Пособие "Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках физики"
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
-
Фёдорова Надежда Яковлевна, учитель физики
Великий Новгород
2021 год
Содержание
Введение |
3 |
Глава I. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы 1.1 Общая характеристика естественнонаучной грамотности и заданий по ее оцениванию 1.2 Компетенции и умения, характеризующие естественнонаучную грамотность |
4
4
5 |
1.3 Типы научного знания для заданий по формированию естественнонаучной грамотности |
6 |
1.4 Контексты заданий для формирования естественнонаучной грамотности |
6 |
1.5 Познавательные уровни заданий для формирования естественнонаучной грамотности 1.6 Естественнонаучная грамотность и ФГОС основного общего образования |
7
7 |
Глава II. Задания для формирования естественнонаучной грамотности учащихся 7 класса |
9 |
2.1 Задания по теме «Введение» 2.2 Задания по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» 2.3 Задания по теме «Взаимодействие тел» 2.4 Задания по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
9 12 19 25 |
2.5 Задания по теме «Работа и мощность. Энергия» |
39 |
Глава III. Задания для формирования естественнонаучной грамотности учащихся 8 класса |
48 |
3.1 Задания по теме «Тепловые явления» |
48 |
3.2 Задания по теме «Электрические явления» |
70 |
3.3 Задания по теме «Световые явления» |
73 |
Глава IV. Задания для формирования естественнонаучной грамотности учащихся учащихся 9 класса 4.1 Задания по теме «Законы взаимодействия и движения тел» |
80 80 |
4.2Задания по теме «Механические колебания и волны. Звук» |
84 |
4.3. Задания по теме «Электромагнитное поле» 4.4. Задания по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» |
90
100 |
Заключение |
104 |
Список литературы |
105 |
Введение
Данная методическая разработка «Формирование естественнонаучной грамотности учащихся на уроках физики» нацелена на формирование функциональной грамотности учащихся в области естествознания, т.е. способности обучающихся использовать естественнонаучные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Цель данного пособия - привлечь внимание учителей и учащихся к новому и интересному виду практических заданий в формате PISA, помочь им применить уже полученные знания в курсе физики, развить логическое мышление, дать занимательный материал для урочной и внеурочной деятельности.
Задания в формате PISA позволяют учителю решить одновременно несколько задач:
-
оценить уровень развития читательской компетенции учащихся, т.е насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и извлечь из него необходимую информацию;
-
оценить уровень предметных знаний и умений;
-
оценить уровень развития общеучебных умений и навыков;
-
оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире, т.е. результативно действовать в нестандартных ситуациях;
-
формировать познавательный интерес через развитие исследовательской компетенции
Полученные при решении заданий умения позволят учащимся научиться видеть проблему, которую можно решить с помощью естественнонаучных методов, и получить выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека.
Для удобства использования пособия задания систематизированы в соответствии с программой курса физики основной школы, ко всем заданиям приведены ответы.
Глава I. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы
Естественнонаучная грамотностьопределяется как основная цель школьного естественнонаучного образования и отражает способностьчеловекаприменятьестественнонаучныезнанияиумениявреальныхжизненныхситуациях,втомчислевслучаяхобсужденияобщественнозначимых вопросов, связанных с практическими применениями достиженийестественных наук.
Существенную роль в оценке качества российского образования играютмеждународные сравнительные исследования, результаты которых позволяютвыявитьособенностиподготовкироссийскихшкольниковпосравнениюсошкольникамидругихстранвчастиовладенияважнымиипризнаннымина международномуровне компетенциями. Результаты15-летнихроссийскихшкольниковвмеждународномисследовании PISA-2015 свидетельствуют о среднем невысоком уровнеестественнонаучной грамотности учащихся. Но даже больше, чем невысокое место России в рейтингестран,настораживаеттотфакт,чтоэтирезультатынедемонстрируютникакогопрогрессанапротяжениивсехцикловисследованияPISA,начинаяс2000года,вотличие,например,отматематическойичитательскойграмотности.
Таким образом, перед российским образованием стоит задачаповышения уровня естественнонаучной грамотности российских учащихся, а значит, и соответствующеймодернизациисодержанияиметодовобучениявобластиестественнонаучногообразования.Необходимостьрешенияэтойзадачивытекаеттакжеизмайских(2018 г.) указов Президента Российской Федерации, согласно которым нашастранак2024г.должнавойтивдесяткуведущихстранмира,лидирующихпокачествуобщегообразования.
1.1 Общая характеристика естественнонаучной грамотности и заданий по ее оцениванию
Оценивание естественнонаучной грамотности учащихся в исследовании PISA основывается на следующем определении этого понятия:
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующихкомпетенций: научно объяснятьявления; понимать особенности естественнонаучногоисследования; научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.
Изприведенноговышеопределениявытекаюттребованиякзаданиямпооцениванию естественнонаучной грамотности. Они должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетентностей и при этом основываться на реальных жизненныхситуациях.Именнотакиезадания,объединенныевтематическиеблоки,составляют измерительный инструментарий PISA. Типичный блок заданийвключает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией. Приэтомкаждоеиззаданийклассифицируетсяпоследующим категориям:
-
компетенция,наоцениваниекоторойнаправленозадание;
-
типестественнонаучногознания,затрагиваемыйвзадании;
-
контекст;
-
познавательный уровень (или степень трудности) задания.
1.2 Компетенции и умения, характеризующие естественнонаучную грамотность
Каждая из трех компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, включает в себя набор конкретных умений, на проверку которых может быть непосредственно направлен вопрос задания. Эти умения можно рассматривать как базовый набор действий, которые способен выполнять научно грамотный человек. Ниже я приведу детализацию тех компетенций, которые оцениваются в исследованииPISA.
Компетенция: научное объяснение явлений – распознавание, выдвижение и оценка объяснений для природных и техногенных явлений, что включает способности:
-
Вспомнить и применить соответствующие естественнонаучныезнания;
-
Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления;
-
Сделать и подтвердить соответствующиепрогнозы;
-
Предложить объяснительныегипотезы;
-
Объяснить потенциальные применения естественнонаучного знания для общества.
Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования - описание и оценка научных исследований, предложение научных способов решения вопросов, что включает способности:
-
Распознавать вопрос, исследуемый в данной естественнонаучнойработе;
-
Различать вопросы, которые возможно естественнонаучноисследовать;
-
Предложить способ научного исследования данноговопроса;
-
Оценить с научной точки зрения предлагаемые способы изучения данноговопроса;
-
Описать и оценить способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверностьобъяснений.
Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов - анализ и оценка научной информации, утверждений и аргументов и получение выводов, что включает способности:
-
Преобразовать одну форму представления данных вдругую;
-
Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
-
Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах;
-
Отличать аргументы, которые основаны на научных доказательствах, от аргументов, основанных на другихсоображениях;
-
Оценивать научные аргументы и доказательства из различных источников (например, газета, интернет,журналы)
1.3 Типы научного знания для заданий по формированию естественнонаучной грамотности
Каждая из компетенций, оцениваемых в задании, может демонстрироваться на материале научного знания трех следующих типов:
-
Содержательное знание - знание научного содержания, относящегося к к физическимсистемам (физика и химия), живым системам (биология) и наукам о Земле и Вселенной(география,геология, астрономия).
-
Процедурное знание - знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также стандартных исследовательскихпроцедур.
-
Эпистемологическое знание - знание о том, как наши научные представлениястановятся следствием нашего понимания возможностей научных методов исследования,их обоснования,атакжесмыслатакихпонятий, кактеория,гипотезаинаблюдение.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фёдорова Надежда Яковлевна
→ Публикатор 08.06.2021 0 10581 1502 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.