Слайд 1
ГБОУ СОШ «ОЦ»
с.Воротнее
Учитель начальных
классов
Дементьева Ирина
Викторовна
Медный всадник
в честь основателя
Петра -I
Тема урока: Необычный царь Петр I. Основание Санкт-Петербурга.
Класс: 3
УМК: Школа XIX века
Цели:
- познакомить уч-ся
с историческими преобразованиями в
стране во времена правления Петра I,
показать заслуги, за которые народ
прозвал Петра Великим;
- пополнять
словарный запас учащихся, развивать
устную речь, развивать познавательную
активность, повышать интерес к изучаемому
предмету;
- воспитывать интерес к
истории родного государства.
Оборудование: мультимедийное сопровождение (слайды с иллюстрациями из истории правления Петра Первого);
- Мы познакомимся с одним из самых знаменитых русских царей, который оказал большое влияние на историю России, превратив ее из средневековой в одну из великих держав мира.. Это - Петр Первый. (Слайд 1)
Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. В нем говорится об этом человеке:
То академик, то
герой,
То
мореплаватель, то плотник –
Он
всеобъемлющей душой
На
троне вечный был работник.
(Слайд 2)
Сообщение 1:
– Это был жизнерадостный, любознательный человек; поражавший всех своей непоседливостью. Лицо его дышало здоровьем, яркий румянец играл на щеках. В больших черных глазах выражался ум и смелая решимость. Он был очень высокого роста. Фигура его всегда была приметна для окружающих. Когда он шел среди придворных, то голова его возвышалась над ними. Сидеть на месте не любил, чаще был в движении. Царь был очень сильным человеком. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать рулон сукна одним ударом.
Сообщение 2:
- Петр I родился 30 мая 1672 г. Рос он умным мальчиком. Рано научился читать. В детстве особенно нравились книжки с картинками, рассказывающие об истории России и всего мира. Петр Первый в совершенстве знал 14 ремесел. Руки его были всегда в работе и с них не сходили мозоли. Безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела. Он был прост в обращении с людьми, поступал всегда и во всем прямо и от других требовал того же - простоты и откровенности, не мог терпеть уверток. (Слайд 3)
Сообщение 3:
- Общаясь с
иностранцами, Петр все более утверждался
во мнении, что Россия значительно отстала
от Западной Европы. Он видел, что на его
Родине не столь развиты образование,
не было сильной армии, совсем отсутствовал
флот. Огромное, по своей территории
русское государство не оказывало влияние
на жизнь Европы. Решая сделать страну
ведущей державой, не раз повторял: «- За
мое Отечество и людей – живота своего
не жалел и не жалею». Вскоре он становится
самостоятельным правителем страны. В
1697 г. Петр отправляется на несколько
месяцев для обучения за границу. Он
учился корабельному делу в Голландии
и Англии.
По прибытии в Россию учредил
новый флаг, который вначале был военным,
а затем стал государственным.
По
возвращении из-за границы Петр I приступил
к реформам в стране (нововведениям,
преобразованиям, переустройству). (Слайд
4)
Сообщение 5.
- Многие привычки европейцев Петру показались достойными подражания. Изменения государства он начал с изменения внешнего вида.
- Много ли наработаешь в кафтанах с длинными рукавами? – думал царь. Его раздражали и бороды. И вот на пиру в честь возвращения Петра из Голландии он взял ножницы и отрезал рукава от кафтана и бороды у нескольких уважаемых бояр. И издал указ об обязательном ношении короткого платья и запрещении бороды. Только крестьянам и священникам разрешалось иметь бороды. (слайд 5)
Сообщение 6.
– Со времени монгольского ига женщины высшего общества жили взаперти в теремах, на улице появлялись с закрытыми лицами. Даже в церквях занимали особые места, где на них никто не обращал внимания. Поэтому жених не видел невесты до свадьбы. Петр издал закон, чтобы брак совершался с согласия и невесты и жениха. И приказал устраивать вечера или собрания у знатных людей, куда могли приходить и веселиться женщины и мужчины. Такие собрания назывались ассамблеями. (слайд 6)
Сообщение 7.
– При помощи вызванных иностранцев были открыты фабрики, заводы, аптеки. Для обучения детей дворян были открыты школы. Немало молодых людей отправлял Петр учиться в Европу. По указанию Петра были созданы Медицинская, Артиллерийская школы. Он открыл начальные классы, где учили геометрию и арифметику. В недостатке образования царь видел главную причину зол и бедствий для России. ( слайд 7)
Сообщение 8.
- До правления Петра I в России не было военного флота. Желание сделать Россию великой военной державой привело к созданию мощного военно-морского флота почти из ничего. По берегам рек расчищались площадки, на которых строили и чинили суда. Назывались они верфи. (слайд 8)
Царь сам, близко зная дело постройки кораблей, принимал в нем большое участие. Впоследствии вся страна участвовала в строительстве флотилии. (слайд 9-10)
Сообщение 9.
– В 1700 г.
Россия начала войну со Швецией, которая
длилась 21 год. Начало войны привело к
образованию (постоянной) регулярной
армии. При Петре I были введены рекрутские
наборы. В рекруты записывали холостых
людей от 15 до 20 лет. Им подчинялось все
население страны. Уходя в такую армию,
человек всю жизнь должен был служить и
не надеялся на возвращение к обычной
жизни.
Все тяготы реформ легли на плечи
народа – были введены новые налоги –
на строительство флота, на укрепление
армии. Все население должно было работать
на государственном строительстве.
(слайд 11)
Сообщение 10.
- 300 лет назад при
впадении р. Невы в Балтийское море
находилось много малых и больших
островов. Левый берег был болотистый,
поросший лесом. На правом берегу
приютилось несколько бедных деревень.
И вот по приказу царя, в этом краю лесов
и болот, начали строить город. С разных
концов страны были согнаны тысячи
подневольных крестьян. Наполнилась
народом, ожила глухая местность.
Тяжелая
это была работа. Осушали болота, рыли
каналы, мостили тонкие улицы. Людей
здесь не щадили и лишь подгоняли быстрее.
Много человеческих жизней взяло
строительство. Рабочие страдали от
голода и болезней. Иногда по полгода не
видели хлеба. Новый город стал воротами
в Балтику, в Европу, поэтому в устье Невы
Петр I заложил Адмиралтейскую верфь,
где начали строить корабли для российского
флота. Основанием города принято считать
1703 год.
Петр I назвал свою столицу
«парадизом» - ролле. В переводе – рай.
Город рос, становился красивей, богаче.
По личному проекту царя возводились
улицы. Назвал его Санкт-Петербург, по
имени ангела-хранителя святого Петра
– бург – на немецкий – город.
Город, созданный Петром I , с каждым годом становился краше и наряднее. Он стал столицей Российского государства. (слайд 12)
Из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»:
Люблю тебя, Петра
творенье,
Люблю
твой строгий, стройный вид,
Невы
державное теченье,
береговой
ее гранит.
Сообщение 11
Знакомство с гербом города: (слайд 13)
Герб – красный фон – кровопролитные сражения;
скипетр – столица России;
2 якоря – морской и речной пути.
Сообщение 12
– Есть города, многовековое существование которых течет спокойно. Век за веком они живут как бы в стороне от шумного потока исторических событий. Но есть города другие – с первых дней жизнь их кипит и бурлит неустанно. Далеко по всему миру разносится гул этого кипения. С каждым годом они меняют облик и в судьбах человеческих остаются неизгладимые следы перемен. К таким городам можно отнести Санкт-Петербург. (слайд 14-19)
- Благодарные потомки в память о Великом государе Петре I воздвигли монументальный памятник, который установлен в городе Санкт- Петербурге на площади Декабристов.
Список источников:
http://www.liveinternet.ru/users/pkfnf/post127371855/
http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=18723
Автор: Дементьева Ирина Викторовна
→ Demira-2 22.12.2012 0 14997 3979 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.