Статья "Интеграция дистанционного и очного обучения"
Интеграция дистанционного и очного обучения.
Иванова О.К., Нахшина В.В.
На сегодняшний день сетевое дистанционное обучение (ДО) развивается быстрыми темпами за счет огромного скачка вперед в развитии глобальной сети Интернет и сложившейся ситуации с распространением Covid-19 во всем мире.
Это привело к коренным изменениям в различных сферах жизнедеятельности человека с учетом происходящей глобальной информатизации. Одной из таких сфер деятельности является область образования, в целом. Проблемы организации учебного процесса в школах и вузах и возможные пути их решения находят свое отражение в так называемых национальных программах развития образования. Также значительную роль здесь сыграла пандемия и дала неплохой толчок для развития ДО.
Таким образом, школы и учебные заведения призваны предоставить возможность различным категориям граждан обучаться по основным и дополнительным образовательным программам в наиболее доступной и приемлемой для них форме. Реализации этой возможности способствует широкое распространение и внедрение в учебный процесс информационно-телекоммуникационной сети Интернет, ставшей основой современного ДО. Право школ и вузов на использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в ходе профессиональной подготовки учеников и студентов оговорено соответствующими законодательными актами.
Дистанционное обучение в школе и в вузе практически ничем не отличаются. В школе для этого нужен лишь электронный журнал. Там есть возможность вести переписку с учителями и высылать им файлы. Школьники выполняют задания дома, высылают их в виде файла учителю, а тот проверяет и выставляет оценки. Что касается нового материала, то просто будут указаны параграфы или прикреплен какой-либо материал, в том числе и с ссылками, для изучения. Ученики могут использовать общедоступные электронные ресурсы для продолжения дистанционного образования, такие как образовательный канал «Учимся вместе», сервис «Яндекс. Эфир», ресурс "Российская электронная школа". С помощью таких ресурсов обучение можно упростить еще больше. Учителя просто будут говорить какое задание выполнить и какой видео-урок просмотреть.
Использование дистанционного обучения в начальной школе отчетливо показало, во-первых, что оно не может быть использовано в работе с младшими школьниками как основной вид обучения. Его применение возможно только в чрезвычайных ситуациях как вынужденная мера, обусловленная тем, что дети не могут посещать школу, ограничены личные контакты ребенка с учителем.
Использование информационных технологий обучения расширило возможности будущих выпускников школ. Возможность подготовки к ЕГЭ, обучаясь одновременно в школе и на специализированных курсах не только в других школах, но и в вузах, имеющих виртуальные лаборатории и симуляционные центры по направлению подготовки учащегося и с отдельными репетиторами, имеющими большой опыт в подготовке школьников к экзаменам. [1].
Информирование родителей об учебных достижениях ребенка происходит средствами ведения электронных дневников. Обучающие и их родители могут посмотреть задания для домашнего выполнения на школьном сайте, а также получить консультации и пояснения учителя посредством компьютерных телекоммуникационных средств. Учитель имеет возможность оценить деятельность учеников и эталоны ответов опубликовать на школьном сайте.
Педагогические советы и онлайн-планерки проводились на платформе Zoom в режиме видеоконференций, что позволяло более детально обсудить нужную информацию.
Таким образом, средства дистанционного обучения позволяют расширить образовательное пространство школы.
С целью приобщения преподавателей и студентов к общемировой практике ведения дистанционных занятий было принято решение о разработке и внедрении в учебный процесс собственных дистанционных курсов на базе свободно распространяемой системы система управления обучением с первоначальной апробацией на студентах очной формы обучения, например, Moodle.
Предварительный этап внедрения ДОТ был связан с ознакомлением профессорско-преподавательского состава с методологией разработки дистанционных курсов в среде Moodle.
При поддержке международного проекта Tempus WETEN в 2010 году был разработан курс «Методология использования ИКТ в ВУЗах», в рамках которого были переподготовлены около 80 университетских преподавателей. На нынешний день на данную тему ведутся исследования в рамках двух научных проектов:
a) изучение дидактических стратегий применения метода научного исследования в виртуальных средах активного обучения;
b) методологии непрерывной подготовки преподавателей математики и информатики при помощи информационных технологий [9].
Для теоретического ознакомления преподавателей и студентов с вопросами использования дистанционных образовательных технологий был создан отдельный спецкурс «Дистанционные образовательные технологии в профессиональной деятельности», который также был размещен в системах ДО.
По итогам работы профессорско-преподавательского состава и студентов нескольких ВУЗов за период 2013-2020 гг. были разработаны и размещены на официальном сайте университета 23 учебных курса, созданных по наиболее распространенным требованиям к объектам такого вида. В частности, каждый курс содержит:
– общие сведения о курсе (название и авторы разработки);
– аннотацию, способствующую формированию у обучающихся общего представления о рассматриваемом учебном материале;
– программу курса с указанием модулей и лекций к ним;
– методические рекомендации по работе с курсом (руководство по изучению курса, план-график учебного процесса и т.п.);
– материалы для изучения, среди которых электронные лекции, электронные презентации, аудио- и видеолекции, ссылки на интернет-ресурсы, подборки статей и выдержек из учебников по рассматриваемой теме;
– материалы для организации практических занятий (практические и лабораторные работы, семинарские занятия);
– контрольно-измерительные материалы: вопросы и тесты для самостоятельной подготовки, темы эссе, рефератов, курсовых работ/проектов, промежуточные тесты, вопросы к зачету/экзамену;
– глоссарий, в котором собраны и раскрыты основные термины предметной области;
– список рекомендуемых источников информации, состоящий из основной и дополнительной литературы, а также ссылок на соответствующие Интернет-ресурсы.
На курсы было подписано более 600 студентов, из которых около 80% успешно их завершили.
Практика использования дистанционных курсов обучения при организации очной формы обучения позволила выявить ряд положительных моментов:
– все необходимые для изучения отдельной дисциплины, а также для подготовки к итоговому контролю материалы находятся в свободном доступе зарегистрированных студентов, что, в свою очередь, позволило снизить организационную нагрузку учебно-вспомогательного персонала кафедр;
– возможность самостоятельного изучения и проверки уровня приобретенных знаний позволило студентам, пропустившим занятия, своевременно восполнять возникшие учебные пробелы;
– в отдельных случаях появилась возможность проводить занятия по методике «перевернутого урока» (студенты заблаговременно знакомились с теоретическим материалом, а на аудиторных занятиях осуществлялось практическое рассмотрение актуальных проблем с использованием полученных знаний), что повышает процент занятий с использованием интерактивного взаимодействия.
Учитывая сложность организации устного и письменного опроса студентов в условиях дистанционного обучения, контроль знаний был организован посредством тестирования, возможности которого в формате оболочки Moodle крайне широки: используются вопросы с множественным выбором, на соответствие, верно/неверно, краткий ответ, эссе и др. Технические возможности позволяют в формулировку вопросов вводить изображение, аудиоили видеосюжет. В процессе работы по организации текущей аттестации преподаватель формирует значительную базу тестов, из которой случайным порядком выбирается необходимое количество для промежуточного контроля. Преподаватель может устанавливать время прохождения тестирования, начало работы, количество попыток.
Я считаю, что полученный опыт по внедрению дистанционных образовательных технологий в учебный процесс школ и вузов по очной форме обучения является положительным. Разработанные курсы и практика ведения занятий с их использованием подают хороший пример и дают стимул к дальнейшим аналогичным разработкам. Так, в ВУЗах в стадии разработки находятся еще около 30 дистанционных курсов, размещение которых в системе ДО ожидается в ближайшее время.
Список использованной литературы
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования в России на 2016-2020 годы: Распоряжение от 29 декабря 2014 г. № 2765-р, Москва.
2. Балан Л.А., Горелова О.П. Дистанционное обучение сегодня: сферы применения и интеграторы. Рыбница, 2012. С. 195-198.
4. Максимов П. В. Пути реализации образовательных технологий с применением инфокоммуникационных технологий и дистанционных форм обучения в региональных вузах. В 6 ч. Ч. 4. – Тамбов, 2011. – С. 94–95.
5. Канаво В. Достоинства и недостатки дистанционного обучения через интернет // Бизнес образование в России.
6. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2003. – С. 68-70.
7. Орлова Е. Р., Кошкина Е. Н. Проблемы развития дистанционного обучения в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013: 23 (212). С. 12—20.
8. . Малышкина В. И. Технологии дистанционного обучения URL: http://multiurok.ru/files/start-ia-tiekhnologhii-distantsionnogho-obuchieni-l. html (дата обращения: 02.01.2021).
9. Гаджиева П. Д., Курбанов М. А. Методика использования нормативно-правовых документов в повышении правовой культуры учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 276—277.
10. Ломовцева Н. В. Контроль учебной деятельности в дистанционном обучении // Экономика образования. 2009. № 2. С. 93—94.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нахшина В.В., Иванова О.К.
→ Публикатор 20.06.2022 0 573 95 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.