Проблема полоролевой социализации дошкольников.


ПРОБЛЕМА ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема полоролевой социали­зации, включающая в себя во­просы формирования психического пола ребенка, пси­хических половых различий и поло­вой дифференциа­ции, находится на стыке ряда наук (социологии, био­логии, медицины, педагогики и др.). Она является одной из важнейших про­блем детской соци­альной психологии, так как без ее ре­шения невозможно разработать ме­тоды адекватного дифференцирован­ного подхода к воспитанию детей разного пола.

Полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девоч­ка с возрастом приобретет все необ­ходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением.

Эти качества не возникают сами по се­бе. Мужчинами и женщинами в соци­альном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправ­ленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.

Неслучайно в послед­нее время все больше ученых, отече­ственных и зарубежных, приходят к выводу, что полноценное формиро­вание личности ребенка не может осуществляться без учета психологи­ческих особенностей его пола.

Психический пол, в отличие от пола биологического, - одна из су­щественных личностных характерис­тик человека. Это система потребностей, мотивов, ценностей, характери­зующая представления человека о се­бе как представителе определенного пола, а также способов поведения, реализующих эти представления.

И совершенно правильно указы­вают наши ученые, что «первая кате­гория, в которой ребенок начинает осознавать себя, - это половая при­надлежность» (И С. Кон) и что «бес­полая личность не более, чем абст­ракции» (ДН. Исаев, В.Е. Каган).

Главное в полоролевом воспита­нии - это то, что оно является неотде­лимой частью нравственного воспита­ния. И важнейшие задачи полоролевого воспитания — формировать в подра­стающем поколении качества мужест­венности и женственности и готовить его к выполнению в будущем соответ­ствующих полу социальных ролей.

Развивая идею полового воспита­ния, В.А. Сухомлинский и А.С. Макаренко определяют его как начало вос­питания настоящих мужчин и жен­щин - формирования у детей граждан­ского ядра личности определенного по­ла - и считают, что начинать это воспи­тание надо с дошкольного возраста.

Общие цели нравственного вос­питания закономерны для детей обо­их полов, но надо учитывать, что в структуре личности мужчины и жен­щины отдельные нравственные каче­ства занимают разное место, имеют разный удельный вес.

Организуя половое воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности, как ут­верждают большинство современных ученых, являются лишь предпосылка­ми, потенциальными возможностями развития психических особенностей мальчиков и девочек. Эти психиче­ские различия в основном формиру­ются под влиянием социальных фак­торов - общественной среды и вос­питания, то есть в процессе полороле­вой социализации.

В процессе полоролевой социа­лизации ребенок старается строить свое поведение, сообразуясь со сво­им полом, идентифицируя себя с те­ми или иными представителями соот­ветствующего пола - отцом, мате­рью, братьями, сестрами, сверстни­ками, литературными героями — и подражая им.

Безусловно, важным фактором в процессе формирования психическо­го пола ребенка является семья и, в частности, пример поведения родите­лей, их взаимоотношений и трудово­го сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности мальчиков с отцами и дедушками, а девочек - с матерями и бабушками.

Вместе с тем не менее значимо влияние на процесс половой социа­лизации ребенка группы сверстников в детском саду или школе. От соци­альных ожиданий семьи и группы сверстников — основных референт­ных для ребенка групп, - от содержа­ния эталонов полоролевого поведе­ния многое зависит в формировании истинно ценных качеств мужествен­ности и женственности. Существен­ную роль в процессе полового воспи­тания играют педагоги, которые осу­ществляют дифференцированный воспитательный подход по отноше­нию к мальчикам и девочкам.

Полоролевое развитие долгое время оставалось вне сферы исследо­вания отечественных психологов в силу ряда объективных и субъектив­ных причин. В воспитании не учиты­валась такая важная характеристика индивидуальности ребенка, как его психический пол. Поскольку в 1930-х годах имело больший смысл подчер­кивать общее между полами, чем различное, то стремление к равно­правию женщины с мужчиной выли­лось в своеобразное соревнование ее с представителями сильного пола. В школе в это время девочки наряду с мальчиками приобретали навыки столярного и слесарного дела, ходи­ли в осоавиахимовские кружки, жен­щины не без успеха овладевали мно­гими мужскими специальностями.

Сейчас тенденция соревнования женщины с мужчиной стала набирать силу и в зарубежных странах, что на­ходит отражение, в частности, в раз­витии женского футбола, хоккея, борьбы. По существу же это равно­правие сводится к тому, что женщина за образец для подражания берет мужскую модель поведения.

Тенденция уравнивания мужчин и женщин в Европе и Америке полу­чила широкое развитие и в семейных отношениях, так как в современном мире большинство женщин работают и вне дома, отобрав у мужчины пре­имущество единственного кормиль­ца. Престиж женщины в семье повсе­местно повышается, а нередко она становится ее главой.

С каж­дым годом растет число деловых жен­щин, для которых семья и дети не яв­ляются важной ценностью в жизни.

Дефицит научно обоснованного полоролевого воспитания в дальней­шем приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увели­чению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков. Как признает ряд авторов (И.В. Дубровина, Д.В. Колесов, И.С. Кон, А.Г. Хрипкова и др.), причи­ной этого является несформированность у молодежи представлений о дифференциации мужских и женских социальных ролей, неумение супругов строить взаимоотношения в семье и распределять семейные обязанности.

Некоторые отечественные педаго­ги в поисках выхода из создавшегося тупика, интуитивно основываясь на положениях традиционной психоло­гии о том, что основные функции жен­щины — работа в доме и воспитание детей, призывают «повернуть назад» в воспитании женщины, то есть освобо­дить ее от работы вне дома и вернуть к семейному очагу, к основной ее обя­занности - воспитанию детей

Вместе с тем прогрессивные зару­бежные ученые с полным основанием делают практический вывод о том, что воспитание девочки в традиционном понимании женственности, рассчитан­ное на то, что в будущем она будет вы­полнять только семейную социальную роль, может сделать ее плохой мате­рью, беспомощной, пассивной и зави­симой. Они утверждают, что на самом деле творческие возможности женщи­ны значительно богаче, чем полагали психоаналитики, и в ряде профессий мужчине с ней трудно сравниться

В последнее время и в нашей печа­ти все чаще звучат призывы к возрож­дению особой женской духовности, ко­торая «спасет цивилизацию». Справед­ливо выделяются в женском начале та­кие чрезвычайно важные качества, как примиряющая мудрость и способность к компромиссам. Настойчиво предска­зывается, что XXI век будет «веком женщины», так как потребуется особый тип лидерства, миротворческий, на ко­торый в большей степени, чем мужчи­на, способна по своей природе женщи­на (А. Алейникова).

Попытки преодолеть бесполость наших педагогических наук - психоло­гии и педагогики - идут и в другом на­правлении.

Многие педагоги восприня­ли призыв к дифференцированному подходу в воспитании и обучении мальчиков и девочек как призыв к не­обходимости разделить в образова­нии мальчиков и девочек, объясняя это тем, что девочки развиваются бы­стрее и это способствует формирова­нию состояния дискомфорта у маль­чиков и их неуверенности

Разделение мальчиков и девочек в группе детского сада, обучение и воспитание их по разным програм­мам, с нашей точки зрения, неправо­мерно, во-первых, потому, что именно с дошкольного возраста надо учить доброжелательному взаимодействию мальчиков и девочек, с детства укреп­лять связи между представителями разного пола без сексуальной ориен­тации. Профессор Д.В. Колосов, гово­ря о важности воспитания уважения к сверстнику противоположного пола, пишет, что необходимо организовы­вать совместную деятельность маль­чиков и девочек, формировать у них способность к разделению обязаннос­тей в интересах общего положитель­ного результата. Он считает, что от то­го, как мы научим ребенка этому взаи­модействию, во многом будет опреде­ляться благополучие взаимоотноше­ний будущих супругов в семье.

Кроме того, совместное обучение и воспитание детей способствует фор­мированию начал качеств мужествен­ности и женственности.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть важность проведения в нашей стране психологических исследований по изу­чению процесса развития психического пола, они помогли бы направить поло­вое воспитание в нужное русло. От это­го многое зависит в формировании личности человека, а именно: уверен­ность в себе, определенность личност­ных установок и, в конечном счете, эф­фективность общения с людьми, бла­гополучие отношений в семье. И ак­цент, на наш взгляд, должен быть сде­лан на полоролевом воспитании в до­школьном детстве, поскольку этот воз­растной период является сензитивным не только для формирования основ личности человека, но и для полороле­вой социализации ребенка.

Процесс вхождения ребенка в психо­сексуальную культуру общества осу­ществляется под влиянием целого ряда факторов, институтов социали­зации (или, в терминологии И.С. Ко­на, «агентов социализации»): семьи, сообщества сверстников, искусства, средств массовой информации, вос­питания как целенаправленного про­водника культурных устоев общест­ва.

Важным (и нередко игнорируе­мым в педагогическом процессе) ас­пектом индивидуально-личностного становления человека как представи­теля пола, на наш взгляд, является ак­тивность самой личности. Как отмеча­ет В.Е. Каган, усвоение человеком стандартов психосексуальной культу­ры осуществляется по мере его вхож­дения в социальные отношения. Этот процесс носит многосторонний ха­рактер; с одной стороны, личность внем - объект, на который воздейст­вует психосексуальная культура об­щества, задающая стереотипы пове­дения и эталоны для усвоения, одоб­ряющая либо порицающая тот или иной стиль поведения и отношений; с другой стороны, личность - субъект, который преломляет воспринимае­мое через призму собственных осо­бенностей и установок, приемлет од­но и отвергает другое, эксперименти­рует и избирательно преобразует в мотивы, ценностные ориентации, ус­тановки то, что предлагает ему соци­альная среда и культура. Такое пони­мание феномена полоролевой социа­лизации (заданность и свобода) поз­воляет говорить о взаимопроникно­вении процессов социализации-ин­дивидуализации.

Дошкольный возраст, согласно исследованиям Т.А. Репиной и ее уче­ников, является сензитивным перио­дом полоролевого развития и социа­лизации ребенка, охватывающим все сферы личностного становления. В дошкольном детстве начинают фор­мироваться представления о половой принадлежности и содержании ролевого поведения, соответствующего полу; возникают и активно развиваются полоролевые предпочтения, ценностные ориентации, потребнос­ти, мотивы, специфичные для пола, усваиваются модели полтипизированного поведения.

Итак, полоролевое развитие, рас­сматриваемое нами в контексте воз­растного, социокультурного и инди­видуально-личностного планов, на­чинается в период раннего детства и особенно интенсивно протекает в до­школьном возрасте.

Соглас­но общей позиции отечественных ис­следователей в области психологии и педагогики пола (Д.Н. Исаева. BE. Кагана, ТА Репиной, И С. Кона), и подражание, и процесс идентифи­кации, и оперантное обуславливание, и моделирование, и наблюдение за ' поведением людей, и самостоятельное активное накопление информа­ции о половых ролях - все это имеет место в полоролевом развитии ребенка.

Семья в настоящее время в вос­питании ребенка определенного пола сориентирована преимущественно на традиционную модель половых ро­лей. Ценностные ориентации родите­лей, их социальные ожидания, мане­ра обращения с детьми, система на­казаний и поощрений сказываются на процессе полоролевои социализации ребенка. Ярким примером тому явля­ется исследование американских пси­хологов. Женщинам предъявляли ше­стимесячного ребенка сначала как де­вочку, а затем как мальчика, и жен­щины описывали внешность и пове­дение ребенка, общались с ним с уче­том декларируемой исследователями половой принадлежности. В исследо­ваниях М. Комаровски, Дж. Рубина и других также показано, что социаль­ные ожидания родителей в отноше­нии их сыновей и дочерей отличаются с момента рождения детей, хотя сами родители этого не замечают и не осо­знают.

Отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от пола, чем матери. От отца дочери по­лучают больше эмоционального теп­ла, внимания и одобрения, чем сыно­вья. Матери больше снисходительны к сыновьям.

Нередко девочки пяти-шести лет ощущая свою незначительность, хо тят быть мальчиками, поскольку муж екая роль в большинстве культур об ладает более высоким статусом.

Образцы полоролевого поведе­ния первоначально задаются преиму­щественно в семье, но моделями ма­скулинного или фемининного пове­дения для детей дошкольного возрас­та выступают не только родители и другие значимые взрослые, но и сверстники своего пола.

Психологи ут­верждают, что в два года у детей еще нет половой избирательности, однако к четырем годам она уже хорошо выра­жается, и дети, которые следуют пове­дению, предписанному полу, лучше принимаются сверстниками.

Для мальчиков поведение, присущее противополож­ному полу, неприемлемо, а для дево­чек допустимо: «маменькины сыноч­ки» подвергаются насмешкам, а к девчонкам-сорванцам относятся бла­госклонно. Нетерпимость к проявле­нию у мальчиков поведения, свойст­венного девочкам, - это способ под­черкнуть более высокое обществен­ное положение мужчин по сравнению с женщинами.

Общим местом во всех разработ­ках является положение о том, что со­общество сверстников в группе дет­ского сада ускоряет процесс форми­рования психологического и соци­ального пола ребенка.

Итак, в динамике возрастного развития полоролевая социализация осуществляется, прежде всего, в сис­теме «ребенок - взрослый», однако половозрастные объединения «ребе­нок - ребенок», позже включающие­ся в этот процесс, также являются важнейшим институтом полоролевой социализации.

Анализ психолого-педагогиче­ских исследований Л.А. Арутюновой, Л.В. Градусовой, Е.А. Кудрявцевой, Н К. Ледовских, выполненных под ру­ководством ТА. Репиной, показыва­ет, что многое в полоролевом разви­тии ребенка дошкольного возраста зависит от того, стимулируют ли вос­питывающие взрослые у детей про­цесс полоролевой социализации или он протекает стихийно.

Таким образом, специфика и ди­намика развития ребенка дошколь­ного возраста как представителя пола в условиях современной психосексу­альной культуры требует пересмотра педагогических позиций примени­тельно к практике полового воспита­ния детей, а именно:

• переориентации целей воспи­тания с когнитивного компонента полоролевого развития на эмоциональ­но-аффективный и поведенческий и обеспечения их взаимосвязи;

• учета специфики и динамики полоролевого развития, факторов по­лоролевой социализации в образова­тельном процессе;

• создания условий для обеспе­чения взаимопроникновения процес­сов социализации и индивидуализа­ции в ходе полоролевого развития ребенка;

• реализации об образовательном процессе координирующей и компен­сирующей функции полового воспи­тания.

Понятие психический (психоло­гический) пол используется для опи­сания нефизиологических компонен­тов пола. Ребенок очень рано осозна­ет свою принадлежность к тому или иному полу, под влиянием спонтан­ного либо целенаправленного воспи­тания усваивает типичное для своего пола поведение. Осознание своей по­ловой принадлежности носит назва­ние половой идентификации. Ребе­нок называет себя мальчиком или де­вочкой, протестует, если мальчика случайно назовут девочкой, и, наобо­рот, подражает поведению предста­вителей своего пола, предпочитает общение с ними, выбирает традици­онные для своего пола виды деятель­ности. По отношению к представите­лям другого пола постепенно возни­кает некоторая отчужденность, ино­гда враждебность или как миниму противопоставление. Процесс освое­ния ребенком той или иной социаль­ной роли получил название полоролевой социализации.

Механизм возникновения и раз­вития психического пола объясняется различными теориями по-разному:

• инстинктами и идентификаци­ей с родителями (психоаналитиче­ская теория);

• генетическими проявлениями (физиологические и антропологиче­ские учения);

• социальным подкреплением, то есть поощрением соответствующего поведения (концепция социального научения);

• интеллектуальным созревани­ем и развитием сознания (когнитив­ная теория);

• социальными ожиданиями («новая психология пола»).

Как известно, каждая теория воз­никает на большом фактическом ма­териале, который нельзя не учиты­вать, даже если их теоретическое обобщение кажется спорным. По всей видимости, в рамках одной теории нельзя объяснить сложный процесс полоролевой социализации, по­скольку в нем тесно переплетено дей­ствие биологических и социальных факторов.

Безусловно, традиционное рас­пределение социальных ролей имеет биологическую обусловленность За­щита и обеспечение семьи всем необ­ходимым мужчиной, рождение и вы­хаживание детей женщиной закрепи­ли за представителями разных полов Разные задачи. Успешное выживание

рода при таком распределении обя­занностей привело к генетическому закреплению признаков, благоприят­ных для их выполнения. Эти признаки отмечаются многими учеными. В част­ности, разный темп развития у дево­чек и мальчиков, разное время созре­вания отдельных систем организма (В.А. Геодакян), разный тип активнос­ти мозга (Т.И. Хризман) и другие био­логические различия, которые, в свою очередь, обусловили развитие психи­ческих особенностей. Причем эти особенности отмечаются уже на пер­вом году жизни, то есть еще до того, как начинают действовать социаль­ные факторы. Но роль социальных факторов не менее велика: с первых дней мальчиков и девочек по-разно­му одевают, по-разному общаются с ними, покупают различные игрушки, дальше больше - начинают делать замечания, если их поведение не со­ответствует полу. Кроме того, перед глазами ребенка образцы поведения матери, отца, других людей разного пола.

Следует отметить, что содержа­ние социальных половых ролей все­гда носило ярко выраженный истори­ческий характер, и его изменение в настоящее время совсем неудиви­тельно. Снижение доли физического труда в обществе, отход семьи как ценности на второй план по сравне­нию с полной личностной реализаци­ей, высвобождение женщин для об­щественной жизни, повышение их общественного статуса - все это сблизило социальные роли мужчин и женщин, но все же не привело к их полному совпадению.

Какие же качества социальных половых ролей подверглись деваль­вации? Прежде всего, это неуверен­ность, пассивность, подчиненность, зависимость. Все эти качества связа­ны с женской социальной ролью. Да и само сближение ролей произошло, как говорится, на мужской террито­рии. То есть в женщине стали одоб­ряться традиционно мужские качест­ва, такие, как уверенность в себе, общественная активность, независи­мость, стремление к карьерному рос­ту, творческая инициативность. Вмес­те с тем общество, особенно россий­ское, отметило возрастание у мужчин пассивности, безответственности, болезненной эмоциональности. Качест­ва эти не одобряются, мужчин укоря­ют за них именно потому, что они мужчины. Таким образом, сближение социальных половых ролей можно рассматривать в некотором роде как преодоление вековой дискримина­ции женщин в традиционном общест­ве, что является лишь одним из мно­жества направлений его гуманиза­ции, стремительно нарастающей во второй половине XX века.

Что остается неизменным в со­держании социальных половых ро­лей и какие качества нужны человеку для их успешного выполнения? Ины­ми словами, в чем сегодня выража­ются мужественность и женствен­ность?

Но это не значит, что мужчины и женщины должны быть наделены только пред­писанными им их половой ролью качествами и обделены другими. Поскольку существуют объектив­ные половые различия, подходы к воспитанию детей разного пола долж­ны быть различными. Большую роль в процессе фор­мирования психического пола играет окружение ребенка, точнее, наличие тех моделей полоролевого поведе­ния, которые послужат образцом для подражания или противопоставле­ния.

Семья - важнейший институт полоролевой социализации детей. В се­мье формируются присущие полу ка­чества, как бы внешне неуловимы они ни были. Но для этого необходимо наличие обоих родителей и их актив­ное участие в жизни семьи.

Материнская тревожность - частая причина неврозов у мальчиков Риск развития неврозов возрастает, если мальчик похож на отца, ушедшего из семьи (А.И. Захаров).

Важными для успешной полоролевой социализации являются отношения родителей к детям, а также взаимоотношения со старшими или младшими братьями и сестрами. Повышенная требовательность и жестокие наказания делают детей агрессив­ными со взрослыми и сверстниками, но не в семье, а вне дома.

Неоправдавшиеся ожидания в отношении пола ребенка порой за­ставляют отцов воспитывать дочку по типу «сорванца», то же может проис­ходить под влиянием старшего брата. Мальчишеское поведение девочки редко вызывает тревогу у взрослых, но женственность не возникает в од­ночасье, она формируется длительно и непрерывно.

Особенности воспитания в семье влияют на взаимоотношения ребенка со сверстниками: дошкольник выби­рает друзей, основываясь на ценностях, которые привили родители. Качества, заложенные в семье, получат развитие в детской группе.

Гендер по одним источникам - род, по другим - представление, пре­зентация. Тендер указывает на то, как мы представляем свой биологиче­ский пол в социальном пространстве.

В-треть­их, пол - понятие социально-пси­хологическое. По мнению ученых, даже вполне нормальное биологиче­ское развитие само по себе не делает человека мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной в социаль­но-психологическом и личностном смысле. Биологические характерис­тики должны быть дополнены психо­логическим полом.

Что такое психологический пол7 Данная категория содержит единство трех установок: «Я знаю, что я - жен­щина/мужчина»; «Я чувствую себя женщиной/мужчиной»; «Я веду себя как женщина/мужчина». В процессе индивидуального развития эмбрио­на порядок полового созревания со­ответствует схеме: гены — гормоны -анатомические признаки — психика. Но следует помнить, что психология пола формируется настолько рано, что мы не можем этого помнить, а на­ши родители не могут это зафиксиро­вать. Определить, какие факторы явились определяющими в форми­ровании полоролевого самосозна­ния, настолько сложно, что оно кажется врожденным для каждого из нас.

История психиатрии и психоло­гии показывает, что ни один признак, кроме психологических, не является решающим для определения пола, точнее, отсутствие любого признака может повлиять на половое самосо­знание и привести его к изменению.

Психологический пол определя­ется как совокупность знаний, пред­ставлений личности о себе, о своем сходстве или различиях с представи­телями своего пола, в отличие от про­тивоположного, отождествление себя с ними, эмоционально-ценностное отношение к своему полу, способы поведения людей в зависимости от их позиции в полоролевой дифферен­циации (В.В. Абраменкова, О.Г. Лопу-хова, Л.Э. Семенова, И.В. Ткаченко, А.А. Чекалина и др.). Понятие психо­логического пола максимально при­ближает нас к социально-психологи­ческому и социологическому понятию «гендер». С некоторой долей услов­ности их можно назвать синонимами. Психологический пол, или гендер, содержит когнитивные (тендерное самосознание), эмоциональные (гендерная идентичность) и поведенче­ские (тендерные роли и особенности поведения) компоненты (А.А. Чека­лина, 1991).

Гендерное самосознание вклю­чает в себя следующие психологиче­ские образования: осознание своего тела как тела человека определенного пола; осознание себя, своей личнос­ти, своего жизненного пути как пред­ставителя определенного пола; знания тендерных стереотипов (об атри­бутах одежды, возможностях, играх, занятиях и др.) и ролей (личных, се­мейных, профессиональных и др.) своего пола; представления о своих тендерных статусах, ролях и стереоти­пах, мужских и женских идеалах и др. Гендерная идентичность предпола­гает психологическое отождествле­ние себя с определенным полом; предпочтения, эмоциональные, мотивационные выборы, связанные с определенным тендером; эмоцио­нально-ценностное отношение к оп­ределенным тендерам и т.д. Гендер­ное поведение предполагает соот­ветствие поведения человека тем ста­тусам, ролям, стереотипам, нормам и ценностям, которые соответствуют определенному тендеру.

Психологический пол, таким об­разом, характеризует индивида по критерию соответствия его мужест­венной (маскулинной) или женствен­ной (фемининной).

Понятие «гендер» подчеркивает то, как мы демонстрируем свой пол окружающим, насколько мужествен­но или женственно ведем себя, на ка­кие идеалы опираемся. Гендер - это пол в социально-психологическом смысле, специфический набор куль­турных и поведенческих характерис­тик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин. Гендер относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, к способу социального конст­руирования этих отношений. В кон­тексте тендера описываются психоло­гические качества, присущие женско-му и мужскому полу, нормальное, со­мнительное или отклоняющееся от нормы поведение для мужчин и жен­щин, влияние пола на социальное по­ложение, статус личности. Иными словами, для того чтобы быть женщи­ной или мужчиной, надо быть не про­сто человеком с женской или муж­ской анатомией, а надо следовать оп­ределенным социокультурным ожи­даниям, предъявляемым обществом по отношению к человеку на основа­нии принятых правил пола (О.А. Во­ронина, 1992).

Гендерные различия произрас­тают из объективной неоднородности мужчин и женщин в социуме, сущест­вующих полоролевых стереотипов, различий их ролевых функций и др. (М.Ю. Арутюнян, В.П. Багрунов, Т.В. Бендас, И.В. Грошев, Н.Я. Привалова, Т.А. Репина, В.М. Русалов, Б.И. Хасан, Ю.А. Тюменева и др.). Сегодня можно с уверенностью говорить также о по­ловых различиях в анатомическом строении и функционировании го­ловного мозга у детей разного пола. И хотя психологические различия го­раздо более трудноуловимы, мы за­мечаем, что мальчики и девочки по-разному играют и общаются, утверж­дают свою индивидуальность и про­являют агрессивность, сочувствуют и заботятся, решают новые задачи и на­ходят дорогу в незнакомой местнос­ти. Конечно, индивидуальные разли­чия между детьми одного пола могут проявляться гораздо ярче, чем между представителями разных полов. Тем не менее, в тестах по определению ко­эффициента интеллектуальности неизменно выявляются различия между полами в средних величинах уже. А детстве. Девочки научаются говорить и читать раньше, чем многие мальчики, и гораздо реже сталкиваются трудностями в обучении чтению. Среди детей, оказывающихся неспособными к чтению, мальчиков в четыре! раза больше, чем девочек.

Интересные результаты получены учеными в ходе исследования соци­ально-психологических особеннос­тей полов. Мальчики чаще стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь от­делиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемле­ма взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в об­щении с другими. Для игр мальчиков характерна групповая деятельность, игры девочек происходят в меньших по размеру групповых объединениях. В этих группах меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрос­лых, разговоры девочек более интим­ные и доверительные. Мальчики ху­же адаптируются к школе. Для них важно материальное поощрение ус­пеха, для девочек — эмоциональное.

В психологической литературе накоплена информация о возрастных особенностях, обучаемости, преиму­щественных способах умственной де­ятельности, особенностях поведения, общения, выбора социальных ролей, потенциала развития детей разных полов и другом (В.В. Абраменкова, Т.А. Араканцева, И.И. Лунин, Н.В. Плисенко и др.). С возрастом эти раз­личия становятся глубже.

Различия между мужчиной и женщиной - интеллектуальные, эмо­циональные - существуют, но они но­сят качественный, а не количествен­ный характер. Мужчины и женщины по-разному воспринимают окружаю­щую действительность, по-разному ее оценивают. Женщины ищут посто­янства и определенности, при этом постоянно меняются, приспосаблива­ясь к обстоятельствам. Мужчины стремятся к новизне, но их основные личностные характеристики не меня­ются, и они приспосабливают обста­новку к себе, насколько это возмож­но. Существуют различия в успешнос­ти деятельности, в способностях к со­зданию нового, в основе которых лежит как социокультурная действи­тельность, так и биологическая природа.

Гендерные роли относятся к предписанным ролям. Статус будущего мужчины или женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации он обучается исполнять ту или иную гендерную роль.

Согласно традиционным пред­ставлениям, крайне желательно, что­бы мужчина был мужественным, а женщина — женственной. Если пове­дение отдельных людей соответствует ожиданиям окружающих, то общест­ву обеспечены стабильность и соци­альное равновесие. Мужчины с выра­женным «мужским» началом и жен­щины, у которых развито «женское» начало, отличаются легко прогнози­руемым поведением, образ действий их достаточно постоянен. Однако в наше время мужское и женское нача­ла не слишком много говорят о лич­ности человека, его образе жизни, сексуальных предпочтениях, прежние стереотипы уступают место более ди­намичным, практичным и научно обоснованным.

Традиционно считалось, что лю­ди с сильно выраженными «мужски­ми» признаками не могут обладать чертами, ассоциирующимися с «жен­ским» началом. В результате многие психологические тесты, разработан­ные для оценки мужественности и женственности, предполагали одно­значное разделение и декларирова­ли некую «норму» здоровья или со­циальной адаптации. Научные дан­ные, полученные в течение двух по­следних десятилетий, изменили это мнение.

Революционным событием в по­нимании природы тендерных ролей явился предложенный С. Бем в 1974 г тест тендерных ролей (BSRI). Эти ис­следования позволили провести классификацию тендеров, в основе которой лежит демонстрация маску­линности и фемининности мужчина­ми и женщинами, благодаря чему в научный лексикон вошло слово анд­рогиния, обозначающее одновре­менную выраженность и маскулин­ных черт, и фемининных. Это позво­ляет мужчинам и женщинам менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от тра­диционно женских занятий к тради­ционно мужским и наоборот.

В соответствии с классификацией С. Бем тендерная субкультура может проявляться индивидуумами четырех типов:

• маскулинный - тип с характерным преобладанием мужских психологических проявлений над женскими;

• фемининный - тип с характер­ным преобладанием женских психо­логических проявлений над муж­скими;

• андрогинный - тип с одновре­менно ярко выраженным проявлени­ем и мужских, и женских психологических характеристик;

• недифференцированный - тип - низким уровнем проявлений и муж­ских, и женских психологических ха­рактеристик.

Исследования Л.Э. Семеновой1 показали, что уже к старшему до­школьному возрасту маскулинные дети ценят авторитет силы и незави­симость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные дости­жения. Независимо от пола отвергают женское общество и, напротив, отда­ют предпочтение мужскому авторите­ту, что свидетельствует, по мнению автора, о потребностях маскулинных детей в значимых мужчинах, в том числе и мужчинах-педагогах. Маску­линные дети часто не терпят возраже­ний, отстаивают свое мнение любыми доступными для них способами, в том числе и агрессивными действиями, предпочитают лидирующие позиции. Им присущ независимо соревнова­тельный стиль поведения, авторитар­ный характер взаимоотношений со сверстниками.

Фемининные дети, независимо от половой принадлежности, прини­мают эмоционально-экспрессивный стиль поведения, связанный с зави­симым, подчиненным поведением, осторожностью, отказом от собствен­ной инициативы и самостоятельнос­ти, ориентированностью на других. Особенно ярко зафиксированная тенденция прослеживается у феми­нинных мальчиков, для которых весьма значимой оказалась страте­гия сознательного ограничения свое­го «исследовательского пространст­ва». В то же время у таких мальчиков обнаружена внутренняя потребность в социальных ожиданиях, связанных с верой в их силы и возможности, что может служить доказательством проблемности их полоролевого раз­вития.

Фемининные дети, как правило, в совместной деятельности являются ведомыми, их инициатива мини­мальна, а в случае с фемининными мальчиками вообще отсутствует. По­ведение последних характеризуется социальной ограниченностью, избе­ганием контактов и взаимодействий, особенно со сверстниками своего по­ла, а также маскулинными девочка­ми, среди которых они чувствуют себя неуверенно, боятся продемонстриро­вать свою несостоятельность. Ожида­ния от сверстников критических заме­чаний создают у фемининных маль­чиков трудности в общении с другими детьми. Фемининные девочки в социальных контактах остаются успеш­ными.

Андрогинные дети относитель­но свободны от жесткой половой ти­пизации, признают за собой право на осознание различного рода деятель­ности без привязанности к традици­онным нормам, для них характерна направленность на реальное осмыс­ление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей. Им прису­ща высокая социальная активность. Их способы поведения и контакты оказались самыми многочисленными и разнообразными. Эти дети активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками независимо от пола, чаще других становятся организато­рами совместной деятельности, при этом популярны у детей всех полоролевых групп. Андрогинные дети объе­диняют в себе и демонстрируют в сво­ем поведении традиционно мужские и женские черты, берут на себя маску­линные и фемининные роли. Их мас­кулинные качества носят конструктив­ный характер (защита, помощь). Этим детям присуща настойчивость, самостоятельность в принятии реше­ний, высокий уровень реальных до­стижений, что может служить под­тверждением их личностного благо­получия.

Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и женский стиль поведения, характеризуются от­сутствием каких-либо полоролевых ориентиров, а также эмоциональным отвержением всех видов деятельнос­ти. Пассивность, низкие реальные до­стижения, отсутствие социального принятия в коллективе сверстников и ответное избегание контактов - тако­вы основные характеристики таких школьников.

По мнению Л.Э. Семеновой, в це­лом в дошкольной среде доминирует андрогинная культура поведения, что, по сути, отражает некоторые тенденции современной социальной ситуации. Наряду с сохранением традиционных половых стереотипов, наблюдается отказ от жесткой половой типизации. Воспитатели нередко наблюдают детей, испытывающих трудности в принятии каких-либо стандартов полоролевого поведения нуждающихся в целенаправленной психолого-педагогической помощи е формировании у них содержательных представлений о психосоциальных особенностях различных вариан­тов полоролевого поведения, муж­ских и женских стандартах взаимо­действия.

Соотношение маскулинности - фемининности определяет гендерную идентичность - ощущение собственной принадлежности к мужско­му или женскому полу, отождествле­ние себя с ним. Понятия «быть жен­щиной» и «быть мужчиной» различны для разных этнических, религиозных, расовых групп, разных социальных слоев, разных поколений.

Гендерная идентичность создается на протяжении жизни человека в ходе усвоения индивидом культур­ной системы тендера того общества, в котором он живет, в ходе гендерной социализации. Важнейшие элемен­ты тендерной социализации — лично­стные и тендерные характеристики родителей, в том числе их идентич­ность и ролевые модели, пол ребен­ка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола, особенности институтов социа­лизации. Тендерная социализация начинается буквально с момента рождения ребенка, хотя ожидание рождения ребенка определенного пола также предвосхищает опреде­ленное отношение к нему родителей. В трансляции детям полоролевых ка­честв чрезвычайно велика роль сте­реотипов, вырабатываемых в общест­ве и культуре относительно мужчин и женщин. Содержание тендерной со­циализации определяется уровнем социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни инди­вида.

Источники, транслирующие детям информацию о тендерной роли, огра­ничены их наблюдением за разнооб­разными формами поведения окру­жающих, игрой в игры и игрушки, чте­нием детских книжек, просмотром те­лепередач Исследователи (Л.В. Попо­ва, 1996; Г. Келли, 2000 и др.) отмеча­ют асимметрию источников тендерной информации в пользу маскулинных тенденций. В частности, анализ дет­ской литературы показывает, что: а) мужчины изображаются в ней го­раздо чаще, чем женщины; б) боль­шинство мужчин представлены актив­но действующими; в) взрослые жен­щины - либо матери, либо жены, в то время как мужчины заняты самыми разнообразными делами и представ­ляют разные профессии. В современ­ных детских телепередачах также до­минируют мужские персонажи.

Конечно, ребе­нок не является пассивным объектом в процессе личностного и гендерного становления. На формирование гендерной идентичности влияют собст­венный жизненный опыт, анализ по­ведения, общения, результатов дея­тельности и средств достижения этих результатов. Однако общепринятый взгляд на роли мужчины и женщины во многом определяет их брачные от­ношения и брак, профессиональную деятельность, социальные отноше­ния, способ проведения досуга, вы­бор круга общения и др. Несовпаде­ние ожиданий и жизненных реальностей приводит к взаимному разочаро­ванию мужчин и женщин, распаду се­мей и др.

В процессе воспитания семья, си­стема образования, культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определен­ные правила и создают представле­ния о том, каким должен быть «насто­ящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина».

Таким образом, в возрасте пяти лет складываются основы гендера отношение к мужчине и женщине, ро­дителям, социально заданным образ­цам психики и поведения мужчины и женщины. В это время на фоне разви­тия речи, мышления, самосознания ребенок, кроме всего прочего, науча­ется различать людей по внешности и половым признакам. У него форми­руется уверенность в принадлежнос­ти к определенному полу и неизменя­емости этого пола. После пяти-шести лет изменить половое самосознание человека практически невозможно. Случайное или целенаправленное воспитание до этого возраста, не со­ответствующее полу ребенка (непра­вильно сформированные наружные половые органы, рождение ребенка не того пола, который ожидали роди­тели, и др.), создает непреодолимые трудности для последующего приспо­собления к его половой роли, пред­писываемой физическим и паспорт­ным полом.

В целом полоролевое поведение формируется до двенадцати-тринадати лет. Ребенок непроизвольно вы­бирает для себя манеру поведения, которая наиболее полно соответству­ет его запросам и в то же время не противоречит общественным нор­мам.

Мальчики, демонстрирующие фемининные черты, подвержены большому риску возникновения конфликта сексуальной идентичности в подростковом возрасте. Не беремся утверждать, что выделенные в исследовании амбивалентный, индифферентный, неадекватный типы несут в себе потенциалы психического нездоровья.

Современное состояние науки и практики дошкольного образова­ния свидетельствует о необходимости учета половых раз­личий в организа­ции педагогиче­ского процесса, что находит отражение в требованиях Го­сударственного образовательного стандарта, включе­но в содержание отдельных феде­ральных и регио­нальных комплекс­ных и парциальных программ («Детство», «Я - человек», «Истоки», «Мальчики и девочки» и др.).

Отбор содержания различных ас­пектов психосексуальной, нравствен­но-этической и семейно-бытовой культуры, приобщение к которым возможно на протяжении дошколь­ного возраста, осуществлен в соответ­ствии со следующими принципами:

• принципом научности, предпо­лагающим отражение в предъявляе­мом материале основных закономер­ностей развития социальных объек­тов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифферен­цированных и обобщенных представ­лений; стимулирование познаватель­ного интереса детей к сфере социаль­ных отношений; формирование ос­нов научного мировоззрения;

• принципом доступности, обес­печивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, по­ловых особенностей личностного раз­вития детей дошкольного возраста;

• принципом прогностичности, ориентирующим на осознанное вос­приятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объ­яснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодейст­вия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одо­бряемого поведения;

• принципом последовательнос­ти и концентричности, обеспечиваю­щим постепенное обогащение содер­жания различных сфер психосексу­альной, нравственно-этической и се­мейно-бытовой культуры по темам и блокам, возвращение к ранее прой­денным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по от­дельным признакам к обобщенным представлениям по системе сущест­венных признаков);

• принципом системности, пред­полагающим формирование у до­школьников обобщенного представ­ления о взаимоотношениях между людьми разного пола как системе си­стем, в котором все объекты, процес­сы, явления, поступки, переживания находятся во взаимосвязи и взаимо­зависимости; становление основ диа­лектического понимания социальной действительности;

• принципом интегративности, предусматривающим возможность использования содержания психо­сексуальной культуры в разных раз­делах воспитания (трудовом, эстети­ческом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных ви­дах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);

• принципом культуросообразительности, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе приобщения к психосексуальной, нравственно-этической и семейно-бытовой культуре.

На­родная педагогика сохранила тради­ции полоролевого воспитания, помо­гающие регулировать поведение лю­дей разного пола в семье и социуме, способствующие развитию женско­го/мужского достоинства, формиро­ванию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопони­мании, взаимодоверии, взаимоува­жении. В качестве традиций выступа­ют полоролевые принципы, социаль­ные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды.

В воспитании у дошкольников полоролевого поведения велика роль сказки. Благодаря сказке ребенок по­знает окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репер­туаром, особенностями взаимоотно­шений полов. Сказка - сильное сред­ство воспитания любви к ближнему: матери, отцу, супругу, сыну, дочери. Сказка-ложь оказывается самой на­стоящей правдой: она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, учит быть мужественными и сильными, добрыми и великодушными, забот­ливыми и милосердными. Сказка предлагает ребенку образы мужского и женского поведения, которыми он наслаждается, незаметно для себя, усваивая жизненно важную инфор­мацию. Сказка - это школа истинной жизни, ибо она дает ребенку возмож­ность вникнуть в существо нравствен­ных проблем. Сказка моделирует важнейшие ситуации жизни, иллюст­рируя последствия неверных реше­ний. Она научает терпению и скром­ности, показывает истинные масшта­бы происходящего в буднях, дарует понимание смирения и благородства. Так, русские народные сказки «Кро­шечка-Хаврошечка», «Морозко», «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница и Ленивица» форми­руют у детей собирательный, обоб­щенный положительный образ де­вочки: доброй, работящей, отзывчи­вой к чужому горю, внимательной и самоотверженной. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса-Пре­красная», «Царевна-лягушка» разви­вают представления детей о качествах женственности, способствуют пра­вильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей.

Со всеми злыми, страшными пер­сонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван Быкович и другие. Их отличает скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на по­мощь, бескорыстие. Положительные качества сказочных героев являются ориентиром для воспитания мужест­венности у мальчиков дошкольного возраста.

Вместе с тем важно, чтобы дети с раннего возраста видели про­явление искренних нравственных чувств, стремились подражать поло­жительным примерам мужского и женского поведения и закрепляли нравственные чувства в своих пос­тупках.

Близкую мысль высказывает К.Ф. Лебединцев. Он обращает внимание на подлинные черты женственности, об­разующие духовный мир женщины, и пишет: «Если женственность состоит в том, чтобы проливать слезы от малень­кой царапины или приходить в восторг от нового платья, то от такой женствен­ности нашим детям как можно дальше, но если женственность — это отзывчи­вость к чужому горю, умение перено­сить тяжелые удары судьбы, не теряя веры в лучшее будущее, - то такая женственность нужна женщине». «Мир превратился бы в вечную драку без умиротворяющего заступничества ма­тери, без кроткой преданности жены, без чистой привязанности сестры и до­чери. Великое значение для мира и культуры вечно-женственного начала никто никогда не отрицал. Оно призна­валось одинаково и в низинах обыден­ной жизни, и на вершинах философ­ской мысли, - мир преклонялся пред вечно-женским началом».

Для приверженцев дифференцированного обучения и вос­питания в зависимости от пола детей ти­пичны взгляды М.М. Рубинштейна, ко­торый подчеркивал равнозначность, но не тождественность мужской и женской психики. Определяя цель педагогики как развитие индивидуальностей в соот­ветствии с полом, он полагал, что «раз­личные линии развития психики, раз­личные интересы, различные периоды психических задержек - все это приво­дит к необходимости индивидуализи­ровать программы, режим, методы, ма­териал...». Кроме того, ученый указывал на то, что женская мягкость в сложной сети общественных отношений, в кото­рых происходит борьба за существова­ние, не менее эффективна, чем мужская сила и мужественность. К сожалению, психолого-педагогические выводы и те­оретические положения этих авторов не были внедрены в практику воспитания подрастающего поколения.

Гуманистический подход к воспи­танию представительниц женского по­ла раскрыт в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, которые полагали, что настоящих муж­чин и настоящих женщин нужно воспи­тывать с раннего детства. Одним из важных проявлений женственности они считали любовь к детям и материн­скую ответственность за воспитание ре­бенка перед будущими поколениями. Духовное развитие женщины В.А. Сухомлинский тесно связывал с высокой нравственностью, с воспитанием у нее высокого жизненного идеала. Раскры­вая содержание женственности, та­лантливый педагог выступал против привязанности женщины только к се­мье, домашним обязанностям и рато­вал за ее привлечение к активной об­щественной жизни. Важнейшими каче­ствами женственности считал не столько мягкость и уступчивость, сколько твердость, решительность и женскую гордость в отношениях с мужчиной.

В дальнейшем внимание к диффе­ренцированному воспитанию детей разного пола заметно усилилось. Ряд ученых, социологов, философов, пси­хологов, врачей указывали на необхо­димость подготовки подрастающего поколения к выполнению соответству­ющих социальных половых ролей в бу­дущем. Подчеркивалось, что только с опорой на физиологические и психоло­гические особенности полов открыва­ется возможность эффективного фор­мирования специфических особеннос­тей женской натуры, связанных с мате­ринством. Особое внимание обраща­лось на важность воспитания доброты, сострадания, любви к детям и мужу.

Если в прошлом это в основном смире­ние, покорность супругу, доброта, уми­ротворенность, скромность, то сегодня его дополняют деловитость, решитель­ность, настойчивость, активность, без которых женщина не может занимать активную позицию в общественной жиз­ни и участвовать в производстве.

В нашей работе по формированию основ женственности мы ориентирова­лись на воспитание у девочек-до­школьниц таких нравственных качеств, как заботливость, чуткость и миролю­бие. Они чрезвычайно важны в отно­шении к малышам и представителям другого пола, являются, на наш взгляд, центральными образованиями женст­венности.

В последние годы специалис­ты обращают все больше внимание на то, что воспита­ние, обучение и ле­чение детей без учета их пола чре­вато многими по­грешностями, ска­зывающимися не только на непо­средственном со­стоянии мальчика или девочки, но и нередко на всей их дальнейшей жизни. Тендерные различия детей до недавнего времени не были предметом систематических научных исследо­ваний, и широко бытующие пред­ставления о них ис­кажены множест­вом предрассудков и ничем не обоснованных, но якобы научных догм.

Связанные с полом различия об­наруживаются с первых дней жизни ребенка. У девочек ниже, чем у маль­чиков, пороги тактильной и болевой чувствительности, они дольше спят. У мальчиков лучше мышечное развитие и способность удерживать голову. У новорожденных девочек больше, чем у мальчиков, усиливается аппетит при подслащивании пищи. В 3 месяца для мальчиков при выработке навыка, например фиксации взгляда на пред­мете, лучшим поощрением служит визуальное поощрение (показ белого круга на ярком цветном фоне), а для девочек - слуховое (ласковый голос). В 6 месяцев у девочек сердцебиение замедляется при прослушивании джазовых мелодий, а у мальчиков - при восприятии немузыкальных пре­рывистых звуков. R. Green, обобщая эти данные, замечает, что, хотя значе­ние их может казаться сомнитель­ным, за ними должны скрываться су­ществующие уже к рождению реаль­ные различия.

Гендерная социализация ребенка непосредственно связана с окружаю­щими взрослыми, прежде всего ро­дителями. Исходя из своих представ­лений о качествах, характерных и же­лательных для мужчин и женщин, ро­дители стимулируют детей к проявле­нию полоролевых черт.

Закаливание мальчика-до­школьника настоящими мужскими трудно­стями, о необходимости которых писал В.А. Сухомлинский, еще ему недоступно, а военная игра предоставляет богатейшие возможности для того, чтобы ребенок по­чувствовал себя смелым и сильным, от­важным и благородным.

Часто мальчиков привлекают сильные и смелые представители мужских профессий: пожарные и полицейские. О других, не ме­нее героических профессиях (вертолетчики, подводники, спасатели, милиционеры и др.) они, к сожалению, мало знают.

Другой игрой героического содержа­ния, которая пользовалась большой попу­лярностью у детей, была игра в спасателей. Активизации этой игры способствовали как художественная литература, так и тра­гические события в жизни, такие, как зем­летрясения, пожары, наводнения, взрывы жилых домов террористами и другие.

О мужественных поступках спасателей, военных, героических усилиях врачей по оказанию помощи раненым, важной роли специально обученных собак в розыске лю­дей, заживо погребенных под обломками разрушенных домов, дошкольники узнава­ли из телевизионных передач и рассказов родителей. Кроме того, с детьми была про­ведена беседа о героической работе спаса­телей. В беседе использовались фотогра­фии из газет, где были изображены спасен­ные дети.

Затем экспериментатор объявлял, что с сегодняшнего дня они должны соблюдать основные правила тайного мужского обще­ства, а именно:

- не обижать девочек;

- всегда пропускать девочек вперед;

- более тяжелую «мужскую» работу брать на себя;

- не садиться за стол, пока не сядут девочки;

- помогать девочкам надевать и сни­мать пальто;

- готовить девочкам подарки к 8 Марта.

Подобные совещания организовыва­лись и с девочками, чтобы воспитать у них чувство заботливости и научить ценить вни­мание мальчиков. Основными правилами, которые они должны были усвоить, были:

- всегда благодарить мальчиков за оказываемые заботу и внимание;

- замечать непорядок в одежде и при­ческе мальчиков, помогать им его устранять;

- помогать мальчикам более акку­ратно застилать постель;

- стараться доставлять им радость, на­пример, дарить ко Дню защитника Отечест­ва подарки, изготовленные своими руками.

Необходимость осуществления (дифференцированного подхода в воспитании детей не вызывает сомне­ния, однако дошкольная педагогика и сейчас недостаточно учитывает пол как важную психологическую (социаль­ную) и физиологическую (биологиче­скую) детерминанты развития и фор­мирования личности ребенка. В прак­тике детского сада содержание детских видов деятельности недостаточно диф­ференцированно с учетом психофи­зиологических особенностей девочек и мальчиков. Как следствие у детей от­сутствуют специфические черты, харак­терные для пола. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, вынос­ливости, решительности, а девочки - нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов. Таким образом, в настоя­щее время актуальным является конст­руирование педагогического процесса на основе индивидуально-дифферен­цированного подхода к девочкам и мальчикам в условиях совместного воспитания в детском саду. Дифферен­цированный подход учитывает общие отличия полов. Индивидуальный под­ход - то единичное (особенное), что присуще конкретной девочке или кон­кретному мальчику.

В соответствии с требованиями времени мы стремились обогатить и дифференцировать педагогический процесс детского сада, в частности, элементарную трудовую деятельность. Дифференциация осуществлялась по половому признаку и интересам детей.

Вместе с тем деление на «Програм­му-минимум» и «Программу-макси­мум» условно и не предусматривает строгой обязательности занятий для детей в зависимости от пола. Мальчикам не возбраняется подключаться i деятельности девочек, а девочкам — к деятельности мальчиков.

Игровые персонажи (Марья Искусница, Умелкин, Ватрушкин и др. которые наделяются личностными качествами, свойственными полу, помогают детям идентифицировать себя образом того или иного игрового персонажа, вызывают желание подражать положительным мужским или женским качествам.

В женских персонажах подчеркиваются важнейшие женские качества женственность, заботливость, терпеливость, трудолюбие, умение находить мирные пути соглашения в ссорах, желание создать атмосферу тепла и миролюбия, умение прощать, внимательное отношение к людям. В мужских персо­нажах подчеркиваются важнейшие мужские качества: эмоциональная ус­тойчивость, твердость, решительность, ответственность, выдержка, умение преодолевать трудности, проявлять се­бя не ради похвалы и награды, а из внутренней потребности быть сильны­ми, мужественными, выдержанными, благородными.

Осуществление дифференциро­ванного подхода к воспитанникам с учетом их пола невозможно без учас­тия родителей. Включение родителей в педагогический процесс детского сада, как авторитетных и значимых для ребенка людей, обеспечит един­ство в понимании целей, задач, со­держания, методов воспитания дево­чек и мальчиков как будущих женщин и мужчин.

Во взаимодействии с родителями можно использовать:

• консультации, в ходе которых воспитатель знакомит родителей с полоролевыми интересами детей и особенностями развития девочек и маль­чиков;

• открытый педагогический про­цесс, благодаря которому родители по­лучают возможность познакомиться со средой развития ребенка, созданной в детском саду с учетом его пола и инте­ресов, понаблюдать за ним, увидеть взаимодействие воспитателя с детьми в детской деятельности, поделиться своим опытом и умелостью;

Полученные представления за­креплялись в играх. Девочкам предла­гались дидактические игры «Поможем Золушке собраться на бал», «Расска­жем Ватрушкину, как испечь блины», мальчикам - «Поможем Неумелкину починить деревянную скамеечку»,

«Расскажем Почемучке, как сделать красивые снимки» и другие. Методика проведения игр предусматривала ис­пользование игрового персонажа, ко­торому требовалась помощь детей в осуществлении трудового процесса. Игры проводились во вторую половину дня, в часы, отведенные для игр.

Выявить личностные половые осо­бенности детей позволяли:

• индивидуальные беседы с де­вочками и мальчиками о специфике мужских и женских профессий, о лич­ностных качествах мужчин и женщин, проявляющихся в той или иной дея­тельности;

• задушевные беседы, помогаю­щие детям выявить разницу между по­лами, присущими женщинам и мужчинам, духовным качествам, а также уста­новить доброжелательные взаимоот­ношения между девочками и мальчи­ками.

Дифференцированное содержание программы для девочек и мальчиков позволяет занять активную позицию в предпочитаемом виде деятельности. Именно в такой позиции ребенок наиболее быстро и полно осваивает знания и умения.

В процессе самостоятель­ной трудовой деятельности формиро­вались отношения взаимопомощи и сотрудничества между девочками и мальчиками, желание принимать по­сильное участие в трудовых делах, свойственных полу.

Разработанная и апробированная нами педагогическая технология поз­воляет девочкам и мальчикам в усло­виях гетерогенной группы проявить ин­дивидуальные интересы, овладеть по­зицией субъекта в привлекательном, соответствующем полу виде деятельно­сти, оказывает положительное влияние на взаимоотношения детей в группе.

Важнейшим общественным институтом Тендерной социализации ребенка яв­ляется семья. Огромное влияние на его тендерную социализацию, индивидуаль­ный жизненный путь и возможности само­реализации оказыва­ют тендерные ожида­ния, установки, пред­ставления и стереоти­пы родителей.

Как показывают опросы, во многих, даже широко различа­ющихся культурах, ро­дители отдают пред­почтение рождению мальчика, причем от­цы называют предпо­чтительным появле­ние мальчика в два раза чаще, чем матери. Сразу после рождения девочки и мальчики начинают приобретать разный опыт как члены семьи и члены общества.

Родители по-разному реагируют на плач девочек и мальчиков. К мальчикам подходят не так быстро и успокаивают реже, давая возможность самостоятельно спра­виться с ситуацией, благодаря чему мальчи­ки учатся полагаться на себя, быть независи­мыми. Стиль же родительского воспитания в отношении девочек близок к гиперопеке.

Психологические особенности личности, ко­торые могут сформироваться в этом слу­чае, - пассивность, неуверенность в себе, необходимость в опоре и поддержке друго­го человека, внешний локус контроля.

Согласно исследованиям зарубежных ученых, в ожиданиях самостоятельности девочек и мальчиков в таких безопасных сферах деятельности, как уборка комнаты, складывание игрушек или одежды, роди­тели демонстрируют незначительные раз­личия, в то время как в сферах с достаточ­ной степенью риска их ожидания относи­тельно девочек и мальчиков существенно различаются. Родители позволяют мальчи­кам играть вдали от дома, ходить с поруче­ниями по соседству, переходить одним улицу, пользоваться острыми предметами в более раннем возрасте, чем это разре­шается девочкам. Родительские запреты и опасения могут ограничивать развитие чувства компетентности, исследователь­ского поведения у девочек, повышать уро­вень их конформизма и зависимости.

Способы родительской помощи мальчикам и девочкам в выполнении за­даний тоже различны. В ходе исследова­ний1 выяснилось, что девочкам родителям, склонны оказывать специфическую по­мощь в виде готового решения или прямой инструкции, тогда как мальчикам - неспе­цифическую. Родители верят в их успех, поддерживают и ориентируют на самосто­ятельное выполнение задания. Как следст­вие у мальчиков уровень мотивации до­стижения выше, чем у девочек.

Полотипичные игры и игрушки дево­чек (куклы, кухонная утварь, мягкие иг­рушки и др.) исподволь готовят их к мате­ринству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки со­трудничества. Полотипичные игры и иг­рушки мальчиков (строительные игры, транспорт, военные игрушки и др.) побуж­дают их к изобретательству, преобразова­нию окружающего мира, стимулируют не­зависимое, соревновательное поведение, формируют лидерские качества.

Попытайтесь отрефлексировать свои ожидания относительно ребенка, собственные представления и взгляды на тендерные роли с помощью предложенного материала и преду­предить возможные проблемы в будущем.

1. Обсудите в семье следующие вопросы:

Если у вас один ребенок, ответьте на вопрос, кого вы хотели, мальчика или де­вочку? Почему?

Как вы отнеслись к тому, что родился мальчик (девочка)? Соответствовал ли пол ребенка вашим ожиданиям?

3. Побеседуйте с дочерью/сыном: Тебе нравится быть девочкой/маль­чиком? Почему хорошо быть девочкой? Почему хорошо быть мальчиком?

Хочешь ли ты стать девочкой/маль­чиком? Почему?

На кого из героев мультфильмов ты хотела/хотел бы быть похожей/похожим? Почему?

Как ты думаешь, какой должна быть самая хорошая девочка? Каким должен быть самый хороший мальчик? Почему?

Проанализируйте ответы детей, если есть возможность, сравните ответы девочек и мальчиков. О чем говорят полученные ответы?

И все-таки, почему одни девочки маленькие принцессы, а другие – маленькие разбойницы? Неужели дело только в воспитании? Нет, очень многое зависит от характерологических особенностей ребенка, от его темперамента. Маленькими разбойницами очень часто бывают гиперактивные дети. Или демонстративные девочки, которым нравится привлекать к себе внимание, пусть даже отрицательное.

А бывает и просто авантюрный склад характера. Кроме того, очень многое зависит от примеров, которые дают ребенку. Девочки растущие в семьях, где есть старшие братья, часто подражают мальчикам. «мягкое побеждает твердое», - гласит старинная китайская пословица. И эта древняя мудрость сегодня кажется современной.


Полный текст материала Проблема полоролевой социализации дошкольников. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мустафина Елена Васильевна  Mustafina
14.05.2009 2 3527 6965

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК