Слайд 1
«Великие россияне в
истории Таганрога.
Фаина Раневская»
Презентацию выполнила
Ковач Татьяна Ивановна
воспитатель МБДОУ №92
г.Таганрога
Текст экскурсии
Слайд 1 |
Гуляя по нашему городу, мы можем увидеть необычный памятник. Высокая женщина из бронзы с зонтиком и маленькой сумочкой. Узнать, кому посвящён этот памятник, нам поможет мемориальная доска на доме, расположенном рядом. Она сообщающая, что здесь «родилась, провела детские и юношеские годы выдающаяся артистка, лауреат Государственных премий Фаина Георгиевна Раневская». На доске не указаны даты. И правильно — зачем они нужны? Фаина Георгиевна известна своими едкими замечаниями, сотнями афоризмов и блистательно исполненными ролями в кино. Она позволяла себе некоторую дерзость в общении с сильными мира сего, ее еврейское происхождение доставляло ей немало проблем, но ни болезни, ни одиночество, казалось, не могли сломить эту великую женщину.
|
Слайд 2 |
Фаина Раневская запечатлена в образе Ляли из кинофильма «Подкидыш». «Идея запечатлеть Раневскую в образе Ляли была моей. Хотя актриса не любила этот персонаж, но это был наиболее запоминающийся образ», - рассказал автор памятника, скульптор Давид Бегалов.
|
Слайд 3 |
Родилась Фаня Фельдман 27 августа (15 - по старому стилю) в 1896 году в Таганроге. Ее отец, Герш Хаимович, был человек очень состоятельный. Ему принадлежали фабрика сухих красок, несколько домов, магазин, склады и даже пароход. В городе его уважали, он был старостой синагоги и основателем приюта для престарелых евреев. . Помимо неё в семье уже было два старших сына и дочь Белла. В юности Фаина очень завидовала красоте своей сестры, и в будущем всех красивых девушек она называла «фифами».
|
Слайд 4 |
Свое происхождение Фаина не афишировала. Как-то, мучаясь над сочинением своей биографии, она начала: «Мой отец был небогатым нефтезаводчиком…», порвала и больше никогда автобиографий не писала. Мать ее была женщиной чувствительной, любительницей искусств. Одно из детских воспоминаний Фаины: мама в слезах, они текут рекой, и унять их невозможно. «Что такое, мамочка, что случилось?» — «В Баденвейлере умер Чехов». А на ковре — упавший томик его рассказов. Фаина убежала с ним и, не отрываясь, прочитала «Скучную историю». Так, когда ей еще не было восьми, Антон Павлович впервые вошел в ее жизнь. Второй раз Фаина увидела мать в таком же горе, когда умер Лев Николаевич Толстой. «Погибла совесть, совесть погибла», — рыдала мама.
|
Слайд 5 |
«Мама, дай мне солнца…»
Над этой фразой из пьесы Ибсена Фаина Раневская всегда рыдала. В детстве она не была счастливым ребенком. Она была четвертым ребенком в семье, настоящим гадким утенком. Заикающаяся дурнушка, вечно замкнутая в себе – ни игр, ни подруг. Отца Фаня не любила, немку-гувернантку ненавидела, красавице сестре завидовала. Мать любила до безумия, но у той всегда не хватало на младшую дочь времени. Настоящей отдушиной для замкнутой в себе девочки стал театр, который стал ее жизнью, ее солнцем.
|
Слайд 6 |
Ей
с детства внушали, что она нехороша
собой, и она поверила, хотя фотографии
молодой Раневской свидетельствуют о
другом. Ну немного крупноват нос — но
все остальное в порядке. И сколько
жизни! Сколько света и юмора! Семитские
волосы — пышные, вьющиеся, глаз горит.
А она стеснялась себя, и не только в
юности. Даже признанная и увенчанная
всеми премиями и званиями, просила
режиссера убрать первые ряды партера
или хотя бы так строить мизансцены,
чтобы она все время оставалась в
глубине.
|
Слайд 7 |
С детства Фаина была робкой, от неуверенности заикалась (это осталось до старости и проявлялось в минуты волнения, но только в обычной жизни и никогда — на сцене). Она тяжело сходилась с детьми и неважно училась. Гимназию так ненавидела, что родителям пришлось ее забрать. Она получила домашнее образование и сдала гимназический курс экстерном. Как такая стеснительная девушка могла вбить себе в голову, что ее призвание — театр, непонятно! Семья до поры до времени относилась к увлечению дочери спокойно, но, когда та заявила, что пойдет в актрисы, Герш Хаимович высказался резко: «Посмотри на себя в зеркало — и увидишь, что ты за актриса!» Однако легче было бы остановить поезд на полном ходу, и в девятнадцать лет Фаина ушла в самостоятельную жизнь.
|
Слайд 8 |
Сегодня в Мариинской гимназии, где училась актриса создан Музей истории гимназии. Под руководством первого заведующего музеем учителя Курьяновой Тамары Тимофеевны создается творческая группа из учителей и учащихся школы, которая занимается налаживанием связей с выпускниками учебного заведения разных лет, ставшими известными людьми в родном городе и в стране. Одной из первых, кто откликнулся на просьбу поделиться своими воспоминаниями, была народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская, которая обратилась с теплыми словами привета и благодарности к своим землякам. |
Слайд 9 |
Завязалась переписка, а затем в школу пришла бандероль, в которой была книга Г. Шахова «Эти короткие мгновения...» с дарственной надписью великой актрисы: «Дорогие ребята, шлю Вам сердечный привет и самые добрые пожелания. Ваша Раневская, Москва. 12.05.80 г.». 30.01.1982 года распахнул свои двери школьный музей, на открытии которого присутствовали многие ветераны педагогического труда и выпускники. Фаине Георгиевне было отправлено приглашение приехать на открытие музея, но она, к сожалению, была уже тяжело больна. Однако она прислала теплое приветствие в адрес школы: «...благодарю за внимание и приглашение приехать. Я ведь продолжаю работать, несмотря на мой солидный возраст. От всей души желаю Вам успехов в Вашей благородной деятельности. Поздравляю с открытием музея. Привет всем Вашим коллегам. Ваша Раневская» (24.01.82). Переписка с актрисой продолжалась недолго, с 1979 по 1982 г. В Музее истории гимназии бережно хранятся фотографии, открытки, письма, подписанные рукой Фаины Георгиевны. Есть альбом, в котором собраны материалы о жизни и творчестве великой актрисы, книги-воспоминания о ней.
|
Слайд 10 |
А сейчас давайте вернёмся в детство Раневской. В 14 лет Фаня попала на спектакль «Вишневый сад» по пьесе Чехова. После представления зрители разошлись, а она так и сидела на своем месте, потрясенная. Родители отдали дочь в частную театральную студию. Отец снисходительно отнесся к ее единственному увлечению – таланта актрисы в ней не видели. Но Фаина чувствовала, что в ее жизнь пришло нечто прекрасное и настоящее, именно то, ради чего она родилась на свет, что важнее всего на свете: богатства, счастья, семьи, может, даже самой жизни… Ей было тесно в обстановке маленького провинциального городка. «Чехов, - пишет Раневская много лет спустя, - научил меня видеть прекрасное, комическое, ненавидеть пошлость, равнодушие, тунеядство. Играть в его пьесах было для меня ни с чем не сравнимое наслаждение актрисы...». Желание следовать своему предназначению заставило робкую и застенчивую Фаню в 1915 году купить билет из Таганрога в Москву – в один конец. Семья не поняла и не поддержала ее. Только мать тайком от отца сунула в кулачок будущей актрисы несколько денежных банкнот. На них и существовала в Москве в первое время Фаина. В театральную школу ее не приняли: сказали, что для актрисы она слишком некрасивая и совсем неспособная. Наверное, такие слова слышали тысячи талантливых девушек, которые, заливаясь слезами, шли покупать обратный билет и уезжали на свою малую родину. Поступи Фаина как они, мир лишился бы актрисы, которую спустя много десятков лет авторитетный лондонский справочник занес в список десяти лучших актрис всех времен и народов. |
Слайд 11 |
Фаина не отступила: она заплатила за обучение в платной частной театральной школе, но деньги быстро закончились, и она ушла. Москва открыла для нее двери высокого искусства, подарила ей знакомство с Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой, Маяковским… Фане посчастливилось получить крохотные роли в театральной массовке. Мать тайком высылала ей деньги. На эти крохи Фаине кое-как удавалось свести концы с концами. До тех пор, пока не настал роковой 1917 год. В тот год Фаина Георгиевна приезжает в Таганрог, чтобы проститься со своей семьей, которая уезжает за границу. Это было и последнее посещение родного города, связь с которым прервалась на долгие годы. Семья Фельдман покинула родной Таганрог и бежала в Турцию на собственном пароходе, а Фаина осталась в раздираемой революционной бурей России одна-одинешенька, без денег, без крыши над головой. Фаина смирила свою гордость и обратилась за помощью к другу своего отца, который ответил ей так: «Дать дочери Фельдмана мало мне не позволяет совесть, а много – у меня уже нет…». К счастью, бедствовавшую девушку приютила актриса Павла Вульф, с которой они стали лучшими подругами. Однажды, когда Фаина получила последний денежный перевод от матери, ее сумочка раскрылась, и порыв ветра подхватил и унес все денежные купюры. Это были ее последние деньги. - Ах, как красиво они летят! - воскликнула Фаина. Ее спутник восхищенно заметил: - Вы сказали, прямо как Раневская из «Вишневого сада»! - Да, вы правы. Наверное, я и есть Раневская. Фаина Раневская. Так родился ее псевдоним.
|
Слайд 12 |
Смотря её, читая, слушая, понимаешь, что человеком она была очень образованным, культурным, интеллигентным, достойным. На сцене была способна вызывать вот эти высокие слёзы очищения. Эмоции, которых так мало сейчас в современных театрах. Очень яркая харАктерная актриса, с одинаковым мастерством обладающая и комическим и трагическим дарованиями. Но Фаина Георгиевна могла всё же быть и смешной. Причём юмором обладала самого высокого качества, если можно так выразиться.
|
Слайд 13 |
Современники часто вспоминали, с каким удовольствием Раневская исполняла в пьесе «Шторм» роль «спекулянтки» . После сцены с Раневской публика устраивала овацию, а затем покидала зал. Это не могло не тревожить режиссёра Завадского, который однажды заметил Фаине Георгиевне, что она слишком хорошо играет свою роль, что отвлекает внимание зрителей от других, причем главных действующих лиц. На это Фаина Георгиевна с присущим ей сарказмом заметила: «Если надо для дела, я буду играть хуже!». Фаина Георгиевна очень страдала от недооценки ее таланта, от одиночества, болезней. И только чувство юмора выручало к не покидало ее никогда.
|
Слайд 14 |
Кто из вам может назвать фильмы, в которых снималась наша землячка? «Пышка» 1934г., «Подкидыш».1939г., «Человек в футляре» 1939 г., «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем » 1941г, «Александр Пархоменко» 1942г., «Свадьба» 1944г., «Небесный тихоход» 1945г., «Весна»1947г. , «Золушка» 1947г., «У них есть Родина» 1949г., «Дальше- тишина» 1978г. и др. Кадр из какого фильма сейчас на экране? Правильно. Это «Подкидыш». (Клик мышкой) Безумный успех «Подкидыша», где она сыграла немолодую властную женщину Лялю, готовую усыновить «ничейного» ребенка, стал пожизненным кошмаром актрисы. Лялины слова, обращенные к тихому, послушному мужу: «Муля, не нервируй меня!», она слышала от своих почитателей всю жизнь. В Ташкенте, где они с Анной Ахматовой были в эвакуации, этими криками ее преследовали дети, едва завидев на улице. Приходилось скрываться дома. Даже Брежнев, прикалывая к груди Раневской орден Ленина, не удержался и тихо сказал ей: «Муля, не нервируй меня!» Она ответила: «Леонид Ильич, так дразнят меня мальчишки или хулиганы». Он трогательно извинился: «Простите, но я вас очень люблю».
|
Слайд 15 |
А
кого сыграла Фаина Раневская в
знаменитой сказке «Золушка»? Конечно,
это роль мачехи. Картина «Золушка»
режиссера Надежды Кошеверовой одна
из немногих, принесших актрисе настоящую
радость. Раневская сыграла с присущей
ей яркостью, правдоподобностью. Г.
Скороходов в книге «Разговоры с
Раневской» говорил: «В ее Мачехе
зрители узнавали, несмотря на пышные
«средневековые» одежды, сегодняшнюю
соседку-склочницу, сослуживицу, просто
знакомую, установившую в семье режим
своей диктатуры. Это бытовой план
роли, достаточно злой и выразительный.
Но в Мачехе есть и социальный подтекст.
Сила ее, безнаказанность, самоуверенность
кроются в огромных связях…»
|
Слайд 16 |
Фаина Георгиевна принимала участие в озвучении мультфильмов. Ее голосом говорит один из самых зловредных, но очень обаятельных и незабываемых персонажей – Фрекен Бок из легендарного мультфильма «Карлсон вернулся». (Клик по чёрному квадрату. Фрагмент из мультфильма «Карлсон вернулся» )
|
Слайд 17 |
Фаина Раневская - лауреат Государственных премий СССР (1949, 1951 — за театральную работу, 1951 — за роль фрау Вурст в фильме «У них есть Родина»). В 1961 удостоена звания Народная артистка СССР.
|
Слайд 18 |
Раневская продолжала играть, даже когда ей это было уже трудно физически. Вся театральная и нетеатральная Москва ходила в Театр Моссовета, чтобы увидеть ее в спектаклях «Странная миссис Сэвидж» и «Дальше — тишина». В «Тишине» они с Пляттом играли старых супругов, которых разлучают дети, потому что никто из них не хочет забирать к себе сразу двоих родителей. Зал рыдал…
|
Слайд 19 |
Она была слишком самобытной и яркой; то, что называется характерная актриса, и ни в кино, ни в театре она, по определению, не могла быть ведущей, поэтому ее героини всегда находились на отшибе, дабы не отвлекать зрителя от «правильной» линии. Раневская не была обделена славой, но, думается, что многих созданных для нее ролей она все же не сыграла. Она прожила 88 лет, хлебнув горечи болезней и одинокой, бессемейной старости. Тяжело это одиночество переносила, особенно когда начали умирать ровесники. «Одиночество -- это когда некому рассказывать сны». У нее была домработница, ее навещали друзья, но самым близким существом оказался пес Мальчик, ради которого она отказывалась ложиться в больницу или ехать в санаторий.
|
Слайд 20 |
Актриса, способная заменить собой всю труппу: философ с цигаркой, скандальная особа, язвительная дама с толстым голосом, страшно одинокая и ранимая душа… Гремучая смесь!
Отчего же Бог меня наказывал Каждый день и каждый час? Или это ангел мне указывал Свет, невидимый для нас? Эти строки Анны Ахматовой из стихотворения «Помолись о нищей, о потерянной…» можно отнести и к жизни нашей землячки.
Она была и остается гениальной актрисой, отпечатавшейся в сердце тех, кто был с ней знаком; воспитавшей новое поколение советских и российских актеров и подарившей стране столько минут смеха и радости. Многие фильмы запомнились зрителям именно благодаря Раневской, хотя ее роли чаще всего были эпизодическими. Но две минуты экранного времени Раневской значили для фильма куда больше, чем все главные персонажи. Недаром редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» Раневская была в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ столетия. Хочу закончить нашу экскурсию о Великой актрисе прошлого ХХ века Фаине Георгиевне Раневской стихотворением –посвящением неизвестного автора, нашего современника. «…с
любовью посвящаю эти стихи. После
прочтения ее рукописей под названием
"Судьба - шлюха" была потрясена
и шокирована ее откровениями одинокой
женщины и актрисы».
|
Автор: Ковач Татьяна Ивановна
→ Ласточка1127 11.11.2013 3 8413 1130 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.