Статья "Воспитание духовности и нравственности подрастающего поколения на уроках литературы"


Необходимостью времени  остро встал вопрос о воспитании духовности и нравственности подрастающего поколения.

Глубокий философский смысл заключен в словах Симеона Гордого, Московского князя XIV века: «А пишу вам се слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла, и душа бы не оскудела». И кто, как не учитель литературы, может помочь школьнику  найти духовно-нравственные идеалы, которые будут служить надежным и верным ориентиром в быстро меняющемся мире.

Остановлюсь на ключевых темах программного материала по литературе в 5 – 11 классах.

Огромную нравственную нагрузку несут  произведения устного народного творчества. Первого  января церковь отмечает день  памяти Ильи Муромца. Рассказываю о жизни и  обретении его  мощей. Странники наставляли Илью Муромца: «…., не убей в чистом поле христианина». И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет». 

Пословицы и поговорки передают  житейскую мудрость народа, программу поведения, нацеленную на сохранение самобытности и жизнестойкости народа, способ воспитания подрастающего поколения. Почитание старших: «Что отцу дашь, то дети вернут». Трудолюбие: «Маленькое дело лучше большого безделья». Ответственность: «Назвался груздем, полезай в кузов». Совестливость: « У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится». Отношение к ближнему: «Как аукнется, так и откликнется».  Пословицы  выразительны и образны, мысль их глубоко нравственна. 

Вся русская литература пропитана духом христианства, но древнерусская литература представляет собой неотъемлемую часть духовной жизни нации. Именно в ней отразилась история русского государства, жизнь, быт, мироощущение народа, его эстетические, этические, христианские и нравственные идеалы. Моя задача – помочь учащимся понять и осмыслить, что такое русский народ, где его корни, в чем заключается своеобразие русского национального характера, его высокой духовности, что он любил, ценил, воспевал, а что осуждал. Все это мы находим в «Повести  временных лет» (отрывки), «Сказании о Кожемяке», «Сказании о Белгородском киселе», «Поучении «Владимира Мономаха», «Повести о Петре и Февронии Муромских», Житиях Сергия Радонежского,  Аввакума, Александра Невского», «Слове о полку Игореве» «Сказании о Борисе и Глебе». К этим урокам я готовлюсь с особым чувством, осознавая их важность в  воспитании подростков. 

Особое воспитательное значение имеют притчи из Библии. Несмотря на прошедшие века, они не утратили своей нравственной глубины. Над ними хочется размышлять всякому человеку, чья душа трудолюбива, а разум пытлив. Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Господь говорил притчами для того, чтобы сделать слово Свое более выразительным, глубже напечатлеть его в памяти и сами дела представить глазам…» Евангельские притчи – это не просто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека. Над этим работаю при анализе повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», стихотворений в прозе И. С. Тургенева «Притча о милостыне» « Милостыня », «Без гнезда», «Нищий».  Письменные работы учащихся показывают, что темы, идеи притч  глубоко актуальны.

«Слово – ключ сердца»,- писал  Л.Н. Толстой. И кому, как не словеснику, помочь учащимся понять,  что значат слова в нашей жизни, увидеть, что слово – одно из величайших ценностей человека, почувствовать красоту и силу знакомых и новых для нас слов. Опыт показывает, что использование на уроках изречений, записанных на церковнославянском языке, в  старших классах помогает учащимся ответить на волнующие  нравственные и жизненные вопросы. Они охотно выбирают ранее обсуждавшиеся изречения в качестве эпиграфа к своим творческим работам. Ряд сочинений по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» сопровождались эпиграфами: «Не твори зла, и не постигнёт тя зло». «Уклонися от зла, и сотвори благо».

Большую работа провожу  по христианской нравственности и при изучении романов А.С.Пушкина» Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Л.Н.Толстой в романе» Война и мир» передает блаженные чувства героев. Чувство обновления, радости, когда Андрей видит преображенный весной старый дуб, и предсмертные мысли князя  «… я и теперь  испытываю это блаженное чувство». 

Повторяемость истории звучит в рассказ А.П.Чехова «Студент». Герой рассказывает случайным собеседницам о событии, происшедшем 19 веков назад в  Иерусалиме. «Прошлое, - думал он, - связано с настоящим  непрерывною цепью событий».  Рассуждаем:  почему?

Благомудрый святитель Феофан Затворник советовал: «Не оставляй мысль в голом виде, но обязательно облеки её в образ и доведи до чувства». Для этого в образовательном процессе использую современные социокультурные технологии обучения. На уроке «Лирическое в эпическом» в романе И. Шмелева «Лето Господне» от чтения лирических  отрывков  из глав  «Чистый понедельник»,  «Постный рынок», «Пасха», беседы по роману ( в трёх модальностях: вижу, слышу, чувствую), слов А.С. Пушкина для эпиграфа получаем  социокультурное  время: прошлое, настоящее, будущее.  Категории и ценности: любовь, Бог, добро, родной очаг, семья, родина (большая и малая)

Шмелеву категории и ценности передались через века. Будем знать историю страны, её культуру, то и своим де¬тям  сможем это  передать.

Интересной формой домашнего задания является написание письма И.Шмелеву. Оно итог философских размышлений.

Полезным и необходимым является только тот опыт, который побуждает стремиться к духовному обогащению, переосмыслению ценностей, прошлого опыта, и его связи с сегодняшним временем. Урок в 11 классе по теме: «Бытовой и социально-психологический фон романа» М. Шолохова «Тихий Дон». Присоединение происходит путем записи в тетрадь ассоциаций с названием «Тихий Дон». Затем анализируем эпиграф в 3-х модальностях. От эпиграфа переходим к Шолохову, человеку и писателю. А от Шолохова - к нам, сегодняшним читателям. Используя социокультурное время, делаем вывод, что ценности и категории: любовь, вера, надежда, семья, труд, согласие, родина… - опыт поколений. Я рада: при ранжировании нравственных качеств на 1 место ученики  поставили семью, любовь, честь. Урок-семинар в 11 класс «Да здравствует сердце матери!» Сквозная тема – образ матери. Анализируем  роман Горького «Мать»,  повесть Ч.Айтматова «Материнское поле», В.Закруткина «Матерь человеческая», М.Глушко «Мадонна с пайковым хлебом», В.Распутина «Прощание с Матерой», Библия (заповеди Христа), молитвы ко Пресвятой Богородице и песни Пресвятой Богородице. Работали группы. Вывод: Мать – близкий человек, мать женщина. Родина - мать. Большая ответственность быть сыном или дочерью, но и высокое предназначение.  «От всего сердца почитайте отца своего и матерь».  

Одной из составляющих литературного образования в школе считаю внеклассную работу. Составляя план внеклассных мероприятий, включаю материал по  краеведению, творческие встречи, посещение краеведческих музеев, памятников архитектуры, культуры, церкви, литературные места  г. Иркутск, Тальцы, Залари. Сама же паломником посетила Израиль, святые места Москвы, Петербурга, города Золотого кольца, Троице – Сергиеву лавру, лавру Александра Невского. 

Я считаю, что работа  с учениками по духовно  - нравственному воспитанию на уроках литературы  помогает моим ученикам занимать призовые места на  предметных  олимпиадах, научных конференциях в литературных конкурсах. В областных конкурсах сочинений: «Будущее – это мы» 1 место,  «Герой нашего времени» 2 место,  очерк «Повесть о настоящем леснике» 2 место,  за очерк «Любимый уголок природы» 1 место,  за очерк «Река моего детства» 1 место,3 место на научно – практической конференции « Традиции православия в селе Троицк Заларинского района», сочинения о войне 1 место.    

Каждая травинка, каждый цветочек тянется к свету и солнцу. Так и каждая душа, едва появившись,  стремиться к добру, свету, любви. А я, как учитель русского языка и литературы, обязана помочь своим детям увидеть, услышать, почувствовать это добро, свет, любовь.


Полный текст материала Статья "Воспитание духовности и нравственности подрастающего поколения на уроках литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рудая Валентина Андреевна  Публикатор
11.08.2020 0 1114 231

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК