Разработка уроков по поэме А.Т.Твардовского "По праву памяти" в 11 классе


Разработка уроков

по поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти» в 11 классе

учителя первой квалификационной категории

МОУ СОШ №10 г. Коврова

Ландиховой Татьяны Ивановны.


Специфика материала (для учителя).

Представленную разработку уроков по поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти» (три урока, из них два урока отводится на работу с текстом поэмы, анализ, один урок – на творческую письменную работу; учитель по своему усмотрению может выделить на сочинение два урока или дать работу на дом) можно использовать для работы в 11-х гуманитарных и негуманитарных (универсальных, профильных негуманитарных) классах; используемые методические приёмы: групповая исследовательская работа по тексту произведения, поисковая работа, решение заданий проблемного характера, творческая письменная работа.

Изучение поэмы «По праву памяти» целесообразно продолжить после изучения лирики, поэмы «За далью - даль»; если позволяет учебное время, можно обратиться к поэме «Страна Муравия» обзорно, фрагментарно или изучить подробно, в негуманитарном классе можно ограничиться обзорным повторением лирики, изучением только поэм «По праву памяти» (как наиболее актуальной в настоящее время) и «Василий Тёркин».

Целесообразно работу над темой «Идейно- художественное своеобразие поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти» предварить уроком, на котором рассмотреть жанровые особенности поэмы, основные темы, затрагиваемые автором, композицию, название поэмы, повторить необходимые литературоведческие термины и продолжить работу со словариком (различные толкования основных понятий, ключевых слов).



Тема уроков:

Идейно-художественное своеобразие поэмы

А.Т.Твардовского «По праву памяти»

Цели уроков:

  1. (познавательная) – углубить представление учащихся о творчестве А.Т.Твардовского, жизненных и творческих принципах поэта, дать понятие об идейно- художественном своеобразии поэмы «По праву памяти»;

  2. (воспитательная) – показать, как осмысляется поэтом опыт всей прожитой жизни, в которой отразились и преломились тяжёлые противоречия времени, обратить внимание учащихся на ценность, примат человеческой личности, неповторимо-единичного над общим и коллективным; способствовать формированию личной позиции учащихся по поднятой проблеме;

  3. (направленная на литературное развитие) – продолжить формирование навыков анализа поэтического текста, поисковой работы, исследовательской работы с текстом, литературоведческими понятиями; дальнейшее развитие творческого мышления учащихся.


Оборудование уроков: портрет А.Т. Твардовского; репродукция рукописи поэмы, обложки книги, тексты поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти» у каждого учащегося.



Эпиграфы:

  1. Я жил, я был – за всё на свете

Я отвечаю головой.

А.Т. Твардовский. «За далью - даль»

  1. почувствовал…то, что мне…нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни…

А.Т. Твардовский

  1. он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашёл в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения.


В.Я. Лакшин. Из

книги «Берега культуры», 1991г.






Литературоведческие термины, используемые на уроке.


  • Поэма – стихотворное сюжетное повествование. Лиро-эпическое произведение.

  • Художественный образ – изображение человека в произведении.

  • Лирический герой – лицо, переживания, мысли и чувства которого выражены в произведении. Авторское «я» поэта.

  • Тема – жизненный материал: лица, обстоятельства, отражённые в художественном произведении.

  • Композиция внешняя – деление на части, главы.

  • Композиция внутренняя – система образов, функции портрета, пейзажа, интерьера, внесюжетных отступлений, художественных деталей; художественное время и пространство.

  • Идея – главная мысль об основном круге явлений, которые изображены в произведении. Выражение авторской мысли.

  • Жанровые особенности – специфические характеристики жанра конкретного произведения.

  • Эволюция (взглядов, взаимоотношений…) – изменение… во времени.

  • Реминисценция – отзвук чужого произведения, смутные воспоминания.

  • Мотив – дополнительные, второстепенные темы.

  • Афоризм – законченная мысль, выраженная в сжатой и точной форме.


Словарь (словарик ведётся и на уроке, и во время домашней работы, к словарю обращаемся в процессе работы над поэмой).

  • Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

  • Память – 1) способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений;

2) воспоминания о ком-чём-нибудь.

(Словарь русского языка С.И. Ожегова).

