Урок истории + презентация в 3 классе по теме "Петр Великий" по ОС "Школа 2100"
Урок истории в 3 классе по ОС «Школа 2100» по теме: "Петр Великий"
Цели:
• познакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становлением Российской империи;
• сформировать у учащихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной, но противоречивой личности; дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике;
• определить ценность преобразований Петра I для современников;
• развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение ориентироваться в тексте, речь;
• воспитывать умение общаться друг с другом, выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
Оборудование: учебник «Мое Отечество», карточки с заданиями для групп, презентация к уроку.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового.
- Хотите отправиться в путешествие? (Да!)
2. Актуализация знаний
- Прежде чем отправиться, вспомним изученный ранее материал. Работу вы будете выполнять в группах. Посмотрите внимательно, у вас на столах лежат задания. Возьмите таблицу и установите последовательность событий.
работают в группах
Создание народного ополчения Изгнание поляков из России Избрание царем Михаила Романова
Избрание царем Бориса Годунова Появление Лжедмитрия I
- Сравните свои ответы с ответами на экране. Покажите сигналом, как вы справились с заданием.
проверяют работу по слайду , показывают правильность выполнения задания сигналом для обратной связи
-Какое из этих исторических событий вам особенно запомнилось? (высказывания детей обо всех указанных событиях)
Вывод: Действительно, все цари сыграли свою роль в истории нашего государства. Сегодня мы познакомимся с периодом, когда нашей страной правил еще один государь.
3. Открытие нового знания
“Яркое пятно”
- Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке.
- Как вы думаете, о ком идет речь? Вы хотите узнать имя этого царя?
-Откройте учебник на странице 27. Прочитайте тему урока. (Петр Великий)
на слайде появляется тема урока “Петр Великий” и портрет государя
- Как вы думаете, почему Петра называли Великим? (Не знаем ответа на этот вопрос)
- Прочитаем по учебнику, как Анюта и Илюша побывали в Санкт-Петербурге. (чтение текста)
- Какой город решил построить Петр I? (Санкт-Петербург)
- Зачем Петру I нужно было строить город, ведь другим царям не приходила мысль построить на этом месте город? (высказывания детей)
- Послушайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина и задайте вопросы автору (связь с уроками литературного чтения).
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
( О каких надменных соседях идет речь?
Что означает выражение “В Европу прорубить окно”?
Как понять фразу «Ногою твердой стать при море»?)
Вопросы фиксируются на доске.
- В течение урока мы ответим на эти и другие вопросы, связанные с именем Петра I.
“Река времени”
-Найдите на «реке времени» (стр.26) год, когда Петр I вступил на престол (1682)
Рассказ учителя
-30 мая 1672 года появился на свет здоровый и крепкий мальчик – царевич Петр Алексеевич, с детства он был окружен иноземными вещами; в двухлетнем возрасте его забавляли музыкальными шкатулками немецкой работы, любил он также играть деревянными солдатиками, затейливо вырезанными пушками и лошадками. С 6 лет Петр начал учиться и к 10 годам выучил азбуку.
Когда в 1682 году освободился престол, большинство бояр решили, что править государством должен здоровый и смышленый Петр.
- В каком возрасте Петру пришлось возглавить государство? (10 лет)
- Да, ребята, Петр был вашим ровесником.
- Что произошло с течением «реки времени»? (Река ударилась о скалу и изменила свое направление.)
- Почему «река времени» сделала поворот? ( Произошло что-то важное для истории. )
- Прочитайте слова на экране. ( «Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе»)
- Как вы понимаете слово «преобразования»? ( Не знаем)
- Прочитаем статью из «Толкового словаря» (Крупное изменение, перемена (книжн.)
- Знаем ли мы, какие преобразования сделал Петр I? (нет)
- Значит, какова цель нашей дальнейшей работы? (Выяснить, какие преобразования провел в России Петр I.)
- Откуда мы возьмем необходимую информацию? (из учебника)
- Найдите и прочитайте на стр.27 последний абзац. (самостоятельное чтение)
- Какие же преобразования провел Петр I? (Петр I создал армию, флот, по его приказу строили заводы, мастерские, открывали школы, печатали книги и газеты. (одновременно с ответами детей на слайде появляется соответствующая информация)
- Мы знаем, что Петр I был государем, правителем, а кем он был еще? ( - Он был солдатом, моряком, строителем (данная информация появляется на следующем слайде)
- Что еще нового из прочитанного узнали о Петре I? ( Не жалел ни себя, ни своих подданных)
- Объясните, как вы это понимаете ( свободные высказывания детей)
- Хорошо это или плохо: не жалеть ни себя, ни своих подданных? (разные мнения)
- Рассмотрите иллюстрации на следующей странице. Какие реформы вы видите? (Создание армии, строительство заводов, кораблей, создание флота.)
- Прочитайте подписи под рисунками и скажите, какое слово повторяется. ( Насильственно, насильно)
- Как вы это понимаете? (ответы детей)
-При Петре I служба солдат была практически пожизненной, и человек, который уходил на службу, мог вернуться в семью только инвалидом. Крестьяне и горожане, согнанные на заводы и стройки, были приписаны к ним и не могли их покинуть.
Сделаем вывод: благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?
(Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе, но проходили эти преобразования не просто.)
- Хотели бы вы жить в России времен Петра I? (Скорее всего, будет больше отрицательных ответов.)
- Однако подданные называли своего царя «Отцом Отечества». Интересно, почему? Выясним ответ на этот вопрос, работая в группах. У каждой группы будет свое задание, оно находится в конверте.
(все вопросы появляются на экране)
1 группа готовит ответы на вопросы: С какой целью Петр I начал войну? С кем воевала Россия? Под каким флагом громили шведский флот? (стр. 29)
2 группа готовит ответы на вопросы: Какой город был основан в устье реки Невы? Чем он стал для России?
(стр. 29)
3 группа готовит ответы на вопросы:
1. Что праздновал Петр I в 1721 году?
2. Сколько лет длилась война? Откуда вы узнали?
(стр. 30)
4 группа готовит ответы на вопросы: Кем стал Петр I по окончанию войны? В каком году это произошло?
Настали ли новые времена для России? Как называются эти времена?
(стр. 31)
5 группа готовит ответы на вопросы: Кому был установлен памятник на берегу Невы?
Для чего была основана Академия наук?
(стр. 31)
- Почему же подданные называли своего царя «Отцом Отечества», какими делами прославился Петр Великий?
(отчеты групп, ответы на вопросы, одновременно по гиперссылкам на слайде рассматривают изображения Андреевского флага, памятника «Медный всадник», виды Санкт-Петербурга.)
Вернёмся к вопросам, которые возникли у вас после чтения отрывка из поэмы Пушкина «Медный всадник», можем мы теперь на них ответить? (Дети отвечают на вопросы, ставим + рядом с вопросом.)
4. Первичное закрепление
- Ответим на вопросы, данные после текста в учебнике. (отвечают на вопросы 1,2)
-Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа? (Нет)
Вывод: многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же время народ, ради которого все перемены и происходили, жестоко страдал – это было ценой, которую нужно было заплатить за реформы.
5. Самостоятельная работа.
- Откройте рабочую тетрадь на странице 25, самостоятельно выполните задание.
- Проверим работу (один ученик читает вопрос, дает ответ; выслушивается мнение других учащихся)
6. Итог урока
- Давайте подведем итог нашей работы.
У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки о Петре I:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- В этих словах показана многогранная ЛИЧНОСТЬ Петра Великого.
– Назовите главные слова нашего урока. (Петр I, Российская империя, Санкт-Петербург и др.)
- Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?
- Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали?
- Что для вас было самым интересным? (отвечают на поставленные вопросы)
- Возьмите в конверте жетоны и покажите на шкале самооценки степень вашей активности и удовлетворенности работой на уроке. (Каждая группа выходит к доске и прикрепляют на шкалу жетон.)
- Спасибо за работу, мне было с вами очень интересно.
Домашнее задание
обязательное: учебник стр.26-31 пересказ, ответы на вопросы.
дополнительное по желанию (на выбор):
объяснить фразу: «Санкт-Петербург – морские ворота России»;
подготовить материал о других реформах Петра I;
подробнее рассказать об Андреевском флаге.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карпова Елена Владимировна
→ Аленёшка 04.12.2010 8 34690 5419 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.