Конспект урока литературы " И. Тургенев. Стихотворения в прозе"; 7 класс


Технологическая карта урока литературы

Класс 7

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема урока. И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»

Цель урока. Знакомство с понятием « стихотворения  в прозе», с идейно-художественными особенностями «Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева; обучение навыкам самостоятельного анализа художественного произведения.

Планируемые результаты обучения (УУД):

1) предметные:

- умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику;

-умение делать анализ художественного текста, используя авторский текст.

2) познавательные: уметь осмысленно слушать и читать художественный текст и объяснять значение прочитанного; уметь строить устное высказывание; уметь самостоятельно делать выводы;

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы;

умение пользоваться смысловым чтением художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

3) регулятивные:

определять цель учебной деятельности;

оценивать результаты деятельности (своей и чужой)

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; уметь планировать алгоритм ответа;

4) коммуникативные:

уметь формулировать собственное мнение и позицию;

строить монологические высказывания;

умение работать индивидуально и в группе

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

умение корректировать свои действия в соответствии с планируемым результатом

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

5) личностные:

формирование уважения к литературе;

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов,

формирования границ собственного знания и незнания.

формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Учебно-методический комплекс.

1) Источники информации: Литература. «Программы для общеобразовательных учреждений», автор Г.И. Беленький, Учебник: Литература для 7 класса в 2 частях,

под редакцией: Г.И. Беленького, толковый словарь С. Ожегова, краткий словарь литературных терминов Н. Мещеряковой, аудиозаписи стихотворений в прозе И.С. Тургенева.

2) Оборудование: интерактивная доска, проектор.

3)Дидактическое сопровождение: понятия «стихотворения в прозе», «рефрен», «антитеза», «градация», «риторический вопрос», «риторическое восклицание».

4)Материалы для познавательной деятельности учащихся: маршрутный лист урока, стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы», «Воробей», «Русский язык», «Щи», «Два богача».

Задачи урока:

- познакомить с понятием «стихотворение в прозе»;

-раскрыть идейно-художественные особенности стихотворений в прозе И.С. Тургенева;

-формировать умение анализировать стихотворения, познакомить с методикой анализа отдельного поэтического текста с опорой на его словарь;

- воспитывать уважительное отношение к истории и культуре русского народа.

Тип урока. Открытие новых знаний.








План урока.

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности

Знакомство с содержанием маршрутного листа.

Целеполагание урока. Тип урока.

Готовятся к восприятию информации. Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности

Целеполагание. Планирование учебного сотрудничества.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия

Звучит стихотворение «Как хороши, как свежи были розы», его чтение сопровождается музыкой.

На слайде портрет И.С. Тургенева

-Прослушайте аудиозапись.

-Попробуйте определите жанр произведения. Фиксирует на доске.

-Это действительно стихи, только они необычные – стихотворения в прозе.

-Какими признаками лирического стихотворения они обладает.



-Попробуйте дать им определение.

Проверьте свои предположения, обратитесь к словарю литературных терминов.


Высказывают свои предположения.

Записывают тему урока в маршрутном листе.


Высказывают свои мнения

(небольшой объём, нет сюжета, но есть чувства, переживания лирического героя, нет рифмы)

Дают определение (стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме).

Читают, а затем записывают определение в маршрутный лист.

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника

Поиск и выделение необходимой информации

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: осознание того, в чём именно состоит недостаточность знаний учащихся, их умений.

Вопросы 1.Определите объем произведения?

2.Посчитайте количество абзацев

3.Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение ?

4.Сможете пересказать сюжет?

5.Кто это в 1 абзаце «Я прочел…», во втором «Я сижу…», в третьем «И вижу я себя» ?

-Обратимся к стихотворению «Как хороши, как свежи были розы», найдём его на страницах нашего учебника. Определите черты стихотворения в прозе, ответив на вопросы.

-Посмотрите на слайд и проверьте свои ответы. Характерные признаки стихотворения в прозе:

небольшой объем

членение на мелкие абзацы

повышенная эмоциональность

обычно бессюжетная композиция

наличие лирического героя.


Читают самостоятельно стихотворение, отвечают на вопросы, ответы заносят в маршрутный лист.



Проверяют свои записи, оценивают себя. Выставляют оценку за этот вид работы в маршрутный лист.

Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие письменной и устной речи.

Развитие познавательного интереса к предмету

Умение оценивать результаты деятельности (своей и чужой)

Умение пользоваться смысловым чтением художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбора способа и средств их реализации.


- Чем отличается «стихотворение в прозе» от лирического?

- Что общего?

- Что выражается в них?

-Сегодня на уроке мы будем знакомиться со стихотворениями в прозе «Воробей», «Русский язык», «Два богача», «Близнецы» и постараемся разобраться в чём же идейно-художественные особенности этих произведений.

Ставят цели урока , выбирают способы её реализации.


Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; уметь планировать алгоритм ответа

5. Этап реализации построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять

Стихотворение в прозе «Русский язык».

Эталон для проверки на слайдах (части речи в стихотворении, тематические поля, тема, идея, средства выразительности).

Анализ словаря стихотворения в прозе «Русский язык».

1. Выпишите из текста стихотворения существительные, местоимения, глаголы, прилагательные.

2. Выделите основные тематические поля.

3. Определите главную тему стихотворения, его идею.

4. Найдите и определите роль изобразительно-выразительных средств в стихотворении (эпитеты, градация, риторический вопрос, восклицание).

Читают стихотворение, отвечают на вопросы, делают записи в маршрутном листе.

1.Существительные:дни сомнений, дни раздумий, судьба родины, поддержка, опора, язык, отчаяние, дом, народ.

Прилагательные: тягостных, великий, могучий, правдивый, свободный, русский, великому.

Глаголы: не будь, не впасть, совершается, не был дан.

2. Тематические поля:

Родина: дом, русский народ, судьба

Язык: великий, могучий, правдивый, свободный, поддержка, опора

Внутренние переживания лирического героя: дни сомнений, дни раздумий, отчаяние, тягостных, нельзя верить, впасть.

3.Тема Родины. Идея –любовь к родине, русскому языку, возвеличивание русского народа.

4. Показать красоту и величие русского языка и русского народа.


Умение корректировать свои действия в соответствии с планируемым результатом

Умение оценивать результаты деятельности (своей и чужой)

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы



6.Этап самостоятельной работы

Цель: усвоение нового способа действия, исполнительская рефлексия (коллективная) достижения цели пробного действия.

Стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы», «Воробей», «Два богача», «Щи». Толковый словарь Ожегова.

Краткий словарь литературных терминов.

Анализ стихотворений по алгоритму (анализ словаря, тема, идея, изобразительно-выразительные средства).

Повторим алгоритм работы в группе, критерии оценивания работы в группе предложены в маршрутном листе. Критерии оценивания самостоятельной работы даны в маршрутном листе.

По окончанию самостоятельной работы представление результата работы.

Взаимооценка групп, самооценка группы и индивидуальная оценка всех учащихся.

Работа в группах по алгоритму.

Выступление от каждой группы: представление результата работы.


Умение пользоваться смысловым чтением художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Умение корректировать свои действия в соответствии с планируемым результатом

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической и монологической формами речи.



7.Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа.


В чём идейно-художественные особенности этих произведений?

Взаимооценка групп, самооценка группы и индивидуальная оценка всех учащихся.

Ответы учащихся.

Рефлексия способов и условий действий

Контроль и оценка процесса и результата деятельности

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

8.Домашнее задание

Проанализировать по плану, использованному на уроке, стихотворение в прозе: «Памяти Ю.П. Вревской», выучить наизусть 1 стихотворение

Краткий инструктаж.

Анализ стих. по алгоритму, для того чтобы отработать и закрепить умения, полученные на уроке (анализ словаря стихотворения и т.д.).

Обратить внимание на сноски к стихотворению.



Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия).






Полный текст материала Конспект урока литературы " И. Тургенев. Стихотворения в прозе"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Васина Светлана Владимировна  Публикатор
04.08.2019 0 5009 129

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК