Конспект урока литературы " И. Тургенев. Стихотворения в прозе"; 7 класс
Технологическая карта урока литературы
Класс 7
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема урока. И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»
Цель урока. Знакомство с понятием « стихотворения в прозе», с идейно-художественными особенностями «Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева; обучение навыкам самостоятельного анализа художественного произведения.
Планируемые результаты обучения (УУД):
1) предметные:
- умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику;
-умение делать анализ художественного текста, используя авторский текст.
2) познавательные: уметь осмысленно слушать и читать художественный текст и объяснять значение прочитанного; уметь строить устное высказывание; уметь самостоятельно делать выводы;
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы;
умение пользоваться смысловым чтением художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
3) регулятивные:
определять цель учебной деятельности;
оценивать результаты деятельности (своей и чужой)
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; уметь планировать алгоритм ответа;
4) коммуникативные:
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
строить монологические высказывания;
умение работать индивидуально и в группе
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
умение корректировать свои действия в соответствии с планируемым результатом
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.
5) личностные:
формирование уважения к литературе;
формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов,
формирования границ собственного знания и незнания.
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Учебно-методический комплекс.
1) Источники информации: Литература. «Программы для общеобразовательных учреждений», автор Г.И. Беленький, Учебник: Литература для 7 класса в 2 частях,
под редакцией: Г.И. Беленького, толковый словарь С. Ожегова, краткий словарь литературных терминов Н. Мещеряковой, аудиозаписи стихотворений в прозе И.С. Тургенева.
2) Оборудование: интерактивная доска, проектор.
3)Дидактическое сопровождение: понятия «стихотворения в прозе», «рефрен», «антитеза», «градация», «риторический вопрос», «риторическое восклицание».
4)Материалы для познавательной деятельности учащихся: маршрутный лист урока, стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы», «Воробей», «Русский язык», «Щи», «Два богача».
Задачи урока:
- познакомить с понятием «стихотворение в прозе»;
-раскрыть идейно-художественные особенности стихотворений в прозе И.С. Тургенева;
-формировать умение анализировать стихотворения, познакомить с методикой анализа отдельного поэтического текста с опорой на его словарь;
- воспитывать уважительное отношение к истории и культуре русского народа.
Тип урока. Открытие новых знаний.
План урока.
Этап урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности |
Знакомство с содержанием маршрутного листа. |
Целеполагание урока. Тип урока. |
Готовятся к восприятию информации. Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности |
Целеполагание. Планирование учебного сотрудничества. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия |
Звучит стихотворение «Как хороши, как свежи были розы», его чтение сопровождается музыкой. На слайде портрет И.С. Тургенева |
-Прослушайте аудиозапись. -Попробуйте определите жанр произведения. Фиксирует на доске. -Это действительно стихи, только они необычные – стихотворения в прозе. -Какими признаками лирического стихотворения они обладает.
-Попробуйте дать им определение. Проверьте свои предположения, обратитесь к словарю литературных терминов.
|
Высказывают свои предположения. Записывают тему урока в маршрутном листе.
Высказывают свои мнения (небольшой объём, нет сюжета, но есть чувства, переживания лирического героя, нет рифмы) Дают определение (стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме). Читают, а затем записывают определение в маршрутный лист. |
Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника Поиск и выделение необходимой информации Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы |
3. Этап выявления места и причины затруднения. Цель: осознание того, в чём именно состоит недостаточность знаний учащихся, их умений. |
Вопросы 1.Определите объем произведения? 2.Посчитайте количество абзацев 3.Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение ? 4.Сможете пересказать сюжет? 5.Кто это в 1 абзаце «Я прочел…», во втором «Я сижу…», в третьем «И вижу я себя» ? |
-Обратимся к стихотворению «Как хороши, как свежи были розы», найдём его на страницах нашего учебника. Определите черты стихотворения в прозе, ответив на вопросы. -Посмотрите на слайд и проверьте свои ответы. Характерные признаки стихотворения в прозе: небольшой объем членение на мелкие абзацы повышенная эмоциональность обычно бессюжетная композиция наличие лирического героя.
|
Читают самостоятельно стихотворение, отвечают на вопросы, ответы заносят в маршрутный лист.
Проверяют свои записи, оценивают себя. Выставляют оценку за этот вид работы в маршрутный лист. |
Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие письменной и устной речи. Развитие познавательного интереса к предмету Умение оценивать результаты деятельности (своей и чужой) Умение пользоваться смысловым чтением художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбора способа и средств их реализации. |
|
- Чем отличается «стихотворение в прозе» от лирического? - Что общего? - Что выражается в них? -Сегодня на уроке мы будем знакомиться со стихотворениями в прозе «Воробей», «Русский язык», «Два богача», «Близнецы» и постараемся разобраться в чём же идейно-художественные особенности этих произведений. |
Ставят цели урока , выбирают способы её реализации.
|
Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; уметь планировать алгоритм ответа |
5. Этап реализации построенного проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять |
Стихотворение в прозе «Русский язык». Эталон для проверки на слайдах (части речи в стихотворении, тематические поля, тема, идея, средства выразительности). |
Анализ словаря стихотворения в прозе «Русский язык». 1. Выпишите из текста стихотворения существительные, местоимения, глаголы, прилагательные. 2. Выделите основные тематические поля. 3. Определите главную тему стихотворения, его идею. 4. Найдите и определите роль изобразительно-выразительных средств в стихотворении (эпитеты, градация, риторический вопрос, восклицание). |
Читают стихотворение, отвечают на вопросы, делают записи в маршрутном листе. 1.Существительные:дни сомнений, дни раздумий, судьба родины, поддержка, опора, язык, отчаяние, дом, народ. Прилагательные: тягостных, великий, могучий, правдивый, свободный, русский, великому. Глаголы: не будь, не впасть, совершается, не был дан. 2. Тематические поля: Родина: дом, русский народ, судьба Язык: великий, могучий, правдивый, свободный, поддержка, опора Внутренние переживания лирического героя: дни сомнений, дни раздумий, отчаяние, тягостных, нельзя верить, впасть. 3.Тема Родины. Идея –любовь к родине, русскому языку, возвеличивание русского народа. 4. Показать красоту и величие русского языка и русского народа.
|
Умение корректировать свои действия в соответствии с планируемым результатом Умение оценивать результаты деятельности (своей и чужой) Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы
|
6.Этап самостоятельной работы Цель: усвоение нового способа действия, исполнительская рефлексия (коллективная) достижения цели пробного действия. |
Стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы», «Воробей», «Два богача», «Щи». Толковый словарь Ожегова. Краткий словарь литературных терминов. |
Анализ стихотворений по алгоритму (анализ словаря, тема, идея, изобразительно-выразительные средства). Повторим алгоритм работы в группе, критерии оценивания работы в группе предложены в маршрутном листе. Критерии оценивания самостоятельной работы даны в маршрутном листе. По окончанию самостоятельной работы представление результата работы. Взаимооценка групп, самооценка группы и индивидуальная оценка всех учащихся. |
Работа в группах по алгоритму. Выступление от каждой группы: представление результата работы.
|
Умение пользоваться смысловым чтением художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Умение корректировать свои действия в соответствии с планируемым результатом Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической и монологической формами речи.
|
7.Этап рефлексии учебной деятельности. Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа. |
|
В чём идейно-художественные особенности этих произведений? Взаимооценка групп, самооценка группы и индивидуальная оценка всех учащихся. |
Ответы учащихся. |
Рефлексия способов и условий действий Контроль и оценка процесса и результата деятельности Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
8.Домашнее задание |
Проанализировать по плану, использованному на уроке, стихотворение в прозе: «Памяти Ю.П. Вревской», выучить наизусть 1 стихотворение |
Краткий инструктаж. Анализ стих. по алгоритму, для того чтобы отработать и закрепить умения, полученные на уроке (анализ словаря стихотворения и т.д.). Обратить внимание на сноски к стихотворению.
|
|
Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия).
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Васина Светлана Владимировна
→ Публикатор 04.08.2019 0 5009 129 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.