Презентация-кроссворд "В мире стихосложения"; 6-9 класс


Инструкция



Презентация-кроссворд «В мире стихосложения». Состоит из 27 слайдов. Слайды переключаются по щелчку мыши.

1 слайд – титульный.

2, 3, 4 слайды – вступительная беседа об особенностях лирики как рода литературы, понятии стихосложения.

5 слайд – объявление задания и цели работы.

6-22 слайды – работа с кроссвордом. Отвечать на вопросы по порядку.

Вопрос №1. Находим квадрат с цифрой 1 и строку кроссворда, на которую он смотрит. При нажатии на кнопку с цифрой 1 внизу появляется вопрос. После предполагаемого ответа проверяем его. Нажимаем на кнопку «ответ»: в строке кроссворда появляется верный ответ. Данный ответ может проиллюстрировать пример. Нажимаем на кнопку рядом с вопросом (стопка книг) – появляется пример. Далее щелчок мышью. Перед нами кроссворд с готовым ответом на первый вопрос. Отвечаем на вопрос №2. Вопросы 2-17 – следуем той же инструкции (как при ответе на вопрос №1).

Слайды № 9, 10, 13, 15, 18, 19, 20 не содержат примера или комментария. Кнопка возле вопроса отсутствует! Здесь после появления верного ответа сразу щелчком мыши переходим к следующему слайду.

23 слайд – полностью разгаданный кроссворд. Внизу – 9 пустых красных квадрата. Задача учеников найти ключевое слово, ответив на вопрос: кто утвердил силлабо-тоническое стихосложение. Слово складывается из букв кроссворда, выделенных красным цветом. После обсуждения и оглашения вариантов учеников проверяем ответ. Нажимаем на кнопку «ответ»: внизу появляется верный вариант.

24 слайд – слово учителя о М.В. Ломоносове и реформе стихосложения.

25 слайд – вопрос ученикам по высказыванию, вынесенному на слайде. Размышление над высказыванием приводит учеников к мысли о значимости законов стихосложения. Это служит итогом выполнения кроссворда.

26 слайд – список источников основного содержания презентации.

27 слайд – список источников иллюстраций.





Пояснительная записка



Интерактивный кроссворд по литературе «В мире стихосложения», предназначенный для учащихся 6-9 классов. Цель презентации – закрепление и актуализация знаний о правилах построения стихотворной речи, необходимых для анализа лирического произведения, а также о реформе стихосложения и особенностях лирики как рода литературы. Презентация может использоваться как на уроках литературы, так и во внеклассной работе. Форма работы с кроссвордом фронтальная, групповая, индивидуальная.







Слайд 1
Конкурс интерактивных презентаций «Интерактивная мозаика» pedsovet. su Кроссворд «В МИРЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ» Автор работы: Зверева Лиана Юрьевна, учитель литературы в 5-9 классах. ОГОШИ «Школа одарённых детей им. А.П. Гужвина». г. Астрахань
Слайд 2
ЛИРИКА – самый субъективн ый и эмоциональ ЛИРИКА – род литературы, отражение жизни при помощи изображения состояний, мыслей, чувств и переживаний человека.
Слайд 3
Каковы особенн ости лирики? • Изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. • Предмет лирики – внутренний мир человека; его мысли и чувства (движение и развитие). • Субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества. Жизнь представлена через переживания человека. • Косвенное, переносное или иносказательное значение слова
Слайд 4
Итак, стихотворная речь отличается особой ритмической организацией. Она отражена в системе русского стихосложения. СТИХОСЛОЖЕНИЕ – совокупность основных
Слайд 5
Разгадайте кроссворд! Цель - повторить ключевые понятия стихосложения, необходимые для анализа лирического произведения. Ответив на вопросы, в выделенных клетках вы сможете
Слайд 6
1 1 1 3 1 2 2 4 1 0 1 Б Е Л Ы Й 3 1 5 Во тьме ночной явилась буря; 1 Сверкал на небе грозный 4 луч;5 Гремели громы в чёрных тучах, И шумный дождь в лесу шумел... (Н. Карамзин) 6 ОТВЕ Т 1 7 1 6 7 8 9 1. Как называется стих без рифмы?
Слайд 7
1 1 1 3 1 2 2 П А Р Н А Я 6 1 Б Е Л Ы Й 3 1 4 4 1 0 1 5 5 ОТВЕ Т Вот утро севера - сонливое, скупое Лениво смотрится 1 в окно волоковое; 7- и серый дым ковром В печи трещит огонь 6 Тихонько стелется над кровлею с коньком. (А. Фет) 8 9 2. Рифмовка со схемой ААВВ. 1 7
Слайд 8
1 1 1 3 1 2 2 П А Р 1 0 Н А Я 3 Ц Е 1 4 4 6 З 1 Б Е У Р Л Ы Й А 1 5 5 Еще одно | последнее сказанье... ОТВЕ Т 1 7 1 7 | бранят обыкновенно... Дни поздней 6 осени 8 Гляжу, как безумный, | на черную шаль... (Примеры из А. С. Пушкина). 9 3. Постоянный словораздел в стихах, разделяющий строку на две части и способствующий ещё большей её ритмической организации.
Слайд 9
1 1 4 С Т 1 3 1 2 2 П А Р 1 0 Н А Я 3 Ц Е 1 4 О П А З 1 Б Е У Р Л Ы Й А 1 5 5 ОТВЕ Т 1 7 6 1 6 7 8 9 4 . Повторяющаяся группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных.
Слайд 10
1 1 4 С Т 1 3 1 2 2 П А Р 1 0 Н А Я 3 Ц Е 1 4 О П А 5 Р З 1 Б Е У Р И Т Л Ы Й А М И К 1 5 А ОТВЕ Т 1 7 6 1 6 7 8 9 5 . Особый раздел стиховедения, посвящённый изучению стихотворного ритма.
Слайд 11
1 1 1 2 2 П А Р 4 С Т 1 3 Н А Я 3 Ц Е О П А 1 4 5 Р 6 Ц Е Н Т О Н 8 9 1 0 1 Б Е Л Ы Й Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой, З И говорит У Р ему:А«Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище? 1 Спой, светик, не стыдись! ОТВ 5 Недаром говорится, Т боится». ИЧтоТделоМмастера И К А Медведь взревел – и подлинно запел; 1 Да только лишь совсем особым складом: То он пищал, то он хрипел, 7 То верещал козленком, То не путем мяукал он котенком. 1 По счастью, 7 близко тут Журавль случился. 6 Он костью чуть не подавился. (Центон из басен И.А. Крылова: «Зеркало и обезьяна», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Крестьянин и Работник», «Скворец, Волк и Журавль»). 6 . Стихотворение, составленное из отрывков разных произведений одного или нескольких авторов. Е
Слайд 12
1 Живя, 1 умЕй всЕ1пережить: Печаль, и радость, и тревогу. 2 1 0 1 3 1 Б Е У Р Л Ы Й 2 2 П ***А Р Н А Я 3 Ц Е З ДА, гОре ей – и чем простосердечней, Тем кажется виновнее она… (Ф.И. Тютчев) 1 4 С Т О П А 6 Ц Е 4 5 Р Н Т О Н И Т А М И К 1 5 А ОТВЕ Т 1 7 1 6 7 8 9 7. Стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд. С П О Н Д Е Й
Слайд 13
1 1 4 С Т 1 3 1 2 2 П А Р Н А Я 8 Т 3 Ц Е 1 4 5 Р Н Т О Н О П А 6 Ц Е 1 0 Р З 1 Б Е У Р И Т Л Ы Й А М И К 1 5 А ОТВЕ Т 1 7 1 6 7 С П О Н Д Е Й О П 9 8. Поэтический оборот, употребление слов, фраз в переносном, образном смысле.
Слайд 14
1 0 Савраска увяз в 1 половине сугроба 1 –Б Е Л Ы Й 3 1 1 1 2 2 П А Р 4 С Т Две промерзлых Н А пары Я 3 Ц Е З У Р А лаптей … О П А (Н.А. 6 Ц Е 8 Т 1 5 Р И 4 Некрасов) Н Т Р О Н Т М И К 1 6 А ОТВЕ Т 1 7 1 5 7 С П О Н Д Е Й О П 9 А М Ф И Б Р А Х 9. Трёхсложная стопа с ударением на втором слоге. И Й
Слайд 15
1 1 1 3 1 2 2 П А Р 1 0 Н А Я 3 Ц Е 1 Б Е Л Ы Й У З У Р А И 4 С Т 1 4 5 Р Н Т О Н О П А 6 Ц Е 8 Т Р И Т М И К 1 6 А 1 7 Е 1 5 7 С П О Н Д Е Й О П 9 А М Ф И Б Р ОТВЕ Т А Х 10. Сочинение стихотворений на заранее заданные рифмы, как правило, шуточного характера. И Й
Слайд 16
1 1 1 3 1 2 Д 2 П А Р 1 0 Н А Я 3 Ц Е 1 З У Ь Р А И 1 4 О П А И Л Л Ы Й У К 4 С Т Б Е 5 Р И Т М И К 1 6 А 1 7 Е 6 Утро Ц Етуманное, Н Т утро О Нседое, 1 7 С Нивы печальные, снегом покрытые… 5 8 Т Р О П (И.С. Тургенев) 9 А М Ф И Б Р ОТВЕ Т П О Н Д Е Й А Х 11. Трёхсложная стопа с ударением на первом слоге. И Й
Слайд 17
1 1 1 3 1 2 Д 2 П А Р Н А Я К Н 4 С Т О П А И П Л 6 Ц Е Ь С 8 Т 1 0 3 Ц Е 1 Б Е Л Ы Й У З У Р А И 1 4 5 Р Н Т О Н Р И Т М И К 1 6 А 1 7 Е 1 5 7 С П О Н Д Е Й О П 9 А М Ф И Б Р ОТВЕ Т А Х 12. Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу… Каким размером написаны строки? И Й
Слайд 18
1 1 1 3 1 2 Д 2 П А Р Н 4 С Т О П А И П Л 6 Ц Е Ь С 8 Т 1 Р Н А Я К 1 0 3 Ц Е 5 Р Н Т О Н Р Л Ы Й У З У Ф 1 4 Б Е Р А И И Т Е М И К 1 6 А 1 7 Е 1 5 7 С П О Н Д Е Й О П 9 А М Ф И Б Р ОТВЕ Т А Х 13. Композиционный приём повторения стиха или ряда стихов в конце строфы. И Й
Слайд 19
1 1 1 3 1 2 Д 2 П А Р Н 4 С Т О П А И 3 Ц Е 5 Р П С Е Л 6 Ц Е Н Т О Н Ь С Р Р Б Е Л Ы Й У З У Ф 1 4 8 Т 1 Р Н А Я К 1 0 Р А И И Т М И К 1 6 А 1 7 Е 1 5 7 С П О Н Д Е Й О П Ф 9 А М Ф И Б Р ОТВЕ Т А Х 14. Организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворения или его части. И Й
Слайд 20
1 1 1 3 1 2 Д 2 П А Р Н 4 С Т О П А И 3 Ц Е 5 Р П С Е Л 6 Ц Е Н Т О Н Ь С Р Р О П Б Е Л Ы Й У З У Ф 1 4 8 Т 1 Р Н А Я К 1 0 Р А И И Т М И К 1 6 А 1 7 Е 1 5 7 С П О Н Д Е Й Я М Ф 9 А М Ф И Б Р 15. Определить размер: Опять стою я над Невой, И снова, как в былые годы… ОТВЕ Т А Х И Й
Слайд 21
1 1 Д 2 П А К 4 С Т И Л Ь 1 3 1 Р 2 В ночной тиши сижу один. 1 0 1 В ночной тиши сижу один. Р Давно Н А З У уж заЯполночь. 3 ЦНеЕспится!.. Остыл и спит во тьме камин. Н чай. Перо.. Страница... Ф Холодный 1 в окно. тьма глядит О Ночная П А 5 Р И Т Она лукаво обещает: 4 "Вот-вот П- и явится С ОНО! Е Его ты жди! Не опоздает!"... 6НоЦнет!.. чистый ЕИН Т лист О не Н тронут. И сон объял, как темный омут... 1 С - неРсуждено!... Ему придти 5 (Вадим Цокуренко) Я 8 Т Р Б Е Л Ы Й У Р А И М И К Е 1 6 А К Р 7 1 7 С П О Н Д Е Й О П М Ф 9 А М Ф И Б Р ОТВЕ Т С А Х 16. Стихотворение, в котором первые буквы строк составляют текст: слово, словосочетание, фразу. Т И Й Х
Слайд 22
1 1 Д 2 П А Р К 4 1 3 1 2 1 Р Н А Я Н 1 0 3 Ц Е Л Ы Й У З У Ф Ночью как-то вольнее дышать мне, 1 Как-то С Т просторней... О П А 5 Р 4 Даже в столице не тесно! П С Е ОкнаИрастворишь: Тихо и чутко 6 Ц Е Н Т воздух. Л прохладительный О Н Плывет А небо? А месяц? Ь С Р О, этот месяц-волшебник! Фет) 8 Т Р (А.А. О П Б Е Р А И И Т М И К Е 1 5 1 6 А К Р 7 Я М Ф 9 А М Ф И Б Р ОТВЕ Т 1 7 В С П О Н Д Е Й Р С А Х 17. Стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений в строках, нет повторяющихся единообразных строф, может не быть рифмы. Т И Й Л Х Б И Р
Слайд 23
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО Кто утвердил силлабо-тоническое стихосложение? Б Е Л Ы Й Д Р П А Р Н А Я К Ц Е З У Р А Н Ф С Т О П А И Л Ь П У И Р И Т М И К А С Е Е Ц Е Н Т О Н С Р Р Т Р О П К Я ОТВЕ Т В С П О Н Д Е Й Р С М Ф Т А М Ф И БМ Р А Х И Й Х Л И Б Р Л ОМОН ОС ОВ
Слайд 24
М.В. Ломоносов довёл до конца начатую В.К. Тредиаковским реформу русского стихосложения. До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение: в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. Ломоносов утвердил силлаботоническое стихосложение, в котором в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
Слайд 25
«Любой человек так или иначе понимает, что для действительного восприятия серьёзной музыки нужна определённая подготовка, что для этого необходимо как-то овладеть самим «языком» музыки. Но в то же время большинство людей полагает, что для восприятия поэзии никакой Прав ли следователь?
Слайд 26
1. Список источников основного Гаврилова Е. Б. Урок литературы: «Петр Великий» нашей литературы» [Текст] / Е. Б. содержания: Гаврилова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/571459/, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 2. Дорожкина В. Т. Основы стихосложения – школьникам на уроках и во внеклассной работе [Текст] / В. Т. Дорожкина. – М. : АРКТИ, 2006 3. Квятковский А. П. Поэтический словарь [Текст] / А.П. Квятковский. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-2451.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 4. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. [Текст] / Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke8/ke8-3812.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 5. Литературная энциклопедия: В 11 т. [Текст] / Режим доступа: http://febweb.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-0911.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 6. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь [Текст] / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2003. 7. Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева [Текст] / Режим доступа: http://febweb.ru/feb/tyutchev/critics/pig/pig-001-.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 8. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Режим доступа: http://slovar.lib.ru/dict.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 9. Справочник по стихосложению [Текст] / Режим доступа: http://rifma.com.ru/AZ-0.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 10. Стихосложение [Текст] / Режим доступа: http://stikhoplet.narod.ru/pr.html, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 11. Труды Ломоносова в области языка и литературы [Текст] / Режим доступа: http://lomonosovsvd.narod.ru/literatura.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.
Слайд 27
Список источников иллюстраций 1. http://ckr-tiei.futuretoday.ru/images/uploads/companies/msfu/svoe_slovo.jpg – книга, перо; 2. http://stat18.privet.ru/lr/0a2d1e414db6355514be88271289b13a – книга, листы, чашка; 3. http://azblok.net/uploads/posts/2010-08/1281959240_1966.jpg – раскрытая книга, рука; 4. http://img-fotki.yandex.ru/get/3211/a-m-a-d-e-y-a.1/0_5109_498d30a5_XL – книга, природа; 5. http://www.stihi.ru/photos/stihoanalys.jpg – фон кроссворда; 6. http://img-2005-07.photosight.ru/09/938719.jpg – листок, перо на чёрном фоне; 7. http://www.bath.k12.va.us/WebPics/NewtonsApple.png – заливка выноски; 8. http://www.kunstkamera.ru/images/floor/3_XIV_01b.jpg – М.В. Ломоносов; 9. http://s50.radikal.ru/i128/1012/62/d6a219b2e3c1.png – свеча, свиток. 10.http://www.superstyle.ru/pic/art_pics/0_91_9106_1180530187.jpg – стопка книг

Полный текст материала Презентация-кроссворд "В мире стихосложения"; 6-9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зверева Лиана Юрьевна  liana-zv
28.06.2011 12 10781 1955

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК