Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Занимательный русский язык"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Принята на заседании «Утверждаю»
Педагогического Совета Директор МБОУ СОШ №8 г. Шахты
От «_30__» _08____ 2024г. __________________Е. Ф. Локтионова Протокол № 1 мп
Приказ №124 от 02.09.2024
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социально-гуманитарной направленности
«Занимательный русский язык»
Уровень: базовый
Адресат программы: обучающиеся 10-12 лет
Срок реализации: 34 часа в год, в неделю -1час
Форма обучения: очная
Условия реализации программы: бюджет
Составитель программы: учитель русского языка и литературы Грудинина Ольга Петровна
г. Шахты
2024-2025уч. год
|
№п/п |
Раздел |
Страницы
|
|
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ |
||
|
1.1 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
|
|
1.1.1 |
Нормативно-правовая база |
3-5 |
|
1.1.2 |
Направленность и вид программы |
5-6 |
|
1.1.3 |
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы |
6 |
|
1.1.4 |
Отличительные особенности программы |
7 |
|
1.1.5 |
Адресат программы |
7 |
|
1.1.6 |
Уровень программы, объем и сроки освоения программы |
7 |
|
1.1.7 |
Форма обучения |
7 |
|
1.1.8 |
Особенности организации образовательного процесса |
8 |
|
1.1.9 |
Режим занятий |
8 |
|
1.1.10 |
Формы организации образовательного процесса |
8 |
|
1.1.11 |
Формы подведения итогов реализации программы |
8-9 |
|
1.2 |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ |
|
|
1.2.1 |
Цель программы |
9 |
|
1.2.2 |
Задачи программы Развивающие Воспитательные Образовательные |
10 |
|
1.3 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ |
|
|
1.3.1 |
Учебный план |
10 |
|
1.3.2 |
Содержание учебного плана |
13-15 |
|
1.4 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные Метапредметные Предметные |
16-17 |
|
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ |
||
|
2.1 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК |
18-21 |
|
2.2. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ |
21 |
|
2.2.1 |
Материально-техническое оснащение |
21 |
|
2.2.2 |
Кадровое обеспечение |
21 |
|
2.3 |
Методическое обеспечение |
22 |
|
2.4 |
Формы аттестации |
22 |
|
2.5 |
Диагностический инструментарий (ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ) |
22-23 |
|
2.6 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ |
|
|
2.6.1 |
Цель программы |
23 |
|
2.6.2 |
Задачи программы |
23-24 |
|
2.6.3 |
Планируемые результаты |
24 |
|
2.6.4 |
Приоритетные направления воспитания |
24-25 |
|
2.6.5 |
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий, методы воспитательного взаимодействия |
25-26 |
|
2.7 |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ |
27-28 |
|
2.8 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
28 |
Раздел I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
1.1.1 Нормативно-правовая база
Программа кружка «Занимательный русский язык» разработана на основе следующих документов:
1.Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2.Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
4. Федерального закона от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
5.Федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 № 3.
6. Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации от 30.11.2016 № 11.
7.Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
8.Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
9. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
10. Приказа Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
12.Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
13. Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 № АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно- технологического и культурного развития страны»).
14.Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
15. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
20. Постановления Правительства Ростовской области от 08.12.2020
№ 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
16. Приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 01.08.2023 № 718 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ в Ростовской области».
17. Приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 03.08.2023 № 724 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Ростовской области.
18. Рабочей программы воспитания НОО МБОУ СОШ №8 г. Шахты
19. Положения об организации дополнительного образования в МБОУ СОШ №8 г. Шахты.
1.1.2 Направленность и вид программы
Направленность программы – социально-гуманитарная
Вид программы – модифицированная. Создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
1.1.3 Новизна, актуальность программы
Занятие языком и овладение его законами – трудное дело. Здесь необходим не
только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало
времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях легко вызвать интерес к
языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст
и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о
языке.
В наше время, когда учащиеся больше времени проводит за компьютером, когда в
общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная
необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
Программа кружка включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики,
грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать работу без
экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории
происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило
начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным
вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся
материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать
желание разгадывать тайны языка.
Новизна программы: проведение практических работ по фразеологии вызвано
необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать
у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка.
Актуальность: прохождение коротких обучающих тестов готовит к решению ряда
заданий из ВПР по русскому языку. Программа составлена с таким расчётом, чтобы
выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам
грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного
запаса учащихся средней школы, развитию смекалки, сообразительности,
воспитанию языкового чутья.
Педагогическая целесообразность программы:
Пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желанию познать
богатства языка. Программа данного курса удовлетворяет познавательные
потребности учащихся в вопросах, связанных с историей развития языка и общества,
позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир
слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования
подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Формы проведения учебных занятий очень разнообразны:
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Виды деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения из ВПР по русскому языку);
наглядный (изучение правил грамматики на примерах, наблюдение за изменением языка разных эпох, демонстрация таблиц, презентаций);
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
видеометод (просмотр, обучение).
в
воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы
формирования сознания
личности,
направленные на формирование устойчивых
убеждений (рассказ, дискуссия, этическая
беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
1.1.4 Отличительные особенности программы:
Отличительные особенности программы:
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружковой деятельности следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка на примерах текстов художественных произведений.
1.1.5 Адресат программы.
Программа рассчитана на детей 10-12 лет.
1.1.6 Уровень программы, объем и сроки освоения программы Программа реализуется в течение 2024 - 2025 учебного года по одному академическому часу в неделю. Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 34 часа.
1.1.7 Форма обучения.
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в форме самообразования.
Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука.
При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: Сферум и др.
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
1. Систематичность и последовательность воздействия на детей через разные виды
деятельности.
2. Повторность и усложнение материала.
3. Вариативность выполнения заданий детьми.
4. Взаимосвязь всех видов деятельности.
1.1.9 Режим занятий:
Сентябрь 2024г. - май 2025г., 34 занятия, 1 занятие в неделю.
1.1.10 Формы организации образовательного процесса:
групповые и индивидуальные занятия
- игры;
- диспуты и беседы;
- викторины;
- конкурсы;
- праздники.
1.1.11 Формы подведения итогов реализации программы
В рамках реализации программы «Занимательный русский язык» запланирована итоговая диагностика в виде подготовки и зачёта «Срез знаний» по правилам, закреплённым на кружковых занятиях.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1. Цель программы: развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету; привить любовь к великому русскому языку; повысить общую языковую культуру.
1.2.2. Основные задачи программы:
Образовательные:
развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.
Развивающие:
развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободно владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи; развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные: воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа; овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность; формировать социально активную, конкурентоспособную личность.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
|
№ |
Название темы |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
|
2 |
Фонетические закономерности |
7 |
4 |
3 |
|
3. |
Словообразовательные модели |
5 |
3 |
2 |
|
4. |
Словари |
3 |
1 |
2 |
|
5. |
Законы пунктуации |
4 |
2 |
2 |
|
6. |
Лексические явления |
4 |
2 |
2 |
|
7. |
Фразеологизмы |
1 |
|
2 |
|
8. |
Части речи |
6 |
3 |
3 |
|
9. |
Культура речи и Итоговый «Срез знаний» |
2 |
1 |
1 |
1.3.2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Организационное занятие. (2ч)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы.
Раздел 1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Что такое фонография или звукозапись. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи. Фонетические закономерности. Фонетическая транскрипция. Игры со звуками. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Дети знакомятся с понятиями «фонография» и «звукозапись», с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией, с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Развитие фонематического слуха.
Раздел 2
Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (8ч.).
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Способы словобразования. Трудности морфемики. Морфемный разбор. Практикум. Игры, загадки, анаграммы. Этимология слов. Работа со словарями. Сказочные превращения. Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, анаграммы. Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы (по желанию): печатные издания, интернет.
Раздел 3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (4ч.)
Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Секреты орфографии. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Трудные вопросы пунктуации.Не пером пишут – умом. Тайны письма. Творческая работа. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем. Обучающиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
На какие группы делится словарный состав русского языка. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. Тайна лексического значения. Синонимы. Антонимы. Явление омонимии. Русские иностранцы. Заимствованные слова. О чём рассказывают фразеологизмы. Фразеология в художественных произведениях.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, фразеологическим оборотам, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел 5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы. Универсальные заменители. Изучаем местоимение. Имя числительное. Из истории части речи. Народные загадки с числительными. Какими бывают предложения. Грамматике учиться всегда пригодится.
Развивая кругозор и интеллект, обучающиеся получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности для любознательных.
Раздел 6
Речевой этикет. (2 ч)
Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета. Этикетные слова. Практикум по культуре речи.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Итоговое занятие. (1ч)
Вопросы для любознательных. Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание
ответственности за произнесённое и
написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график
|
№ урока п/п |
Дата проведения |
Тема |
Кол-во часов |
|
1. |
03.09.2020 |
Вводное занятие. |
2 |
|
2. |
10.09.2020 |
Фонетика. Основные законы фонетики. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. |
1 |
|
3. |
17.09.2020 |
Разночтение слов в звучании и написании. Что такое фонография или звукозапись? |
1 |
|
4. |
24.09.2020 |
Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи. |
1 |
|
5. |
01.10.2020 |
Выразительность русской речи. Фонетические закономерности. Фонетическая транскрипция. |
1 |
|
6. |
08.10.2020 |
Поиграем со звуками. Метаграммы. Игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов». |
1 |
|
7. |
15.10.2020 |
Решение фонетических задач. |
1 |
|
8. |
22.10.2020 |
Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает». |
1 |
|
9. |
29.10.2020 |
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. |
1 |
|
10. |
05.11.2020 |
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Способы словообразования. |
1 |
|
11. |
12.11.2020 |
Интересные случаи и трудности в морфемике. |
1 |
|
12. |
19.11.2020 |
Морфемный разбор. Практикум. |
1 |
|
13. |
26.11.2020 |
Загадки русского словообразования. Анаграммы. |
1 |
|
14. |
03.12.2020 |
Этимология слов. Работа со словарями. |
1 |
|
15. |
10.12.2020 |
Презентация творческой работы «Сказочные превращения». |
1 |
|
16. |
17.12.2020 |
Секреты орфографии. |
1 |
|
17. |
24.12.2020 |
Что такое пунктуация. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. |
1 |
|
18. |
31.12.2020 |
Не пером пишут – умом. Тайны письма. |
1 |
|
19. |
14.01.2021 |
Где работают знаки препинания? («Казнить нельзя помиловать»). |
1 |
|
20. |
21.01.2021 |
Презентация творческой работы «Сказка о знаках препинания». |
1 |
|
21. |
28.01.2021 |
Тайна лексического значения. |
1 |
|
22. |
04.02.2021 |
Синонимы. Антонимы. |
1 |
|
23. |
11.02.2021 |
Явление омонимии. |
1 |
|
24. |
18.02.2021 |
Русские иностранцы. Заимствованные слова. |
1 |
|
25. |
25.02.2021 |
Как рождаются фразеологизмы? |
1 |
|
26. |
04.03.2021 |
В царстве частей речи. |
1 |
|
27. |
11.03.2021 |
Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга. Что делает падеж? |
1 |
|
28. |
18.03.2021 |
В чём секрет глагола и его форм? |
1 |
|
29. |
25.03.2021 |
Универсальные заменители. Изучаем местоимение. |
1 |
|
30. |
01.04.2021 |
Имя числительное. Из истории части речи. Народные загадки с числительными. |
1 |
|
31. |
08.04.2021 |
Филологические задачи и кроссворды. |
1 |
|
32. |
15.04.2021 |
Какими бывают предложения. |
1 |
|
33. |
22.04.2021 |
Правила речевого этикета. |
1 |
|
34. |
29.04.2021 |
Итоговый «Срез знаний» |
1 |
2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.2.1 Материально-техническое обеспечение:
Для реализации программы необходимы условия:
материально-техническое оснащение – классы (кабинет русского языка, кабинет информатики, библиотека) , соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям, компьютер, экран, наглядные пособия: комплекты плакатов, игры, раздаточный дидактический материал.
2.2.2 Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог, имеющий профессиональное образование, соответствующей профилю программы. Для повышения эффективности занятий педагог регулярно занимается самообразованием, изучая литературу по данному направлению, размещает свои авторские материалы на образовательных сайтах, в сетевых сообществах и личных сайтах, демонстрируют уровень своей квалификации на профессиональных конкурсах, фестивалях.
2.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ
В программе используются следующие методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, видеороликов).
Репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.).
Изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося и т.д.)
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.
2.4 ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
В рамках реализации программы «Занимательный русский язык» не предусмотрены входной и промежуточный контроль. В рамках программы предусмотрена итоговая аттестация в форме теста.
2.5 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Форма контроля:
Игра
Викторина
Тест
Праздник
Рисунки
Плакаты
Зачет
Инсценировки
Акция
Конкурс
Соревнования
2.6. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ.
2.6.1 Цель программы:
Цель воспитания обучающихся в МБОУ СОШ № 8 г. Шахты: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
2.6.2 Задачи программы
Задачи программы воспитания обучающихся в МБОУ СОШ № 8 г. Шахты:
Усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний).
Формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие).
Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний.
Достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
2.6.3 Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают:
-осознание ими российской гражданской идентичности,
-сформированность у них ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социальнозначимой деятельности,
-сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности
2.6.4 Приоритетные направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
гражданского воспитания — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
духовно-нравственного воспитания — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
эстетического воспитания — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудового воспитания основанного на воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологического воспитания, ориентированного на формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
2.6.5 Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий, методы воспитательного взаимодействия
Для реализации воспитательного потенциала используются следующие направления работы:
Организация долгосрочных проектов с включением социальной среды и всех участников образовательных отношений.
Проведение цикла традиционных мероприятий с учащимися Школы, связанных с общественно значимыми событиями города, страны.
Участие в значительных событиях всероссийского уровня и международного значения.
Участие в организованных движениях спортивного, экологического, патриотического направления.
Проведение коллективных творческих дел в рамках важных событий для школы и общешкольных праздников с торжественными ритуалами и символами, церемониями награждения, поощрения учащихся, родителей, учителей.
Формы работы:
общешкольные многодневные тематические мероприятия, направленные на формирование личностных результатов обучающихся;
ежегодные мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными, муниципальными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы: мероприятия в рамках календаря знаменательных дат;
участие во Всероссийских акциях, проектах, Единых днях действий, посвящённых значимым событиям в России, мире;
социальные проекты в МБОУ СОШ №8 г.Шахты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнёров;
через формирование творческих групп, как на уровне класса, так и на уровне школы, вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях, помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел, наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми с последующей корректировкой организации взаимодействия с обучающимися.
посещение учреждений культуры г. Шахты, Ростовской области;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, на предприятие и другое), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и другие;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорт
2.7 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
|
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Цель |
Краткое содержание |
Форма проведения |
Сроки проведения |
Ответственный |
|
1 1. |
«Путешествие в прошлое» |
Сформировать представления школьников о библиотечном фонде школы; показать возможности работы в библиотеке со словарями, энциклопедиями |
Экскурсия в библиотеку |
Экскурсия |
Сентябрь |
Грудинина О. П. |
|
2 |
«Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает». |
Закрепить знания по фонетике, орфоэпии, лексике |
Фонетические и лексические игры |
Игра |
Декабрь |
Грудинина О. П. |
|
3 |
«Орфографический шторм» |
Повторить орфографические исключения по темам начальной школы и 5 класса |
Групповая викторина с инсценировкой |
Викторина |
Май |
Грудинина О. П. |
2.8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва, “Просвещение”, 1991 г.
Брагина С.А. Занимательные и дидактические материалы. Энциклопедия здоровья на уроках русского языка. Волгоград, Издательство «Учитель», 2009г.
Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. М., Издательство РОСТ, 2019г.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Грудинина Ольга Петровна
→ luna_o |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.