероприятиях, где занимают призовые места.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сахарова Лидия Ивановна
→ л1и2дия 22.05.2011 1 3601 523 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.