Эссе «Забота о престиже профессии учителя – забота о будущем страны»
Эссе
«Забота о престиже профессии учителя – забота о будущем страны».
«Кто есть первый воспитатель молодёжи нашей? Учитель. Учитель! Слово – то какое! … В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель – это первый человек, будущее наших детей, нашего народа – в руках учителя, в его золотом сердце».
А.Фадеев.
«Нам всем необходимо больше заботиться об учителе, о его жизни и быте. Забота об учителе – это каждый раз забота по крайней мере о тех сорока граждан, которые учитель изо дня в день воспитывает в классах».
В. Марецкая.
Учитель. Как много скрыто в этом слове! Словари дают разные толкования этому званию – «Учитель – тот, кто обучает чему – нибудь, преподаватель», «тот, кто является высоким авторитетом в какой-нибудь области, имеет последователей, учеников». В.И. Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», пишет, что учитель – это наставник, обучатель.
Всё в жизни начинается со школы, в школе же всё начинается с учителя. Вот почему рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего замечательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, по праву стоит имя учителя, который помог им открыть своё призвание, научил любить труд, Родину, сформулировал черты мужественных и честных людей.
Учительская профессия гумманистична. Труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу человека. Голова успеет поседеть, пока учитель сможет увидеть реальные плоды своего великого, благородного труда в дне завтрашнем. Но учитель учит, пока живёт, и живёт, пока учит. Великое множество людей, воспитанных им, до конца дней своих благодарны ему за прекрасные часы своей жизни – часы ученичества.
Есть в школе уроки математики, русского языка, химии, астрономии. Не значатся в расписании уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Но учитель учит всёму этому своих питомцев ежеминутно, ежечасно, повседневно каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, слушать, одеваться, тем, какой он в гневе и покое, в радости и печали. Он непрерывно воспитывает детей, людей всём своим обликом и поведением.
Звание учителя во всё времена считалось почётным, поэтому его труд всегда был подвижническим, творческим. Ведь этот человек открывает своим ученикам двери в мир знаний, наставляет их, учит их, как жить. Неслучайно, если хотят отметить в ком-нибудь такие качества в превосходной степени, о нём пишут с большой буквы – Учитель.
В стихотворении «19 октября» (1825 г.) А.С. Пушкин отдал дань уважения своим лицейским наставникам:
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Школа – это Дом, где стены – педагоги, фундамент – дети, а крыша – педагогические технологии. Если «стены» прочные, из хорошего материала, если не течёт «крыша», то школа становится Домом, где отогревают сердца. И тогда лучшей в мире дорогой для детей становится дорога в школу. А ещё говорят, что в родном доме и стены помогают, поэтому повышение уровня значимости профессии учителя зависит и от самого учителя – педагога – воспитателя, тем более, что ребенок – это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности.
Горжусь я и мучусь –
В руках у меня
Находится участь
Грядущего дня.
Велика роль педагога, но престиж невысок. Чтобы повысился уровень значимости профессии учителя нужно не ждать каких –то изменений извне, а менять и меняться самому. Каждый человек способен изменить себя. На вопрос «Что делать?» из романа Н.Г. Чернышевского и из ленинских статей ответа не найдешь.
А теперь настало время, и о престиже учителя задумались в государственном масштабе.
В марте 2009 года президент РФ подписал указ о проведении в России Года учителя в 2010 году. Все учителя ломали голову: что год грядущий нам готовит? В своем послании Федеральному Собранию президент дал ответ: «…систему педагогического образования ждёт серьёзная модернизация». Насторожиться или радоваться? А вдруг …
… И вот этот год наступил.
21 января 2010 года Президент Дмитрий Медведев дал официальный старт Году учителя в России. Торжественная церемония открытия проходила в Санкт –Петербурге в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена.
На первой Педагогической ассамблее, на которой открывали Год учителя в России, президент сказал: «Это не только дань уважения благородному учительскому труду. Рассчитываем, что 2010 год станет годом начала серьёзной модернизации отечественного образования, годом позитивных перемен». Какие перемены нас ожидают?