  • Покаяние – раскаяние, кайка. Одно из семи таинств церкви, исповедь. Духовная кара, или наказание за проступки против веры. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

  • Покаяние – добровольное признание в совершённом поступке, в ошибке. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

  • Раскаяться – испытать сожаление, признаться в совершённой ошибке, в дурном, неправильном поступке. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

  • Вина – начало, причина, источник, повод, предлог. Провинность, проступок, преступление, прегрешение, грех, всякий недозволенный, предосудительный поступок. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

  • Вина – 1) проступок, преступление;

2) причина, источник чего-нибудь (неблагоприятного).

(Словарь русского языка С.И. Ожегова).

  • Возмездие – воздаяние, награда и кара, плата по заслугам, вознаграждение; возврат, отдача. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

  • Возмездие – отплата, кара за преступление, за зло. (Словарь русского языка С.И.

  • Ответственность – обязанность отвечать за что-либо, долг дать в чём-либо отчёт. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

  • Ответственность – 1) необходимость принять на себя вину за ошибки, плохой ход дела; 2) необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

(Словарь русского языка С.И. Ожегова).



Домашнее задание к уроку.

  1. Сформулируйте жизненный и творческий принцип А.Т. Твардовского. Подберите соответствующий цитатный материал из стихотворений (и поэм) поэта (поисковое задание).

  2. (Групповое или индивидуальное задание. Характер задания: упрощённый вариант).

На основании данных отрывков из стихотворений А.Т. Твардовского сформулируйте творческий принцип поэта.



С тропы своей ни в чём не уступая,

Не отступая – быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

(«К обидам горьким собственной персоны…», 1967-1968)


(…) И я, чей хлеб насущный – слово,

Основа всех моих основ,

Я за такой устав суровый,

Чтоб ограничить трату слов;


Чтоб сердце кровью их питало,

Чтоб разум их живой смыкал;

Чтоб не транжирить как попало,

Из капиталов капитал;


Чтоб не мешать зерна с половой,

Самим себе в глаза пыля;

Чтоб шло в расчёт любое слово

По курсу твёрдого рубля (…)

(«Слово о словах», 1962)


(…) Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву толстому

Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За своё в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

(«Вся суть в одном единственном завете…», 1958)


  1. Продолжить работу над таблицей об истории создания поэмы «По праву памяти» - заполнить колонку «Взгляды поэта, отразившиеся в поэме».



Ход уроков.

Первая учебная ситуация.


Слово учителя.

Современное литературоведение рассматривает историю создания произведения как средство его прочтения. Судьба произведения является ключом к его смыслу. Остановимся на творческой истории поэмы Александра Трифоновича Твардовского «По праву памяти».

- Какие события, наблюдения, переживания во время работы нашли отклик во взглядах поэта, отразившихся в поэме?

(Учащиеся представляют результат выполнения домашнего задания №3 в виде таблицы (колонка «Взгляды поэта…»), над которой начали работу (колонки «История поэмы» и «События в жизни поэта, обстоятельства работы») на предыдущем уроке. Сообщение должно прозвучать по всей таблице – прим. для учителя).


История поэмы

События в жизни поэта, обстоятельства работы

Взгляды поэта, отразившиеся в поэме

1966-1969гг. – создание поэмы. Задумывалась как продолжение поэмы «За далью - даль». Не печаталась, находилась под запретом.

1967г. – лишь 1-я глава поэмы опубликована в последнем прижизненном сборнике «Из лирики этих лет» как стихотворение «На сеновале».

1987г. – поэма опубликована в журналах «Знамя» (№2) и «Новый мир» (№3).

Поэма создавалась в последние годы жизни (годы жизни А.Т. Твардовского 1910-1971).

1958-1970гг. – А.Т. Твардовский – редактор журнала «Новый мир». 60-е гг. – центр притяжения всех лучших литературных и общественных сил. Печатаются Ф. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Белов, В. Войнович, Ю. Домбровский, С. Залыгин, Ф.Искандер, Б. Можаев, Ю. Трифонов, В. Шукшин, А. Солженицын. С конца «оттепели» журнал подвергается цензурным придиркам. Тщетны попытки опубликовать поэму.

1968г. – Твардовский откликнулся на события в Чехословакии, осудив акцию, отказался поставить подпись под открытым письмом писателям Чехословакии. Стало заметно, что направление журнала приобрело оппозиционный характер.

1970г. – Твардовский ушёл из журнала.

Социальные и лирико-философские раздумья о мучительных путях истории, о судьбах отбельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев.

Это «завещание» поэта и деятеля русской литературы. Поэма отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во 2-й половине 60-х гг. Это человеческий и гражданский поступок, сила нравственного и духовного сопротивления поэта.

«Я почувствовал, что упираюсь в резиновую стенку». (А. Твардовский)

Обращается внимание учащихся на эпиграфы к уроку.

- Что в них отражено? (Учащиеся высказывают свои суждения).


Вторая учебная ситуация.

Организация учебного поиска.

Страница организации учебного поиска и исследования (оформляется на доске (экране) и продолжается оформление в тетрадях учащихся на протяжении всех уроков).

Основной вопрос:

Каковы особенности восприятия автором прошлого и настоящего в поэме «По праву памяти»?

Круг тем, особо значимых для автора:

  • тема раскаяния и личной вины человека;

  • тема памяти и забвения;

  • тема исторического возмездия;

  • тема «сыновней ответственности».

Жанровые особенности:

  • поэма-завещание;

  • поэма-исповедь;

  • семейная трагедия;

  • «лирическая поэма-цикл» (В.А. Зайцев)

Композиция внешняя: предисловие и три части.

Композиция внутренняя: система художественных образов поэмы, отражающих мировоззрение поэта.

Групповая работа


Выводы на основании цитатного материала

Задания для групповой работы

Предисловие

1 глава

2 глава

3 глава

  1. Категория времени в поэме.





  1. Мотив «дали» в поэме.





  1. Ключевые слова поэмы.





  1. Духовный путь лирического героя. Эволюция взглядов.





  1. Сын и отец в поэме. Эволюция взаимоотношений.


  1. Отражение или опровержение евангельских (библейских) постулатов в поэме.


7.1) Реминисценции в поэме.


7.2) Образ «вождя народов»



«За далью - даль»

«По праву памяти»

«Страна Муравия»




Взгляды на предназначение искусства. Творческий принцип поэта.



Форма актуализации знаний.

Творческая работа (задание по выбору учащихся).

  1. Понятны ли вам, «людям из другого поколения» (А. Твардовский) мысли автора? Или для вас это уже «страницы далёкого прошлого»?

  2. Тема раскаяния и личной вины человека в произведениях А.Т. Твардовского (на примере одного-двух произведений).

  3. Тема памяти и забвения (на примере одного-двух произведений

А.Т. Твардовского).




Пример выполнения задания 1 группы

(Ответы приводятся не в полном объёме,

в случае затруднения учитель вправе помочь учащимся – прим. для учителя).

Категория времени в поэме.


1 глава «Перед отлётом»

(напечатана при жизни поэта под названием «На сеновале»).

По своему содержанию глава примыкает к главе «Друг детства» из поэмы «За далью - даль», как бы предваряет её. Стихи передают атмосферу доверительности, в которой можно вести разговор о сокровенном. Сеновал (дом родной); два друга («мыслитель и поэт») отправляются в путь далёкий (незнаемый, незнакомый), полны надежд, мечтаний и иллюзий (романтическая ситуация):

Мы повторяем, что напасти

Нам никакие нипочём,

Но сами ждали только счастья, -

Тому был возраст обучён.

Время:

  1. юность автобиографического героя (лирического героя); молодость героев – молодой «возраст» эпохи:

не слышали: утренние петухи «как будто отпевали конец ребячьих наших дней»;

не предугадывали: вскоре «сорвётся с места край родной»;

  1. глубокий археологический слой: «Давно ли? – Жизнь тому назад».


Вывод: жизнь проходит, а верность юношеским идеалам сохранилась. По ним поэт выверяет свою судьбу.


2 глава «Сын за отца не отвечает» (слова Сталина).


Дополнительные вопросы и задания группе:

- Проследите, каким смыслом наполняются во 2 главе слова «сын за отца не отвечает», повторяясь.

- Какая художественная деталь помогает передать любовь сына к отцу?(по 2 главе)

- Какова связь со словами из поэмы «За далью - даль» (эпиграф №1)?


Ключевая глава. Контрастна 1-й главе: грубое вмешательство власти в семью.

Время: прошлое, которое не даёт покоя, не оставляет.

Можно проследить, как слова «сын за отца не отвечает», повторяясь, получают новое смысловое и эмоциональное наполнение:

  • неожиданное счастье, милостивое избавление от «несмываемой отметки» («кулацкое отродье», «звание» «сын врага народа»);

  • «вошло в права»: слова бесчеловечны, глубоко аморальны, побуждали к пренебрежению нравственными обязательствами перед близкими, к беспредельной вседозволенности:

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

…………………………….

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

  • Поэт с покаянным чувством и полным пониманием рисует натруженные руки отца (эта художественная деталь помогает передать любовь сына к отцу):

Те что – со вздохом – как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

…………………………………..

Отдельных не было мозолей –

Сплошная…


его наивную гордыню «хозяина», дорого ему обошедшуюся.

  • Прослеживая связь времён, историческое прошлое страны, поэт приходит к покаянию, освобождению от иллюзий:

А мы, кичась неверьем в Бога,

Во имя собственных святынь

Той жертвы требовали строго:

Отринь отца и мать отринь.


Если сын за отца не отвечает, то «отец за сына - головой». Постулат «сын за отца» в конце главы перевёрнут:

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе.


Прослеживается связь с эпиграфом №1:

Я жил, я был – за всё на свете

Я отвечаю головой.

(А.Т. Твардовский. «За далью - даль»)

Герой А.Т. Твардовского выступает не бесстрастным летописцем, а свидетелем обвинения. Его волнует судьба конкретных людей, которых он хорошо знал (отца, в поэме «За далью - даль» - друга детства, тётки Дарьи).


3 глава «О памяти»


Дополнительные вопросы и задания группе:

- Обратитесь к словарику (толкование слова «память»). Поясните название главы.

- Способны ли, по мнению автора, его современники ответить «за распорядок в мире»? И как это их характеризует?

- Проанализируйте комментарий к поэме В.А. Зайцева, в котором отражены приметы времени. Помог ли он более точно представить изображаемые в поэме события?

(Желательно, чтобы комментарий был доступен всем учащимся в классе в распечатках или в электронном варианте – прим. для учителя).

  • Зловещей некогда графой… Графа (в анкете) – раздел, рубрика, в данном случае – вопрос о социальном происхождении.

  • На чьё-то г о л о в о к р у ж е н ь е // От им предсказанных побед… Имеется в виду статья И.В. Сталина «Головокруженье от успехов» ( март 1930), в которой, в частности, речь шла о «перегибах» в проведении коллективизации.

  • И в скопе конского вагона… Скоп – скопление, большое количество скопившихся людей. Конский вагон – товарный вагон, теплушка, на которой в прежние времена была надпись: «Сорок человек или восемь лошадей».

  • Опять с кулацкой колокольни, // Опять на мельницу врага. Здесь использованы два фразеологизма: «Со своей (или с чьей-нибудь) колокольни смотреть на что-то», т.е. со своей узкой, ограниченной точки зрения; «Лить воду на чью-нибудь мельницу», т.е. приводить доводы или действовать в чью-либо пользу.

  • Ведь суть не в малом перегибе, // Когда – Великий перелом…1929 год, когда началась сплошная коллективизация сельского хозяйства, вошёл в советскую историю как год великого перелома.

  • И – будь добра, гора Магнитка, // Зачисли нас // В рабочий класс… В 1929г. У подножия горы Магнитной на Южном Урале началось строительство Магнитогорского металлургического комбината, в котором участвовало множество вчерашних крестьян, покидавших в связи с коллективизацией свои деревни и устремлявшихся в города и на стройки.

  • Из плена в плен под гром победы... После окончания Великой Отечественной войны многие бывшие военнопленные и узники гитлеровских лагерей как «изменники родины» оказывались вновь в заключении, в системе ГУЛАГа.

  • Хотя б ты крымский был татарин, // Ингуш иль друг степей калмык. Речь идёт о насильственном выселении в годы Великой Отечественной войны по обвинению в «предательстве» целых народов.

  • Для ставших л а г е р н о ю п ы л ь ю… Выделенные разрядкой слова принадлежат одному из главных организаторов системы ГУЛАГа – Л.П. Берия.

  • О том свидетельствует ныне // Его китайский образец… Имеется в виду государственный и политический деятель Китая, «великий кормчий» Мао Цзедун (1893-1976)



Время для героя настоящее, но прошлого не забыть.

Монолог страстный, гневный о невозможности «в забвенье утопить живую быль». Поэт отрицает забвенье, напоминающее о крестном пути безвинных жертв, взывает к духовному самоопределению:

Но это было явной болью

Для тех, чей был оборван век,

Для ставших лагерною пылью,

Как некто некогда изрек.

………………………………

Но всё, что было, не забыто,

Не шито-крыто на миру.

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору.


Поэт предъявляет спрос современникам, он они инфантильны, несамостоятельны, безответственны. Чтобы передать это, поэт использует иронию, меткое сравнение: «Как наигравшиеся дети, // Что из отлучки взрослых ждут». Современный человек пассивен и несостоятелен, ожидает указов сверху: «Нет, дай нам знак верховной воли, // Дай откровенье божества». Это сродни религиозному поклонению, только Евангелие и Святые Отцы изменились.


Пример выполнения задания 2 группы.

Мотив «дали» в поэме.

- Проследите мотив «дали» в финале поэмы «По праву памяти» и сравните с осмыслением его в поэме «За далью - даль». (Задание даётся в помощь учащимся по усмотрению учителя – прим. для учителя).

Мотив «дали» в финале поэмы

«По праву памяти»

Мотив «дали» в поэме «За далью - даль»

Даль – временная категория:


1) осмысление прошлого: «такими были наши дали»; «иными мнились наши дали»;

2) вера в грядущее, в грядущие «дали» - светлое будущее. Человек будет достоин своего истинного назначения, если «мерить всё надёжной меркой», извлечь из опыта «целительный настой».

Даль (лейтмотив поэмы) – категория времени и пространства:

  1. простор одной страны;

  2. (осмысление метафоры «за далью - даль») дали истории (прошлое страны и человека),

памяти,

судьбы,

времени,

творчества,

мысли.


Приходим к выводу, что всё можно преодолеть при правдивом, без иллюзий взгляде на жизнь, доброй воле, памяти и любви к человеку. У А.Твардовского было множество далей. Вся жизнь, всё его творчество – открытие новых и новых далей: далей Родины, России, далей Правды и Истины.


Пример выполнения задания 3 группы.

Ключевые слова поэмы.


Ключевыми словами поэмы можно считать следующие слова: память, правда, быль, боль, употребляемые в 3 главе.

Память.

  • «Не помнить – память под печать».

  • «…даром думают, что память // Не дорожит сама собой».

  • «…зачем и чья опека // К статье закрытой отнесла // …Недоброй памяти дела».

  • «На этой памяти бессонной // …Поставить крест».

  • «Голос памяти правдивой».

Правда.

  • «Одна неправда нам в убыток, // И только правда ко двору».

  • «Чтоб с правдой сущей быть не врозь, // Многостороннюю проверку // Прошли мы…».

Быль.

  • «Перед лицом ушедших былей (прим.: прошлого, истории) // Не вправе ты кривить душой…» (предисловие).

  • «Хотят в забвенье утопить // Живую быль…// Быль – забыть?»

  • «…все былые недомолвки // Домолвить ныне долг велит».

  • «…даром думают, что…// Ряской времени затянет // Любую быль…» (уйдёт в небытие).

Боль.

  • «Но это было явной болью // Для тех, чей был оборван век» (воплощение боли безвинных жертв, прошедших свой крестный путь).

  • «…даром думают, что...// Ряской времени затянет // Любую боль…» (уйдёт в небытие).

  • «…отзыв давней боли» (любая мысль).

  • «Немую боль в слова обречь» успеть бы, ту боль, что «теснила… сердца».


Быль

Боль

Память

Правда

ушедшая (прошлое)


живая


недомолвки

явная


давняя


немая

недобрая


бессонная


правдивая

ко двору


сущая


поставить крест (замолчать)


Переплетаются эти слова в поэме, оставляя отпечаток страшной трагедии на судьбе героя. Быль отзывается болью, память хранит горькое былое, боль, а правда не притупляет боли, не излечивает душу, но врезается в память как спасение от забвения людского. Поэт взывает и с печалью, и с гневом, и с надеждой к духовному самоопределению.



Пример выполнения задания 4 группы.

Духовный путь лирического героя в поэме.

Эволюция взглядов (на основе цитатного материала).

1 глава

2 глава

3 глава

жили замыслом заветным

Дорваться вдруг

До всех наук.


Готовы были…(множ. число глагола указывает на причастность героя к обществу в целом – так жили многие (все) в его окружении; человек как часть целого, звено общей цепи)

Не лгать,

Не трусить,

Верным быть народу,

Любить родную землю-

мать.

Готовы были поверить в постулат «Сын за отца не отвечает», в призывы: Оставь отца и мать свою

………………………….

Забудь, откуда вышел родом

(корни, семью, род, родную землю)

………………………….

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

…………………………..

И лжесвидетельствуй…

И зверствуй…

Велят

Забыть… безмолвно

…………………………

Не помнить – память под печать.

Но для героя

что было, не забыто

…………………………

недомолвки

Домолвить ныне долг велит.

…………………………

Важно для него

Не обратить… всех…

В одних непомнящих родства.

…………………………

Время требует

мерить всех надёжной меркой.

будем

Людьми

из тех людей,

что людям,

Не пряча глаз,

Глядят в глаза.


Возвышенные мечты лирического героя, но не лишённые иллюзий.

Духовное падение героя.

Духовное возрождение героя.


Пример выполнения задания 5 группы.

Сын и отец в поэме. Эволюция взаимоотношений.

Как меняется отношение героев и как реализуется постулат «сын за отца…»?


Фраза «сын за отца не отвечает» употребляется в главе пять раз, и каждый раз звучит по-разному и несёт новую смысловую нагрузку.

  1. В начале первой строфы:


Сын за отца не отвечает –

Пять слов по счёту, ровно пять.

Но что они в себя вмещают…


  1. Фраза звучит как неожиданный, хлёсткий, жёсткий удар, но дающий одновременно свободу, освобождающий от вины:


Не ждал, не чаял,

И вдруг – ни в чём не виноват.


  1. Категоричное утверждение, постулат времени, равный церковному («Аминь!» - конец молитвы), не требующий и не приемлющий доказательств, догма:


Сын – за отца? Не отвечает!

Аминь!


  1. Сын за отца не отвечает, -

Ему дорогу обеспечь.


  1. Сын за отца не отвечает –

Закон, что также означает:

Отец за сына – головой.

Утверждения 4 и 5 звучат как вывод, как толчок к действию, как единственно видимый выход.


Сын (лирический герой)

Отец (в глазах сына)

Смятение в душе героя: «то был отец, то вдруг он враг».

Мучительный, страшный выбор героя между отцом и «благородной» идеей становится выбором между отцом и жизнью.

Сын отца отвергает в душе по незнанию, поддавшись влиянию времени, будучи ослеплённым подменой истин и правды. Рана в душе остаётся надолго («О годы юности немилой»).

Искренний порыв героя идти в ногу со временем подчёркивает его заблуждения. Оставивший отцовский дом для участия в новой истории, сын в руках вершителя судеб становится щепкой, «сыном врага народа», «отродьем», «не сыном даже, а сынком», но любовь к отцу в сердце жива (с любовью описывает натруженные руки отца).

Сын за отца страдает.

Через осознание непонимания сыновней ответственности приходит к покаянию, освобождению от иллюзий.

Сын за отца жизнь прожить не может, но понять его не только может, но и должен.

Сначала «враг народа», «кулак».

Но вспоминает герой руки отца:


В узлах из жил и сухожилий,

В мослах поскрюченных перстов –

Те, что – со вздохом – как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

И точно граблями, бывало,

Цепляя,

ложки черенок,

Такой увёртливый и малый,

Он ухватить не сразу мог.


Те руки, что своею волей –

Ни разогнуть, ни сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей –

Сплошная. –

Подлинно – кулак!

(Двойное значение слова «кулак» обыгрывается).


Отец-труженик землю «кропил своим бесплатным потом».


Дополнительный вопрос учащимся:

- Если «…за всё на свете я отвечаю головой» (поэма «За далью - даль»), то почему «сын за отца не отвечает»? О какой ответственности идёт речь?


Пример выполнения задания 6 группы.

Отражение или опровержение евангельских (библейских) постулатов в поэме.

(Прим. для учителя: к подобной работе с библейским источником можно приступать, если только учащиеся знакомы с ней ранее и проводилась она под руководством учителя на уроке).

Поэма

Евангелие

«Дай нам знак верховной воли, // Дай откровенье божества»

(критика поэтом пассивного ожидания указов сверху).

«Да будет воля Твоя»

(свобода как следование воле Творца, подчинение воли человека Божьему промыслу).

«Кто не с нами, тот против нас» (принцип социализма).

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Евангелие от Матфея, 12,30).

(Иисус Христос говорит об абсолютной Истине, он сам есть Истина, и противостояние таковой не может быть всецелым).

«…иди за мною, // Оставь отца и мать свою…// Предай в пути родного брата // И друга лучшего тайком…». (Предай – «и будешь ты в раю»).

«Всё мимолётное, земное // Оставь – и будешь ты в раю».

«Почитай родителей своих» (библейская заповедь).

«И лжесвидетельствуй… // И зверствуй именем вождя».

«Оклевещи народ».

«Сын за отца не отвечает» (потеря корней, отречение от семьи)

«Не лжесвидетельствуй» (библейская заповедь).

«Любите врагов ваших… молитесь за обижающих и гонящих вас» (Евангелие от Матфея, 5,44).

«Возлюби ближнего своего как самого себя» (библейская заповедь).



«В ущерб любви // к отцу народов - // Любая прочая любовь».

«…кичась неверьем в бога // Во имя собственных святынь // Той жертвы требовали строго: // Отринь отца и мать отринь».

«Превозноси отца народов: // Он сверх всего, // Ему видней».

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4,8).

«Почитай родителей своих» (библейская заповедь).


Библейские, издавна мыслимые как самые добрые понятия отец и сын, нравственные принципы, основы семейного уклада становятся искажёнными до гротеска.

Желание поднять из гроба Ленина (другого отца) – перевёрнутое, искажённое воскрешение Иисуса Христа. Но он (Ленин), по мнению автора, - не был богом, не бог (лжебог-отец?), следовательно, не воскреснет.

«…грубо сдвоив имена // … заносим на скрижали, // как будто суть была одна», - повествует автор. Порыв «Сталина (лжебога-сына?) зовите – // Он богом был – // Он может встать» нелеп. Святого Духа не может быть, так как нет самой души (мёртвые бездушны), отсюда можно провести параллель с бездушием общества, которое явилось следствием произошедших событий. «Китайский образец» - новое, современное тогда воплощение другого лжебога-отца (?) (Мао Цзедуна).

Библейское триединство Отец – Сын – Святой Дух перевёрнуто: лжебог-сын – идейный предшественник лжебога-отца, созданный по образу и подобию идейных отца и сына – «китайский образец» (чуждый нам, издалека).



Пример выполнения задания 7 группы.

  1. Реминисценции в поэме.

Реминисценция – отзвук чужого произведения, смутные воспоминания (см. словарик к уроку).

Задание: Найдите реминисценции из произведений поэтов XIX века в поэме «По праву памяти».

Вариант задания: найдите реминисценции из произведений поэтов XIX века в строках поэмы «По праву памяти»:

  1. Он говорил: иди за мною,

Оставь отца и мать свою,

Всё мимолётное, земное

Оставь – и будешь ты в раю.

……………………………

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов –

Любая прочая любовь.


Ясна задача, дело свято, -

С тем – к высшей цели – прямиком.

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.


И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

И лжесвидетельствуй во имя

И зверствуй именем вождя.


(Реминисценции из поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Лермонтовские реминисценции в поэме придают облику «вождя народов» демонический характер).


  1. Смыкая возраста уроки,

Сама собой приходит мысль –

Ко всем, с кем было по дороге,

Живым и павшим отнестись.

Она приходит не впервые,

Чтоб слову был двойной контроль:

Где, может быть, смолчат живые,

Так те прервут меня:

- Позволь!

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, -

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой…

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой.


(Реминисценции из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник». Пушкинские реминисценции придают строкам поэмы исповедальный характер, характер завещания потомкам перед лицом прошлого. Для поэта сказать современникам правдиво о прошлом – долг чести, «право памяти живой»).

2)Образ «вождя народов» (Сталина)

(в поэмах «По праву памяти», «За далью - даль», «Страна Муравия»).



«По праву памяти»

(1966-1969)

«За далью - даль»

(1950-1960)

«Страна Муравия»

(1936)

1) Тот, кто для всех нас был

одним

Судеб вершителем земным,

Кого народы величали

На торжествах отцом

родным.

2) «Сын за отца не отвечает» - слова Сталина.

  1. глава)

3) «Некто»;

4) «тот отец»:

глушили мы громами

Рукоплесканий в честь отца.

5)Бог-отец:

Сталина зовите –

Он Богом был.

  1. глава)


Поэма отражает демонический характер облика «вождя народов» как источника трагедии лирического героя и страны.


Перекличка с поэмой «По праву памяти»:

1)Как грозный дух он был

над нами,

Иных не знали мы имён.

2)………… четверть века

Призывом к бою и труду

Звучало имя человека

Со словом Родина в ряду.

…………………………..

3)Имеет имя божества.

…………………………..

Всё в мире видел самолично

И всем заведовал, как бог…

…………………..а люди

Богов не сами ли творят?

……………………………

Но

Великий Ленин не был

богом

и не учил творить богов.

4)…простирались эти руки

До всех на свете главных дел...

…………………………….

Так на земле он жил и правил,

Держа бразды крутой рукой.


«Грозный отец» в «стране-семье», чьё слово – закон, чей гнев может быть обрушен на «целые народы».

5)Ему……………………….

Мы все обязаны победой.

……………………………

Один со смертью – на один…


Итог:

осиротели со смертью «отца».


1)Герой-спаситель, соответствующий герою волшебной сказки:


Сталин…на вороном коне

……………………………

2)Герой-«летописец», от пера которого ничто не ускользает, но назначение «летописей» иное:


В одном краю,

В другом краю

Глядит, с людьми беседует

И пишет в книжечку свою

Подробно всё, что следует.

(7 глава)


Итог:

Поминаем душ усопших,

Что пошли на Соловки…

Выбор, решение лирического героя.

Выбор, решение

лирического героя.

Выбор, решение лирического героя.

и впредь как были – будем, -

Какая вдруг ни грянь гроза –

Людьми

из тех людей,

что людям,

Не пряча глаз,

Глядят в глаза.


Мы стали полностью в ответе

За всё на свете…

Пора бы нам одуматься,

Пойти домой, задуматься…



Третья учебная ситуация.

Реализация домашнего задания.

Слово учителя.

По окончании изучения и поэмы, и творчества А.Т. Твардовского уместно выяснить, каковы же взгляды А.Т. Твардовского на предназначение искусства. Дополните наблюдениями с урока результаты ваших поисков. Сформулируйте жизненный и творческий принцип поэта. Сопоставьте свои материалы, ответы.


  1. (реализация домашнего задания №1). В каких строках стихотворений и поэм

А.Т. Твардовского вы увидели жизненный и творческий принцип поэта? (Учащиеся зачитывают строки из произведений и комментируют их).

  1. (индивидуальное или групповое задание, реализация домашнего задания №2).

На основании данных отрывков из стихотворений А.Т. Твардовского сформулируйте творческий принцип поэта.


С тропы своей ни в чём не уступая,

Не отступая – быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

(«К обидам горьким собственной персоны…», 1967-1968)


(…) И я, чей хлеб насущный – слово,

Основа всех моих основ,

Я за такой устав суровый,

Чтоб ограничить трату слов;


Чтоб сердце кровью их питало,

Чтоб разум их живой смыкал;

Чтоб не транжирить как попало,

Из капиталов капитал;


Чтоб не мешать зерна с половой,

Самим себе в глаза пыля;

Чтоб шло в расчёт любое слово

По курсу твёрдого рубля (…)

(«Слово о словах», 1962)


(…) Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву толстому

Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За своё в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

(«Вся суть в одном единственном завете…», 1958)


(Творческую манеру и жизненную позицию А.Т. Твардовского определяет чувство сопричастности национальным свершениям и бедам. Каждое его произведение являет собой образец социально-нравственной цельности поэта, верности гуманистическим традициям русской литературы, верности её генеральной «думе» о жизни и человеке, месте человека в истории, взыскательное отношение к слову, бескомпромиссность в требовании – «за своё в ответе»).




Заключительное слово учителя.

Поэма «По праву памяти» - это во многом итоговое осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились и переломились тяжёлые противоречия времени. Обратимся ещё раз к эпиграфам к уроку (выразительное чтение эпиграфов учителем или учащимися).

Вся разнообразная писательская деятельность А.Т. Твардовского несёт на себе отпечаток его незаурядной личности. В изображении «дел, событий, судеб, людских печалей и побед», в осмыслении «дат, всех сроков», что метили судьбу, А.Т. Твардовский пошёл по пути классической поэтической традиции, предопределённой А.С. Пушкиным. Это путь синтеза эпического и лирического, книжного и разговорного начал.

В эпоху всяческой ломки и эксперимента он неизменно утверждал естественность и органичность поэтического творчества, продолжающего лучшие традиции предшественников, опирающегося на многовековой опыт духовной культуры человечества. Продолжая и обновляя достижения отечественной классики, Твардовский продемонстрировал далеко не исчерпаемые возможности реализма в поэзии нашего времени.


Четвёртая учебная ситуация.

Творческая работа. (Работа рассчитана на один урок).

  1. Понятны ли вам, «людям из другого поколения» (А. Твардовский) мысли автора? Или для вас это уже «страницы далёкого прошлого»?

  2. Тема раскаяния и личной вины человека в произведениях А.Т. Твардовского (на примере одного-двух произведений).

  3. Тема памяти и забвения (на примере одного-двух произведений

А.Т. Твардовского).




Полный текст материала Разработка уроков по поэме А.Т.Твардовского "По праву памяти" в 11 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ландихова Татьяна Ивановна  tlandixova
16.01.2013 0 11964 4449

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК