Проблема полоролевой социализации дошкольников.
ПРОБЛЕМА ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема полоролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и половой дифференциации, находится на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины, педагогики и др.). Она является одной из важнейших проблем детской социальной психологии, так как без ее решения невозможно разработать методы адекватного дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола.
Полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением.
Эти качества не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.
Неслучайно в последнее время все больше ученых, отечественных и зарубежных, приходят к выводу, что полноценное формирование личности ребенка не может осуществляться без учета психологических особенностей его пола.
Психический пол, в отличие от пола биологического, - одна из существенных личностных характеристик человека. Это система потребностей, мотивов, ценностей, характеризующая представления человека о себе как представителе определенного пола, а также способов поведения, реализующих эти представления.
И совершенно правильно указывают наши ученые, что «первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя, - это половая принадлежность» (И С. Кон) и что «бесполая личность не более, чем абстракции» (ДН. Исаев, В.Е. Каган).
Главное в полоролевом воспитании - это то, что оно является неотделимой частью нравственного воспитания. И важнейшие задачи полоролевого воспитания — формировать в подрастающем поколении качества мужественности и женственности и готовить его к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.
Развивая идею полового воспитания, В.А. Сухомлинский и А.С. Макаренко определяют его как начало воспитания настоящих мужчин и женщин - формирования у детей гражданского ядра личности определенного пола - и считают, что начинать это воспитание надо с дошкольного возраста.
Общие цели нравственного воспитания закономерны для детей обоих полов, но надо учитывать, что в структуре личности мужчины и женщины отдельные нравственные качества занимают разное место, имеют разный удельный вес.
Организуя половое воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности, как утверждают большинство современных ученых, являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями развития психических особенностей мальчиков и девочек. Эти психические различия в основном формируются под влиянием социальных факторов - общественной среды и воспитания, то есть в процессе полоролевой социализации.
В процессе полоролевой социализации ребенок старается строить свое поведение, сообразуясь со своим полом, идентифицируя себя с теми или иными представителями соответствующего пола - отцом, матерью, братьями, сестрами, сверстниками, литературными героями — и подражая им.
Безусловно, важным фактором в процессе формирования психического пола ребенка является семья и, в частности, пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности мальчиков с отцами и дедушками, а девочек - с матерями и бабушками.
Вместе с тем не менее значимо влияние на процесс половой социализации ребенка группы сверстников в детском саду или школе. От социальных ожиданий семьи и группы сверстников — основных референтных для ребенка групп, - от содержания эталонов полоролевого поведения многое зависит в формировании истинно ценных качеств мужественности и женственности. Существенную роль в процессе полового воспитания играют педагоги, которые осуществляют дифференцированный воспитательный подход по отношению к мальчикам и девочкам.
Полоролевое развитие долгое время оставалось вне сферы исследования отечественных психологов в силу ряда объективных и субъективных причин. В воспитании не учитывалась такая важная характеристика индивидуальности ребенка, как его психический пол. Поскольку в 1930-х годах имело больший смысл подчеркивать общее между полами, чем различное, то стремление к равноправию женщины с мужчиной вылилось в своеобразное соревнование ее с представителями сильного пола. В школе в это время девочки наряду с мальчиками приобретали навыки столярного и слесарного дела, ходили в осоавиахимовские кружки, женщины не без успеха овладевали многими мужскими специальностями.
Сейчас тенденция соревнования женщины с мужчиной стала набирать силу и в зарубежных странах, что находит отражение, в частности, в развитии женского футбола, хоккея, борьбы. По существу же это равноправие сводится к тому, что женщина за образец для подражания берет мужскую модель поведения.
Тенденция уравнивания мужчин и женщин в Европе и Америке получила широкое развитие и в семейных отношениях, так как в современном мире большинство женщин работают и вне дома, отобрав у мужчины преимущество единственного кормильца. Престиж женщины в семье повсеместно повышается, а нередко она становится ее главой.
С каждым годом растет число деловых женщин, для которых семья и дети не являются важной ценностью в жизни.
Дефицит научно обоснованного полоролевого воспитания в дальнейшем приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков. Как признает ряд авторов (И.В. Дубровина, Д.В. Колесов, И.С. Кон, А.Г. Хрипкова и др.), причиной этого является несформированность у молодежи представлений о дифференциации мужских и женских социальных ролей, неумение супругов строить взаимоотношения в семье и распределять семейные обязанности.
Некоторые отечественные педагоги в поисках выхода из создавшегося тупика, интуитивно основываясь на положениях традиционной психологии о том, что основные функции женщины — работа в доме и воспитание детей, призывают «повернуть назад» в воспитании женщины, то есть освободить ее от работы вне дома и вернуть к семейному очагу, к основной ее обязанности - воспитанию детей
Вместе с тем прогрессивные зарубежные ученые с полным основанием делают практический вывод о том, что воспитание девочки в традиционном понимании женственности, рассчитанное на то, что в будущем она будет выполнять только семейную социальную роль, может сделать ее плохой матерью, беспомощной, пассивной и зависимой. Они утверждают, что на самом деле творческие возможности женщины значительно богаче, чем полагали психоаналитики, и в ряде профессий мужчине с ней трудно сравниться
В последнее время и в нашей печати все чаще звучат призывы к возрождению особой женской духовности, которая «спасет цивилизацию». Справедливо выделяются в женском начале такие чрезвычайно важные качества, как примиряющая мудрость и способность к компромиссам. Настойчиво предсказывается, что XXI век будет «веком женщины», так как потребуется особый тип лидерства, миротворческий, на который в большей степени, чем мужчина, способна по своей природе женщина (А. Алейникова).
Попытки преодолеть бесполость наших педагогических наук - психологии и педагогики - идут и в другом направлении.
Многие педагоги восприняли призыв к дифференцированному подходу в воспитании и обучении мальчиков и девочек как призыв к необходимости разделить в образовании мальчиков и девочек, объясняя это тем, что девочки развиваются быстрее и это способствует формированию состояния дискомфорта у мальчиков и их неуверенности
Разделение мальчиков и девочек в группе детского сада, обучение и воспитание их по разным программам, с нашей точки зрения, неправомерно, во-первых, потому, что именно с дошкольного возраста надо учить доброжелательному взаимодействию мальчиков и девочек, с детства укреплять связи между представителями разного пола без сексуальной ориентации. Профессор Д.В. Колосов, говоря о важности воспитания уважения к сверстнику противоположного пола, пишет, что необходимо организовывать совместную деятельность мальчиков и девочек, формировать у них способность к разделению обязанностей в интересах общего положительного результата. Он считает, что от того, как мы научим ребенка этому взаимодействию, во многом будет определяться благополучие взаимоотношений будущих супругов в семье.
Кроме того, совместное обучение и воспитание детей способствует формированию начал качеств мужественности и женственности.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть важность проведения в нашей стране психологических исследований по изучению процесса развития психического пола, они помогли бы направить половое воспитание в нужное русло. От этого многое зависит в формировании личности человека, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок и, в конечном счете, эффективность общения с людьми, благополучие отношений в семье. И акцент, на наш взгляд, должен быть сделан на полоролевом воспитании в дошкольном детстве, поскольку этот возрастной период является сензитивным не только для формирования основ личности человека, но и для полоролевой социализации ребенка.
Процесс вхождения ребенка в психосексуальную культуру общества осуществляется под влиянием целого ряда факторов, институтов социализации (или, в терминологии И.С. Кона, «агентов социализации»): семьи, сообщества сверстников, искусства, средств массовой информации, воспитания как целенаправленного проводника культурных устоев общества.
Важным (и нередко игнорируемым в педагогическом процессе) аспектом индивидуально-личностного становления человека как представителя пола, на наш взгляд, является активность самой личности. Как отмечает В.Е. Каган, усвоение человеком стандартов психосексуальной культуры осуществляется по мере его вхождения в социальные отношения. Этот процесс носит многосторонний характер; с одной стороны, личность внем - объект, на который воздействует психосексуальная культура общества, задающая стереотипы поведения и эталоны для усвоения, одобряющая либо порицающая тот или иной стиль поведения и отношений; с другой стороны, личность - субъект, который преломляет воспринимаемое через призму собственных особенностей и установок, приемлет одно и отвергает другое, экспериментирует и избирательно преобразует в мотивы, ценностные ориентации, установки то, что предлагает ему социальная среда и культура. Такое понимание феномена полоролевой социализации (заданность и свобода) позволяет говорить о взаимопроникновении процессов социализации-индивидуализации.
Дошкольный возраст, согласно исследованиям Т.А. Репиной и ее учеников, является сензитивным периодом полоролевого развития и социализации ребенка, охватывающим все сферы личностного становления. В дошкольном детстве начинают формироваться представления о половой принадлежности и содержании ролевого поведения, соответствующего полу; возникают и активно развиваются полоролевые предпочтения, ценностные ориентации, потребности, мотивы, специфичные для пола, усваиваются модели полтипизированного поведения.
Итак, полоролевое развитие, рассматриваемое нами в контексте возрастного, социокультурного и индивидуально-личностного планов, начинается в период раннего детства и особенно интенсивно протекает в дошкольном возрасте.
Согласно общей позиции отечественных исследователей в области психологии и педагогики пола (Д.Н. Исаева. BE. Кагана, ТА Репиной, И С. Кона), и подражание, и процесс идентификации, и оперантное обуславливание, и моделирование, и наблюдение за ' поведением людей, и самостоятельное активное накопление информации о половых ролях - все это имеет место в полоролевом развитии ребенка.
Семья в настоящее время в воспитании ребенка определенного пола сориентирована преимущественно на традиционную модель половых ролей. Ценностные ориентации родителей, их социальные ожидания, манера обращения с детьми, система наказаний и поощрений сказываются на процессе полоролевои социализации ребенка. Ярким примером тому является исследование американских психологов. Женщинам предъявляли шестимесячного ребенка сначала как девочку, а затем как мальчика, и женщины описывали внешность и поведение ребенка, общались с ним с учетом декларируемой исследователями половой принадлежности. В исследованиях М. Комаровски, Дж. Рубина и других также показано, что социальные ожидания родителей в отношении их сыновей и дочерей отличаются с момента рождения детей, хотя сами родители этого не замечают и не осознают.
Отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от пола, чем матери. От отца дочери получают больше эмоционального тепла, внимания и одобрения, чем сыновья. Матери больше снисходительны к сыновьям.
Нередко девочки пяти-шести лет ощущая свою незначительность, хо тят быть мальчиками, поскольку муж екая роль в большинстве культур об ладает более высоким статусом.
Образцы полоролевого поведения первоначально задаются преимущественно в семье, но моделями маскулинного или фемининного поведения для детей дошкольного возраста выступают не только родители и другие значимые взрослые, но и сверстники своего пола.
Психологи утверждают, что в два года у детей еще нет половой избирательности, однако к четырем годам она уже хорошо выражается, и дети, которые следуют поведению, предписанному полу, лучше принимаются сверстниками.
Для мальчиков поведение, присущее противоположному полу, неприемлемо, а для девочек допустимо: «маменькины сыночки» подвергаются насмешкам, а к девчонкам-сорванцам относятся благосклонно. Нетерпимость к проявлению у мальчиков поведения, свойственного девочкам, - это способ подчеркнуть более высокое общественное положение мужчин по сравнению с женщинами.
Общим местом во всех разработках является положение о том, что сообщество сверстников в группе детского сада ускоряет процесс формирования психологического и социального пола ребенка.
Итак, в динамике возрастного развития полоролевая социализация осуществляется, прежде всего, в системе «ребенок - взрослый», однако половозрастные объединения «ребенок - ребенок», позже включающиеся в этот процесс, также являются важнейшим институтом полоролевой социализации.
Анализ психолого-педагогических исследований Л.А. Арутюновой, Л.В. Градусовой, Е.А. Кудрявцевой, Н К. Ледовских, выполненных под руководством ТА. Репиной, показывает, что многое в полоролевом развитии ребенка дошкольного возраста зависит от того, стимулируют ли воспитывающие взрослые у детей процесс полоролевой социализации или он протекает стихийно.
Таким образом, специфика и динамика развития ребенка дошкольного возраста как представителя пола в условиях современной психосексуальной культуры требует пересмотра педагогических позиций применительно к практике полового воспитания детей, а именно:
• переориентации целей воспитания с когнитивного компонента полоролевого развития на эмоционально-аффективный и поведенческий и обеспечения их взаимосвязи;
• учета специфики и динамики полоролевого развития, факторов полоролевой социализации в образовательном процессе;
• создания условий для обеспечения взаимопроникновения процессов социализации и индивидуализации в ходе полоролевого развития ребенка;
• реализации об образовательном процессе координирующей и компенсирующей функции полового воспитания.
Понятие психический (психологический) пол используется для описания нефизиологических компонентов пола. Ребенок очень рано осознает свою принадлежность к тому или иному полу, под влиянием спонтанного либо целенаправленного воспитания усваивает типичное для своего пола поведение. Осознание своей половой принадлежности носит название половой идентификации. Ребенок называет себя мальчиком или девочкой, протестует, если мальчика случайно назовут девочкой, и, наоборот, подражает поведению представителей своего пола, предпочитает общение с ними, выбирает традиционные для своего пола виды деятельности. По отношению к представителям другого пола постепенно возникает некоторая отчужденность, иногда враждебность или как миниму противопоставление. Процесс освоения ребенком той или иной социальной роли получил название полоролевой социализации.
Механизм возникновения и развития психического пола объясняется различными теориями по-разному:
• инстинктами и идентификацией с родителями (психоаналитическая теория);
• генетическими проявлениями (физиологические и антропологические учения);
• социальным подкреплением, то есть поощрением соответствующего поведения (концепция социального научения);
• интеллектуальным созреванием и развитием сознания (когнитивная теория);
• социальными ожиданиями («новая психология пола»).
Как известно, каждая теория возникает на большом фактическом материале, который нельзя не учитывать, даже если их теоретическое обобщение кажется спорным. По всей видимости, в рамках одной теории нельзя объяснить сложный процесс полоролевой социализации, поскольку в нем тесно переплетено действие биологических и социальных факторов.
Безусловно, традиционное распределение социальных ролей имеет биологическую обусловленность Защита и обеспечение семьи всем необходимым мужчиной, рождение и выхаживание детей женщиной закрепили за представителями разных полов Разные задачи. Успешное выживание
рода при таком распределении обязанностей привело к генетическому закреплению признаков, благоприятных для их выполнения. Эти признаки отмечаются многими учеными. В частности, разный темп развития у девочек и мальчиков, разное время созревания отдельных систем организма (В.А. Геодакян), разный тип активности мозга (Т.И. Хризман) и другие биологические различия, которые, в свою очередь, обусловили развитие психических особенностей. Причем эти особенности отмечаются уже на первом году жизни, то есть еще до того, как начинают действовать социальные факторы. Но роль социальных факторов не менее велика: с первых дней мальчиков и девочек по-разному одевают, по-разному общаются с ними, покупают различные игрушки, дальше больше - начинают делать замечания, если их поведение не соответствует полу. Кроме того, перед глазами ребенка образцы поведения матери, отца, других людей разного пола.
Следует отметить, что содержание социальных половых ролей всегда носило ярко выраженный исторический характер, и его изменение в настоящее время совсем неудивительно. Снижение доли физического труда в обществе, отход семьи как ценности на второй план по сравнению с полной личностной реализацией, высвобождение женщин для общественной жизни, повышение их общественного статуса - все это сблизило социальные роли мужчин и женщин, но все же не привело к их полному совпадению.
Какие же качества социальных половых ролей подверглись девальвации? Прежде всего, это неуверенность, пассивность, подчиненность, зависимость. Все эти качества связаны с женской социальной ролью. Да и само сближение ролей произошло, как говорится, на мужской территории. То есть в женщине стали одобряться традиционно мужские качества, такие, как уверенность в себе, общественная активность, независимость, стремление к карьерному росту, творческая инициативность. Вместе с тем общество, особенно российское, отметило возрастание у мужчин пассивности, безответственности, болезненной эмоциональности. Качества эти не одобряются, мужчин укоряют за них именно потому, что они мужчины. Таким образом, сближение социальных половых ролей можно рассматривать в некотором роде как преодоление вековой дискриминации женщин в традиционном обществе, что является лишь одним из множества направлений его гуманизации, стремительно нарастающей во второй половине XX века.
Что остается неизменным в содержании социальных половых ролей и какие качества нужны человеку для их успешного выполнения? Иными словами, в чем сегодня выражаются мужественность и женственность?
Но это не значит, что мужчины и женщины должны быть наделены только предписанными им их половой ролью качествами и обделены другими. Поскольку существуют объективные половые различия, подходы к воспитанию детей разного пола должны быть различными. Большую роль в процессе формирования психического пола играет окружение ребенка, точнее, наличие тех моделей полоролевого поведения, которые послужат образцом для подражания или противопоставления.
Семья - важнейший институт полоролевой социализации детей. В семье формируются присущие полу качества, как бы внешне неуловимы они ни были. Но для этого необходимо наличие обоих родителей и их активное участие в жизни семьи.
Материнская тревожность - частая причина неврозов у мальчиков Риск развития неврозов возрастает, если мальчик похож на отца, ушедшего из семьи (А.И. Захаров).
Важными для успешной полоролевой социализации являются отношения родителей к детям, а также взаимоотношения со старшими или младшими братьями и сестрами. Повышенная требовательность и жестокие наказания делают детей агрессивными со взрослыми и сверстниками, но не в семье, а вне дома.
Неоправдавшиеся ожидания в отношении пола ребенка порой заставляют отцов воспитывать дочку по типу «сорванца», то же может происходить под влиянием старшего брата. Мальчишеское поведение девочки редко вызывает тревогу у взрослых, но женственность не возникает в одночасье, она формируется длительно и непрерывно.
Особенности воспитания в семье влияют на взаимоотношения ребенка со сверстниками: дошкольник выбирает друзей, основываясь на ценностях, которые привили родители. Качества, заложенные в семье, получат развитие в детской группе.
Гендер по одним источникам - род, по другим - представление, презентация. Тендер указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве.
В-третьих, пол - понятие социально-психологическое. По мнению ученых, даже вполне нормальное биологическое развитие само по себе не делает человека мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом.
Что такое психологический пол7 Данная категория содержит единство трех установок: «Я знаю, что я - женщина/мужчина»; «Я чувствую себя женщиной/мужчиной»; «Я веду себя как женщина/мужчина». В процессе индивидуального развития эмбриона порядок полового созревания соответствует схеме: гены — гормоны -анатомические признаки — психика. Но следует помнить, что психология пола формируется настолько рано, что мы не можем этого помнить, а наши родители не могут это зафиксировать. Определить, какие факторы явились определяющими в формировании полоролевого самосознания, настолько сложно, что оно кажется врожденным для каждого из нас.
История психиатрии и психологии показывает, что ни один признак, кроме психологических, не является решающим для определения пола, точнее, отсутствие любого признака может повлиять на половое самосознание и привести его к изменению.
Психологический пол определяется как совокупность знаний, представлений личности о себе, о своем сходстве или различиях с представителями своего пола, в отличие от противоположного, отождествление себя с ними, эмоционально-ценностное отношение к своему полу, способы поведения людей в зависимости от их позиции в полоролевой дифференциации (В.В. Абраменкова, О.Г. Лопу-хова, Л.Э. Семенова, И.В. Ткаченко, А.А. Чекалина и др.). Понятие психологического пола максимально приближает нас к социально-психологическому и социологическому понятию «гендер». С некоторой долей условности их можно назвать синонимами. Психологический пол, или гендер, содержит когнитивные (тендерное самосознание), эмоциональные (гендерная идентичность) и поведенческие (тендерные роли и особенности поведения) компоненты (А.А. Чекалина, 1991).
Гендерное самосознание включает в себя следующие психологические образования: осознание своего тела как тела человека определенного пола; осознание себя, своей личности, своего жизненного пути как представителя определенного пола; знания тендерных стереотипов (об атрибутах одежды, возможностях, играх, занятиях и др.) и ролей (личных, семейных, профессиональных и др.) своего пола; представления о своих тендерных статусах, ролях и стереотипах, мужских и женских идеалах и др. Гендерная идентичность предполагает психологическое отождествление себя с определенным полом; предпочтения, эмоциональные, мотивационные выборы, связанные с определенным тендером; эмоционально-ценностное отношение к определенным тендерам и т.д. Гендерное поведение предполагает соответствие поведения человека тем статусам, ролям, стереотипам, нормам и ценностям, которые соответствуют определенному тендеру.
Психологический пол, таким образом, характеризует индивида по критерию соответствия его мужественной (маскулинной) или женственной (фемининной).
Понятие «гендер» подчеркивает то, как мы демонстрируем свой пол окружающим, насколько мужественно или женственно ведем себя, на какие идеалы опираемся. Гендер - это пол в социально-психологическом смысле, специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин. Гендер относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, к способу социального конструирования этих отношений. В контексте тендера описываются психологические качества, присущие женско-му и мужскому полу, нормальное, сомнительное или отклоняющееся от нормы поведение для мужчин и женщин, влияние пола на социальное положение, статус личности. Иными словами, для того чтобы быть женщиной или мужчиной, надо быть не просто человеком с женской или мужской анатомией, а надо следовать определенным социокультурным ожиданиям, предъявляемым обществом по отношению к человеку на основании принятых правил пола (О.А. Воронина, 1992).
Гендерные различия произрастают из объективной неоднородности мужчин и женщин в социуме, существующих полоролевых стереотипов, различий их ролевых функций и др. (М.Ю. Арутюнян, В.П. Багрунов, Т.В. Бендас, И.В. Грошев, Н.Я. Привалова, Т.А. Репина, В.М. Русалов, Б.И. Хасан, Ю.А. Тюменева и др.). Сегодня можно с уверенностью говорить также о половых различиях в анатомическом строении и функционировании головного мозга у детей разного пола. И хотя психологические различия гораздо более трудноуловимы, мы замечаем, что мальчики и девочки по-разному играют и общаются, утверждают свою индивидуальность и проявляют агрессивность, сочувствуют и заботятся, решают новые задачи и находят дорогу в незнакомой местности. Конечно, индивидуальные различия между детьми одного пола могут проявляться гораздо ярче, чем между представителями разных полов. Тем не менее, в тестах по определению коэффициента интеллектуальности неизменно выявляются различия между полами в средних величинах уже. А детстве. Девочки научаются говорить и читать раньше, чем многие мальчики, и гораздо реже сталкиваются трудностями в обучении чтению. Среди детей, оказывающихся неспособными к чтению, мальчиков в четыре! раза больше, чем девочек.
Интересные результаты получены учеными в ходе исследования социально-психологических особенностей полов. Мальчики чаще стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в общении с другими. Для игр мальчиков характерна групповая деятельность, игры девочек происходят в меньших по размеру групповых объединениях. В этих группах меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, разговоры девочек более интимные и доверительные. Мальчики хуже адаптируются к школе. Для них важно материальное поощрение успеха, для девочек — эмоциональное.
В психологической литературе накоплена информация о возрастных особенностях, обучаемости, преимущественных способах умственной деятельности, особенностях поведения, общения, выбора социальных ролей, потенциала развития детей разных полов и другом (В.В. Абраменкова, Т.А. Араканцева, И.И. Лунин, Н.В. Плисенко и др.). С возрастом эти различия становятся глубже.
Различия между мужчиной и женщиной - интеллектуальные, эмоциональные - существуют, но они носят качественный, а не количественный характер. Мужчины и женщины по-разному воспринимают окружающую действительность, по-разному ее оценивают. Женщины ищут постоянства и определенности, при этом постоянно меняются, приспосабливаясь к обстоятельствам. Мужчины стремятся к новизне, но их основные личностные характеристики не меняются, и они приспосабливают обстановку к себе, насколько это возможно. Существуют различия в успешности деятельности, в способностях к созданию нового, в основе которых лежит как социокультурная действительность, так и биологическая природа.
Гендерные роли относятся к предписанным ролям. Статус будущего мужчины или женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации он обучается исполнять ту или иную гендерную роль.
Согласно традиционным представлениям, крайне желательно, чтобы мужчина был мужественным, а женщина — женственной. Если поведение отдельных людей соответствует ожиданиям окружающих, то обществу обеспечены стабильность и социальное равновесие. Мужчины с выраженным «мужским» началом и женщины, у которых развито «женское» начало, отличаются легко прогнозируемым поведением, образ действий их достаточно постоянен. Однако в наше время мужское и женское начала не слишком много говорят о личности человека, его образе жизни, сексуальных предпочтениях, прежние стереотипы уступают место более динамичным, практичным и научно обоснованным.
Традиционно считалось, что люди с сильно выраженными «мужскими» признаками не могут обладать чертами, ассоциирующимися с «женским» началом. В результате многие психологические тесты, разработанные для оценки мужественности и женственности, предполагали однозначное разделение и декларировали некую «норму» здоровья или социальной адаптации. Научные данные, полученные в течение двух последних десятилетий, изменили это мнение.
Революционным событием в понимании природы тендерных ролей явился предложенный С. Бем в 1974 г тест тендерных ролей (BSRI). Эти исследования позволили провести классификацию тендеров, в основе которой лежит демонстрация маскулинности и фемининности мужчинами и женщинами, благодаря чему в научный лексикон вошло слово андрогиния, обозначающее одновременную выраженность и маскулинных черт, и фемининных. Это позволяет мужчинам и женщинам менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским и наоборот.
В соответствии с классификацией С. Бем тендерная субкультура может проявляться индивидуумами четырех типов:
• маскулинный - тип с характерным преобладанием мужских психологических проявлений над женскими;
• фемининный - тип с характерным преобладанием женских психологических проявлений над мужскими;
• андрогинный - тип с одновременно ярко выраженным проявлением и мужских, и женских психологических характеристик;
• недифференцированный - тип - низким уровнем проявлений и мужских, и женских психологических характеристик.
Исследования Л.Э. Семеновой1 показали, что уже к старшему дошкольному возрасту маскулинные дети ценят авторитет силы и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения. Независимо от пола отвергают женское общество и, напротив, отдают предпочтение мужскому авторитету, что свидетельствует, по мнению автора, о потребностях маскулинных детей в значимых мужчинах, в том числе и мужчинах-педагогах. Маскулинные дети часто не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми доступными для них способами, в том числе и агрессивными действиями, предпочитают лидирующие позиции. Им присущ независимо соревновательный стиль поведения, авторитарный характер взаимоотношений со сверстниками.
Фемининные дети, независимо от половой принадлежности, принимают эмоционально-экспрессивный стиль поведения, связанный с зависимым, подчиненным поведением, осторожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельности, ориентированностью на других. Особенно ярко зафиксированная тенденция прослеживается у фемининных мальчиков, для которых весьма значимой оказалась стратегия сознательного ограничения своего «исследовательского пространства». В то же время у таких мальчиков обнаружена внутренняя потребность в социальных ожиданиях, связанных с верой в их силы и возможности, что может служить доказательством проблемности их полоролевого развития.
Фемининные дети, как правило, в совместной деятельности являются ведомыми, их инициатива минимальна, а в случае с фемининными мальчиками вообще отсутствует. Поведение последних характеризуется социальной ограниченностью, избеганием контактов и взаимодействий, особенно со сверстниками своего пола, а также маскулинными девочками, среди которых они чувствуют себя неуверенно, боятся продемонстрировать свою несостоятельность. Ожидания от сверстников критических замечаний создают у фемининных мальчиков трудности в общении с другими детьми. Фемининные девочки в социальных контактах остаются успешными.
Андрогинные дети относительно свободны от жесткой половой типизации, признают за собой право на осознание различного рода деятельности без привязанности к традиционным нормам, для них характерна направленность на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей. Им присуща высокая социальная активность. Их способы поведения и контакты оказались самыми многочисленными и разнообразными. Эти дети активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками независимо от пола, чаще других становятся организаторами совместной деятельности, при этом популярны у детей всех полоролевых групп. Андрогинные дети объединяют в себе и демонстрируют в своем поведении традиционно мужские и женские черты, берут на себя маскулинные и фемининные роли. Их маскулинные качества носят конструктивный характер (защита, помощь). Этим детям присуща настойчивость, самостоятельность в принятии решений, высокий уровень реальных достижений, что может служить подтверждением их личностного благополучия.
Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и женский стиль поведения, характеризуются отсутствием каких-либо полоролевых ориентиров, а также эмоциональным отвержением всех видов деятельности. Пассивность, низкие реальные достижения, отсутствие социального принятия в коллективе сверстников и ответное избегание контактов - таковы основные характеристики таких школьников.
По мнению Л.Э. Семеновой, в целом в дошкольной среде доминирует андрогинная культура поведения, что, по сути, отражает некоторые тенденции современной социальной ситуации. Наряду с сохранением традиционных половых стереотипов, наблюдается отказ от жесткой половой типизации. Воспитатели нередко наблюдают детей, испытывающих трудности в принятии каких-либо стандартов полоролевого поведения нуждающихся в целенаправленной психолого-педагогической помощи е формировании у них содержательных представлений о психосоциальных особенностях различных вариантов полоролевого поведения, мужских и женских стандартах взаимодействия.
Соотношение маскулинности - фемининности определяет гендерную идентичность - ощущение собственной принадлежности к мужскому или женскому полу, отождествление себя с ним. Понятия «быть женщиной» и «быть мужчиной» различны для разных этнических, религиозных, расовых групп, разных социальных слоев, разных поколений.
Гендерная идентичность создается на протяжении жизни человека в ходе усвоения индивидом культурной системы тендера того общества, в котором он живет, в ходе гендерной социализации. Важнейшие элементы тендерной социализации — личностные и тендерные характеристики родителей, в том числе их идентичность и ролевые модели, пол ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола, особенности институтов социализации. Тендерная социализация начинается буквально с момента рождения ребенка, хотя ожидание рождения ребенка определенного пола также предвосхищает определенное отношение к нему родителей. В трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика роль стереотипов, вырабатываемых в обществе и культуре относительно мужчин и женщин. Содержание тендерной социализации определяется уровнем социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни индивида.
Источники, транслирующие детям информацию о тендерной роли, ограничены их наблюдением за разнообразными формами поведения окружающих, игрой в игры и игрушки, чтением детских книжек, просмотром телепередач Исследователи (Л.В. Попова, 1996; Г. Келли, 2000 и др.) отмечают асимметрию источников тендерной информации в пользу маскулинных тенденций. В частности, анализ детской литературы показывает, что: а) мужчины изображаются в ней гораздо чаще, чем женщины; б) большинство мужчин представлены активно действующими; в) взрослые женщины - либо матери, либо жены, в то время как мужчины заняты самыми разнообразными делами и представляют разные профессии. В современных детских телепередачах также доминируют мужские персонажи.
Конечно, ребенок не является пассивным объектом в процессе личностного и гендерного становления. На формирование гендерной идентичности влияют собственный жизненный опыт, анализ поведения, общения, результатов деятельности и средств достижения этих результатов. Однако общепринятый взгляд на роли мужчины и женщины во многом определяет их брачные отношения и брак, профессиональную деятельность, социальные отношения, способ проведения досуга, выбор круга общения и др. Несовпадение ожиданий и жизненных реальностей приводит к взаимному разочарованию мужчин и женщин, распаду семей и др.
В процессе воспитания семья, система образования, культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила и создают представления о том, каким должен быть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина».
Таким образом, в возрасте пяти лет складываются основы гендера отношение к мужчине и женщине, родителям, социально заданным образцам психики и поведения мужчины и женщины. В это время на фоне развития речи, мышления, самосознания ребенок, кроме всего прочего, научается различать людей по внешности и половым признакам. У него формируется уверенность в принадлежности к определенному полу и неизменяемости этого пола. После пяти-шести лет изменить половое самосознание человека практически невозможно. Случайное или целенаправленное воспитание до этого возраста, не соответствующее полу ребенка (неправильно сформированные наружные половые органы, рождение ребенка не того пола, который ожидали родители, и др.), создает непреодолимые трудности для последующего приспособления к его половой роли, предписываемой физическим и паспортным полом.
В целом полоролевое поведение формируется до двенадцати-тринадати лет. Ребенок непроизвольно выбирает для себя манеру поведения, которая наиболее полно соответствует его запросам и в то же время не противоречит общественным нормам.
Мальчики, демонстрирующие фемининные черты, подвержены большому риску возникновения конфликта сексуальной идентичности в подростковом возрасте. Не беремся утверждать, что выделенные в исследовании амбивалентный, индифферентный, неадекватный типы несут в себе потенциалы психического нездоровья.
Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о необходимости учета половых различий в организации педагогического процесса, что находит отражение в требованиях Государственного образовательного стандарта, включено в содержание отдельных федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Детство», «Я - человек», «Истоки», «Мальчики и девочки» и др.).
Отбор содержания различных аспектов психосексуальной, нравственно-этической и семейно-бытовой культуры, приобщение к которым возможно на протяжении дошкольного возраста, осуществлен в соответствии со следующими принципами:
• принципом научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;
• принципом доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
• принципом прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;
• принципом последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение содержания различных сфер психосексуальной, нравственно-этической и семейно-бытовой культуры по темам и блокам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам к обобщенным представлениям по системе существенных признаков);
• принципом системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного представления о взаимоотношениях между людьми разного пола как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;
• принципом интегративности, предусматривающим возможность использования содержания психосексуальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
• принципом культуросообразительности, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе приобщения к психосексуальной, нравственно-этической и семейно-бытовой культуре.
Народная педагогика сохранила традиции полоролевого воспитания, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме, способствующие развитию женского/мужского достоинства, формированию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении. В качестве традиций выступают полоролевые принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды.
В воспитании у дошкольников полоролевого поведения велика роль сказки. Благодаря сказке ребенок познает окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношений полов. Сказка - сильное средство воспитания любви к ближнему: матери, отцу, супругу, сыну, дочери. Сказка-ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, учит быть мужественными и сильными, добрыми и великодушными, заботливыми и милосердными. Сказка предлагает ребенку образы мужского и женского поведения, которыми он наслаждается, незаметно для себя, усваивая жизненно важную информацию. Сказка - это школа истинной жизни, ибо она дает ребенку возможность вникнуть в существо нравственных проблем. Сказка моделирует важнейшие ситуации жизни, иллюстрируя последствия неверных решений. Она научает терпению и скромности, показывает истинные масштабы происходящего в буднях, дарует понимание смирения и благородства. Так, русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница и Ленивица» формируют у детей собирательный, обобщенный положительный образ девочки: доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса-Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают представления детей о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей.
Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван Быкович и другие. Их отличает скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Положительные качества сказочных героев являются ориентиром для воспитания мужественности у мальчиков дошкольного возраста.
Вместе с тем важно, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних нравственных чувств, стремились подражать положительным примерам мужского и женского поведения и закрепляли нравственные чувства в своих поступках.
Близкую мысль высказывает К.Ф. Лебединцев. Он обращает внимание на подлинные черты женственности, образующие духовный мир женщины, и пишет: «Если женственность состоит в том, чтобы проливать слезы от маленькой царапины или приходить в восторг от нового платья, то от такой женственности нашим детям как можно дальше, но если женственность — это отзывчивость к чужому горю, умение переносить тяжелые удары судьбы, не теряя веры в лучшее будущее, - то такая женственность нужна женщине». «Мир превратился бы в вечную драку без умиротворяющего заступничества матери, без кроткой преданности жены, без чистой привязанности сестры и дочери. Великое значение для мира и культуры вечно-женственного начала никто никогда не отрицал. Оно признавалось одинаково и в низинах обыденной жизни, и на вершинах философской мысли, - мир преклонялся пред вечно-женским началом».
Для приверженцев дифференцированного обучения и воспитания в зависимости от пола детей типичны взгляды М.М. Рубинштейна, который подчеркивал равнозначность, но не тождественность мужской и женской психики. Определяя цель педагогики как развитие индивидуальностей в соответствии с полом, он полагал, что «различные линии развития психики, различные интересы, различные периоды психических задержек - все это приводит к необходимости индивидуализировать программы, режим, методы, материал...». Кроме того, ученый указывал на то, что женская мягкость в сложной сети общественных отношений, в которых происходит борьба за существование, не менее эффективна, чем мужская сила и мужественность. К сожалению, психолого-педагогические выводы и теоретические положения этих авторов не были внедрены в практику воспитания подрастающего поколения.
Гуманистический подход к воспитанию представительниц женского пола раскрыт в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, которые полагали, что настоящих мужчин и настоящих женщин нужно воспитывать с раннего детства. Одним из важных проявлений женственности они считали любовь к детям и материнскую ответственность за воспитание ребенка перед будущими поколениями. Духовное развитие женщины В.А. Сухомлинский тесно связывал с высокой нравственностью, с воспитанием у нее высокого жизненного идеала. Раскрывая содержание женственности, талантливый педагог выступал против привязанности женщины только к семье, домашним обязанностям и ратовал за ее привлечение к активной общественной жизни. Важнейшими качествами женственности считал не столько мягкость и уступчивость, сколько твердость, решительность и женскую гордость в отношениях с мужчиной.
В дальнейшем внимание к дифференцированному воспитанию детей разного пола заметно усилилось. Ряд ученых, социологов, философов, психологов, врачей указывали на необходимость подготовки подрастающего поколения к выполнению соответствующих социальных половых ролей в будущем. Подчеркивалось, что только с опорой на физиологические и психологические особенности полов открывается возможность эффективного формирования специфических особенностей женской натуры, связанных с материнством. Особое внимание обращалось на важность воспитания доброты, сострадания, любви к детям и мужу.
Если в прошлом это в основном смирение, покорность супругу, доброта, умиротворенность, скромность, то сегодня его дополняют деловитость, решительность, настойчивость, активность, без которых женщина не может занимать активную позицию в общественной жизни и участвовать в производстве.
В нашей работе по формированию основ женственности мы ориентировались на воспитание у девочек-дошкольниц таких нравственных качеств, как заботливость, чуткость и миролюбие. Они чрезвычайно важны в отношении к малышам и представителям другого пола, являются, на наш взгляд, центральными образованиями женственности.
В последние годы специалисты обращают все больше внимание на то, что воспитание, обучение и лечение детей без учета их пола чревато многими погрешностями, сказывающимися не только на непосредственном состоянии мальчика или девочки, но и нередко на всей их дальнейшей жизни. Тендерные различия детей до недавнего времени не были предметом систематических научных исследований, и широко бытующие представления о них искажены множеством предрассудков и ничем не обоснованных, но якобы научных догм.
Связанные с полом различия обнаруживаются с первых дней жизни ребенка. У девочек ниже, чем у мальчиков, пороги тактильной и болевой чувствительности, они дольше спят. У мальчиков лучше мышечное развитие и способность удерживать голову. У новорожденных девочек больше, чем у мальчиков, усиливается аппетит при подслащивании пищи. В 3 месяца для мальчиков при выработке навыка, например фиксации взгляда на предмете, лучшим поощрением служит визуальное поощрение (показ белого круга на ярком цветном фоне), а для девочек - слуховое (ласковый голос). В 6 месяцев у девочек сердцебиение замедляется при прослушивании джазовых мелодий, а у мальчиков - при восприятии немузыкальных прерывистых звуков. R. Green, обобщая эти данные, замечает, что, хотя значение их может казаться сомнительным, за ними должны скрываться существующие уже к рождению реальные различия.
Гендерная социализация ребенка непосредственно связана с окружающими взрослыми, прежде всего родителями. Исходя из своих представлений о качествах, характерных и желательных для мужчин и женщин, родители стимулируют детей к проявлению полоролевых черт.
Закаливание мальчика-дошкольника настоящими мужскими трудностями, о необходимости которых писал В.А. Сухомлинский, еще ему недоступно, а военная игра предоставляет богатейшие возможности для того, чтобы ребенок почувствовал себя смелым и сильным, отважным и благородным.
Часто мальчиков привлекают сильные и смелые представители мужских профессий: пожарные и полицейские. О других, не менее героических профессиях (вертолетчики, подводники, спасатели, милиционеры и др.) они, к сожалению, мало знают.
Другой игрой героического содержания, которая пользовалась большой популярностью у детей, была игра в спасателей. Активизации этой игры способствовали как художественная литература, так и трагические события в жизни, такие, как землетрясения, пожары, наводнения, взрывы жилых домов террористами и другие.
О мужественных поступках спасателей, военных, героических усилиях врачей по оказанию помощи раненым, важной роли специально обученных собак в розыске людей, заживо погребенных под обломками разрушенных домов, дошкольники узнавали из телевизионных передач и рассказов родителей. Кроме того, с детьми была проведена беседа о героической работе спасателей. В беседе использовались фотографии из газет, где были изображены спасенные дети.
Затем экспериментатор объявлял, что с сегодняшнего дня они должны соблюдать основные правила тайного мужского общества, а именно:
- не обижать девочек;
- всегда пропускать девочек вперед;
- более тяжелую «мужскую» работу брать на себя;
- не садиться за стол, пока не сядут девочки;
- помогать девочкам надевать и снимать пальто;
- готовить девочкам подарки к 8 Марта.
Подобные совещания организовывались и с девочками, чтобы воспитать у них чувство заботливости и научить ценить внимание мальчиков. Основными правилами, которые они должны были усвоить, были:
- всегда благодарить мальчиков за оказываемые заботу и внимание;
- замечать непорядок в одежде и прическе мальчиков, помогать им его устранять;
- помогать мальчикам более аккуратно застилать постель;
- стараться доставлять им радость, например, дарить ко Дню защитника Отечества подарки, изготовленные своими руками.
Необходимость осуществления (дифференцированного подхода в воспитании детей не вызывает сомнения, однако дошкольная педагогика и сейчас недостаточно учитывает пол как важную психологическую (социальную) и физиологическую (биологическую) детерминанты развития и формирования личности ребенка. В практике детского сада содержание детских видов деятельности недостаточно дифференцированно с учетом психофизиологических особенностей девочек и мальчиков. Как следствие у детей отсутствуют специфические черты, характерные для пола. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, а девочки - нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов. Таким образом, в настоящее время актуальным является конструирование педагогического процесса на основе индивидуально-дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам в условиях совместного воспитания в детском саду. Дифференцированный подход учитывает общие отличия полов. Индивидуальный подход - то единичное (особенное), что присуще конкретной девочке или конкретному мальчику.
В соответствии с требованиями времени мы стремились обогатить и дифференцировать педагогический процесс детского сада, в частности, элементарную трудовую деятельность. Дифференциация осуществлялась по половому признаку и интересам детей.
Вместе с тем деление на «Программу-минимум» и «Программу-максимум» условно и не предусматривает строгой обязательности занятий для детей в зависимости от пола. Мальчикам не возбраняется подключаться i деятельности девочек, а девочкам — к деятельности мальчиков.
Игровые персонажи (Марья Искусница, Умелкин, Ватрушкин и др. которые наделяются личностными качествами, свойственными полу, помогают детям идентифицировать себя образом того или иного игрового персонажа, вызывают желание подражать положительным мужским или женским качествам.
В женских персонажах подчеркиваются важнейшие женские качества женственность, заботливость, терпеливость, трудолюбие, умение находить мирные пути соглашения в ссорах, желание создать атмосферу тепла и миролюбия, умение прощать, внимательное отношение к людям. В мужских персонажах подчеркиваются важнейшие мужские качества: эмоциональная устойчивость, твердость, решительность, ответственность, выдержка, умение преодолевать трудности, проявлять себя не ради похвалы и награды, а из внутренней потребности быть сильными, мужественными, выдержанными, благородными.
Осуществление дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом их пола невозможно без участия родителей. Включение родителей в педагогический процесс детского сада, как авторитетных и значимых для ребенка людей, обеспечит единство в понимании целей, задач, содержания, методов воспитания девочек и мальчиков как будущих женщин и мужчин.
Во взаимодействии с родителями можно использовать:
• консультации, в ходе которых воспитатель знакомит родителей с полоролевыми интересами детей и особенностями развития девочек и мальчиков;
• открытый педагогический процесс, благодаря которому родители получают возможность познакомиться со средой развития ребенка, созданной в детском саду с учетом его пола и интересов, понаблюдать за ним, увидеть взаимодействие воспитателя с детьми в детской деятельности, поделиться своим опытом и умелостью;
Полученные представления закреплялись в играх. Девочкам предлагались дидактические игры «Поможем Золушке собраться на бал», «Расскажем Ватрушкину, как испечь блины», мальчикам - «Поможем Неумелкину починить деревянную скамеечку»,
«Расскажем Почемучке, как сделать красивые снимки» и другие. Методика проведения игр предусматривала использование игрового персонажа, которому требовалась помощь детей в осуществлении трудового процесса. Игры проводились во вторую половину дня, в часы, отведенные для игр.
Выявить личностные половые особенности детей позволяли:
• индивидуальные беседы с девочками и мальчиками о специфике мужских и женских профессий, о личностных качествах мужчин и женщин, проявляющихся в той или иной деятельности;
• задушевные беседы, помогающие детям выявить разницу между полами, присущими женщинам и мужчинам, духовным качествам, а также установить доброжелательные взаимоотношения между девочками и мальчиками.
Дифференцированное содержание программы для девочек и мальчиков позволяет занять активную позицию в предпочитаемом виде деятельности. Именно в такой позиции ребенок наиболее быстро и полно осваивает знания и умения.
В процессе самостоятельной трудовой деятельности формировались отношения взаимопомощи и сотрудничества между девочками и мальчиками, желание принимать посильное участие в трудовых делах, свойственных полу.
Разработанная и апробированная нами педагогическая технология позволяет девочкам и мальчикам в условиях гетерогенной группы проявить индивидуальные интересы, овладеть позицией субъекта в привлекательном, соответствующем полу виде деятельности, оказывает положительное влияние на взаимоотношения детей в группе.
Важнейшим общественным институтом Тендерной социализации ребенка является семья. Огромное влияние на его тендерную социализацию, индивидуальный жизненный путь и возможности самореализации оказывают тендерные ожидания, установки, представления и стереотипы родителей.
Как показывают опросы, во многих, даже широко различающихся культурах, родители отдают предпочтение рождению мальчика, причем отцы называют предпочтительным появление мальчика в два раза чаще, чем матери. Сразу после рождения девочки и мальчики начинают приобретать разный опыт как члены семьи и члены общества.
Родители по-разному реагируют на плач девочек и мальчиков. К мальчикам подходят не так быстро и успокаивают реже, давая возможность самостоятельно справиться с ситуацией, благодаря чему мальчики учатся полагаться на себя, быть независимыми. Стиль же родительского воспитания в отношении девочек близок к гиперопеке.
Психологические особенности личности, которые могут сформироваться в этом случае, - пассивность, неуверенность в себе, необходимость в опоре и поддержке другого человека, внешний локус контроля.
Согласно исследованиям зарубежных ученых, в ожиданиях самостоятельности девочек и мальчиков в таких безопасных сферах деятельности, как уборка комнаты, складывание игрушек или одежды, родители демонстрируют незначительные различия, в то время как в сферах с достаточной степенью риска их ожидания относительно девочек и мальчиков существенно различаются. Родители позволяют мальчикам играть вдали от дома, ходить с поручениями по соседству, переходить одним улицу, пользоваться острыми предметами в более раннем возрасте, чем это разрешается девочкам. Родительские запреты и опасения могут ограничивать развитие чувства компетентности, исследовательского поведения у девочек, повышать уровень их конформизма и зависимости.
Способы родительской помощи мальчикам и девочкам в выполнении заданий тоже различны. В ходе исследований1 выяснилось, что девочкам родителям, склонны оказывать специфическую помощь в виде готового решения или прямой инструкции, тогда как мальчикам - неспецифическую. Родители верят в их успех, поддерживают и ориентируют на самостоятельное выполнение задания. Как следствие у мальчиков уровень мотивации достижения выше, чем у девочек.
Полотипичные игры и игрушки девочек (куклы, кухонная утварь, мягкие игрушки и др.) исподволь готовят их к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. Полотипичные игры и игрушки мальчиков (строительные игры, транспорт, военные игрушки и др.) побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, стимулируют независимое, соревновательное поведение, формируют лидерские качества.
Попытайтесь отрефлексировать свои ожидания относительно ребенка, собственные представления и взгляды на тендерные роли с помощью предложенного материала и предупредить возможные проблемы в будущем.
1. Обсудите в семье следующие вопросы:
Если у вас один ребенок, ответьте на вопрос, кого вы хотели, мальчика или девочку? Почему?
Как вы отнеслись к тому, что родился мальчик (девочка)? Соответствовал ли пол ребенка вашим ожиданиям?
3. Побеседуйте с дочерью/сыном: Тебе нравится быть девочкой/мальчиком? Почему хорошо быть девочкой? Почему хорошо быть мальчиком?
Хочешь ли ты стать девочкой/мальчиком? Почему?
На кого из героев мультфильмов ты хотела/хотел бы быть похожей/похожим? Почему?
Как ты думаешь, какой должна быть самая хорошая девочка? Каким должен быть самый хороший мальчик? Почему?
Проанализируйте ответы детей, если есть возможность, сравните ответы девочек и мальчиков. О чем говорят полученные ответы?
И все-таки, почему одни девочки маленькие принцессы, а другие – маленькие разбойницы? Неужели дело только в воспитании? Нет, очень многое зависит от характерологических особенностей ребенка, от его темперамента. Маленькими разбойницами очень часто бывают гиперактивные дети. Или демонстративные девочки, которым нравится привлекать к себе внимание, пусть даже отрицательное.
А бывает и просто авантюрный склад характера. Кроме того, очень многое зависит от примеров, которые дают ребенку. Девочки растущие в семьях, где есть старшие братья, часто подражают мальчикам. «мягкое побеждает твердое», - гласит старинная китайская пословица. И эта древняя мудрость сегодня кажется современной.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мустафина Елена Васильевна
→ Mustafina 14.05.2009 2 3527 6965 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.