Они коснутся проблем современного учительства и подготовки преподавателей, то есть должно произойти реформирование системы педагогических кадров в РФ.
Торжественная церемония открытия Года учителя в Республике Татарстан состоялась 15 января 2010 года в КРК «Пирамида». Президент республики Минтимер Шаймиев выразил уверенность, что положение учителя в обществе должно стать доминирующим, статус учителя должен быть первостепенным.
И разработанные 5 проектов, о которых рассказал Минтимер Шарипович, и конкурсы среди студентов и учителей школы, и многие другие мероприятия направлены на поднятие престижа профессии учителя и раскрытие творческого потенциала.
«Никакая самая современная техника не заменит ученикам хорошего учителя. Его роль в школе гораздо больше, чем всего остального, она – главная», - красной нитью прошли эти слова министра образования через новую «Стратегию…». Претворяя её в жизнь, министерство образования и науки РТ намерено привлекать в школы хороших педагогов.
Любой эффективный образовательный процесс должен быть направлен на действие, ибо знания бессмысленны без практического применения! Как сказал Мефистофель Фаусту: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленее». Знания нужны, но только через действие формируются их понимание, а также необходимые для человека навыки, умения, автоматизмы, мировоззрение, увеличивается творческий потенциал, которые необходимы для достижения человеком поставленных им цели.
Поэтому настоящее образование заключается не в заучивании информации, а в системе практических задач, через которые человек усваивает необходимые знания и вырабатывает соответствующие навыки. Настоящий учитель строит систему задач так, чтобы их разрешение приводило к нужному результату.
Всем очевидно, что молодые перспективные кадры пойдут в школу лишь тогда, когда работать в ней станет не только престижно, но и прибыльно. Поэтому ключевой программой в рамках «Стратегии…» станет программа «Наш новый учитель». Она направлена на привлечение в школы талантливых выпускников вузов, им обещан социальный пакет и ряд привилегий: зарплата выше средней по отрасли, получение жилья по программе социальной ипотеки, обеспечение всеми методическими и техническими материалами.
Параллельно с программой «Наш новый учитель» будет запущен проект «Наш действующий учитель». Участникам этой программы будут предложены те же привилегии, что и «новым учителям». Но желающие получить поощрение сначала должны будут доказать свою профессиональную состоятельность, выдержав серьёзный конкурс.
Однако, несмотря на все трудности, никто не собирается оставлять преподавательскую деятельность, так как на другой стезе себя просто не видит.
Итак, Год учителя начался.
Он, как и любой новый год, несёт новые радости. Да. Да! Нам всегда нужно жить с верой в лучшее! Мы верим, что после невыученных уроков обязательно будут успехи и хорошие оценки. Мы также верим, что добро обязательно победит зло и что любовь – это самое сильное, красивое и исцеляющее чувство на земле. А ещё мы, учителя, верим в хороших, честных и добрых людей, верим в чудеса. Ведь учитель не имеет права быть бескрылым, его крылья – творчество, источник вдохновения – дети, их загоревшиеся глаза. Он несёт свет Любви, душевного Тепла, Истины, Знаний. Идти к ученику, идти от ученика, и вновь возвращаться, в сущности, не уходя от него, возвращаться к ученику прежнему и одновременно другому – основа Человеческого образования. Эту мысль ещё раз хочется подтвердить словами Д. Лихачёва: «Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет. И только она – эта любовь – может стать нравственной основой созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве. Поэтому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век».
Да, будущее всегда интересовало, будоражило умы и учёных, и писателей.
В одном фантастическом романе утверждается, что место учителя в обществе Будущего, мера уважения к нему, суть его будут определяться формулой из трех прописных «Т»: Труд, Творчество, Талант.
Во всём мне хочется дойти до самой сути
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сагирова Ляйсан Фоатовна
→ batman7605 25.01.2011 8 5170 717 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.