Анализ работы МО учителей начальной школы


Анализ работы МО учителей начальной школы

 

за 2020-2021 учебный год

Основной целью анализа работы начальной школы является аналитическое обоснование планирования работы на 2021-2022 учебный год на основе определения факторов и условий, повлиявших (положительно или отрицательно) на результаты деятельности в 2020-2021 учебном году.

Образовательная программа и учебный план школы предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребёнка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребёнка на каждом занятии в деятельность с учётом его возможностей и способностей. В связи с этим и с учётом уровня организации учебно-воспитательного процесса в 2020-2021 учебном году школа работала над единой методической темой «Совершенствование форм и методов организации образовательной деятельности учащихся, обеспечивающих качество обученности и гармоничного развития ребёнка в современных условиях»

В 2020- 2021 учебном году педагогический коллектив начальной школы ставил перед собой следующие задачи:

  • Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и социальным заказом.

  • Создание  необходимых условий для  реализации основной образовательной программы начального общего образования.

  • Совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, формирование стремления к здоровому образу жизни.

  • Совершенствование условий взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.

  • Участие начальной школы в инновационных проектах, конкурсах.

  • Совершенствование работы с одарёнными детьми.

  • Активное включение педагогов и учащихся в творческий поиск.

  • Обновление нормативно-правовой, научно-методической, информационной базы.

Большая роль в решении этих задач принадлежит методическому объединению учителей начальных классов.

Современная школа в условиях модернизации образования нуждается в «новом» типе учителя, творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельно­сти, умением прогнозировать свой конечный результат.

Учителя ознакомлены:

а) с психолого-педагогическими и гигиеническими требованиями к современному уроку;

б) требованиями к планированию уроков разных типов;

в) типами и структурами уроков;

г) формами и методами проверки и оценки знаний учащихся.

Все учителя овладели приемами конструирования и анализа урока изучения и первичного закрепления новых знаний, отбором содержания форм и методов учебно-познавательной деятельности учащихся с учетом целей урока; значительно повысили свое мастерство в реализации развивающего и воспитывающего аспектов цели. Все это позволило учителям повысить мотивацию учебной деятельности учащихся.

 

В 2020 – 2021 учебном году методическое объединение учителей начальных классов работало над темой «Организация учебного процесса путем внедрения активных методов обучения, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе»

Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующую цель:

создание условий для повышения профессионального мастерства учителей начальных классов, развитие их творческого потенциала с целью совершенствования качества преподавания и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

Реализации поставленной проблемы способствовало решение следующих задач:

  1. Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.

  2. Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.

  3. Совершенствовать формы работы с одарёнными учащимися.

  4. Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.

  5. Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей учащихся.

Ожидаемые результаты работы:

  • рост качества знаний обучающихся;

  • развитие метапредметных компетенций учащихся;

  • овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;

  • создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.

 

Направления работы МО учителей начальных классов на 2020-2021 учебный год:

Аналитическая деятельность:

  • Анализ методической деятельности за 2019 - 2020 учебный год и планирование на 2020 - 2021 учебный год.

  • Анализ посещения открытых уроков.

  • Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).

  • Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

Информационная деятельность:

  • Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

  • Пополнение тематической папки «Методические объединения учителей начальных классов».

  • Изучение приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

  • Изучение распоряжения Правительства РФ от 31.12.2019 № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста»

Организационная и учебно-воспитательная деятельность:

  • Заседания методического совета.

  • Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования. Отбор содержания и составление учебных программ.

  • Утверждение индивидуальных программ по предметам.

  • Взаимопосещение уроков учителями с последующим самоанализом достигнутых результатов.

  • Выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету.

  • Организация открытых уроков по определенной теме с целью обмена опытом.

  • Организация и проведение предметных недель в школе.

  • Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, смотров.

  • Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.

  • Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров.

  • Развивать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.

  • Оказывать социально – педагогическую поддержку детям группы «особого внимания», активизировать работу по профилактике безнадзорности и беспризорности, преступлений и правонарушений среди обучающихся.

  • Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и педагогов, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Методическая деятельность:

  • Методическое сопровождение преподавания по новым образовательным стандартам второго поколения в начальной школе.

  • Изучение методики проведения ВПР

  • Работа по выполнению основных задач по подготовке к ВПР 2021 г.:

разработка и эффективная реализация годового плана мероприятий, направленных на повышение объективности оценивания учебных достижений и качества обученности в целом.

  • Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.

  • Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя. Внедрение в практику работы всех учителей МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы

  • Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.

  • Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта в различных формах;

  • Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;

  • Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов; ознакомление с методическими разработками различных авторов.

  • Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.

  • Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.

Консультативная деятельность:

  • Консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования.

  • Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.

  • Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.

В текущем учебном году учителя начальных классов работали над совершенствованием своего мастерства: проходили курсы, работали по темам самообразования (анализы работ по темам самообразования прилагаются), проводили открытые уроки, 4 учителя повысили свою квалификацию (с первой на высшую квалификационную категорию)

В начале учебного года был составлен и утвержден план работы ШМО на 2020-2021 учебный год. В течение года учителя вели работу по выполнению учебных программ, участвовали в работе школьного МО. Так же на заседаниях МО учителя рассматривали и утверждали тексты контрольных работ, анализировали результаты и предлагали пути преодоления трудностей в обучении младших школьников, ликвидации пробелов знаний.

Для создания комфортного и результативного процесса обучения учителя начальной школы используют в системе: технологии проектного метода, игрового обучения, проблемного диалога, технологии мастерских творческого письма, мастерских построения новых знаний, технологии формирования правильного типа читательской деятельности. Активно используются здоровьесберегающие технологии, ИКТ.  Педагоги начальной школы стараются выполнять гигиенические требования к условиям обучения школьников. В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся в начальной школе проводится цикл бесед на тему «Разговор о правильном питании», а также ведется работа по следующим направлениям: диагностика функциональных состояний, профилактика, организация образовательного процесса, рациональное питание, физкультурно-оздоровительная работа, пропаганда здорового образа жизни, развитие внешних связей.

Правильная организация обучения дает возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

В целях охраны здоровья детей составлены инструкции по ТБ в каждом кабинете.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; осуществить дифференцированный подход; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направления: 

  • Работа с интерактивной доской; 

  • Создание презентаций к урокам; 

  • Работа с ресурсами Интернет; 

  • Использование готовых обучающих программ. 

ВЫВОДЫ: 

1.Начальное образование реализуется по модели 1-4 и образовательным программам УМК «Начальная школа 21 века”, УМК «Гармония», УМК « Перспективная начальная школа».

В параллели 4-х классов проводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа по 1 часу в неделю), представленный модулем «Светская этика»,  который обеспечивает реализацию задач программы духовно-нравственного воспитания младших школьников и изучение которых создает условия для формирования у детей коммуникативной компетенции, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества, толерантности и гражданской идентичности. Школа обеспечена учебно-методическим комплектом в соответствии с выбором родителей. Все учителя, работающие в 4 классах, а также классные руководители 3- классов прошли курсовую подготовку на базе ООО «Центр непрерывного образования и инноваций» г.Санкт-Петербурга по программе «Содержание и методика преподавания основ религиозных культур и светской этики в соответствии с требованиями ФГОС»

  1. Обеспечен спектр образовательных услуг и образовательных программ для различных категорий обучаемых. 

  2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

  3. Учебный план создал возможность реализовывать повышенное качество образования по отдельным образовательным областям и направлен на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся.

 

     В 2020-2021 учебном году начальная школа работала, строго соблюдая нормы СанПина: 

- уроки в 1-х классах в 1-ом полугодии по 35 минут, во 2-ом по 40 минут; 

- после второго урока в 1-х класса проводилась динамическая пауза; 

- в 1-ом классе проводится безотметочное обучение; 

- на всех уроках используются физкультурные паузы, способствующие профилактике общего и зрительного утомления. 

     Составной частью учебно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность, которая, исходя из условий, имеющихся в МБОУ СОШ №59 г.Пензы осуществляется через рекомендуемую в письме Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» базовую модель ( на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). 

 Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели ГПД). 

     В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: 

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно- вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; 

  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; 

  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; 

  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. 

     Преимущества оптимизационной модели состоит в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Школа реализует пять направлений внеурочной деятельности в 1-4 класса: 

- духовно-нравственное; 

- общеинтеллектуальное; 

- спортивно-оздоровительное; 

- социальное; 

- общекультурное. 

     Оценка состояния и эффективности системы внеурочной деятельности в школе. 

  1. Включенность детей во ВД – 100% (1-4 класы). 

  1. Ресурсное обеспечение ВД: 

- кадровый ресурс – 100%; 

- обеспеченность ИКТ – 100%; 

- материально-технические ресурсы – 100%. 

3. Эффективность системы ВД. 

ВЫВОД: внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. 

Внутришкольный контроль.

В течение 2020-2021 учебного года осуществлялся внутришкольный контроль. Работа по ВШК была организована и проведена в соответствии с планом школы, составленным по всем основным направлениям учебной деятельности и утвержденным директором школы. 

В данном учебнгом году контроль проводился по направления: 

- уровень формирования УУД учащихся; 

- состояние преподавания учебных предметов; 

- выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ; 

- ведение школьной документации. 

Основные направления контроля: 

  • Применение новых педтехнологий на уроках, применение форм и методов, направленных на мотивационную деятельность обучающихся, их соответствие целям и задачам урока; 

  • Место самостоятельной работы обучающихся, её содержание, разнообразие и дифференциация, развитие средствами предмета универсальных учебных умений и навыков; 

  • Работа учителя над темой по самообразованию; 

  • Преемственность обучения – единое образовательное пространство (ДОУ – начальная школа – основная школа); 

  • Классно-обобщающий контроль; 

  • Оказание методической и практической помощи в организации и проведении уроков. 

Все посещенные уроки проанализированы, рекомендации даны каждому учителю. 

 

 

 

 

 

 

Успеваемость по начальной школе – 100%, качество знаний-66,54 %

По итогам 2020-2021 учебного года во всех классах начальной школы программа выполнена по всем предметам. Контроль за выполнением, как теоретической, так и практической части программы осуществлялся администрацией школы регулярно по окончании каждой четверти и учебного года. Отставаний и невыполнения учебных программ не выявлено. 

Контрольные работы, срезы знаний (контрольное списывание, словарные диктанты, арифметические диктанты), уроки развития речи, практические работы проведены согласно тематическому планированию. Большинство учителей начальных классов творчески подходят к своей работе, используют новые педагогические технологии, личностно-ориентированный подход. Это способствует развитию познавательных интересов у учащихся, логического мышления, памяти, воображения, привития интереса к учебной деятельности. Важно уже в начальной школе поддержать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. В основе работы с одарёнными учащимися лежит разноуровневая дифференциация, которая широко применяется учителями начальных классов на разных этапах учебного процесса.  

В 2020-2021 учебном году начальная школа участвовала в школьной НПК «Открытие» и в XXV городской НПК «Я исследую мир», в которых дети стали победителями ( школьный этап) лауреатами и участниками ( городской этап), во всероссийском интеллектуальном конкурсе «Ломоносовские чтения», городском интеллектуальном-творческом марафоне «Сурские эрудиты», во всероссийском конкурсе творческих и научных инициатив «Леонардо», во всероссийских олимпиадах «Клеверёнок», «Лабиринт», «Муравьишка», в городской интеллектуальной игре для второклассников «Путешествие в страну Математика», в региональной конференции «Природно-культурное наследие Пензенской области», во всероссийской университетской олимпиаде по математике «Бельчонок», во всероссийском конкурсе рисунков «Эколята-друзья природы», в международном конкурсе рисунков «Гуманность внутри войны», в международной просветительской акции «Большой этнографический диктант», в городском конкурсе творческих работ «Безопасное движение», в Международном конкурсе «Русский медвежонок» (русский язык), во всероссийских образовательных марафонах на образовательной платформе Учи.ру, в региональном творческом конкурсе для учащихся 3-4 классов «Секретный разговор с зелёным другом», во всероссийском образовательном проекте «Урок цифры», во всероссийской олимпиаде по информатике «Кит», в региональном экологическом форуме им. И.И.Спрыгина,в региональном этапе всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды «Открытия 2030», в международном конкурсе исследовательских работ «Правнуки победителей», во всероссийской олимпиаде «Юный предприниматель и финансовая грамотность»,в межрегиональном фестивале «Радуга успеха», в школьных конкурсах «Строки, опалённые войной», «Живая классика», в региональном проекте «Окна Победы». (Подробнее информация представлена в отчёте о методической деятельности каждого учителя)

Анализ работы с родителями.

Большую помощь в организации учебно-воспитательного процесса оказывают родители учащихся. Основными формами работы с родителями в школе являются: 

- родительские собрания (как классные, так и общешкольные); 

- родительский всеобуч; 

- индивидуальные беседы с родителями классных руководителей и администрации школы.  

В прошедшем учебном году были проведены пять родительских собраний:  

сентябрь - организационное,  

ноябрь - подведение итогов первой четверти,  

февраль - подведение итогов второй четверти, 

апрель – подведение итогов третьей четверти, 

май - итоги окончания учебного года.  

Родительские собрания показали хорошую работу классных руководителей с родителями учащихся. Во всех начальных классах на собраниях высокая посещаемость родителей (до 85%). 

Также можно отнести к числу удачных форм работы с родителями индивидуальные беседы с классными руководителями. Во время подобных бесед учителя и администрация имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей проблемы.  

В школе постоянно ведется работа с родителями слабых учеников и учащихся. Эта работа также проводится в форме бесед с классными руководителями, администрацией и родителями учеников.  

В 2020-2021 учебном году была организована для будущих первоклассников «Школа раннего развития». Была сформирована группа дошкольников, которые занимались по программе «Преемственность» Н.А.Федосовой в соответствии с составленным учителями календарно-тематическим планированием. С родителями, желающими показать своего ребёнка и проконсультироваться у специалистов, проводили консультации и занятия с психологом. По результатам анкетирования родителей, можно говорить об эффективности проведённой работы и о благоприятном прогнозе в обучении и адаптации детей в школе. Все родители удовлетворены работой подготовительных курсов.

В течение года было проведено 10 заседаний МО учителей начальных классов. Основные темы заседаний были направлены на обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения младших школьников, связанных с ФГОС:

  1. Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2020-2021 учебный год

  2. Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению как средство формирования УУД в рамках ФГОС НОО

  3. Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий.

  4. Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления.

  5. Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса

Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания, были заслушаны доклады на разные темы, обсуждались проблемы.

В течение 2020-2021 учебного года в начальной школе осуществлялся педагогический мониторинг, целью которого являлось отслеживание и анализ качества обучения и образования через промежуточные и итоговые контрольные работы по предметам с целью выявления недостатков в работе педагогического коллектива по обучению учащихся работать с текстами и их причин.

Методическая тема школы и вытекающие из нее тема работы методического объединения учителей начальных классов соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. Тематика заседаний методического объединения учителей начальных классов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. В начальной школе за 2020-2021 учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы.

 

 

Общие выводы, рекомендации и задачи на следующий учебный год.

Общие выводы

 1. Работу учителей начальных классов за 2020-2021 учебный год можно считать удовлетворительной. Учебные программы по всем предметам пройдены.  

2. Поставленные задачи в основном выполнены. Консультации, беседы с учителями, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывают корректирующую помощь. 

3. Учителя начальных классов продолжат работу над повышением своего педагогического мастерства и уровнем преподавания, продолжают работать по внедрению инновационных технологий в образовательном процессе; 

4. Учителя изучают нормативные документы и примерные образовательные программы ФГОС второго поколения, изучают методику системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников. 

5. Учителя школы владеют методикой дифференцированного контроля, методикой уровневых самостоятельных и контрольных работ. 

6. Учащиеся начальных классов были постоянными участниками школьных концертов, посвященных различным праздничным датам, внеклассных мероприятий творческого и спортивного характера. 

7. Методическим объединением постоянно осуществлялся контроль ведения школьной документации, составлялись контрольные работы, проводилась проверка дневников и тетрадей учащихся. 

 Но наряду с имеющимися положительными результатами в работе педагогического коллектива начальной школы имеются недостатки:
 - недостаточное количество взаимопосещенных уроков;
 - не  велась работа по обмену опытом;
-
  низкая активность участия педагогов школы в профессиональных конкурсах.

- все еще недостаточно эффективна работа с одарёнными и низкомотивированными учащимися.

Рекомендации:

1. Создать условия для активизации участия учителей в профессиональных конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней.
2. Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта.  
3. Рекомендовать педагогам школы обобщить свой педагогический опыт на школьном, районном уровне.
4. Руководителю ШМО  способствовать созданию единой системы обучения и воспитания в школе, обеспечивающей  потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.

Исходя из вышеизложенного, перед учителями начальных классов поставлены следующие задачи на 2021- 2022 учебный год:

  • уделять особое внимание совершенствованию форм и методов организации уроков;

  • вести работу в соответствии с индивидуальным темпом и уровнем развития учащихся;

  • спланировать взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных потребностей учителей;

  • продолжить работу с мотивированными детьми;

  • каждому учителю в обязательном порядке к повышению своего педагогического мастерства через систему курсов повышения квалификации, посещение городских семинаров, посещение уроков коллег;

  • работать над индивидуальной темой по самообразованию;

  • повышать уровень качества знаний обучающихся за счет освоения современных педагогических технологий, способствующих развитию личности каждого ребенка; 

  • совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями; стимулировать активное использование ИКТ в организации учебно-воспитательного процесса;

  • продолжить изучение нормативных документов, методических писем Министерства образования и т.д. с целью повышения профессиональной компетентности

 Руководитель МО начальных классов: Аброськина Т.В.


Полный текст материала Анализ работы МО учителей начальной школы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аброськина Татьяна Владимировна  Публикатор
06.06.2022 0 5543 432

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК