Конспект урока литературы "Сказки Ханса Кристиана Андерсена"; 5 класс
Урок-творческая мастерская по сказкам Х.К.Андерсена
Сравнительно-сопоставительный анализ сказок Андерсена «Ель» и «Лен»
Цель: раскрытие творческих способностей учащихся, выявление способных и одаренных детей, духовно-нравственное воспитание с использованием технологии творческих мастерских.
Задачи:
-
Активное восприятие учащимися учебного материала;
-
Творческое осмысление учебного материала;
-
Саморазвитие ученика;
-
Повышение интереса к процессу обучения;
-
Развитие креативности;
-
Повышения уровня грамотности;
-
Повышение навыков аргументированного разговора и письма;
-
Развитие социальной компетенции.
УУД
Познавательные: учатся строить устное высказывание, учатся смысловому чтению, формулируют проблему, анализируют свою деятельность, осуществляют поиск информации.
Коммуникативные: при работе в группах учатся распределять роли, разрешать конфликты, выражать свои мысли, управлять поведением партнера.
Регулятивные: учатся ставить цели, прогнозируют результаты, осуществляют контроль собственной деятельности и деятельности соперников, оценивают результаты.
Личностные: создается нравственный стержень личности учащихся, происходит смыслообразование, самокоррекция, обучение нравственно-эстетическому оцениванию материала.
Оборудование: столы для работы в малых группах, экран (телевизор), ноутбук, разноцветный зонт, корзина с индукторами, ватман, карандаши, фломастеры, ножницы, клей для работы с интеллект-картами, стенд для выставки книг и иллюстраций к сказкам Андерсена.
Краткое описание
В ходе работы мастерской учащиеся проходят этапы «Индукция»- «Декнструкция»-«Реконструкция»-«Социализация»-«Афиширование»-«Рефлексия».
Результат деятельности ученика в рамках мастерской – эмоциональное проживание произведения, погружение в текст, проведение сопоставительного анализа на уровне нравственных проблем. Итог - создание собственной творческой работы,
Класс разбивается на 2 группы для работы с текстами и составления интеллект-карт по сюжету с целью выявления основной мысли произведений.
Учитель также читает свою творческую работу, это дает возможность детям ощутить разрыв между уровнем собственных творческих работ и работ взрослых людей. Это способствует самокоррекции и личностному росту учеников.
СТРУКТУРА МАСТЕРСКОЙ
Класс заранее поделен на группы.
-Здравствуйте, ребята!
Сегодня нас ожидает необычное занятие. Оглянитесь вокруг [у доски стенд с иллюстрациями к сказкам Андерсена]– и вы поймете, кому оно посвящено. Кто этот человек и какие его произведения полюбили взрослые и дети во всем мире?
Дети формулируют тему урока: « Сказки Ханса Кристиана Андерсена».
-Чтобы понять художественный мир писателя, нужно хорошо знать его произведения. Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете сказки Андерсена.
ИНДУКТОР
Чтение отрывков из сказок «Огниво», «Дюймовочка», «Русалочка», «Дикие лебеди».
-Замечательно! Вы неплохо угадываете. А теперь усложним задание. (Учитель берет в руки корзину с предметами, ассоциирующимися со сказками: фонарь, балерина, утенок и лебедь, корабль, соловей, 5 горошин, ель и т.д.). Из корзины со сказками я достаю предметы, а вы должны угадать название произведения.
Дети угадывают названия сказок.
- Молодцы, и второе испытание вы прошли успешно.
Последнее творческое испытание на знание сказок Андерсена – текстовые облака.
-Внимание на экран. Перед вами текстовые облака. Попробуйте угадать, какая сказка здесь зашифрована – вы сможете проникнуть в сказочный мир великого датского писателя.
Ученики расшифровывают сказки, «спрятанные» в текстовых облаках.
-Сейчас я произнесу волшебные слова «снип-снап-снурре-пурре-базилюрре» - и мы с вами отправимся в мир, который создал великий датский писатель, Ханс Кристиан Андерсен. Вспомните сказку «Оле-Лукойе». Он приходил к детям перед сном. Над непослушными раскрывал черный зонтик, и они спали до утра без снов, а над хорошими детками, такими, как вы, раскрывал разноцветный зонтик, и всю ночь они видели красочные сны, знакомились с новыми историями.
(Учитель раскрывает радужный зонт).
-Сегодня мы познакомимся с новыми историями. (Зонт устанавливается рядом с выставкой книг). Прежде всего мы посетим места, связанные с жизнью датского сказочника.
(Просмотр клипа).
ДЕКОНСТРУКЦИЯ
-Огромное количество сказок написал Андерсен. А сегодня мы познакомимся еще с одной из них, которая называется «Лён». И сравним ее с той, которую вы прочитали дома - «Ель». Они похожи на сказки, но по сути являются притчами. На столах у вас «толковые словарики». Прочитайте, что такое притча. (Чтение определения притчи). Относится это определение к сказке «Ель», которая уже вам знакома? Это ель хочет поскорее вырасти, мечтает, боится, рассказывает о своей жизни, сокрушается о том, что не радовалась, когда было время?
Учен. Нет, речь идет о человеке.
-Сейчас мы прочитаем еще одну причту. Начинаю я, а вы внимательно слушайте и будьте готовы в любой момент продолжить.
(Учитель читает сказку «Лен», затем по очереди читают ученики, которые проявили большие способности к выразительному чтению. Завершает чтение учитель).
-На столах у вас тексты сказок. У одной группы – «Ель». У другой – «Лен». Найдите ключевые фразы, которые определяют идею произведения. Отметьте их карандашом. (Работают в группах).
Теперь отложите тексты.
РЕКОНСТРУКЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ
- Каждая группа получает задание. Вы составляете по своей сказке интеллект-карту, определяете идею произведения. Если вы забыли, что такое идея художественного произведения, то прочитайте в «толковом словарике». Но самое главное – вы должны ответить на ключевые вопросы сегодняшнего урока. Внимание на доску.( учитель открывает створки).На доске записаны вопросы:
1.Чем отличается взгляд на мир Ели и Льна?
2.Кому легче – Ели или Льну?
3. Просто ли радоваться жизни?
Решите, кто руководитель группы, кто иллюстратор, кто пойдет защищать проект. Обязательно пишите крупными буквами, на защите проекта будьте готовы отстаивать свою позицию и отвечать на вопросы. Через 15 минут прозвенит колокольчик. Вы должны организоваться и вовремя закончить работу. Приступайте!
Группы работают над интеллект-картами. Учитель контролирует, помогает при затруднениях.
У учителя заранее приготовлены ключевые цитаты из сказок, чтобы дополнить карты, если это не сделают дети. Другие группы могут дополнять, высказываться.
ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ (АФИШИРОВАНИЕ)
Определяют идею произведения, аргументируют выбор цитат и рисунков.
В конце беседы отвечают на ключевые вопросы урока (Чем отличается взгляд на мир Ели и Льна? Кому легче – Ели или Льну? Просто ли радоваться жизни?)
(Идеи сформулированы устно. С целью экономии времени учитель раздает распечатки с идеями сказок «Ель» и «Лен»).
На доске заполняется таблица, дети эти же шаблоны таблицы заполняют на местах (после заполнения объяснить, что такое прием составления синквейна. Определение синквейна читают в «толковом словарике»).
Ель |
Лен |
Какая? (2 прилагательных)
|
Какой? (2 прилагательных) |
Что делает? (3 глагола)
|
Что делает? (3 глагола) |
Предложение(важная цитата из сказки)
|
Предложение(важная цитата из сказки) |
Существительное (вывод) |
Существительное (вывод)
|
- Ребята, мы проанализировали 2 сказки Андерсена. Ответили мы на ключевые вопросы урока? (Учитель стирает вопросы с доски).
В толковых словариках прочитайте определение антитезы (читают). Можно ли назвать образы Ели и Льна антитетичными, противоположными? (Дети отвечают).
РАЗРЫВ
Когда я готовилась к уроку и размышляла над идеями сказок «Ель» и «Лен», нашла незамысловатые, но трогательные стихи о том, почему мы должны радоваться жизни.
Для вас я подготовила презентацию. (слушают стихи, затем просмотр презентации под музыку).
Радуйся жизни, радуйся другу, радуйся теплым лучам..
Синему небу, пестрому лугу, россыпи звезд по ночам..
В жизни бывают мрачные краски, но наступает рассвет.
Радуйся солнцу, радуйся сказке в 10 и в 70 лет!
Только подумай, как мы богаты, сколько вокруг красоты!
Радуйся, сердце, птице крылатой, быстрой, как наши мечты!
Радуйся яблоньке в мае нарядной, лунному свету в ночи…
Небо бесплатно, солнце бесплатно –
Все мы вокруг богачи!
*************
Умейте радоваться дням
В слезах дождя, в закатах солнца…
Ведь день уйдет и не вернется…
И повезло сегодня нам, что были в этом дне.
Смеялись, плакали, любили….
И даже в том, что просто жили!
(Во время просмотра презентации учитель раздает листы с рамками с мотивами сказок)
-А теперь возьмите листы, ручки. Наступает главный момент нашего урока – создание творческой работы.
Вы достаточно много знаете, чтобы написать эссе на тему (учитель записывает цветным мелом тему на доске): «О ЧЕМ ПОВЕДАЛ МНЕ АНДЕРСЕН?»
-Чему вы научились, какие открытия сделали для себя во время чтения сказок великого датского писателя? Что изменил он в вашем взгляде на жизнь?
(Звучат отрывки из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», дети пишут творческие работы. На работу дается 15 минут). Учитель пишет свое эссе.
Звенит колокольчик.
- Время на запись эссе истекло. Кто хотел бы прочитать свою работу вслух.
2-3 человека, только те, кто желает сам, читают свои работы. Ваши размышления очень интересны. Я тоже прочитаю вам свое эссе.
«Ханс Кристиан Андерсен… Его имя, словно волшебные колокольчики, словно «снип-снап-снурре-пурре-базилюрре» напоминают нам о мире, который вроде бы и похож на наш, но в нем возможны удивительные вещи… Здесь зернышко дает жизнь Дюймовочке, Герда с горячим сердцем побеждает могущественную королеву, металлический солдатик умеет любить, нескладный утенок превращается в чудесного лебедя…
Его сказки похожи на удивительное кружево, прекрасный узор. Они легкие, нежные, изысканные. Но главное – в них заключен мягкий дружеский совет.
Андерсен не обманывает нас, не говорит, что все всегда будет хорошо. Нет. Не все его истории заканчиваются благополучно. Есть и очень грустные, которые оставляют рану на сердце – как «Ромашка», «Ангел», «Мать». Но в каждой истории писателя, а в грустных особенно, - есть глубокая, а самое главное – добрая мысль, которая меняет наш взгляд на мир, на жизнь… Мы становимся серьезнее и лучше, а рубец, боль от душевной раны заставит нас помнить, что очень многое зависит от слов и поступком человека.
Андерсен предупреждает, что всему на свете приходит конец, что все замечательное очень хрупко, что в мире много зла, но оно не всесильно. А поэтому нужно бережно относиться ко всему, что нас окружает, и уметь радоваться каждому мигу и ценить то, что имеешь.
Он учит нас тому, что иногда приходится и потерпеть, но из этого всегда выходит толк - не все же радоваться и развлекаться. Только преодолевая трудности мы становимся лучше, добрее, мудрее.
Эти мысли делают нас взрослее и серьёзнее, заставляют понять, что жизнь – это не пустая игрушка. Но даже грустные сказки писателя служат добру. Нам становится стыдно за плохие поступки героев, поэтому сами мы вряд ли станем совершать что-то подобное, ведь знаем, сколько горя можем принести…
На мой взгляд, главное волшебство сказок Андерсена в том, что они из обычного, рядового человека воспитывают… - настоящего, такого, каким каждый должен быть! Возможно, он поэтому так часто использует слово «настоящий» в своих произведениях: « настоящий солдат», «настоящая принцесса»…
Много раз еще я буду перечитывать истории Андерсена. Впереди еще роман «Всего лишь скрипач»… Много новых уроков даст мне датский писатель. Но самое главное, о чем поведал мне Андерсен, главный вывод, который я сделала на сегодняшний день, - это то, что « Приносить пользу миру – это единственный способ стать счастливым». Каждый из нас рожден, чтобы совершить в этом мире что-то прекрасное, выполнить какое-то предназначение, оставить добрый след на земле. И для меня это главный урок Андерсена. Урок «как стать счастливым». Это просто: делай как можно больше добра.
«Ханс Кристиан Андерсен… Его имя, будто волшебные колокольчики, будто «снип-снап-снурре-пурре-базилюрре» напоминают нам о мире, который вроде бы и похож на наш, но наполнен сказкой, добром, любовью, высоким смыслом. И – да, конечно, - еще в нем возможны удивительные вещи… И человек понимает, что нет другого пути, кроме служения добру».
Надеюсь, что во время сегодняшнего занятия вы многое поняли. И чтение сказок великого писателя принесет со временем добрые плоды в вашей жизни.
Учитель складывает зонтик.
Мы возвращаемся из художественного мира Ханса Кристиана Андерсена в обычный мир. Но пусть никто из вас не забывает о том добром, что открыл для себя сегодня. Я прощаюсь с вами до новых открытий в мире литературы.
РЕФЛЕКСИЯ
Дети делятся впечатлениями о мастерской, о своих чувствах, о том, что больше всего понравилось, где были затруднения, проблемы. Беседа должна проходить в доверительной форме. Делиться впечатлениями может начать учитель.
КОММЕНТАРИЙ
одна из главных основ технологии творческих мастерских – учитель на этих уроках перестаёт быть учителем, "назидателем", лектором и "урокодателем". Он становится Мастером, а это меняет и его поведение, и цели, и тактику урока. Он создаёт специальные условия для учебно-творческого процесса, он придумывает такие задания, которые не подразумевают конкретного, книжного ответа на вопрос. Мастер является скорее консультантом, помощником, который организует урок, способствует новому для ребят виду деятельности, способствует познанию.
По мнению французских педагогов, объяснение учебного материала учителем мешает ребёнку непосредственно познавать предмет, самому приходить к каким-то итогам и умозаключениям.
Задача учителя-мастера создать особую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать преображению ученика в творца. Используя личный опыт, ребёнок совершает открытие в предмете. Он делает это сам, а учитель создаёт условия, катализирует процесс познания.
Девиз французских мастерских – «Делай по-своему».
Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему на основе собственного опыта.
Мастерская предполагает организацию учащихся в малые группы (8-15 человек), Мастер предлагает и гарантирует ребятам творческий характер деятельности, направляет их на поисковые методы.
Сам факт групповой работы способствует развитию коммуникативных навыков ребят, даёт им возможности научиться распределению обязанностей в мини-коллективе, учить слушать, аргументировать, использовать преимущества коллективного поиска.
В начале занятия дети получают исходный материал, основу, использовав которую, они сделают свои открытия. К этому материалу педагог продумывает несколько заданий, для их выполнения понадобятся навыки поиска и творческий настрой.
Очень важные нюансы
Эта технология не ранжируют детей. Она утверждает, что все способны к постижению знаний и, как следствие, на высокий результат. При этом создатели технологии отмечают, что время всё-таки для этого у каждого своё. Учитель должен составить урок так, чтобы дать ребятам эту возможность. Отсюда произрастает ещё одно незыблемое правило технологии – свобода. Ребёнок свободен в выборе инструментов для познавательной деятельности, свободен в построении своей работы и т.д. Его не должны сковывать рамки, он должен чувствовать себя открытым для творчества и для самовыражения.
Использованная литература:
На странице приведен фрагмент.
Автор: Боедова Анна Викторовна
→ Публикатор 12.02.2020 0 3235 333 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы