Статья на тему: "Здоровьесберегающие технологии - путь развития современной школы"
Симонова Е.В. – учитель русского
языка и литературы, соцпедагог
МОУ СОШ № 96
г. Воронеж
Здоровьесберегающие технологии – магистральный путь развития образования.
Состояние здоровья детей в большинстве регионов России расценивается специалистами как неблагоприятное. Особенно тревожным в этом отношении считается период обучения в школе, когда число здоровых детей уменьшается в 4 раза, а к 11 кл. их количество не превышает 10%.
Сегодня общепризнанным фактом влияния на физическое и психическое здоровье является система образования.
Школа призвана давать детям не только предметные знания и растить их психически и физически здоровыми, но и формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни. Образовательная среда во многом определяет характер поведения человека.
Организация межпрофессионального взаимодействия участников образовательного процесса: педагог, психолог, медик являются определяющим условием успешности и слаженности действий всех школьных специалистов.
Непрерывность системы здоровьесберегающего образования позволяет решать вопросы сохранения и укрепления здоровья на всех этапах становления и взросления ребёнка. В этом задача преемственности.
Для создания системы непрерывного здоровьесберегающего образования и воспитания возможно решение следующих задач:
СЛАЙД
- разработка и внедрение в практику работы ОУ модели здоровьесберегающей системы организации образовательного процесса;
- внедрение системы валеологического мониторинга психофизиологического здоровья школьников;
- обеспечение благоприятных для здоровья всех участников ОП условий путём соответствующего благоустройства школьных помещений и улучшения экологической обстановки в школе и т.д.
СЛАЙД
Системообразующим фактором может выступить модульная система организации деятельности, обеспечивающая интеграцию всех структурных подразделений ОУ:
- модуль «Образовательный»: реализация содержательно-деятельностного подхода к организации здоровьесберегающей системы образования.
- модуль «Воспитательный» - разработка системы внеурочной деятельности по реформированию культуры здоровья учащихся на основе взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.
- модуль «Диагностический» - разработка системы мониторинговой деятельности по контролю за сохранением и развитием здоровья учащихся.
- модуль «Физическая культура» - формирование мотивированного отношения к регулярным занятиям физическими упражнениями, оптимальной физической двигательной деятельности в учебном процессе.
- модуль «Психологическое сопровождение» - создание системы взаимоотношений участников ОП, способствующей формированию ЗОЖ, создание зоны эффективного общения.
- модуль «Здоровьесберегающая среда» - создание материально-технической базы, направленной на формирование ЗОЖ и рационального использования её в ОП.
СЛАЙД
Задача администрации школы:
- формирование у педагогов потребности в изменении школьных стереотипов взаимоотношений с учениками и процесса обучения в соответствии с валеокультурой.
Создание в школе здоровьесберегающего ОП позволяет реализовать основные валеологические принципы (принцип сохранения, укрепления и формирования здоровья) в практической деятельности по следующим направлениям:
- создание охранительного педагогического режима обучения;
- организация оздоровительно-профилактических мероприятий;
- реализация государственного образовательного стандарта.
Каждое из перечисленных направлений может включать в себя:
- психологическое сопровождение;
- работу с педагогами;
- взаимодействие с родителями.
Особо хочется сказать и об учителе. На сегодня во многоих образовательных учреждениях стоит проблема эффективности деятельности учителя, но нужно всё-таки признать, что очень трудно повысить эффективность деятельности педагога, так как «деятельность» вкупе с общеизвестной спецификой профессии учителя, возложенной на него моральной ответственностью, довольно низким уровнем материального стимулирования и ведёт к подверженности учителей эмоциональному выгоранию, к возникновению психологических перегрузок. Учителя в силу высокой нагрузки (физической и психологической) оказываются не в состоянии уделять должное внимание оценке своего труда и выбирают путь наименьшего сопротивления: экономия эмоций, упрощения профессиональных обязанностей, раздражение и вспыльчивость. Необходимо организовать деятельность по оптимизации психологических условий профессиональной деятельности педагогов (решение конфликтных и проблемных ситуаций).
СЛАЙД
В связи с этим особо хочу остановиться на основных направлениях профилактики эмоционального выгорания педагогов. Что такое эмоциональное выгорание? Это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие воздействия продолжительных профессиональных напряжений средней интенсивности у людей коммуникативных профессий. Явление «выгорания» замечено и исследовано у менеджеров, социальных работников, врачей, педагогов, т.е.у людей, которым в процессе работы приходиться много общаться.
Конфликты, адаптация к большому количеству различных собеседников в короткое время, необходимость держать под контролем свои чувства – эти и другие коммуникативные процессы вызывают у людей стрессы различной интенсивности. Стрессы постепенно накапливаются. Когда «копилка стрессов» полностью наполняется, у человека наступает эмоциональное, или психическое, выгорание.
Основная составляющая «выгорания» - эмоциональное истощение. Оно проявляется в общем снижении эмоционального фона или появлении эмоциональной усталости и равнодушия. Эмоциональный мир человека наполняется такими чувствами, как незащищённость, подавленность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределённых неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.
Отношения с другими людьми становятся напряжёнными. Оценки окружающих приобретают особенное значение. Негативные воспринимаются болезненно остро. Нередко приходят мысли о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения, недостаточной оценённости руководством, коллегами. Болезненно переживаются не только неудачи, но и невозможность абсолютного первенства среди окружающих. В то же время сам человек может осуждать, а иногда и открыто критиковать коллег, администрацию, родителей и учеников.
Понятно, что описанная эмоциональная и личностная деформация снижает эффективность профессиональной деятельности педагогов. Они становятся вспыльчивыми, обидчивыми, напряжёнными. Нередко повышается конкурентность и стремление получить публичное социальное признание. Иногда какой-то мелочи бывает достаточно, чтобы человек потерял контроль над собой и «выдал» резкую эмоциональную вспышку.
Получается, что к тому времени, когда педагоги накапливают достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастают и уход за ними требует меньшего времени, чем раньше, и можно ожидать резкого подъёма в профессиональной сфере, нередко наблюдается противоположное явление. Именно поэтому необходимо знать, кто из учителей в первую очередь подвержен эмоциональному выгоранию, а также основные направления его профилактики.
Фактором риска можно считать слабый тип нервной системы. Ему соответствует низкая способность выдерживать сильное возбуждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения. Кроме того, есть повышенная вероятность психосоматического реагирования на стрессовые ситуации.
Поскольку эмоциональное выгорание «расшатывает» самооценку человека, важнейшим личностным фактором риска можно назвать сниженную или нестабильную самооценку. Внешне это чаще всего не заметно, поскольку человек это тщательно скрывает и, наоборот, иногда ведёт себя как человек с неадекватно завышенной самооценкой. Снижение результатов труда даже по объективным причинам может вызвать неадекватную реакцию – от ухода в себя и свои депрессивные переживания до активного поиска виноватого и резких агрессивных вспышек в его адрес.
СЛАЙД
Поэтому для таких людей ситуации социального сравнения – стрессогенные. К примеру, сравнение результатов его учеников с другими будет болезненным. Огромным испытанием станет открытый урок или публичное выступление.
Следующая особенность, которую можно назвать «открытой дверью» в эмоциональное выгорание, - склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Любая ситуация, когда есть необходимость выйти из привычной роли, проявить себя неформально, например, поучаствовать в каком-либо тренинге, вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии.
Как правило, эти люди с трудом перестраивают свои жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому редко могут справиться с проблемой «эмоционального выгорания» самостоятельно. И последующим этапом её развития может стать появление тех или иных психосоматических заболеваний.
Среди причин появления эмоционального выгорания нельзя не учитывать влияние социально-культурных факторов. Исследования свидетельствуют, что уровень эмоционального выгорания у людей, работающих в коммуникативных профессиях, всегда повышается в ситуациях социально-экономической нестабильности.
Современную жизнь вряд ли можно назвать стабильной. В условиях экономических изменений целесообразно сделать особый акцент на программы профилактики эмоционального выгорания педагогов и привлечь к их реализации руководство школы, психологов и социальных работников.
СЛАЙД
Как организовать профилактику эмоционального выгорания в школе?
Как сделать так, чтобы высококвалифицированные педагоги продолжали развиваться личностно и профессионально? Можно выделить три основных направления работы в этом плане.
Первое – административно-управленческое, в основе которого использование определённого стиля управления коллективом, то есть преобладающий способ воздействия руководителя на коллектив. Существует много типологий стиля управления. Для наших целей удобно опираться на выделенные К.Левиным три основных стиля: авторитарный, демократический, нейтральный. В чём же разница между ними?
СЛАЙД
Авторитарный стиль отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчинёнными.
Демократический стиль, в отличие от авторитарного, предполагает следующее. Предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям. Привлечение их к таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений. Создание необходимых для выполнения работы предпосылок и справедливая оценка их усилий. Уважение к людям и забота об их потребностях, поощрение инициативы и творческой активности. Забота об информированности подчинённых, умение считаться с мнениями и советами подчинённых.
Либеральный стиль – невмешивающийся. Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью руководителя и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения и за последствия, когда они неблагоприятны, осторожность в делах, решениях, неуверенность в своей компетентности и в своём положении, непоследовательность в действиях. Такой руководитель легко поддаётся влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряться с ними. Во взаимоотношениях с подчинёнными вежлив и доброжелателен, помогает в решении их проблем.
Авторитарный стиль можно условно назвать мужским, либеральный – женским, демократичный сочетает в себе то и другое. Наиболее приемлемым можно назвать демократический стиль, который и предоставит педагогам эмоциональную поддержку и создаст им предсказуемую, понятную среду. Поэтому важно, чтобы руководитель демократического стиля постоянно и обстоятельно, с полной откровенностью информировал подчинённых о состоянии дел и перспективах развития коллектива.
СЛАЙД
Второе направление можно назвать социально-коммуникативным. Оно основывается на необходимости создания в школе механизма социальной поддержки педагогов. В чём будет проявляться социальная поддержка в школе?
Это наличие близких неформальных связей и возможность рассчитывать на чью-то помощь в трудной ситуации;
Наличие межличностного доверия как между коллегами, так и к администрации;
Преобладание сотрудничества над конкуренцией;
Высокий уровень взаимоуважения;
Социальная сплочённость, т.е. наличие чувства «Мы – школа».
Третье направление профилактической работы – информационное, то есть информирование педагогов о том, что такая проблема существует и вызвана она объективными причинами – работой в сфере «человек - человек».
Мы кратко обозначили основные направления профилактической работы с педагогами. Безусловно, в каждой школе уже есть свои наработки, хотя они не всегда осознаются как содействующие профилактике эмоционального выгорания.
СЛАЙД
Но главное условие успеха, «звезда на новогодней ёлке» профилактической работы – актуализация оптимистической позиции администрации, педагогов и всех сотрудников школы. Оптимизм повышает «энергетику жизни», позволяет преодолевать неудачи, повышает самооценку. А это именно то, что нужно всем педагогам.
СЛАЙД
На странице приведен фрагмент.
Автор: Симонова Елена Владимировна
→ eleha036 11.12.2010 15 11417 2791 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы